Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)
с утра прошел дождь. Дорога стала скользкой, грязь крутой и вязкой. Они свернули в сторону и медленно двигались по жнивью. Холодный осенний ветер дул по рывисто. Далеко в стороне мая чили дома и сады села, а они шли, минуя его, прячась от лю дей. Первым понуро брел пожилой офицер с капитанскими погона ми. Фуражка надвинута на глаза, ' ' лицо грязное, опухшее, заросло щетиной, руки засунуты глубоко в карманы. Изредка у него из груди вырывается ла(ощий ка шель. Он останавливается, хвата ется руками за грудь и хрипит: — Ненавижу. Все ненавижу... Слова гремели угрозой. Ветер рвал их на куски. До маленького бойца в длинной шинели доноси лась только последняя часть сло ва; — ...вижу. Руки бойца, большие, мозоли стые, с обломанными , ногтями, крепко держали -винтовку. — Ну, двигай. Хватя прохлаж даться. Можем не поспеть до на ших. Топать иам еще порядочно. С этими словами боец толкнул капитана стволом винтовки в спи ну. Они двинулись вперед. Из-за туч прорвалось заспанное ок тябрьское солнце. Капитан по смотрел на него, зажмурился, как ребенок, причмокнул, но тут же словно спохватился, покосил ся на бойца и сделал несколько шагов. Затем пробежал рысцой и остановился. Его снова душил кашель. Грузное тело вздрагива ло, казалось, оно вот-вот даст трещины и развалится. Следом за капитаном по жнивью шагал боец. Шагал раз меренно, твердо , шагал уверен но, как хозяин. Да он и впрямь был хозяин, этот боец. Только дом у него ог ромный. Вместилась в нем под небесным пологом вся матушка Россия с этой степью, махнувшей до горизонта, с жнивьем, пропах шим рожью, с богатыми хутора ми и нищими деревнями. I Только полыхает в большом доме—России пожар. А он, боец, тушит его. Тушит голы.ми руками, тушит голодный, чтобы потом, без отдыха, все заново перестро ить в нем. — Больше не могу. Сил нет. О т голода голова кружится, — хрипит капитан. — Иди! — командует боец. Голос его звучит стальной стру ной. Капитан беспрекословно подчиняется и плетется к меже. Вдали н^доро ге показывается не сколько вооруженных всадников. — Наши, наши. Спасите. На по мощь! — кричит капитан и бежит в сторону дороги. Ветер дует в противоположную от конных" сторону. Крик капита-^ на выводит бойца из равнове сия. Он передергивает затвор и, не повышая голоса, говорит сквозь зубы : — Назад, мамонтовская гнида! Назад, говорю, а то пристрелю. Ложись и ползи к лесу. Капитан оборачивается. Он ви дит побелевшее лицо бойца, его прищуренные глаза и посинев шие стиснутые губы. Такой мо ж е т , на все решиться. И капитан сдается. Он послушно ползет к лесу, изредка посматривает в сторону уменьшающегося мамон- товского отряда. Единственная надежда рассея лась, как пыль. Он снова подчи нился судьбе. — Теперь можно чуток пере дохнуть, — сказал боец. Он сел под ствол старой бере зы. Поодаль от него расположил- Р А С С К А З ся капитан. Боец достал из-за па зухи горбушку черного хлеба, разломил ее пополам. Один ку сок положил перед капитаном, а второй спрятал на старое место. — Ешь, ваше благородие. Не обессудь Ивана Телегина за уго щение. Капитан покосился на бойца, но хлеб взял. Видно, голод ока зался сильнее гордости. Кусок хлеба только сильнее развил аппетит капитана. Он вы жидательно посмотрел на бойца и, теперь уже забыв об офицер ском честолюбии, сказал: — Давай, Иван Телегин, и вто рой кусок. — Нет, хватит. Остальное по лучишь вечером. — Значит, не дашь? — Нет. ^ — Подумать только, как судь ба играет человеком. Каких-ни будь года два назад 1акие, как ты, Иван Телегин, хватали объед ки у меня со стола. А теперь я, дворянин Павел Прозороз, вы нужден клаычить у тебя кусок хлеба, черного хлеба вперемеж ку с землей. Эх-х1 До ч.его ж ты, Русь святая, докатиласо? Цвет твой, офицерство твое, голодны ми, бездомными псами бродит по степям , как милостыню, при нимает хлеб из грязных рук му жика. Прозоров дико захохотал. ...Березовый лес неожиданно кончился. Ночь их застала вдали от жилья. Мелкий осинник рас сыпал штампованные к р уж ки . листьев. За капитаном твердой походкой вышагивал Телегин. Ка залось, он не чувствовал устало сти. Как будто все его тело со стоит из воловьих жил и сплава металла, не поддается никаким слабостям, свойственным челове ку. Темнота опустилась на .темлю. Телегин вынужден был остано виться на ночлег. Вместе с Про зоровым наносили они хвороста и разожгли костер. Огонь запля сал по веткам. Дым , тяжелый и едкий, пополз в небо. Тепло разморило Прозорова. Он бросил охапку хвороста и упал на нее. Через несколько минут он уже спал. Костер разгорелся, он пылал ярко. Иван подбрасывал ветки и толстые сучья. О т огня обвет ренное лицо горело. Голод да вал знать о себе мучительной тошнотой. И все же сильнее все го был сон. Он расслаблял пру жинистое тело, мутил сознание. Сильной рукой своей сон беспо щадно бросал Телегина на землю, но у бойца хватало силы воли подниматься и собирать хворост. Он щипал себя, тер виски и лоб. И все время посматривал на ка питана. Ему казалось, что тот следит за ним. Судьба случайно ,свела Телеги на с Прозоровым. О нем он слышал и раньше, до революции, когда жил в деревне, которая когда-то принадлежала Прозоро вым. Неподалеку находилось их имение.^Старый двухэтажный дом с колоннами стоял на берегу пруда, где водились зеркальные карпы. Ванька Телегин обычно заби рался на высокую иву и подолгу смотрел на барский дом. Ему было интересно наблюдать, как на иноходце гарцует старый ба рин. Знакомство с представителем семейства Прозоровых состоя лось не в барском доме , а в крестьянской избе. Мамонтовцы поймали красного разведчика Ива на Телегина и привели к своему командиру капитану Прозорову. Допрашивал разведчика Прозо ров сам. Не вытянув из него ни слова, бил его, а затем долго смывал с рук кровь.. Усталый и злой, капитан лег спать, а крас ного бойца закрыли в сарай. На дверь повесили замок. В полночь до Телегина донес лись пьяные голоса. Шагов часо вого не было слышно. Видно, он ушел пьянствовать вместе с дру гими. Телегин прокопал соломенную крышу сарая, пробрался в избу, где спал капитан. На самом про ходе развалились два пьяных ма- монтовца. В стороне валялись винтовки. Разведчик пробрался к посте ли капитана, заткнул ему рот тряпкой, скрутил руки и вь:тащил его в окно. Делал он все не спе ша, методически, словно ему и не грозила опасность. В сенцах Телегин взял винтов ку, нашел ковригу хлеба и еще прихватил шинель и одежду ка питана. Полураздетого офицера со скрученными за спину руками, вывел за околицу. В кустах при казал ему одеться. А теперь вот вторые сутки он, разведчик Иван Телегин, ведет своего врага к своим. Ведет быв шего хозяина — хозяин новый. И все же сон свалил красного разведчика. Тепло пригрело его. Долго ли, коротко ли проспал? Иван не знает. Только проснулся он, а винтовки рядом нет. И ко стер уже погас. Утро раннее, ту манное. И стоит над Иваном Прозоров. Стоит с винтовкой в руке, ехидно смеется и говорит; — Вь:спался, а теперь, выродок хамова племени, пойдем туда, куда я укажу. Чувствует Иван Т е л е ки , что ярость в нем поднимается^ но сдержал себя, выпря-мился пе р ед ^капитаном. — Идем! — командует Прозо ров. — Только ты пойдешь за мной, а не я 3^ тобой, — отвечает раз ведчик. — Ну, ты, поговори мне. По пробуй ослушаться, пристрелю на месте. — Стреляй. Только винтовка без патронов. Капитан выдергивает затвор. Патронник пустой. Прозоров в ярости бросает винтовку на зем лю и опускается на колени. Он плачет навзрыд, как ребенок. — Не будь, барин Прозоров, тряпкой, а будь мужчиной. Ты все же военный. Вставай, нам к вечеру нужно прибыть на ме сто, — требует Телегин. Двое снова идут и идут впе ред. Идут, минуя деревни и ма- монтовские разъезды . Идут на хутор в излучину Дона, где ждут Телегина с донесением его товарищи. А. БОРОВИК. В. ПЕШКОВ. В Е Т Р Ы Веют ветры над моей Россией, В звонких рощах плещет птичий гам, Стынут росы, да дожди босые. Как мальчишки, скачут по лугам. Вот она, Россия золотая! Вот она, любима^] до слез! За курганом хмурым тихо тает Грусть по-девичьи веснушчатых берез. Пусть порой в душе старье и слякоть. Но лишь вспыхнет песенный рассвет. Как же тут от радости не плакать. Оттого, что русский я поэт. Оттого, что вот живет Россия Столько мудрых, столько звонких лет. Хочется под этим небом синим Чуть заметный свой оставить след. ЛЮБОВЬ К РОССИИ Вернусь в любимые края, Пройдусь родимою сторонкой И, может, повстречаюсь я С давно знакомою девчонкой. Спрошу, как звать, что, мол, забыл. Какая взрослая, мол, стала. Она ж рассыплет ысе грибы. Что на лугу насобирала. В лицо задышит горячо, В глаза доверчиво заглянет, И я — баян через плечо — Приду к девчатам-' на гулянье. Под доброй, мудрою листвой У спящих хат и у заборов В ночи рассы 1 щю волшебство Чудесных русских переборов... С твоих полей, с твоих лесов, С твоих величественных строек Звенящий ветер бьет в лицо. Становится сильнее втрое. Пойми меня, родная Русь, — Никак нельзя молчать об этом; Я русским званием горжусь И становлюсь твоим поэтом. и если вдруг застанет г р у с т ь , И жизнь покатится неяркой, Тогда же встретится мне п у с т ь Девчонка, юная славянка. И пусть улыбкой иривлечет. Небесным светом В душу г л я н е т , я вновь, гармонь через плечо. Уйду к девчатам па гулянье. А. СИНЕЛЬНИКОВА. У Т Р О М Еще спит над рекой посветлевншй город. Словно веки закрыт!.ге, створки окон. Но взорвал тишину рев надсадны.моторов, Отогнав от меня недосмотренный сон. И мне кажется, не было вовсе отбоя С того утра в далеком военно.м году; Продолжается ярость воздушного боя. Четверть века не сгяхпув, у всех на виду. ...Отгоняю с трудом наважденье такое. Ярколикое солнце прильнуло к окну. Но в его потревоженном ОУлом. покое, Я, как многие люди, теперь не усну. В самом сердце зву'нгт отголосок сирены. Этой казни вовек - не желаю другим... Л в садах— соловьиное буйство сирени, ]{ак вскипающей жизни ликующий гимн. В небесах закурчавился мягкою ваткой Дымный след, приглушив замирающий гролк ...Тишина. Самолеты ушли на [щсадку На росою обрызганный аэродром. С. МЕКШЕН. Спаси меня, житейская премудрость! Хоть в Золушки возьми, по обучи Понять короткой жизни многотрудность, Увидеть восходящие лучи. Я буду долго падать, ушибаться. В паденьи силясь истину понять. Я буду драться — не умея драться. Чтоб только после крепче устоять. Не запрошусь в волшебники, не думай. Пока не разгадаю тайн твоих, Пока в себе не озвучу все струны, Пока не допишу последний СТИХ. Кадр из нового художествен ного фильма «Зеленая карета»: Гедеонов — артист А. Борисов и Асенкова — артистка Н. Те- пякова. Этот фильм, поставленный на киностудии «Ленфи.тьм» ре- !киссером Я. Фридом но сцена рию А. Гладкова, построен па историческом материале о судь бе актрисы Александрийского театра Варвары Асеиковой —од ной из . наиболее трагических страниц в истории русского те атра первой половины прошлого века. Фотохропика ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz