Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

# л Два года назад мне поручили вести начальн>то полптпчёскую школу партийной органпзацпп колхоза «Великий Октябрь». С первых же занятий передо МН 01 Ч возникли вопросы: как лучше довести до сознания слу­ шателей идейное содержание, изучаемого материала, чем заин­ тересовать их, как облегчить ■восприятие и усвоение. И тут мне на помощь пришли технические средства пропаган­ ды. На занятиях я использую универсальный проектор, энидн- аскоп II проигрыватель. На вто­ ром году обучения использовала голубой экран телевизора. Проведение занятий с исполь- зованпем технических средств ■требует от пропагандиста самой тщательной подготовки. Необхо­ димо знать не только тему при­ влекаемых для иллюстраций по­ собий, но и в какой последова­ тельности, какими средствами она раскроется, сколько времени займет показ и т. д. -Готовясь к занятию, заранее просматриваю диафильм, отме­ чаю, какие кадры нужно пока­ зать слушателям и в каком ме­ сте беседы или рассказа. Нет смысла демонстрировать весь диафильм, так как впиманпе сл>'шателей притупляется и эф­ фект от такого просзютра незна­ чителен. Другое дело, когда по­ казываешь несколько самых ин­ тересных и важных кадров, про­ изводящих наиболее эмоциональ­ ное воздействие на слушателей. Так, при изучении биографии В. И. Ленпна на первом занятии использую семь кадров из пер­ вой части диафильма: общин вид города Симбирска, семья У льяновых, Володя-гпмпазист, участие Ленина в студенческой сходке и другие. И все они идут по ходу беседы. Из 2-й части диафильма п^ биографии В. И. Ленина цслесот образно продемонстрировать кад­ ры: Петербургский кружок, со­ ратники В. И. Ленина, группа «Освобождение труда», протест 17-тп, совещание в Уфе. Ведя рассказ по теме «На пер­ вый штурм царизма», на.щ пока­ зать слушателям из третьей ча­ сти диафильма такие кадры: тяжельш труд рабочих, крайне низкая заработная плата, массо­ вое разорение крестьян, рас­ стрел рабочих 9 января, револю­ ционное движение в России 1905 года, Декабрьское- воору­ женное восстание, IV съезд РСДРП, V съезд партии, Ленин уходит в эмиграцию. Из четвёртой части показываю три кадра: дом в Женеве, где ;кпл .Лепин. щ>ц, где проходила Праягская конференция, и де­ путаты IV Гослщарственпой ду­ мы. На последующих занятиях ис­ пользую кадры, на которых за­ печатлены выступления Ленина на I Всероссийском съезде крестьянских депу'гатов, па ПОМОЩНИКИ I I Всероссийском съез.де Сове­ тов, йеседа Ленина с крестьяна­ ми. Так же тщательно отбираю кадры при изучении основ ио- литэкономических знаний. На­ пример, из диафильма «Миро­ вая система социализма» демон­ стрирую кадры №Л“ 3, 4, 6, 7, 9 II 10 и комментирую нх. Практика показала, что слу­ шателям иачальных политйакол всегда интересны документаль­ ные фотографии, репродукции произведений живописи, графи­ ки, скульптуры, но они труд­ нее понимают карты, схемы, таблицы, диаграммы, рассчитан­ ные иа более подготовленных слушателей. Пользуясь данными газет, журналов, справочников, изго­ товляю карточки небольшого формата для показа через эпи­ диаскоп. Это помогает лучше ус­ воить материал, повышает ак­ тивность при собеседовании, появляется стремление записать цифры и факты. Пройгрыватель донес до моих слушателей речи Ленина «Что \акое Советская власть» и «Па­ мяти председателя Всероссий­ ского ЦИК тов. Якова Михайло­ вича Свердлова», Никакое искус­ ство пропагандиста 'пе может заменить эту запись. По лицам слушателей было видно, какой огонек зажег в их сердцах го­ лос вождя. По телевизору прослушали передачи «Ленинские принципы управления народным хозяйст­ вом», «Сохранение и упрочение мира» и др. Конечно, вариантов употребле­ ния технических средств пропа­ ганды моигет быть много, но, используя их, нужно всегда пом­ нить, что главное в политиче­ ской учебе — это ее и'^ейное содержание, а техника лишь средство для более г.тубокого разъяснения и понимания. Е. САМОЙЛОВА, пронагандист. Д о х о д ч и в о с т ь рассказа про­ пагандиста, эмоцио н а л ь н о е воздействие на слушателей На­ чальной политической школы сильнее, эффективнее, если он на занятиях использует художествен­ ную, мемуарную и очерковую литературу. При изучении -первой темы биографии Ленина хорошо позна­ комить слушателей со стихотво­ рением В, Маяковского «Разго­ вор с товарищем Лениным». Жи­ вой' интерес вызывают сцены с Огородниковым из пьесы И. По­ пова «Семья». Когда изучаешь вторую тему, нельзя обойтись без ссылок на воспоминания Е. Ярославского, по­ священные Ленину. Они дают возможность лучше понять о г­ ромное влияние Ленина на формирование мар к с и с т с к и х порекомендовать слушателям для самостоятельного чтения было бы ошибкой. Конечно, при чте­ нии из этих книг нужно тщатель­ но продумать, какие страницы наи­ более приемлемы, учитывая не достаток времени, какие из них наиболее ярки, не увлекаясь же­ ланием прочитать побольше. 1912 год. События на Лен­ ских приисках. Начало нового революционного подъема. Слу­ шатели обычно уже знают об этом в общих чертах. Но их инте­ ресуют подробноти. И поэтому я рекомендую прочитать роман В. Саянова «Лена», дающего широ­ кую картину революционного подъема. Сам на занятии читаю гневные строки Демьяна Бедного «Лена». С сочувствием следят за мысля­ ми и переживаниями Ленина слу­ Художественным словом взглядов у питерских рабочих. Для самостоятельного чтения рекомендуются «Рассказы 'о Ле­ нине» М. Прилежаевой. Находясь в ссылке, Ленин на­ пряженно работал над теоретиче­ скими и организационными воп­ росами рабочего движения. Это помогают понять чудесные стихи Степана Щипачева «Долина в Шушенском». Сильнейшим пропагандистским' оружием является роман Макси­ ма Горького «Мать». Из него чи­ таю страницы при изучении чет­ вертой темы. Несостоятельность народнических взглядов мне по­ могают донести до слушателей страницы из романов Афанасия Коптелева «Зачин» и «Возгорится пламя». Когда изучается тема «На пер­ вый штурм царизма», вновь возв­ ращаюсь к Горькому. Его заме­ чательный очерк «В. И. Ленин» рассказывает о вожде пролета­ риата и человеке, который на­ слаждается чтением Л. Толстого и музыкой Бетховена, играет в шахматы и с большим интересом беседует с рабочими. Партия в годы реакции— слож­ ная для усвоения тема. Но про­ изведения В. Катаева «Маленькая железная дверь в стене», И. Ф . Попова «На исходе ночи», Н. По­ повой «Заре навстречу» так широ­ ко и так понятно повествуют об этом трудном периоде в истории нашей партии, так ярко воссозда­ ют обстановку тех лет, что не прочитать из них отрывки или не шатели, когда читаешь ■‘ отрывки из «Дома в Поронино». Максим Танк рассказывает, как рвется Ленин в близкую, но закрытую для него Россию, как жадно вчи­ тывается в строки русских газет, хотя и получает их с большим опозданием. Его место в рево- .люционной России, и слушатели понимают, как нужен Ленин ра­ бочему классу, партии. Список книг, которые можно использовать при изучении темы «Верность пролетарскому инрер- националиэму», очень длинный. Готовясь к занятиям по этой те­ ме, я остановился на эпилоге к 4-й части «Жизни Клима Самги- на» Максима Горького. Читал так же и отрывки из трилогии А. Толстого «Хождение по мукам» (часть I). Хороший материал дает произведение Л. Никулина «Мо­ сковские зори». Повесть Э . Казакевича «Синяя тетрадь» — первое художествен­ ное произведение после XX съез­ да, и в нем нет тяжеловесной монументальности в изображе­ нии исторических деятелей. Хро­ нологически—это подполье после июльского расстрела. Теперь, по­ жалуй, пропагандисту не обой­ тись без «Синей тетради», когда изучается тема «Ленин — вождь Октябрьской революции». Знакомлю слушателей со стра­ ницами, показывающими главную причину расхождения Ленина с некоторыми соратниками, кото­ рые не верят в победу револю­ ции, в частности с Зиновьевым. Приходите, мы поможем История нашего района тесно связана с историей страны. В краеведческом . музее* собраны архивные материалы, воспоми­ нания участников революции и гражданской войны, есть хоро­ шие подборки о развитии хо­ зяйства района, о его передови­ ках, героях Отечественной вой­ ны. Краеведчеекпй материал слу­ жит хорошим подспорьем для пропагандистов начальных ио- лптшкол, школ основ маркенз- ,ма-ленинизма, да и для теорети­ ческих семинаров. Вез местных данных пропаганда политиче­ ских знаний просто невозможна. Говоря о первой русской, ре­ волюции, нельзя ооошн молча­ нием события этого времени в Усманском уезде. В конце декабря 1905 года - - начале 1М6 года произошли кре­ стьянские волнения в с. Ольхов- ке, где было имение помещика Новоселова. Столкновепия с по­ лицией произошли в с. В. Матрен- ка. Тревожно и призывно звучал набат. Полиция произвела, мно- гочпс.ленные аресты. В октябре пятого года выступленпо кресть­ ян произошло в самой Усмани. Царское правительство напра­ вило в Тамбовскую ;убернию войска для подавления крестьян. Пришли они н в Усмаыь. Нача- ■лись обыски, аресты. Ралгромле- Примерное расписание школ основ марксизма-ленинизма третьего года обучения (для пропагандистов села) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (раздел «Со­ циализм») — 42 часа. . ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ — 4 чада. ОКТЯБРЬ 1- е занятие — Переходный период от капп- тализма к социализму. Лекция - - 2 ласа.' 2- е занятие — То же. Собеседование—-2 часа. НОЯБРЬ 3- е занятие — Социалистическая система хо­ зяйства. Лекция — 2 часа. 4- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 5- е занятие — Планомерное развитие социа­ листической экономики. Лекция 2часа, ДЕКАБРЬ 6- е занятие --- Планомерное развитие социа­ листической ' экономики. Собеседование—2 часа. 7- е занятие — Товарное производство при социализме. Лекция — 2 часа. 8- е занятие — Товарное производство при социализме. Собеседование 2 часа. 9- е занятие — Хозяйственный расчет и рен­ табельность. Лекция — 2 часа. ЯНВАРЬ 10- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 11- е занятие — Социалистическая организа­ ция общественного производства. .'Текцня — 2 часа. 12- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 13- е занятие — Распреде.ление по труду и общественные фонды потребленпя. Лекция — 2 часа. ФЕВРАЛЬ 14- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 15- е занятие — Социалистическое воспроиз­ водство и процессы обращения. Лекция—2 часа. 16- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 17- е занятие — Мировая социалистическая система хозяйства. Лекция — 2 часа. МАРТ 18- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 19- е занятие — От социализма к коммуниз­ му. Лекция — 2 часа. 20- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 21- е занятие — То же. « —2 часа. АПРЕЛЬ 2 ? -2 3 итоговые занятия — 4 часа. на социал-демократическая гр 5 'п- па, члены которой распростра­ няли прокламации, революцион­ ные брошюры. Во время обыска у ученицы 6-го класса гимназии Зои Анд­ реевой было найдено 11 прокла­ маций РСДРП и другая неле­ гальная лвтература. В музее много матеряалов, от­ носящихся к деятельности Н. П. Исполатова. Земский врач, он бесплатно лечил крестьян, у не­ гр, на даче печатались прокла­ мации и листовки на гектогра­ фе. Есть материалы и о деятель­ ности Владимира Демьяновича Андреева, революционера-эми- гранта, а такяш. воспоминания Владимира Дмитриеви’ 1 а Скляд- нева, участника забастовки в железнодорожных мастерских города' Воронежа. Рассказ пропагандиста о под­ готовке и проведении социали­ стической революции будет не­ полным без приведения месшых-. фактов из истории того периода. Музей может рредоставпть в распоряжение пропагандистов материалы по социологии уезда накануне Февральской револю­ ции, по экономике края, о роли, которую сыграл в это время. 212 запасной стрелковый полк. Ведь именно группа большеви­ ков этого полка созда.та 30 мар­ та Совет солдатских депутатов. Прапорщика Моисеева, больше­ вика и агитатора, хорошо пом­ нят старожилы Усманя. Совет обратился к гражданам Усман- ского уезда с призывом избрать Совет, в который вхо,дпли бы и депутаты от рабочих и кресть­ ян. _ «Вчера Зиновьев, читая свежив газеты, с горечью сказал Лени­ ну: — Как быстро массы склоня­ ются перед силой! Не оборачи­ ваясь к нему, Ленин быстро от­ ветил: Это пока они сами не стали силой». Немеркнущие строки о Ленине оставил нам Владимир Маяков­ ский. Американский журналист Джои Рид по горячим следам на­ писал свои «10 дней, которые по- ■грясли мир». А^ожно и нужно ис­ пользовать их на занятиях, во вся­ ком случае пропаганднег должен хорошо знать эти произведения, от этого выиграет его рассказ, даже если он и не приведет под­ линных слов из них. Ведь как зри­ мо выступают перед нами вера большевиков в творческие воз­ можности /ласе, -ИХ непреклонная решимость осуществить надежды И ч а я н и я трудящихся России. Я прэч и т а л на занятии слушателям отрывок, в котором Рид рисует выступление Ленина на II съезде Советов. Итак, в арсенале пропаганди­ ста произведения мемуарной, очерковой и художественной ли­ тературы. Их много: широко из­ вестных и менее известнь:х. За­ дача пропагандиста заключается в том, чтобы отобрать для исполь­ зования на занятиях особенно убедительные. И, конечно, нель­ зя обойтись без советских клас­ сиков. «Броненосец М-69» В. Ива­ нова, «Железный поток» Серафи­ мовича, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Разгром» Ф аде ­ ева помогут пропагандисту само­ му зримо представить события, людей, сложность политической обстановки, условий, в которых работала партия, работал Ленин, и донести их до слушателей. И еще, в своей пропагандист­ ской практике я обязательно ре­ комендую литературу для само­ стоятельного чтения всем слуша­ телям и чтение по заданию для последующего пересказа на за­ нятии. Начальная политическая школа колхоза «Красный бор» закончи­ ла свою двухгодичную програм­ му, и теперь ее слушатели пере­ шли в среднее звено — школу основ марксизма-ленинизма. Опыт по использованию художествен­ ной литературы я буду приме­ нять и здесь. А. ЛУНКИН, пропагандист. 7 "апреля рабочие ма,?орочной фабрики и торгово-ирох 1 ышлсн- ных предприятий послали в Со­ вет своих лредставигелей, а 8 апреля в него вошли представи­ тели от крестьян уезда. Сохранились подлинники до­ кументов в фотографии того пе- Л риода, копии с очень важных и Ч интересных для изучающих ис­ торию партии постановлений, , выписок и т. д., в частности^ относящиеся к крестьянскому уездному съезду. О том, как была провозглаше­ на Советская влаей. в уезде, уже много писали в районной газе­ те, но пропагандисты могут по­ лучить дополнительные . сведе­ ния, если они ознакомятся с материалами, находящимися в музее. Собранб! и хранятся фотогра­ фические, документальные п вещевые экспонаты о тфаспо- гвардейском отряде, действовав­ шем на территории уезда в 1918 году, а также о продотряде. В 1919 году через Уемань прошли банды Мамонтова. Они разграбили продовольственные запасы, произвели ногром 1 . 1 . Имеется подлинная фотография разгрома завода Файнберга. На 8-м уездном съезде Сове­ тов выступал Михаил Иванович Калинин. Сохранились материа­ лы этого съезда, в то.м числе п * автограф Калинина. Данные по истории органюа- ции РКСМ в Усмани гакже хра­ нятся в архивах музея. И если пропагандисты придут . к нам, мы поможем им найти лштериал по изучаемой теме. Революционные традиция района должны стать достоянном тех, кто учится в сети партийного просвещения. Г. САРАПОВА, « директор музея.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz