Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)
'Т' ЫСЯЧА . Что это, километраж * пробега автомобиля? Нет. Та- X кое расстояние старый самосвал, - получивший вторую жизнь, пре одолевает без труда. Тысяча — это более емкое число, означающее тонны сахар ной свеклы, которые необходимо перебросить в кузове самосвала по дороге длиною в 37 кило метров за срок в полтора меся ца. Можно ли выполнить эту ра боту^ учитывая ремонт? Ведь и машина старая, бездорожье, уха бы, повороты, спуски и, конеч но, повышенные скорости. А по мощь товарищам? И еще много разных вопросов. Нужно все про думать, взвесить. А может быть, вообще отказаться От затеи, ко торая не дает покоя? Нет. Отступать нельзя. Сделать надо, обязательно надо. ! Эти мысли с множеством воп росов так прочно засели в голо ве Ивана Федоровича Курцева, что он даже присел у дороги. Августовская ночь лунная. Газету можно читать без искусственно го освещения. Достал Курцев из бокового кармана пиджака огрызок каран даша, согнутую вдвое учениче скую тетрадку и давай гонять цифры. На ум приходили прош логодние перевозки. Тогда он брал обязательство за полтора месяца перевезти 600 тонн слад ких корней из колхозов на свек- лобазу. Товарищи открыто заяв- X ляли, что им на старых автома шинах не под силу такой груз. Нечего греха таить, боялся та кого числа и Курцев, Боялся, что помешает ненастье или подведет самосвал. Но боязнь оказалась напрасной. Как и другие шофе ры, он выполнил обязательство. Но тогда число, было намного меньше, а сейчас — 1000 тонн! Тогда, в прошлом году, шофёр Василий Петрович Кривоносов в сентябре за 30 дней перевез 400 тонн сладких корней на расстоя ние 34 километра. Заработок его составил 285 рублей в ме сяц. — Значит, Кривоносов в сред нем в день вывозил по 14— 16 тонн сахарной свеклы. Иногда, конечно, догойял и до 20 тонн. Иногда... — Рассуждает Курцев. Иван Федорович положил тет радь в карман. Подсчетами он недоволен. После них все же ос таются сомнения. Дома шофер еще долго не • спал. Ворочался с боку на бок. Его все тревожило прочно засев шее в голову число — 1000. Мысль перевезти за сезон 1000 тонн свеклы с плантаций на свеклобазу возникла у Курцева на общем собрании шоферов ав- тохозяйства, где обсуждались со- ' циалистические обязательства. Каждый из водителей брался пе ревезти по 800 тонн сладких кор ней. Некоторые шоферы колеба лись, но в целом коллектив за дело брался уверенно. Ведь в основном водители опытные, с большим производственным ста жем . Одним словом, не новички. Другой , может быть, и высту пил бы на собрании сразу, как у него мелькнула хорошая мысль. Но Иван Федорович не такой. Он любит все' обдумать до мело чей, все взвесить, а потом уж сказать свое твердое слово, сло во весомое, которое нужно сдер- • жать во что бы то ни .стало. у г ГРОМ со двора автохозяйст- ва грузовики уходят в свой пер вый рейс. Дорога Курцева лежит в колхоз имени Калинина. По Ус- мани и сразу -за Девицким мо стом она вся в выбоинах. Видно, дорожники безразличны к судь- ' бам автомашин. Не тревожит их то, что ломаются рессоры, лопа ются рамы. Что им до старика- самосвала, который пылит сейчас по девицкой дороге? От новоуглянского поворота выбегает прыткий трехколесный мотоцикл. На нем блестит новая зеленая краска. Он задиристо развернулся перед самым носом самосвала и помчался вперед, словно бросая вызов.' А «старик», знай себе, бежит, пе превышая 60 километров в час.- Гремит его израненный ка пот, лязгает железный кузов. Где уж ему угнаться за мотоциклом? Мотоцикл выбрасывает синий дым. Он то сбавит скорость, то снова запальчиво рвется вперед, а старик-самосвал, знай себе, бе жит равномерно. Спокойно сту чит его потрепанное сердце — мотор. Проходят буквально две-три минуты, и мотоцикл остает ся позади. Иван Ф едор о в и ч доволен. Это случайное соревно вание тоже своего рода испыта ние. Сейчас ему нужна проверка до мельчайших деталей, чтобы потом не краснеть ^теред това рищами. ких корней и выполнил план на 159 процентов. А это только на чало. И хорошее начало! После собрания потекли обыч- нь]е трудовые будни. Вроде все шло своим чередом. Приехал на плантацию. Свекловичницы на грузили кузов — и в обратный путь. Но так только кажется. За привычным, примелькавшимся скрываются непредвиде и н ы е трудности, складываются слож ные ситуации. Еще во время первого рейса Иван Федорович вроде точно рассчитал свое время. К концу рабочего дня он уже знал, что в первую бригаду сельхозартели имени Калинина на расстояние 35—36 километров тратит 50 ми- рый самосвал Курцева уже мчал ся за грузом. Водитель, как обыч но, сидел за рулем и внима тельно смотрел на дорогу. Он вспоминал весну нынешнего го да. Пришлось ему вместе с то варищами возить щебенку на дорогу. До приезда Курцев^ по вине хозяйства, которое строило доро гу, часто простаивали самосвалы. Шоферам не разрешали ссыпать щебенку до тех пор, пока трак тор не разровняет землю. Так рождались простои. Конфликт возник сразу, как только на этом объекте появи лась бригада самосвалов во гла ве с Курцевым. Сломался трак тор, и шоферам пришлось про- Корольавтомобильных трасс нут. Грузовик не превышает ско рость 60 километров в час. На погрузку уходит 40—45 минут. Обратный рейс занимает 1 час. При таком расчете Курцев уже на шестой день работы довел перевозку свеклы до 20—23 тонн за смену. Таким образо.м он до бился выполнения производст венного задания почти на 180 процентов. Но тут случилось непредвиден- Иван Федорович влюблен в свой старенький самосвал. Он на зубок знает его биографию. Ро дился самосвал в 1958 году на московском автозаводе имени Лихачева. Пробег его на сен тябрь нынешнего года составил 350.116 километров. П о с л е серьезного «заболевания» капи тально отремонтировался^. Теперь верно служит Курцеву, Вместе с ним накрутили на. спидометре 160 тысяч километров, И еще в за пасе у них 20 тысяч километров. А там старик пойдет на списание и переолавку. Ведь и у металла есть старение и своя смерть. Так вот и ездил целую декаду Иван Федорович Курцев. С каж дым днем . он повышал темпы перевозки сладких корней. Бы вали дни, когда его грузовик доставлял на свеклобазу по 23 тонны, О КОНЦЕ первой декады ^ сентября Усманское авто хозяйство стало победителем в соревновании. Оно заняло первое место в области сре ди других автохозяйств по пе ревозкам сладких корней. Ему присуждена пе|ввая премия в размере 1000 рублей и пере ходящее , Краснов знамя. В связи с этим важным событи ем состоялось собрание. На нем передовикам соревнова ния вручили денежные пре мии. Самую крупную—в раз мере 35 рублей — получил Курцев. Тогда же на собра нии он заявил: ~ Взятые обязательства — не предел. В прошлом году каждый из нас перевез по 600 тонн. По моему твердому убеждению и на этом нельзя задерживаться. Даю слово, что перевезу 1000 тонн. Знаю нелег- драгоценные минуты на оказание кое дело. Потребует оно затраты помощи товарищу, дополнительного времени и на- Едет Иван Федорович с гру- пряжения. Но оно вполне выпол- Видит — на дороге стоит нимо. И думаю ,_не буду одинок. самосвал. Под ним ползает шо- Среди водителей самЪсвалов по- фер Иван Александрович Попов, явятся у меня последователи. В Вь1лез он из-под машины и жа- этом я уверен. луется : Водители, близко знавшие Кур ное. Он вынужден был тратить цева, зааплодировали ему. Они горячо поддерживали своего то варища. Но нашлись и скептики, которые выкрикивали едкие фра зы. __ Король больше всех хочет сделать. К УРЦЕВ — высокий, широко плечий, с испариной на' лбу, стоял и мял в руках кепчонку. Он хотел еще что-то сказать, но слова не приходили. Куда легче крутить баранку, чем выступать на собраниях. Наконец, он про изнес; — Будет тысяча тонн. Это уже твердо. Перевезти может каж дый из вас. Только спать придет ся поменьше. Ну, смотреть за машиной побольше, еще... На какое-то мгновение он сно ва замолчал, пос.могрел в по серьезневшие лица шоферов и добавил: ...не забывать о тысяче тонн. После этих слов Иван Федоро вич почувствовал, как сразу ста ло легко, словно на своей спине, а не в кузове самосвала, пере тащил всю эту махину сахарной свеклы. Теперь Курцев был твердо уве рен, что выполнит данное слово. Ведь за первые девять дней сен тября он перевез из колхоза имени Калинина 201 тонну слад- — Не ожидал. Шпильки бара бана заднего моста полетели. Те перь долго Ьридется стоять. — Жди. Привезу. Так и пришлось внештатному бригадиру в этот день остаться без обеда. Купил он в ларьке хлеба, кусок сыру и поел на ходу в кабине автомобиля. Сразу пос ле разгрузки его самосвал по вернул в сторону автохозяйства. Заведующий гаражом Филипп Михайлович Дунаев сидел за сто лом, просматривал документы и спокойно говорил шофёрам; — Работа вас не тревожит. Вот вы и ремонтируетесь не спеша. С вами сижу спокойно, а поя-' вится Курцев, тогда берегись. У него не посидишь. И правильно он делает. Нечего зря время транжирить. Смотри, какой лег кий на помине. А мы тут о те бе говорили. С последними словами Дунаев поднялся навстречу Курцеву, ко торый вихрем ворвался в комна- ТУ- — Мне некогда, Филипп Ми хайлович, разговорами занимать ся. Меня на дороге Иван Попов ждет. Заведующий гаражом' засуе тился. Вместе с Курцевым он по шел в склад. Спустя несколько минут сга- стоять несколько часов. Иван Федорович обратился к руково дителю хозяйства. Произошел неприятный разговор, после ко торого самосвалы уже не про стаивали. Позже этот руководитель гово рил в конторе автохозяйства: —Где вы нашли такого брига дира? Как он появляется, так я от него прячусь. Ему давай одно. Давай другое . Беспокойный че ловек... Эти слова передали Курцеву, И он не может вспомнить их без усмешки. Такой уж он беспокой ный человек. Каждое дело лю бит выполнить добросовестно, чтобы людям после него было приятно. Вот и самосвал Попова. Иван Федорович выскакивает из ка бины и вместе с товарищем лезет под кузов. Вдвоем они быстро ставят новые шпильки на барабан заднего моста. За тем, махнув друг другу на прощанье, едут в разные сто роны. На все это Курцев уже потерял добрых два с поло виной часа. Их придется на верстывать на ^ следующий день. Успешная перевозка сахар ной свеклы зачастую зависит не только от него самого. Иногда свекловичницы срыва ют очередной рейс. Чуть брыз нет дождик—и они разбегают ся по домам! Недавно приехал Курцев на поле вместе со своим товари щем Иваном Ивановичем Гле бовым. Пошел мелкий дождь. Звено Веры Васильевны Ели сеевой, от которого возит Кур цев, дружно начало погрузку. О кузов застучали ядреные сладкие корни. Дождь начал крепчать. Но свекловичницы не бросили работу. —Пошевеливайтесь, бабоньки. Быстрее грузите, а то дорога мо жет испортиться, и Иван Ф едо рович не доедет до места, — под бадривала своих подруг звенье вая. А свекловичницы и без звенье вой хорошо понимают, что надо спешить. Особенно стараются Мария Николаевна Зелепукина и Екатерина Трофимовна Макарова. Эти свекловичницы самые боевые в эвене. Они всегда впереди всех. И тут в их руках работа спорится. Нагрузили самосвал быстро. Выехал Курцев на грейдер. А там стоит самосвал. Занесло его в кювет. Дождь крепчает с каж дой минутой. За рулем Глебов. Свеклович ницы так и не стали производить погрузку. Пришлось шоферу возвращаться порожняком. Иван Федорович достал трос и взял на буксир самосвал Гле бова. Старик напрягся, мотор за рокотал ровно. В зеркало видно, как машина медленно выползает из кювета. Вот она уже на доро ге. А дождь, холодный и косой, бьет в ветровое стекло. Скольз кая и грязная дорога медленно ползет под колеса самосвала. Уже поздно вечером добирают ся две автомашины до свеклоба- зы. Одна доверху груженная слад кими корнями, вторая — порож няком. Но Ивану Федоровичу рано от дыхать. Он едет во двор автохо зяйства. Там, как доктор, осматри вает свою автомашину. Долго прослушивает мотор. И только убедившись в надежности работы самосвала, идет домой в село Красное. Идет трудовой человек Курцев, чтобы отдохнуть несколько часов, поговорить с семьей, а затем ут ром, очень рано, снова в очеред ной рейс, туда, где ждут его свек ловичницы, вырастившие сла,щ|'.ио корни. ''рЕПЕРЬ немного официальных * сведений. В отделе кадров автохозяйства хранится личная карточка водителя самосвала Ива на Федоровича Курцева. В ней записано: Год рождения — 1927. Беспартийный. Член профсоюза. Образование — 5 классов. Начал работать в автохозяйст ве с 1957 года. Сдал на второй класс водителя автомобиля в 1962 году. В 1963 году получил автосамо свал «ЗИЛ—585» выпуска 1958 го- ! да. Женат. Состав семьи: жена Мария Николаевна и четверо де тей. Выполняет общественную ра боту. Заместитель председателя цехового комитета профсоюза грузового парка. В течение ряда лет Ивана Ф е доровича Курцева связывает креп кая шоферская дружба с Констан тином Васильевичем Мишаниным. Он старше его -на добрый деся ток лет, но это не мешает их об щему взаимопониманию. Друзьям часто приходится вме сте бывать в командировках. Оба работают на самосвалах. Константин Мишанин стал пер вым последователем своего дру га. Он подхватил его почин и сей час борется за сверхплановую перевозку сахарной свеклы. Инициативу Курцева поддержа ли и другие водители самосва лов. Это Иван Иванович Коровин, Василий Михайлович Костылев, Иван Иванович Глебов и Виктор Кузьмич Порядин. Ежедневно они перевыполняют установлен ные нормы на перевозке сахар ной свеклы. Их самосвалы не знают простоев. Эти шоферы уве рены в том, что каждый из них доставит с плантаций на свекло базу свыше 800 тонн сладких корней. Но, к сожалению, среди друж ного коллектива водителей само свалов есть один, который рабо тает . недобросовестно. Это Петр Иванович Пешков. Самосвал у него такой же, как и у всех. Но он часто стоит на ремонте. Дело в том, что Пешков не следит за своей автомашиной, небрежно относится к ней, в результате чего она часто выходит из строя. Да и сам Пешков нередко про стаивает по довольно неуважи тельной причине ... пьянствует. Бывают такие дни, когда он из сельхозартели «Краснов знамя» привозит всего 3—4 тонны груза. Вот Один яркий п р и м е р . 28 сентября Пешков доставил на свеклобазу немногим больше трех тонн сладких корней. В этот же день шофер Иван Иванович Коровин на такой же машине и при одинаковом расстоянии пере вез 23 тонньгчсахарной свеклы. П ОЗАДИ осгелся сентяб^!* с горькими разочарованиями и радостями поистине настоящего творческого труда. Труда, кото рым жил и дышал Иван Федоро вич Курцев, передовой шофер Ус- манского автохозяйства. Трудился он, как говорят, с удвоенной энергией. За тридцать рабочих дней перевез 675 тонн сладких корней. Вместо 13 тонн по норме он доставлял на свеклобазу в день по 23—26 тонн из сельхоз артели имени Калинина. Значительно повысился и за работок водителя Курцева. Если в сентябре прошлого года его ме сячный заработок -составил 310 рублей, то сейчас за сентябрь ему начислено 520 рублей. Что же заставило Ивана Ф едо ровича Курцева выступить ини циатором перевозки 1000 тонн сахарной свеклы? Нрежде всего горячий советский патриотизм и материальная заинтересованность. Ведь при этом его заработок зна чительно повысился. Он сможет увеличить бюджет семьи. А это особенно ко времени. Глава семьи жене и детям сделает хо рошие подарки к празднику Великого Октября. А. БОРОВИК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz