Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)
СССР-СТРАНА САМОЙ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ В МИРЕ С о в е т с к о й Когда говорят^а культуре на родов нашей Отчизны до Вели кого Октября, в памяти неволь но возникают строки Н. А. Не красова: Ты и убогая, ты и обильная. Ты и забитая, ^ ты и всесильная. Матушка Русь... Россия и тогда занимала о.чно из самых почетных мест в ряду стран, внесших наиболее значи тельный вклад в прогресс миро вой культуры. Она дала миру Щ'шкина и Толстого, Лобачев ского И'Чайковского и десятки других имен, составляющих гор дость общечеловеческой циви лизации. И в то же время сам народ — создатель всех духов- •ных и материальных сокровищ— в своем большинстве был безгра мотен, обречен на темноту и за битость. Примерно четыре пятых населения (от 9 лет и старше) не умели читать и писать. Можно Все советские дети имеют возможность учиться. Для них построены светлые, прекрасно оборудованные школы. После уро ков каждый может дополнительно заниматься в школьных каби нетах, как эти учащиеся в кабинете физики. I Через два месяца после Вели кого Октября, выступая па П1 было посетить тысячи деревень съезде Советов, Владимир Ильич и не найти ни одного грамотного говорил: ВСЕ ЗАВОЕВАНИЯ КУЛЬТУРЫ - НАРОДУ человека. Почти поголовно было безгра мотно население национальных окраин России. Среди таджиков, например, грамотных насчитыва лось лишь 0,5 процента (один умеющий читать и писать на 200 человек!), среди киргизов — 0,6 процента, туркмен — 0,7 процента и т. д. В. И. Ленин в 1913 году с болью и гневом писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой стра ны в Европе не осталось ни одной, кроме России». В капиталистических странах Европы тоже не ахти как заботи лись о просвещении народных масс, но царское правительство делало еще во много крат мень ше. Помещикам и капиталистам было выгодно держать народ в темноте, чтобы легче было его эксплуатировать. Известен факт, когда царь Александр III на су дебном деле одной крестьянки, высказавшей мечту отдать своего сына в гимназию, наложил резо люцию: «В том-то и весь ужас, что мужик, а тоже лезет в гим назию». * Краснодарсиий край. Здание | нового Дворца культуры в ) станице Ново-Мышастовской I Красноармейского района. [ Здесь имеются комнаты для кружковой работы, зрительный зал на 800 мест, библиотека, чита: 1 ьный зал. «Раньше весь чевовеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, - а других лишить самого необходи мого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники. все завоевания культуры станут общенародным достоянием...». И молодое Советское государ ство с первых ясе своих шагов начинает осуществлять это про граммное ленинское положение, выражающее идею социалистиче ской революции в области куль туры. Партия направляет на фронт культурного строительства 'мно- Донецкая область. Выпускники первой на Украине сельской народной консерватории Николай Кириченко — токарь колхоза «Родина», Георгий Брова — тракторист колхоза «Маяк», Вла димир Николаев — механи.затор отделения «Сельхозтехники» и Николай Круглик — сельский .электромонтер. - гих видных своих деятелей,.во.э- главивших Народный комисса риат просвещения, — А. П. .Чу- начарского, Н. К. Крупскую, М. П. Покровского, Ф. В. Ленг- ника и многих других. Проле тарское государство отменило плату за обучение в школе. Бо лее того, в вузах, рабфаках, те.х- никумах учащиеся стали обес печиваться стипендиями. Для по литического ' и культурного про свещения масс были созданы та кие учреждения, как рабочие клубы в городах, избы-читальни в- деревне, шко.ты по' ликвида ции неграмотности взрослого на селения — пункты ликбеза, где учились читать и писать мил лионы людей. ...Знаменитые пять последних своих статен Ильич, тяжело боль ной, не мог уже писать своей ру кой — он их диктовал стеногра фу. В этих статьях Ленин подвел итоги проделанного Советским го сударством и наметил план по строения социализма. Одно из важнейших частей этого плана было осуществ.тение культурной рево.чюции в стране, задачи ко торой Владимир Ильич определил в статье «Странички из дневни ка». Создана новая интеллигенция Осуществление в стране куль турной революции не только вы вело трудовые массы из духовно го рабства и темноты, приобщило их к богатствам культуры, , на копленных человечеством, но и дало возможность вырастить но вую интеллигенцию из рабочих и крестьян — плоть от плоти народа. Мы законно гордимся, что каж дый четвертый ученый в мире — советский ученый, что каждый четвертый врач на планете — со ветский врач, что инженеров у нас в два с лишним раза боль ше, чем в США, и больше, чем во всех западноевропейских стра нах, вместе взятых. Пыне все человечество призна ет выдающиеся достижения со ветской науки в области физики, химии, математики, биологии, ме дицины и других областей зна ния. Весь мир признает блестя щие успехи нашей науки в изу чении Вселенной и в освоении космического пространства. Все это — результат претво рения в жизнь идей Великого Ок тября. Лучшие достижения советской культуры, — говорится в Тези сах ЦК КПСС к 50-летию Вели кого Октября, — прочно вошли в духовную жизнь нашего наро да, они обогащают сокровищницу прогрессивной культуры всего человечества, пользуются миро вымпризнанием. Ташкент. У Зудьфизар Сай-| Iдалиевой и Дильбар Каримовой ] [хорошее настроение. Успешно; Iокончив педагогический ин-| :ститут имени Низами, молодые | [педагоги получили назначе-: ;ния: одна — в среднюю; I школу Андижанской области, [другая — в педучилище Таш-: кента. '^ 1 ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ Как бы радовался Ильич сегод ня цифрам, повествпощим о культурном уровне наших рабо чих и крестьян! Из каждых 100 советских про мышленных рабочих почти 60 че ловек имеют высшее и среднее (полное и неполное) образование. А из каждых 100 колхозников высшее и среднее ооразование имеют свыше 30 человек — примерно каждый третий Эти цифры 50 лет тому назад показались бы фантастическими. Сейчас у нас почти каждый тре тий человек учится! Свыше 48 миллионов детей занимаются в общеобразовательных школах; 2 миллиона человек — в училищах профессионально - технического образования и школлх ФЗУ; 4 миллиона — в средних специ альных учебных заведениях; поч ти 4,2 миллиона — в вузах и свыше 14,3 миллиона человек без отрыва от производства обу чаются на различных курсах по повышению своей квалификации. В царской России было для парода всего лишь 200 клубных учреждений. Сейчас у нас только профсоюзы имеют 19 ты сяч клубов, домов и дворцов куль туры. Всего же клубных учреж дений в стране насчитывается около 130 тысяч. В них только Б кружках художественной само деятельности занимается свыше 10 миллионов человек. Особенно поразительны дости жения народов бывших колони альных окраин царской империи. Вот лишь один пример. Сохра нился первый приказ, изданный только что созданным тогда На родным комиссариатом просве щения Таджикистана. В нем го ворится: «Принять на учет Тад жикской АССР всех работников отделов народного образования, учителей и служащих школ — всего 31 человек, 4 интерната и 3 начальных школы с коли чеством учащихся 152 челове ка». Всего же учащихся в на чальных школах в республике насчитывалось 400 человек. Средних, а тем более высших школ тогда здесь не было. В 1965—66 учебном году в Таджикистане училось: 583 ты сячи человек в общеобразова тельных школах; 23 тысячи — в техникумах и 30,4 тысячи сту дентов — в семи вузах респуб лики. Примечательно и другое. В Тадяшкистане на 10 тысяч чело век населения приходится 118 студентов вузов, а в Англии — 53, Италии — 47, Швейцарии— 36. Дни культуры и искусства союзных республик, которые про ходят в канун великого юбилея в Москве, особенно ярко демон стрируют, как высоко поднялись за полвека культура и искусство всех братских народов ССЮР. Показателем высокого культур ного уровня советского общества является и следующий факт: чет вертая часть всех книг, издава емых в мире, приходится на до лю Советского Союза. ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz