Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

1 0 4 , 1 ^'®А■ ®эшистская Гер- мания вероломно на­ пала на нашу страну. Нарушен мирный труд людей. Началась Великая Отечественная война. Родина в опасности. «Все для фронта! Все для победы!» — при­ зывала наша партия. Весь народ поднялся на защиту своей любимой Отчизны. В это время я был директором непол­ ной средней школы № 3 г. Ус- мани. Здания нашей НСШ № 3 и средней школы № 6 были за­ няты воинскими частями. Обеим школам пришлось заниматься в очень тяжелых условиях. Но -затем произошло объедине­ ние двух школ под наименова­ нием средняя школы № 3. Шко­ ла была расположена в трех зда­ ниях. Занятия проходили в две смены. За короткую перемену преподавателям приходилось бе­ гать на уроки то в одно, то в другое здание. Особенно чувст­ вительно приходилось осенью в грязную погоду. Здания отапли­ вались плохо. В классах тесно и прохладно. Во всех трех зданиях была большая скученность. Не было даже учительской, не гово­ ря уже о комнатах для других мероприятий. Но, несмотря на это, все были охвачены большим энтузиазмом. Все чувствовали от­ ветственность перед Родиной. В это время страна пережива­ ла страшные дни войны. Работа в школе осложнялась многими причинами. Пришли новые учи­ теля. Надо было много порабо­ тать администрации, чтобы соз­ дать и сплотить новый работоспо­ собный, дружный коллектив учи­ телей. Мы, педагоги, много пора­ ботали над организацией учени­ ческого коллектива как по от­ дельным классам, так и по всей школе. Здания школы с раннего утра и до позднего вечера были за­ полнены учащимися. В работе встречалось много трудностей, но их было во много раз больше на фронте у наших славных за­ щитников Родины. Сознание этого заставляло наш коллектив рабо­ тать с большим напряжением. Дружба — большое дело, ве­ ликая сила. Коллектив школы оказался на высоте своего поло­ жения, с честью выдержал экза­ мен в период тяжелых испыта­ ний для нашей Родины. Он был очень дружен. Шли годы. Крепла наша новая объединенная средняя школа. Вскоре мы добились высокой ус­ певаемости. Первые золотые ме­ дали получили ученики нашей школы — Воробьев Николай и Исполатова Наталья (теперь врачи). Нашу школу признали в обла­ сти, центре. О ней писали. Нас посещали представители области, Москвы. Вот что записал в книге отзывов представитель Цент­ рального Научного института профессор, академик Ривес С. М.: «Опыт Усманской школы № 3 учит тому, что дело преодоления неуспеваемости находится в ру­ ках учителя. Усманская школа вот уже третий год не знает второгодников. Усманская школа добилась не только высокой успеваемости, но и высокой дисциплины, созна­ тельного отношения учащихся к школе, любви к знанию и до­ статочно большого размаха вне- -«Школьной самодеятельности. Все эти достижения являются результатом напряженной и глу­ боко продуманной работы ква­ лифицированного и сплоченного педколлектива школы. От души желаю коллективу дальнейших, еще больших успе­ хов в работе». За высокие показатели в учеб­ но-воспитательной работе в 1946 году Воронежские облисполком и облоно премировали школу 3.500 рублями. Успехов школа добилась благо­ даря дружному, крепко спаян­ ному коллективу учителей. С сознанием своего высокого долга перед Родиной в дни нависшей большой опасности для нее пе­ дагоги работали не покладая рук, с особой любовью учили и вос­ питывали вверенных им страной детей, готовя из них достойное пополнение великой освободи­ тельной армии. Вот они, мои дорогие товари­ щи по работе — лучшие педаго­ ги, горячие патриоты Родины — Дмитриева М. В., Страхова А. И., Забарная И. М., Котова К. А., Мудрагель К. М., Михнюк А. И., Шестова А. С., Разумовский М. И., Попова В. Н. и многие другие. Школа никогда не забудет и своих бывших воспитанников, от­ давших свою жизнь за счастье народа в период Великой Отече­ пы. Ребята понимали тяжелое время для Родины и по зову партии, комсомола шли выпол­ нять свой долг. Хорошо помню, как в сильный морозный день, когда я провожал 10 класс на рытье окопов, комсомолец Юра Абрамович никак не хотел от­ ставать от своих товарищей, не­ смотря на то, что он был нездо­ ров, с повышенной температу­ рой. Никакие уговоры не оста­ новили его. Он пошел вместе со всеми. Ни грязь и дождь, ни сырая осенняя погода, ни мо­ розы и пурга — ничто не мог­ ло остановить ребят. Тот же Юра Абрамович по окончании 10-го класса сразу же пошел воевать с врагом. При форсировании Днепра был ранен. Но Юра не пошел в госпиталь, не бросил оружия, а продолжал идти вперед, громить врага. теля Антонина Ивановна Страхо­ ва, Татьяна Корниловна Товицкая, Мария Венедиктовна Димитриева, Александра Сергеевна Шестова. Особенно следует отметить рабо­ ту Антонины Ивановны Страхо­ вой. Это человек неиссякаемой энергии, прекрасный организатор ученической массы. Одного ра­ неного молодого офицера Анто­ нина Ивановна буквально выхо­ дила, поставила на ноги. С благо­ дарностью советский офицер вспоминает имя своей опекунши. После войны он приезжал к Антонине Ивановне, чтобы еще раз поблагодарить ее за мате­ ринское отношение. Часто выступления наших уча­ щихся в общественных местах производили глубокое впечатле­ ние на слушателей и заставляли их глубоко переживать. Особенно оставляли глубокий след в серд­ Третья средняя школа ственной войны. Это были моло- дь 1 е, красивые,' еще не познав- шйе жизнь во всей ее красе, отважные юноши - комсомольцы. Семое дорогое — свою жизнь отдали они в борьбе с врагом. Вот их имена: Витя Разгулов, Се­ режа Белозерцев, Паша Страхов, Вася Митин, Юра Успенский, Сеня Сёменихин, Гриша Бартенев и другие. Почти все они пошли добро­ вольцами защищать Родину. Все они были комсомотгьцами. Саша Белозерцев (ныне пол­ ковник) рассказывал мне: «Я шел в наступление на врага рядом со своим двоюродным братом Се­ режей Белозерцевым. В этот мо­ мент Сережа был тяжело ранен в живот. Но он не“ бросил вин­ товки, продолжая идти вперед на врага, пока не упал, умирая». Семнадцатилетним Сережа по­ шел воевать добровольцем. Един­ ственный сын у матери. В школе он был всегда подтянутым, акку­ ратным, хорошим общественни­ ком. Все годы учился на от­ лично. Сережа был очень скром­ ным комсомольцем. Разгулов Витя — единственный сын у родителей. Комсомолец. Окончив 10-й класс, он добро­ вольцем пошел защищать Роди­ ну. Несколько месяцев курсов. И вот Витя — летчик. Сделал не­ сколько вылетов. Громил врага. Но во время воздушного боя загорелся самолет Вити, и он сгорел вместе с ним. И Сережа, и Витя погибли героями. Все мы любили их в школе. Враг отнял любимых сыновей у матерей Александры Ивановны Разгуловой и Нины Дмитриевны Белозерцевой. Прошло более двадцати лет. Но до сих пор при встрече я вижу слезы на глазах этих мате­ рей. Часто я встречаю Антонину Яковлевну Успенскую, маму на­ шего дорогого Юры, этого строй­ ного, высокого, красивого парня, комсомольца 18 лет. Юра Успен­ ский был человеком высокой культуры, начитанный. Все годы учился только на пять. И каждый раз при встречах с его мамой мы вспоминаем героя войны — Юру. _ В период Великои Отечествен­ ной войны средняя школа № 3 не была в стороне. Учащиеся нашей школы вместе с учителями принимали активное участие в сельскохозяйственных работах на полях колхозов и совхозов не только в своем районе, но и да­ леко за его пределами. Несмотря на сильные морозы, зимой приходилось старшим клас­ сам далеко от города рыть око- Вот что писал нам с фронта Юра; «Дорогие товарищи по школе! Примите мой привет и пожела­ ние успешно учиться. Передайте также мой горячий красноармей­ ский привет всему педагогиче­ скому коллективу. Немаловре­ мени прошло с тех пор, как я с аттестатомотличника в последний раз перед от­ правкой на фронт посетил свою родную школу. Я принимал уча­ стие в боях на берегах Днепра и был дважды ранен. Война по­ требовала от нас, комсомохгьцев, патриотов Советской Родины, на­ пряжения всехфизических и моральных сил. Все лучшее, что в нас есть, что воспитали в нас школа и комсомол, мы вклады­ ваем в наши героические дела. Теперь только я вполне оценил тот великий и благородный труд, который выполняют советские учителя той школы, где учитесь вы и где до войны учился я». По инициативе комсомольцев в школе часто устраивались очень хорошие вечера встреч с бойца­ ми Советской Армии. Проходили они на высоком идейно-полити­ ческом уровне. Велись задушев­ ные беседы. Школа шефствова­ ла над госпиталями, более всего над тем, который был размещен в здании теперешнего педагоги­ ческого училища. Наши поседе­ ния раненых превращались в волнующие встречи. Дети вы­ ступали с художественной са­ модеятельностью, приносили раз­ ные подарки бойцам, продукты, бумагу, карандаши, конверты, ма­ хорку и прочее. / В подготовке к таким посеще­ ниям играли большую роль учи­ цах слушателей выступления Боб­ ровой Маруси (ныне преподава­ тельница Усманского совхоза- техникума), Кузнецовой Марии Григорьевны и Стрельниковой Инны (ныне врач больницы г. Усмани). Школа вела большую перепис­ ку с бойцами, посылала много посылок с продуктами, махоркой, письменными принадлежностями, теплыми чулками, варежками, перчатками, шарфами и т. д. В период Великой Отечествен­ ной войны школа принимала активное участие в оказании по­ мощи фронту. На строительство танков и самолетов собрала не­ малую сумму денег. Так, за один из военных учебных годов уча­ щимися нашей школы было со- ■брано до 33 тысяч рублей, по­ слано 7 больших и 14 небольших посылок, до 300 теплых писем бойцам. Горя желанием помочь фронту, многие ребята приносили все свои сбережения. Каждый класс старался занять первое место по сбору денег. По инициативе комсомольцев в школе была проведена вещевая лотерея. Этот момент совпал с сообщением Совинформбюро об освобождении нашими доблест­ ными войсками города Харькова. Свыше 400 вещей принесли бесплатно сами ребята на эту ло­ терею. За два часа было собрано от нее 3500 рублей, которые бы­ ли переданы на постройку само­ лета «Усманский школьник». Ют Верховного Главнокоманду­ ющего Вооруженными Силами школа получила телеграмму с вы­ ражением благодарности за забо­ ту о Красной Армии и помощь фронту. В школе неплохо была постав­ ПО ГОРОДАМ СОВЕТСКОГО СОЮЗА | лена работа г пионерами и ком­ сомольцами. Пионервожатая Страхова Люба прекрасно умела проводить пио­ нерские сборы с хорошо проду­ манной и содержательной про­ граммой. Люба всегда была с пионерами, и они платили ей за это своей любовью. Успеху школы, несомненно, способствовали мои встречи с Надеждой Константиновной Круп­ ской в 1928 — 1933 — 1935 — 1938 годах. Помимо этого я в 1938—40 годах был членом Цент­ рального Комитета нашего проф­ союза и встречался на пленумах с Надеждой Константиновной. Слушая ее беседы, я все более убеждался в том, что собой должна представлять советская школа, каким должен быть совет­ ский учитель. В своих беседах Надежда Константиновна перед нами развивала мысли В. И. Ле­ нина об учителе и школе. Всегда мы, учителя, слушали ее с глубочайшим вниманием, затаив дыхание. Ее необыкновенная про­ стота, доступность, уменье разго­ варивать с людьми подкупала нас, слушателей. По мере своих сил я старался перенести ее указания в школу. За время войны здание бывшей школы № 6 значительно постра­ дало. Оно было сильно запущено. Требовался большой капитальный ремонт. И он был произведен в 1947 году в очень трудных усло­ виях; не было своего транспорта, не хватало строительного мате­ риала, отсутствовали рабочие ру­ ки и прочее. В конечном итоге, все трудности были преодолены, и в первой половине октября 1947 года здание школы было готово. Средняя школа № 3 це­ ликом перешла в это здание. В старом же здании размести­ лась областная школа для слепых детей. За годы своего существования школой выпущено из 10 классов до двух тысяч человек. Из них свыше шестидесяти человек на­ граждены золотыми и серебря­ ными медалями, как, например: Исполатова Н., Воробьев Н., Гу­ бины Тамара и Саша, Гоев С., Корчагин С., Машков В., средо- това С., Гоев В., Матвеева В., Товицкие Тамара и Зоя, Пчель­ никова Н., Харина Р. и другие. Школа гордится многими свои­ ми бывшими учениками, которые в настоящее время работают на разных участках коммунистиче­ ского строительства. Например, Селиванова-Белова Галина Дмитриевна — доцент Черниговского института, Афа­ насьев Юрий Алексеевич — до­ цент Воронежского химико - тех­ нологического института, Абрамо­ вич Юрий Иванович — научный сотрудник Воронежского СХИ. На протяжении последних пяти лет мне приходится присутство­ вать в средней школе № 3 на экзаменах в 8—10—11 классах в качестве представителя районе и райкома союза и убеждаться в том, что коллектив школы рабо­ тает на уровне других школ го­ рода. Отрадным является то, что многие окончившие эту шко­ лу неплохо держат вступительные экзамены в ВУЗах. А Новицкая Люся является гордостью Воро­ нежского университета, фото ее красуется в университетской га­ зете. Вот та краткая история средней школы № 3, которую полезно знать тем, кто в ней сейчас учит- И. ТОВИЦКИЙ, пенсионер, заслуженный учитель школы РСФСР. ТАЛЛИН. Ратушная площадь. 1 На втором плане — Вышгород. 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz