Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)
1 0 4 , 1 ^'®А■ ®эшистская Гер- мания вероломно на пала на нашу страну. Нарушен мирный труд людей. Началась Великая Отечественная война. Родина в опасности. «Все для фронта! Все для победы!» — при зывала наша партия. Весь народ поднялся на защиту своей любимой Отчизны. В это время я был директором непол ной средней школы № 3 г. Ус- мани. Здания нашей НСШ № 3 и средней школы № 6 были за няты воинскими частями. Обеим школам пришлось заниматься в очень тяжелых условиях. Но -затем произошло объедине ние двух школ под наименова нием средняя школы № 3. Шко ла была расположена в трех зда ниях. Занятия проходили в две смены. За короткую перемену преподавателям приходилось бе гать на уроки то в одно, то в другое здание. Особенно чувст вительно приходилось осенью в грязную погоду. Здания отапли вались плохо. В классах тесно и прохладно. Во всех трех зданиях была большая скученность. Не было даже учительской, не гово ря уже о комнатах для других мероприятий. Но, несмотря на это, все были охвачены большим энтузиазмом. Все чувствовали от ветственность перед Родиной. В это время страна пережива ла страшные дни войны. Работа в школе осложнялась многими причинами. Пришли новые учи теля. Надо было много порабо тать администрации, чтобы соз дать и сплотить новый работоспо собный, дружный коллектив учи телей. Мы, педагоги, много пора ботали над организацией учени ческого коллектива как по от дельным классам, так и по всей школе. Здания школы с раннего утра и до позднего вечера были за полнены учащимися. В работе встречалось много трудностей, но их было во много раз больше на фронте у наших славных за щитников Родины. Сознание этого заставляло наш коллектив рабо тать с большим напряжением. Дружба — большое дело, ве ликая сила. Коллектив школы оказался на высоте своего поло жения, с честью выдержал экза мен в период тяжелых испыта ний для нашей Родины. Он был очень дружен. Шли годы. Крепла наша новая объединенная средняя школа. Вскоре мы добились высокой ус певаемости. Первые золотые ме дали получили ученики нашей школы — Воробьев Николай и Исполатова Наталья (теперь врачи). Нашу школу признали в обла сти, центре. О ней писали. Нас посещали представители области, Москвы. Вот что записал в книге отзывов представитель Цент рального Научного института профессор, академик Ривес С. М.: «Опыт Усманской школы № 3 учит тому, что дело преодоления неуспеваемости находится в ру ках учителя. Усманская школа вот уже третий год не знает второгодников. Усманская школа добилась не только высокой успеваемости, но и высокой дисциплины, созна тельного отношения учащихся к школе, любви к знанию и до статочно большого размаха вне- -«Школьной самодеятельности. Все эти достижения являются результатом напряженной и глу боко продуманной работы ква лифицированного и сплоченного педколлектива школы. От души желаю коллективу дальнейших, еще больших успе хов в работе». За высокие показатели в учеб но-воспитательной работе в 1946 году Воронежские облисполком и облоно премировали школу 3.500 рублями. Успехов школа добилась благо даря дружному, крепко спаян ному коллективу учителей. С сознанием своего высокого долга перед Родиной в дни нависшей большой опасности для нее пе дагоги работали не покладая рук, с особой любовью учили и вос питывали вверенных им страной детей, готовя из них достойное пополнение великой освободи тельной армии. Вот они, мои дорогие товари щи по работе — лучшие педаго ги, горячие патриоты Родины — Дмитриева М. В., Страхова А. И., Забарная И. М., Котова К. А., Мудрагель К. М., Михнюк А. И., Шестова А. С., Разумовский М. И., Попова В. Н. и многие другие. Школа никогда не забудет и своих бывших воспитанников, от давших свою жизнь за счастье народа в период Великой Отече пы. Ребята понимали тяжелое время для Родины и по зову партии, комсомола шли выпол нять свой долг. Хорошо помню, как в сильный морозный день, когда я провожал 10 класс на рытье окопов, комсомолец Юра Абрамович никак не хотел от ставать от своих товарищей, не смотря на то, что он был нездо ров, с повышенной температу рой. Никакие уговоры не оста новили его. Он пошел вместе со всеми. Ни грязь и дождь, ни сырая осенняя погода, ни мо розы и пурга — ничто не мог ло остановить ребят. Тот же Юра Абрамович по окончании 10-го класса сразу же пошел воевать с врагом. При форсировании Днепра был ранен. Но Юра не пошел в госпиталь, не бросил оружия, а продолжал идти вперед, громить врага. теля Антонина Ивановна Страхо ва, Татьяна Корниловна Товицкая, Мария Венедиктовна Димитриева, Александра Сергеевна Шестова. Особенно следует отметить рабо ту Антонины Ивановны Страхо вой. Это человек неиссякаемой энергии, прекрасный организатор ученической массы. Одного ра неного молодого офицера Анто нина Ивановна буквально выхо дила, поставила на ноги. С благо дарностью советский офицер вспоминает имя своей опекунши. После войны он приезжал к Антонине Ивановне, чтобы еще раз поблагодарить ее за мате ринское отношение. Часто выступления наших уча щихся в общественных местах производили глубокое впечатле ние на слушателей и заставляли их глубоко переживать. Особенно оставляли глубокий след в серд Третья средняя школа ственной войны. Это были моло- дь 1 е, красивые,' еще не познав- шйе жизнь во всей ее красе, отважные юноши - комсомольцы. Семое дорогое — свою жизнь отдали они в борьбе с врагом. Вот их имена: Витя Разгулов, Се режа Белозерцев, Паша Страхов, Вася Митин, Юра Успенский, Сеня Сёменихин, Гриша Бартенев и другие. Почти все они пошли добро вольцами защищать Родину. Все они были комсомотгьцами. Саша Белозерцев (ныне пол ковник) рассказывал мне: «Я шел в наступление на врага рядом со своим двоюродным братом Се режей Белозерцевым. В этот мо мент Сережа был тяжело ранен в живот. Но он не“ бросил вин товки, продолжая идти вперед на врага, пока не упал, умирая». Семнадцатилетним Сережа по шел воевать добровольцем. Един ственный сын у матери. В школе он был всегда подтянутым, акку ратным, хорошим общественни ком. Все годы учился на от лично. Сережа был очень скром ным комсомольцем. Разгулов Витя — единственный сын у родителей. Комсомолец. Окончив 10-й класс, он добро вольцем пошел защищать Роди ну. Несколько месяцев курсов. И вот Витя — летчик. Сделал не сколько вылетов. Громил врага. Но во время воздушного боя загорелся самолет Вити, и он сгорел вместе с ним. И Сережа, и Витя погибли героями. Все мы любили их в школе. Враг отнял любимых сыновей у матерей Александры Ивановны Разгуловой и Нины Дмитриевны Белозерцевой. Прошло более двадцати лет. Но до сих пор при встрече я вижу слезы на глазах этих мате рей. Часто я встречаю Антонину Яковлевну Успенскую, маму на шего дорогого Юры, этого строй ного, высокого, красивого парня, комсомольца 18 лет. Юра Успен ский был человеком высокой культуры, начитанный. Все годы учился только на пять. И каждый раз при встречах с его мамой мы вспоминаем героя войны — Юру. _ В период Великои Отечествен ной войны средняя школа № 3 не была в стороне. Учащиеся нашей школы вместе с учителями принимали активное участие в сельскохозяйственных работах на полях колхозов и совхозов не только в своем районе, но и да леко за его пределами. Несмотря на сильные морозы, зимой приходилось старшим клас сам далеко от города рыть око- Вот что писал нам с фронта Юра; «Дорогие товарищи по школе! Примите мой привет и пожела ние успешно учиться. Передайте также мой горячий красноармей ский привет всему педагогиче скому коллективу. Немаловре мени прошло с тех пор, как я с аттестатомотличника в последний раз перед от правкой на фронт посетил свою родную школу. Я принимал уча стие в боях на берегах Днепра и был дважды ранен. Война по требовала от нас, комсомохгьцев, патриотов Советской Родины, на пряжения всехфизических и моральных сил. Все лучшее, что в нас есть, что воспитали в нас школа и комсомол, мы вклады ваем в наши героические дела. Теперь только я вполне оценил тот великий и благородный труд, который выполняют советские учителя той школы, где учитесь вы и где до войны учился я». По инициативе комсомольцев в школе часто устраивались очень хорошие вечера встреч с бойца ми Советской Армии. Проходили они на высоком идейно-полити ческом уровне. Велись задушев ные беседы. Школа шефствова ла над госпиталями, более всего над тем, который был размещен в здании теперешнего педагоги ческого училища. Наши поседе ния раненых превращались в волнующие встречи. Дети вы ступали с художественной са модеятельностью, приносили раз ные подарки бойцам, продукты, бумагу, карандаши, конверты, ма хорку и прочее. / В подготовке к таким посеще ниям играли большую роль учи цах слушателей выступления Боб ровой Маруси (ныне преподава тельница Усманского совхоза- техникума), Кузнецовой Марии Григорьевны и Стрельниковой Инны (ныне врач больницы г. Усмани). Школа вела большую перепис ку с бойцами, посылала много посылок с продуктами, махоркой, письменными принадлежностями, теплыми чулками, варежками, перчатками, шарфами и т. д. В период Великой Отечествен ной войны школа принимала активное участие в оказании по мощи фронту. На строительство танков и самолетов собрала не малую сумму денег. Так, за один из военных учебных годов уча щимися нашей школы было со- ■брано до 33 тысяч рублей, по слано 7 больших и 14 небольших посылок, до 300 теплых писем бойцам. Горя желанием помочь фронту, многие ребята приносили все свои сбережения. Каждый класс старался занять первое место по сбору денег. По инициативе комсомольцев в школе была проведена вещевая лотерея. Этот момент совпал с сообщением Совинформбюро об освобождении нашими доблест ными войсками города Харькова. Свыше 400 вещей принесли бесплатно сами ребята на эту ло терею. За два часа было собрано от нее 3500 рублей, которые бы ли переданы на постройку само лета «Усманский школьник». Ют Верховного Главнокоманду ющего Вооруженными Силами школа получила телеграмму с вы ражением благодарности за забо ту о Красной Армии и помощь фронту. В школе неплохо была постав ПО ГОРОДАМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА | лена работа г пионерами и ком сомольцами. Пионервожатая Страхова Люба прекрасно умела проводить пио нерские сборы с хорошо проду манной и содержательной про граммой. Люба всегда была с пионерами, и они платили ей за это своей любовью. Успеху школы, несомненно, способствовали мои встречи с Надеждой Константиновной Круп ской в 1928 — 1933 — 1935 — 1938 годах. Помимо этого я в 1938—40 годах был членом Цент рального Комитета нашего проф союза и встречался на пленумах с Надеждой Константиновной. Слушая ее беседы, я все более убеждался в том, что собой должна представлять советская школа, каким должен быть совет ский учитель. В своих беседах Надежда Константиновна перед нами развивала мысли В. И. Ле нина об учителе и школе. Всегда мы, учителя, слушали ее с глубочайшим вниманием, затаив дыхание. Ее необыкновенная про стота, доступность, уменье разго варивать с людьми подкупала нас, слушателей. По мере своих сил я старался перенести ее указания в школу. За время войны здание бывшей школы № 6 значительно постра дало. Оно было сильно запущено. Требовался большой капитальный ремонт. И он был произведен в 1947 году в очень трудных усло виях; не было своего транспорта, не хватало строительного мате риала, отсутствовали рабочие ру ки и прочее. В конечном итоге, все трудности были преодолены, и в первой половине октября 1947 года здание школы было готово. Средняя школа № 3 це ликом перешла в это здание. В старом же здании размести лась областная школа для слепых детей. За годы своего существования школой выпущено из 10 классов до двух тысяч человек. Из них свыше шестидесяти человек на граждены золотыми и серебря ными медалями, как, например: Исполатова Н., Воробьев Н., Гу бины Тамара и Саша, Гоев С., Корчагин С., Машков В., средо- това С., Гоев В., Матвеева В., Товицкие Тамара и Зоя, Пчель никова Н., Харина Р. и другие. Школа гордится многими свои ми бывшими учениками, которые в настоящее время работают на разных участках коммунистиче ского строительства. Например, Селиванова-Белова Галина Дмитриевна — доцент Черниговского института, Афа насьев Юрий Алексеевич — до цент Воронежского химико - тех нологического института, Абрамо вич Юрий Иванович — научный сотрудник Воронежского СХИ. На протяжении последних пяти лет мне приходится присутство вать в средней школе № 3 на экзаменах в 8—10—11 классах в качестве представителя районе и райкома союза и убеждаться в том, что коллектив школы рабо тает на уровне других школ го рода. Отрадным является то, что многие окончившие эту шко лу неплохо держат вступительные экзамены в ВУЗах. А Новицкая Люся является гордостью Воро нежского университета, фото ее красуется в университетской га зете. Вот та краткая история средней школы № 3, которую полезно знать тем, кто в ней сейчас учит- И. ТОВИЦКИЙ, пенсионер, заслуженный учитель школы РСФСР. ТАЛЛИН. Ратушная площадь. 1 На втором плане — Вышгород. 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz