Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)
# л Два года назад мне поручили вести начальн>то полптпчёскую школу партийной органпзацпп колхоза «Великий Октябрь». С первых же занятий передо МН 01 Ч возникли вопросы: как лучше довести до сознания слу шателей идейное содержание, изучаемого материала, чем заин тересовать их, как облегчить ■восприятие и усвоение. И тут мне на помощь пришли технические средства пропаган ды. На занятиях я использую универсальный проектор, энидн- аскоп II проигрыватель. На вто ром году обучения использовала голубой экран телевизора. Проведение занятий с исполь- зованпем технических средств ■требует от пропагандиста самой тщательной подготовки. Необхо димо знать не только тему при влекаемых для иллюстраций по собий, но и в какой последова тельности, какими средствами она раскроется, сколько времени займет показ и т. д. -Готовясь к занятию, заранее просматриваю диафильм, отме чаю, какие кадры нужно пока зать слушателям и в каком ме сте беседы или рассказа. Нет смысла демонстрировать весь диафильм, так как впиманпе сл>'шателей притупляется и эф фект от такого просзютра незна чителен. Другое дело, когда по казываешь несколько самых ин тересных и важных кадров, про изводящих наиболее эмоциональ ное воздействие на слушателей. Так, при изучении биографии В. И. Ленпна на первом занятии использую семь кадров из пер вой части диафильма: общин вид города Симбирска, семья У льяновых, Володя-гпмпазист, участие Ленина в студенческой сходке и другие. И все они идут по ходу беседы. Из 2-й части диафильма п^ биографии В. И. Ленина цслесот образно продемонстрировать кад ры: Петербургский кружок, со ратники В. И. Ленина, группа «Освобождение труда», протест 17-тп, совещание в Уфе. Ведя рассказ по теме «На пер вый штурм царизма», на.щ пока зать слушателям из третьей ча сти диафильма такие кадры: тяжельш труд рабочих, крайне низкая заработная плата, массо вое разорение крестьян, рас стрел рабочих 9 января, револю ционное движение в России 1905 года, Декабрьское- воору женное восстание, IV съезд РСДРП, V съезд партии, Ленин уходит в эмиграцию. Из четвёртой части показываю три кадра: дом в Женеве, где ;кпл .Лепин. щ>ц, где проходила Праягская конференция, и де путаты IV Гослщарственпой ду мы. На последующих занятиях ис пользую кадры, на которых за печатлены выступления Ленина на I Всероссийском съезде крестьянских депу'гатов, па ПОМОЩНИКИ I I Всероссийском съез.де Сове тов, йеседа Ленина с крестьяна ми. Так же тщательно отбираю кадры при изучении основ ио- литэкономических знаний. На пример, из диафильма «Миро вая система социализма» демон стрирую кадры №Л“ 3, 4, 6, 7, 9 II 10 и комментирую нх. Практика показала, что слу шателям иачальных политйакол всегда интересны документаль ные фотографии, репродукции произведений живописи, графи ки, скульптуры, но они труд нее понимают карты, схемы, таблицы, диаграммы, рассчитан ные иа более подготовленных слушателей. Пользуясь данными газет, журналов, справочников, изго товляю карточки небольшого формата для показа через эпи диаскоп. Это помогает лучше ус воить материал, повышает ак тивность при собеседовании, появляется стремление записать цифры и факты. Пройгрыватель донес до моих слушателей речи Ленина «Что \акое Советская власть» и «Па мяти председателя Всероссий ского ЦИК тов. Якова Михайло вича Свердлова», Никакое искус ство пропагандиста 'пе может заменить эту запись. По лицам слушателей было видно, какой огонек зажег в их сердцах го лос вождя. По телевизору прослушали передачи «Ленинские принципы управления народным хозяйст вом», «Сохранение и упрочение мира» и др. Конечно, вариантов употребле ния технических средств пропа ганды моигет быть много, но, используя их, нужно всегда пом нить, что главное в политиче ской учебе — это ее и'^ейное содержание, а техника лишь средство для более г.тубокого разъяснения и понимания. Е. САМОЙЛОВА, пронагандист. Д о х о д ч и в о с т ь рассказа про пагандиста, эмоцио н а л ь н о е воздействие на слушателей На чальной политической школы сильнее, эффективнее, если он на занятиях использует художествен ную, мемуарную и очерковую литературу. При изучении -первой темы биографии Ленина хорошо позна комить слушателей со стихотво рением В, Маяковского «Разго вор с товарищем Лениным». Жи вой' интерес вызывают сцены с Огородниковым из пьесы И. По пова «Семья». Когда изучаешь вторую тему, нельзя обойтись без ссылок на воспоминания Е. Ярославского, по священные Ленину. Они дают возможность лучше понять о г ромное влияние Ленина на формирование мар к с и с т с к и х порекомендовать слушателям для самостоятельного чтения было бы ошибкой. Конечно, при чте нии из этих книг нужно тщатель но продумать, какие страницы наи более приемлемы, учитывая не достаток времени, какие из них наиболее ярки, не увлекаясь же ланием прочитать побольше. 1912 год. События на Лен ских приисках. Начало нового революционного подъема. Слу шатели обычно уже знают об этом в общих чертах. Но их инте ресуют подробноти. И поэтому я рекомендую прочитать роман В. Саянова «Лена», дающего широ кую картину революционного подъема. Сам на занятии читаю гневные строки Демьяна Бедного «Лена». С сочувствием следят за мысля ми и переживаниями Ленина слу Художественным словом взглядов у питерских рабочих. Для самостоятельного чтения рекомендуются «Рассказы 'о Ле нине» М. Прилежаевой. Находясь в ссылке, Ленин на пряженно работал над теоретиче скими и организационными воп росами рабочего движения. Это помогают понять чудесные стихи Степана Щипачева «Долина в Шушенском». Сильнейшим пропагандистским' оружием является роман Макси ма Горького «Мать». Из него чи таю страницы при изучении чет вертой темы. Несостоятельность народнических взглядов мне по могают донести до слушателей страницы из романов Афанасия Коптелева «Зачин» и «Возгорится пламя». Когда изучается тема «На пер вый штурм царизма», вновь возв ращаюсь к Горькому. Его заме чательный очерк «В. И. Ленин» рассказывает о вожде пролета риата и человеке, который на слаждается чтением Л. Толстого и музыкой Бетховена, играет в шахматы и с большим интересом беседует с рабочими. Партия в годы реакции— слож ная для усвоения тема. Но про изведения В. Катаева «Маленькая железная дверь в стене», И. Ф . Попова «На исходе ночи», Н. По повой «Заре навстречу» так широ ко и так понятно повествуют об этом трудном периоде в истории нашей партии, так ярко воссозда ют обстановку тех лет, что не прочитать из них отрывки или не шатели, когда читаешь ■‘ отрывки из «Дома в Поронино». Максим Танк рассказывает, как рвется Ленин в близкую, но закрытую для него Россию, как жадно вчи тывается в строки русских газет, хотя и получает их с большим опозданием. Его место в рево- .люционной России, и слушатели понимают, как нужен Ленин ра бочему классу, партии. Список книг, которые можно использовать при изучении темы «Верность пролетарскому инрер- националиэму», очень длинный. Готовясь к занятиям по этой те ме, я остановился на эпилоге к 4-й части «Жизни Клима Самги- на» Максима Горького. Читал так же и отрывки из трилогии А. Толстого «Хождение по мукам» (часть I). Хороший материал дает произведение Л. Никулина «Мо сковские зори». Повесть Э . Казакевича «Синяя тетрадь» — первое художествен ное произведение после XX съез да, и в нем нет тяжеловесной монументальности в изображе нии исторических деятелей. Хро нологически—это подполье после июльского расстрела. Теперь, по жалуй, пропагандисту не обой тись без «Синей тетради», когда изучается тема «Ленин — вождь Октябрьской революции». Знакомлю слушателей со стра ницами, показывающими главную причину расхождения Ленина с некоторыми соратниками, кото рые не верят в победу револю ции, в частности с Зиновьевым. Приходите, мы поможем История нашего района тесно связана с историей страны. В краеведческом . музее* собраны архивные материалы, воспоми нания участников революции и гражданской войны, есть хоро шие подборки о развитии хо зяйства района, о его передови ках, героях Отечественной вой ны. Краеведчеекпй материал слу жит хорошим подспорьем для пропагандистов начальных ио- лптшкол, школ основ маркенз- ,ма-ленинизма, да и для теорети ческих семинаров. Вез местных данных пропаганда политиче ских знаний просто невозможна. Говоря о первой русской, ре волюции, нельзя ооошн молча нием события этого времени в Усманском уезде. В конце декабря 1905 года - - начале 1М6 года произошли кре стьянские волнения в с. Ольхов- ке, где было имение помещика Новоселова. Столкновепия с по лицией произошли в с. В. Матрен- ка. Тревожно и призывно звучал набат. Полиция произвела, мно- гочпс.ленные аресты. В октябре пятого года выступленпо кресть ян произошло в самой Усмани. Царское правительство напра вило в Тамбовскую ;убернию войска для подавления крестьян. Пришли они н в Усмаыь. Нача- ■лись обыски, аресты. Ралгромле- Примерное расписание школ основ марксизма-ленинизма третьего года обучения (для пропагандистов села) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (раздел «Со циализм») — 42 часа. . ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ — 4 чада. ОКТЯБРЬ 1- е занятие — Переходный период от капп- тализма к социализму. Лекция - - 2 ласа.' 2- е занятие — То же. Собеседование—-2 часа. НОЯБРЬ 3- е занятие — Социалистическая система хо зяйства. Лекция — 2 часа. 4- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 5- е занятие — Планомерное развитие социа листической экономики. Лекция 2часа, ДЕКАБРЬ 6- е занятие --- Планомерное развитие социа листической ' экономики. Собеседование—2 часа. 7- е занятие — Товарное производство при социализме. Лекция — 2 часа. 8- е занятие — Товарное производство при социализме. Собеседование 2 часа. 9- е занятие — Хозяйственный расчет и рен табельность. Лекция — 2 часа. ЯНВАРЬ 10- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 11- е занятие — Социалистическая организа ция общественного производства. .'Текцня — 2 часа. 12- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 13- е занятие — Распреде.ление по труду и общественные фонды потребленпя. Лекция — 2 часа. ФЕВРАЛЬ 14- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 15- е занятие — Социалистическое воспроиз водство и процессы обращения. Лекция—2 часа. 16- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 17- е занятие — Мировая социалистическая система хозяйства. Лекция — 2 часа. МАРТ 18- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 19- е занятие — От социализма к коммуниз му. Лекция — 2 часа. 20- е занятие — То же. Собеседование—2 часа. 21- е занятие — То же. « —2 часа. АПРЕЛЬ 2 ? -2 3 итоговые занятия — 4 часа. на социал-демократическая гр 5 'п- па, члены которой распростра няли прокламации, революцион ные брошюры. Во время обыска у ученицы 6-го класса гимназии Зои Анд реевой было найдено 11 прокла маций РСДРП и другая неле гальная лвтература. В музее много матеряалов, от носящихся к деятельности Н. П. Исполатова. Земский врач, он бесплатно лечил крестьян, у не гр, на даче печатались прокла мации и листовки на гектогра фе. Есть материалы и о деятель ности Владимира Демьяновича Андреева, революционера-эми- гранта, а такяш. воспоминания Владимира Дмитриеви’ 1 а Скляд- нева, участника забастовки в железнодорожных мастерских города' Воронежа. Рассказ пропагандиста о под готовке и проведении социали стической революции будет не полным без приведения месшых-. фактов из истории того периода. Музей может рредоставпть в распоряжение пропагандистов материалы по социологии уезда накануне Февральской револю ции, по экономике края, о роли, которую сыграл в это время. 212 запасной стрелковый полк. Ведь именно группа большеви ков этого полка созда.та 30 мар та Совет солдатских депутатов. Прапорщика Моисеева, больше вика и агитатора, хорошо пом нят старожилы Усманя. Совет обратился к гражданам Усман- ского уезда с призывом избрать Совет, в который вхо,дпли бы и депутаты от рабочих и кресть ян. _ «Вчера Зиновьев, читая свежив газеты, с горечью сказал Лени ну: — Как быстро массы склоня ются перед силой! Не оборачи ваясь к нему, Ленин быстро от ветил: Это пока они сами не стали силой». Немеркнущие строки о Ленине оставил нам Владимир Маяков ский. Американский журналист Джои Рид по горячим следам на писал свои «10 дней, которые по- ■грясли мир». А^ожно и нужно ис пользовать их на занятиях, во вся ком случае пропаганднег должен хорошо знать эти произведения, от этого выиграет его рассказ, даже если он и не приведет под линных слов из них. Ведь как зри мо выступают перед нами вера большевиков в творческие воз можности /ласе, -ИХ непреклонная решимость осуществить надежды И ч а я н и я трудящихся России. Я прэч и т а л на занятии слушателям отрывок, в котором Рид рисует выступление Ленина на II съезде Советов. Итак, в арсенале пропаганди ста произведения мемуарной, очерковой и художественной ли тературы. Их много: широко из вестных и менее известнь:х. За дача пропагандиста заключается в том, чтобы отобрать для исполь зования на занятиях особенно убедительные. И, конечно, нель зя обойтись без советских клас сиков. «Броненосец М-69» В. Ива нова, «Железный поток» Серафи мовича, «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Разгром» Ф аде ева помогут пропагандисту само му зримо представить события, людей, сложность политической обстановки, условий, в которых работала партия, работал Ленин, и донести их до слушателей. И еще, в своей пропагандист ской практике я обязательно ре комендую литературу для само стоятельного чтения всем слуша телям и чтение по заданию для последующего пересказа на за нятии. Начальная политическая школа колхоза «Красный бор» закончи ла свою двухгодичную програм му, и теперь ее слушатели пере шли в среднее звено — школу основ марксизма-ленинизма. Опыт по использованию художествен ной литературы я буду приме нять и здесь. А. ЛУНКИН, пропагандист. 7 "апреля рабочие ма,?орочной фабрики и торгово-ирох 1 ышлсн- ных предприятий послали в Со вет своих лредставигелей, а 8 апреля в него вошли представи тели от крестьян уезда. Сохранились подлинники до кументов в фотографии того пе- Л риода, копии с очень важных и Ч интересных для изучающих ис торию партии постановлений, , выписок и т. д., в частности^ относящиеся к крестьянскому уездному съезду. О том, как была провозглаше на Советская влаей. в уезде, уже много писали в районной газе те, но пропагандисты могут по лучить дополнительные . сведе ния, если они ознакомятся с материалами, находящимися в музее. Собранб! и хранятся фотогра фические, документальные п вещевые экспонаты о тфаспо- гвардейском отряде, действовав шем на территории уезда в 1918 году, а также о продотряде. В 1919 году через Уемань прошли банды Мамонтова. Они разграбили продовольственные запасы, произвели ногром 1 . 1 . Имеется подлинная фотография разгрома завода Файнберга. На 8-м уездном съезде Сове тов выступал Михаил Иванович Калинин. Сохранились материа лы этого съезда, в то.м числе п * автограф Калинина. Данные по истории органюа- ции РКСМ в Усмани гакже хра нятся в архивах музея. И если пропагандисты придут . к нам, мы поможем им найти лштериал по изучаемой теме. Революционные традиция района должны стать достоянном тех, кто учится в сети партийного просвещения. Г. САРАПОВА, « директор музея.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz