Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

СССР-СТРАНА САМОЙ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ В МИРЕ С о в е т с к о й Когда говорят^а культуре на­ родов нашей Отчизны до Вели­ кого Октября, в памяти неволь­ но возникают строки Н. А. Не­ красова: Ты и убогая, ты и обильная. Ты и забитая, ^ ты и всесильная. Матушка Русь... Россия и тогда занимала о.чно из самых почетных мест в ряду стран, внесших наиболее значи­ тельный вклад в прогресс миро­ вой культуры. Она дала миру Щ'шкина и Толстого, Лобачев­ ского И'Чайковского и десятки других имен, составляющих гор­ дость общечеловеческой циви­ лизации. И в то же время сам народ — создатель всех духов- •ных и материальных сокровищ— в своем большинстве был безгра­ мотен, обречен на темноту и за­ битость. Примерно четыре пятых населения (от 9 лет и старше) не умели читать и писать. Можно Все советские дети имеют возможность учиться. Для них построены светлые, прекрасно оборудованные школы. После уро­ ков каждый может дополнительно заниматься в школьных каби­ нетах, как эти учащиеся в кабинете физики. I Через два месяца после Вели­ кого Октября, выступая па П1 было посетить тысячи деревень съезде Советов, Владимир Ильич и не найти ни одного грамотного говорил: ВСЕ ЗАВОЕВАНИЯ КУЛЬТУРЫ - НАРОДУ человека. Почти поголовно было безгра­ мотно население национальных окраин России. Среди таджиков, например, грамотных насчитыва­ лось лишь 0,5 процента (один умеющий читать и писать на 200 человек!), среди киргизов — 0,6 процента, туркмен — 0,7 процента и т. д. В. И. Ленин в 1913 году с болью и гневом писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой стра­ ны в Европе не осталось ни одной, кроме России». В капиталистических странах Европы тоже не ахти как заботи­ лись о просвещении народных масс, но царское правительство делало еще во много крат мень­ ше. Помещикам и капиталистам было выгодно держать народ в темноте, чтобы легче было его эксплуатировать. Известен факт, когда царь Александр III на су­ дебном деле одной крестьянки, высказавшей мечту отдать своего сына в гимназию, наложил резо­ люцию: «В том-то и весь ужас, что мужик, а тоже лезет в гим­ назию». * Краснодарсиий край. Здание | нового Дворца культуры в ) станице Ново-Мышастовской I Красноармейского района. [ Здесь имеются комнаты для кружковой работы, зрительный зал на 800 мест, библиотека, чита: 1 ьный зал. «Раньше весь чевовеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, - а других лишить самого необходи­ мого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники. все завоевания культуры станут общенародным достоянием...». И молодое Советское государ­ ство с первых ясе своих шагов начинает осуществлять это про­ граммное ленинское положение, выражающее идею социалистиче­ ской революции в области куль­ туры. Партия направляет на фронт культурного строительства 'мно- Донецкая область. Выпускники первой на Украине сельской народной консерватории Николай Кириченко — токарь колхоза «Родина», Георгий Брова — тракторист колхоза «Маяк», Вла­ димир Николаев — механи.затор отделения «Сельхозтехники» и Николай Круглик — сельский .электромонтер. - гих видных своих деятелей,.во.э- главивших Народный комисса­ риат просвещения, — А. П. .Чу- начарского, Н. К. Крупскую, М. П. Покровского, Ф. В. Ленг- ника и многих других. Проле­ тарское государство отменило плату за обучение в школе. Бо­ лее того, в вузах, рабфаках, те.х- никумах учащиеся стали обес­ печиваться стипендиями. Для по­ литического ' и культурного про­ свещения масс были созданы та­ кие учреждения, как рабочие клубы в городах, избы-читальни в- деревне, шко.ты по' ликвида­ ции неграмотности взрослого на­ селения — пункты ликбеза, где учились читать и писать мил­ лионы людей. ...Знаменитые пять последних своих статен Ильич, тяжело боль­ ной, не мог уже писать своей ру­ кой — он их диктовал стеногра­ фу. В этих статьях Ленин подвел итоги проделанного Советским го­ сударством и наметил план по­ строения социализма. Одно из важнейших частей этого плана было осуществ.тение культурной рево.чюции в стране, задачи ко­ торой Владимир Ильич определил в статье «Странички из дневни­ ка». Создана новая интеллигенция Осуществление в стране куль­ турной революции не только вы­ вело трудовые массы из духовно­ го рабства и темноты, приобщило их к богатствам культуры, , на­ копленных человечеством, но и дало возможность вырастить но­ вую интеллигенцию из рабочих и крестьян — плоть от плоти народа. Мы законно гордимся, что каж­ дый четвертый ученый в мире — советский ученый, что каждый четвертый врач на планете — со­ ветский врач, что инженеров у нас в два с лишним раза боль­ ше, чем в США, и больше, чем во всех западноевропейских стра­ нах, вместе взятых. Пыне все человечество призна­ ет выдающиеся достижения со­ ветской науки в области физики, химии, математики, биологии, ме­ дицины и других областей зна­ ния. Весь мир признает блестя­ щие успехи нашей науки в изу­ чении Вселенной и в освоении космического пространства. Все это — результат претво­ рения в жизнь идей Великого Ок­ тября. Лучшие достижения советской культуры, — говорится в Тези­ сах ЦК КПСС к 50-летию Вели­ кого Октября, — прочно вошли в духовную жизнь нашего наро­ да, они обогащают сокровищницу прогрессивной культуры всего человечества, пользуются миро­ вымпризнанием. Ташкент. У Зудьфизар Сай-| Iдалиевой и Дильбар Каримовой ] [хорошее настроение. Успешно; Iокончив педагогический ин-| :ститут имени Низами, молодые | [педагоги получили назначе-: ;ния: одна — в среднюю; I школу Андижанской области, [другая — в педучилище Таш-: кента. '^ 1 ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ Как бы радовался Ильич сегод­ ня цифрам, повествпощим о культурном уровне наших рабо­ чих и крестьян! Из каждых 100 советских про­ мышленных рабочих почти 60 че­ ловек имеют высшее и среднее (полное и неполное) образование. А из каждых 100 колхозников высшее и среднее ооразование имеют свыше 30 человек — примерно каждый третий Эти цифры 50 лет тому назад показались бы фантастическими. Сейчас у нас почти каждый тре­ тий человек учится! Свыше 48 миллионов детей занимаются в общеобразовательных школах; 2 миллиона человек — в училищах профессионально - технического образования и школлх ФЗУ; 4 миллиона — в средних специ­ альных учебных заведениях; поч­ ти 4,2 миллиона — в вузах и свыше 14,3 миллиона человек без отрыва от производства обу­ чаются на различных курсах по повышению своей квалификации. В царской России было для парода всего лишь 200 клубных учреждений. Сейчас у нас только профсоюзы имеют 19 ты­ сяч клубов, домов и дворцов куль­ туры. Всего же клубных учреж­ дений в стране насчитывается около 130 тысяч. В них только Б кружках художественной само­ деятельности занимается свыше 10 миллионов человек. Особенно поразительны дости­ жения народов бывших колони­ альных окраин царской империи. Вот лишь один пример. Сохра­ нился первый приказ, изданный только что созданным тогда На­ родным комиссариатом просве­ щения Таджикистана. В нем го­ ворится: «Принять на учет Тад­ жикской АССР всех работников отделов народного образования, учителей и служащих школ — всего 31 человек, 4 интерната и 3 начальных школы с коли­ чеством учащихся 152 челове­ ка». Всего же учащихся в на­ чальных школах в республике насчитывалось 400 человек. Средних, а тем более высших школ тогда здесь не было. В 1965—66 учебном году в Таджикистане училось: 583 ты­ сячи человек в общеобразова­ тельных школах; 23 тысячи — в техникумах и 30,4 тысячи сту­ дентов — в семи вузах респуб­ лики. Примечательно и другое. В Тадяшкистане на 10 тысяч чело­ век населения приходится 118 студентов вузов, а в Англии — 53, Италии — 47, Швейцарии— 36. Дни культуры и искусства союзных республик, которые про­ ходят в канун великого юбилея в Москве, особенно ярко демон­ стрируют, как высоко поднялись за полвека культура и искусство всех братских народов ССЮР. Показателем высокого культур­ ного уровня советского общества является и следующий факт: чет­ вертая часть всех книг, издава­ емых в мире, приходится на до­ лю Советского Союза. ^

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz