Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

'Т' ЫСЯЧА . Что это, километраж * пробега автомобиля? Нет. Та- X кое расстояние старый самосвал, - получивший вторую жизнь, пре­ одолевает без труда. Тысяча — это более емкое число, означающее тонны сахар­ ной свеклы, которые необходимо перебросить в кузове самосвала по дороге длиною в 37 кило­ метров за срок в полтора меся­ ца. Можно ли выполнить эту ра­ боту^ учитывая ремонт? Ведь и машина старая, бездорожье, уха­ бы, повороты, спуски и, конеч­ но, повышенные скорости. А по­ мощь товарищам? И еще много разных вопросов. Нужно все про­ думать, взвесить. А может быть, вообще отказаться От затеи, ко­ торая не дает покоя? Нет. Отступать нельзя. Сделать надо, обязательно надо. ! Эти мысли с множеством воп­ росов так прочно засели в голо­ ве Ивана Федоровича Курцева, что он даже присел у дороги. Августовская ночь лунная. Газету можно читать без искусственно­ го освещения. Достал Курцев из бокового кармана пиджака огрызок каран­ даша, согнутую вдвое учениче­ скую тетрадку и давай гонять цифры. На ум приходили прош­ логодние перевозки. Тогда он брал обязательство за полтора месяца перевезти 600 тонн слад­ ких корней из колхозов на свек- лобазу. Товарищи открыто заяв- X ляли, что им на старых автома­ шинах не под силу такой груз. Нечего греха таить, боялся та­ кого числа и Курцев, Боялся, что помешает ненастье или подведет самосвал. Но боязнь оказалась напрасной. Как и другие шофе­ ры, он выполнил обязательство. Но тогда число, было намного меньше, а сейчас — 1000 тонн! Тогда, в прошлом году, шофёр Василий Петрович Кривоносов в сентябре за 30 дней перевез 400 тонн сладких корней на расстоя­ ние 34 километра. Заработок его составил 285 рублей в ме­ сяц. — Значит, Кривоносов в сред­ нем в день вывозил по 14— 16 тонн сахарной свеклы. Иногда, конечно, догойял и до 20 тонн. Иногда... — Рассуждает Курцев. Иван Федорович положил тет­ радь в карман. Подсчетами он недоволен. После них все же ос­ таются сомнения. Дома шофер еще долго не • спал. Ворочался с боку на бок. Его все тревожило прочно засев­ шее в голову число — 1000. Мысль перевезти за сезон 1000 тонн свеклы с плантаций на свеклобазу возникла у Курцева на общем собрании шоферов ав- тохозяйства, где обсуждались со- ' циалистические обязательства. Каждый из водителей брался пе­ ревезти по 800 тонн сладких кор­ ней. Некоторые шоферы колеба­ лись, но в целом коллектив за дело брался уверенно. Ведь в основном водители опытные, с большим производственным ста­ жем . Одним словом, не новички. Другой , может быть, и высту­ пил бы на собрании сразу, как у него мелькнула хорошая мысль. Но Иван Федорович не такой. Он любит все' обдумать до мело­ чей, все взвесить, а потом уж сказать свое твердое слово, сло­ во весомое, которое нужно сдер- • жать во что бы то ни .стало. у г ГРОМ со двора автохозяйст- ва грузовики уходят в свой пер­ вый рейс. Дорога Курцева лежит в колхоз имени Калинина. По Ус- мани и сразу -за Девицким мо­ стом она вся в выбоинах. Видно, дорожники безразличны к судь- ' бам автомашин. Не тревожит их то, что ломаются рессоры, лопа­ ются рамы. Что им до старика- самосвала, который пылит сейчас по девицкой дороге? От новоуглянского поворота выбегает прыткий трехколесный мотоцикл. На нем блестит новая зеленая краска. Он задиристо развернулся перед самым носом самосвала и помчался вперед, словно бросая вызов.' А «старик», знай себе, бежит, пе превышая 60 километров в час.- Гремит его израненный ка­ пот, лязгает железный кузов. Где уж ему угнаться за мотоциклом? Мотоцикл выбрасывает синий дым. Он то сбавит скорость, то снова запальчиво рвется вперед, а старик-самосвал, знай себе, бе­ жит равномерно. Спокойно сту­ чит его потрепанное сердце — мотор. Проходят буквально две-три минуты, и мотоцикл остает­ ся позади. Иван Ф едор о в и ч доволен. Это случайное соревно­ вание тоже своего рода испыта­ ние. Сейчас ему нужна проверка до мельчайших деталей, чтобы потом не краснеть ^теред това­ рищами. ких корней и выполнил план на 159 процентов. А это только на­ чало. И хорошее начало! После собрания потекли обыч- нь]е трудовые будни. Вроде все шло своим чередом. Приехал на плантацию. Свекловичницы на­ грузили кузов — и в обратный путь. Но так только кажется. За привычным, примелькавшимся скрываются непредвиде и н ы е трудности, складываются слож­ ные ситуации. Еще во время первого рейса Иван Федорович вроде точно рассчитал свое время. К концу рабочего дня он уже знал, что в первую бригаду сельхозартели имени Калинина на расстояние 35—36 километров тратит 50 ми- рый самосвал Курцева уже мчал­ ся за грузом. Водитель, как обыч­ но, сидел за рулем и внима­ тельно смотрел на дорогу. Он вспоминал весну нынешнего го­ да. Пришлось ему вместе с то­ варищами возить щебенку на дорогу. До приезда Курцев^ по вине хозяйства, которое строило доро­ гу, часто простаивали самосвалы. Шоферам не разрешали ссыпать щебенку до тех пор, пока трак­ тор не разровняет землю. Так рождались простои. Конфликт возник сразу, как только на этом объекте появи­ лась бригада самосвалов во гла­ ве с Курцевым. Сломался трак­ тор, и шоферам пришлось про- Корольавтомобильных трасс нут. Грузовик не превышает ско­ рость 60 километров в час. На погрузку уходит 40—45 минут. Обратный рейс занимает 1 час. При таком расчете Курцев уже на шестой день работы довел перевозку свеклы до 20—23 тонн за смену. Таким образо.м он до­ бился выполнения производст­ венного задания почти на 180 процентов. Но тут случилось непредвиден- Иван Федорович влюблен в свой старенький самосвал. Он на­ зубок знает его биографию. Ро­ дился самосвал в 1958 году на московском автозаводе имени Лихачева. Пробег его на сен­ тябрь нынешнего года составил 350.116 километров. П о с л е серьезного «заболевания» капи­ тально отремонтировался^. Теперь верно служит Курцеву, Вместе с ним накрутили на. спидометре 160 тысяч километров, И еще в за­ пасе у них 20 тысяч километров. А там старик пойдет на списание и переолавку. Ведь и у металла есть старение и своя смерть. Так вот и ездил целую декаду Иван Федорович Курцев. С каж­ дым днем . он повышал темпы перевозки сладких корней. Бы­ вали дни, когда его грузовик доставлял на свеклобазу по 23 тонны, О КОНЦЕ первой декады ^ сентября Усманское авто­ хозяйство стало победителем в соревновании. Оно заняло первое место в области сре­ ди других автохозяйств по пе­ ревозкам сладких корней. Ему присуждена пе|ввая премия в размере 1000 рублей и пере­ ходящее , Краснов знамя. В связи с этим важным событи­ ем состоялось собрание. На нем передовикам соревнова­ ния вручили денежные пре­ мии. Самую крупную—в раз­ мере 35 рублей — получил Курцев. Тогда же на собра­ нии он заявил: ~ Взятые обязательства — не предел. В прошлом году каждый из нас перевез по 600 тонн. По моему твердому убеждению и на этом нельзя задерживаться. Даю слово, что перевезу 1000 тонн. Знаю нелег- драгоценные минуты на оказание кое дело. Потребует оно затраты помощи товарищу, дополнительного времени и на- Едет Иван Федорович с гру- пряжения. Но оно вполне выпол- Видит — на дороге стоит нимо. И думаю ,_не буду одинок. самосвал. Под ним ползает шо- Среди водителей самЪсвалов по- фер Иван Александрович Попов, явятся у меня последователи. В Вь1лез он из-под машины и жа- этом я уверен. луется : Водители, близко знавшие Кур­ ное. Он вынужден был тратить цева, зааплодировали ему. Они горячо поддерживали своего то­ варища. Но нашлись и скептики, которые выкрикивали едкие фра­ зы. __ Король больше всех хочет сделать. К УРЦЕВ — высокий, широко­ плечий, с испариной на' лбу, стоял и мял в руках кепчонку. Он хотел еще что-то сказать, но слова не приходили. Куда легче крутить баранку, чем выступать на собраниях. Наконец, он про­ изнес; — Будет тысяча тонн. Это уже твердо. Перевезти может каж­ дый из вас. Только спать придет­ ся поменьше. Ну, смотреть за машиной побольше, еще... На какое-то мгновение он сно­ ва замолчал, пос.могрел в по­ серьезневшие лица шоферов и добавил: ...не забывать о тысяче тонн. После этих слов Иван Федоро ­ вич почувствовал, как сразу ста­ ло легко, словно на своей спине, а не в кузове самосвала, пере­ тащил всю эту махину сахарной свеклы. Теперь Курцев был твердо уве­ рен, что выполнит данное слово. Ведь за первые девять дней сен­ тября он перевез из колхоза имени Калинина 201 тонну слад- — Не ожидал. Шпильки бара­ бана заднего моста полетели. Те­ перь долго Ьридется стоять. — Жди. Привезу. Так и пришлось внештатному бригадиру в этот день остаться без обеда. Купил он в ларьке хлеба, кусок сыру и поел на ходу в кабине автомобиля. Сразу пос­ ле разгрузки его самосвал по­ вернул в сторону автохозяйства. Заведующий гаражом Филипп Михайлович Дунаев сидел за сто­ лом, просматривал документы и спокойно говорил шофёрам; — Работа вас не тревожит. Вот вы и ремонтируетесь не спеша. С вами сижу спокойно, а поя-' вится Курцев, тогда берегись. У него не посидишь. И правильно он делает. Нечего зря время транжирить. Смотри, какой лег­ кий на помине. А мы тут о те­ бе говорили. С последними словами Дунаев поднялся навстречу Курцеву, ко­ торый вихрем ворвался в комна- ТУ- — Мне некогда, Филипп Ми­ хайлович, разговорами занимать­ ся. Меня на дороге Иван Попов ждет. Заведующий гаражом' засуе­ тился. Вместе с Курцевым он по­ шел в склад. Спустя несколько минут сга- стоять несколько часов. Иван Федорович обратился к руково­ дителю хозяйства. Произошел неприятный разговор, после ко­ торого самосвалы уже не про­ стаивали. Позже этот руководитель гово­ рил в конторе автохозяйства: —Где вы нашли такого брига­ дира? Как он появляется, так я от него прячусь. Ему давай одно. Давай другое . Беспокойный че­ ловек... Эти слова передали Курцеву, И он не может вспомнить их без усмешки. Такой уж он беспокой­ ный человек. Каждое дело лю­ бит выполнить добросовестно, чтобы людям после него было приятно. Вот и самосвал Попова. Иван Федорович выскакивает из ка­ бины и вместе с товарищем лезет под кузов. Вдвоем они быстро ставят новые шпильки на барабан заднего моста. За­ тем, махнув друг другу на прощанье, едут в разные сто­ роны. На все это Курцев уже потерял добрых два с поло­ виной часа. Их придется на­ верстывать на ^ следующий день. Успешная перевозка сахар­ ной свеклы зачастую зависит не только от него самого. Иногда свекловичницы срыва­ ют очередной рейс. Чуть брыз­ нет дождик—и они разбегают­ ся по домам! Недавно приехал Курцев на поле вместе со своим товари­ щем Иваном Ивановичем Гле­ бовым. Пошел мелкий дождь. Звено Веры Васильевны Ели­ сеевой, от которого возит Кур­ цев, дружно начало погрузку. О кузов застучали ядреные сладкие корни. Дождь начал крепчать. Но свекловичницы не бросили работу. —Пошевеливайтесь, бабоньки. Быстрее грузите, а то дорога мо­ жет испортиться, и Иван Ф едо ­ рович не доедет до места, — под­ бадривала своих подруг звенье­ вая. А свекловичницы и без звенье­ вой хорошо понимают, что надо спешить. Особенно стараются Мария Николаевна Зелепукина и Екатерина Трофимовна Макарова. Эти свекловичницы самые боевые в эвене. Они всегда впереди всех. И тут в их руках работа спорится. Нагрузили самосвал быстро. Выехал Курцев на грейдер. А там стоит самосвал. Занесло его в кювет. Дождь крепчает с каж­ дой минутой. За рулем Глебов. Свеклович­ ницы так и не стали производить погрузку. Пришлось шоферу возвращаться порожняком. Иван Федорович достал трос и взял на буксир самосвал Гле­ бова. Старик напрягся, мотор за­ рокотал ровно. В зеркало видно, как машина медленно выползает из кювета. Вот она уже на доро­ ге. А дождь, холодный и косой, бьет в ветровое стекло. Скольз­ кая и грязная дорога медленно ползет под колеса самосвала. Уже поздно вечером добирают­ ся две автомашины до свеклоба- зы. Одна доверху груженная слад­ кими корнями, вторая — порож­ няком. Но Ивану Федоровичу рано от­ дыхать. Он едет во двор автохо­ зяйства. Там, как доктор, осматри­ вает свою автомашину. Долго прослушивает мотор. И только убедившись в надежности работы самосвала, идет домой в село Красное. Идет трудовой человек Курцев, чтобы отдохнуть несколько часов, поговорить с семьей, а затем ут­ ром, очень рано, снова в очеред­ ной рейс, туда, где ждут его свек­ ловичницы, вырастившие сла,щ|'.ио корни. ''рЕПЕРЬ немного официальных * сведений. В отделе кадров автохозяйства хранится личная карточка водителя самосвала Ива­ на Федоровича Курцева. В ней записано: Год рождения — 1927. Беспартийный. Член профсоюза. Образование — 5 классов. Начал работать в автохозяйст­ ве с 1957 года. Сдал на второй класс водителя автомобиля в 1962 году. В 1963 году получил автосамо­ свал «ЗИЛ—585» выпуска 1958 го- ! да. Женат. Состав семьи: жена Мария Николаевна и четверо де­ тей. Выполняет общественную ра­ боту. Заместитель председателя цехового комитета профсоюза грузового парка. В течение ряда лет Ивана Ф е ­ доровича Курцева связывает креп­ кая шоферская дружба с Констан­ тином Васильевичем Мишаниным. Он старше его -на добрый деся­ ток лет, но это не мешает их об­ щему взаимопониманию. Друзьям часто приходится вме­ сте бывать в командировках. Оба работают на самосвалах. Константин Мишанин стал пер­ вым последователем своего дру­ га. Он подхватил его почин и сей­ час борется за сверхплановую перевозку сахарной свеклы. Инициативу Курцева поддержа­ ли и другие водители самосва­ лов. Это Иван Иванович Коровин, Василий Михайлович Костылев, Иван Иванович Глебов и Виктор Кузьмич Порядин. Ежедневно они перевыполняют установлен­ ные нормы на перевозке сахар­ ной свеклы. Их самосвалы не знают простоев. Эти шоферы уве­ рены в том, что каждый из них доставит с плантаций на свекло­ базу свыше 800 тонн сладких корней. Но, к сожалению, среди друж­ ного коллектива водителей само­ свалов есть один, который рабо­ тает . недобросовестно. Это Петр Иванович Пешков. Самосвал у него такой же, как и у всех. Но он часто стоит на ремонте. Дело в том, что Пешков не следит за своей автомашиной, небрежно относится к ней, в результате чего она часто выходит из строя. Да и сам Пешков нередко про­ стаивает по довольно неуважи­ тельной причине ... пьянствует. Бывают такие дни, когда он из сельхозартели «Краснов знамя» привозит всего 3—4 тонны груза. Вот Один яркий п р и м е р . 28 сентября Пешков доставил на свеклобазу немногим больше трех тонн сладких корней. В этот же день шофер Иван Иванович Коровин на такой же машине и при одинаковом расстоянии пере­ вез 23 тонньгчсахарной свеклы. П ОЗАДИ осгелся сентяб^!* с горькими разочарованиями и радостями поистине настоящего творческого труда. Труда, кото­ рым жил и дышал Иван Федоро ­ вич Курцев, передовой шофер Ус- манского автохозяйства. Трудился он, как говорят, с удвоенной энергией. За тридцать рабочих дней перевез 675 тонн сладких корней. Вместо 13 тонн по норме он доставлял на свеклобазу в день по 23—26 тонн из сельхоз­ артели имени Калинина. Значительно повысился и за­ работок водителя Курцева. Если в сентябре прошлого года его ме­ сячный заработок -составил 310 рублей, то сейчас за сентябрь ему начислено 520 рублей. Что же заставило Ивана Ф едо ­ ровича Курцева выступить ини­ циатором перевозки 1000 тонн сахарной свеклы? Нрежде всего горячий советский патриотизм и материальная заинтересованность. Ведь при этом его заработок зна­ чительно повысился. Он сможет увеличить бюджет семьи. А это особенно ко времени. Глава семьи жене и детям сделает хо­ рошие подарки к празднику Великого Октября. А. БОРОВИК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz