Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

Москва. Накануне 97-й го­ довщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина в Центральном музее В. И. Ле­ нина особенно оживленно. Здесь в многочисленны.ч за­ лах собраны исторические до­ кументы, личные вещи Влади­ мира И.льича, картины и сгульптуры, ярко рассказыва­ ющие о жизни и революци­ онном пути великого вождя пролетарской революции В. И. Ленина. На снимке; пионеры перм­ ской средней школы № 80 у скульптуры В. Проткова <(В. И. Ленин с матерью». Фотохроника ТАСС. Доброе словвооспитывает На этот раз наш разговор с Володей длился больше обычно­ го, и это совершенно не слу­ чайно: Володя на пороге госу­ дарственных экзаменов. Он вы­ пускник. А с учебой у него очень плохо. Имеет даже двойки за первое полугодие. В доме, в школе об этом знают, класс и семья переживают, особенно сейчас, когда вот-вот уже надо отчитываться за все 10 ле; уче­ бы. Чувствую сама, что Владимир сильно волнуется, да он и не скрывает этого. А в конце на­ шей беседы ученик уверенно го­ ворит, что в оставшееся время постарается более серьезно се­ бя вести, 'усиленно готовить /р о ­ ки, помогать по дому, быть бо­ лее вежливым и тактичным. «Я это сам хорошо понимаю, надо, чтобы мне поверили на этот раз», — закончил мой ученик. И какова же была наша общая радость, когда он ответил по литературе на 4! Это первая его четверка в учебном году! Зна­ чит, все можно, если по-настоя­ щему взяться. Смотрю; и по астрономии, и по физике — 4. Уселся как сле­ дует теперь и за биологию, учит историю. Да, этот ученик всегда требо­ вал особого внимания. В его семье долгое время дела шли очень уж неблагополучно. И это, бесспорно, наложило на все от­ печаток. И учился поэтому он ниже возможностей, и грубил часто дома и в школе, и мешал вести уроки. Но всегда у Володи были искренние друзья — сверстники. Они-таки частенько ему помо­ гали добрым, нужным словом и советом. Сейчас чувствую; Воло­ дя меняется на глазах. И это чувство благополучия мы делим с ним, с его семьей пополам. Так оно и должно быть; семья и школа едины. В нашей учительской практике, да и в семье часто приходится думать, как помочь человеку в трудную минуту, в момент, ког­ да ученик, как говорят, проштра­ фился. Что тут лучше: оскорбить, поругать, чтобы этого не повто­ рилось, или добрым словом убе­ дить, заставить совесть провинив­ шегося заговорить? И часто еще родители выби­ рают первое: наказать, прочитать назойливую нотацию, дескать, дети и так избалованы, надо их больше ругать. Так долго поступала мать Юры из 4-го класса. Напачкал в тет­ ради — не ходи гулять, затерял книгу — родители в кино месяц не пускали, книги на время ото­ брали. Но им и невдомек; что запрещенные книги и кино заме­ нили карты, игра на деньги в укромных уголках школьного сада и улицы. А по-моему, всегда большего можно добиться словом добро­ го наставника и товарища. Вот уж поистине уместно здесь ис­ пользовать мудрую пословицу: «Семь раз отмерь, один раз от­ режь». А мы, взрослые, часто еще горячимся, не даем самому ребенку спокойно поразмыслить над случившимся, спешим запу­ гать и накричать на него. Пом­ ните, у Дзержинского есть та­ кие слова: «Страх никогда не научит детей отличать добро от зла, кто боитс# боли, тот всегда поддается злу». И как это верно! А мы с вами иногда не отдаем себе отчета в том, что говорим, как говорим, с кем, каким тоном, а главное, мне кажется, мы иногда просто недостаточно ду­ маем, что за нашими словами последует, и тогда мы больно раним детскую душу, ломаем детские тонкие чувства. Надолго я запомнила такой случай. Ко мне пришла очень взволнованная мама девятиклас­ сницы Люды. В руках у нее дро­ жало письмо; трудно было ма­ тери скрыть волнение. Да это и понятно: на имя Люды от юноши пришло письмо из Воронежа. Ну, и там, естественно, были строчки о дружбе, письмо ды­ шало юной любовью. «Что мне теперь делать? — чуть ли не плача говорила мать. — Ведь только 16 лет. Ума-то сколько, и уже дружба, мальчики. Вот возьму порву письмо. А ее можно еще и по­ бить за это. Что, что теперь делать?! Ведь одна она у меня эта Людка», — закончила расстроенная женщина. Да, здесь и советчику можно сначала растеряться. Ну, а если хорошо подумать, взвесить, то грубостью только навредишь, только погубишь дело. И чем труднее случай, чем он сложнее, тем больше он требует усилий разума, чувств, силы. Не надо расстраиваться, но поду­ мать, конечно, есть над чем. Все естественно. Надо только, на­ верное, стараться помочь Лю­ де, чтобы дружба была искрен­ ней, настоящей, доброй, на ра­ дость Люде, этому юноше и, ко­ нечно же, матери. Кому не известно, что слова — это те же поступки. И их надо осторожно и честно подбирать, особенно нам, взрослым. Много ли человеку надо? Как часто эту фразу мы произносим, когда хотим сказать: вот видите, в сущности пустяк, а челове­ ку приятно! Чтобы сделать человеку приятное, порой доста­ точно одного слова, а чтобы ис­ портить ему настроение, навер­ ное, и того меньше. Да и сам человек, как писал когда-то М. Горький, «ловится на мело­ чах»... мелочь всегда выдает ис­ тинную «суть души». В самом деле, сказать «я люб­ лю людей» может всякий, по­ мочь же человеку отважится далеко не каждый. И вы знаете, это я говорю не об исключительном, а о самом обычном, обыденном, когда мы нужны друг другу каждый день, всегда. Мне очень хочется ска­ зать об искренней чуткости в семьях Емельяновых, Бирюковых, Кадет, чьи дети учились и учат­ ся еще в нашей 2-й школе. Про­ сто испытываешь такое радостное чувство, когда попадаешь к ним домой. Здесь всегда приветливая, одинаковая для всех, будь то взрослый или школьник, обста­ новка. Здесь, по-моему, никогда никто не повысит даже голоса, не грубит, не обижает другого. Все здесь в порядке: уют, друж­ ба, взаимопонимание, общая ра­ дость, общие интересы. Оттого и дети этих семей не имеют даже замечаний, учатся только на от­ лично, настоящие товарищи в классе, известные в школе об­ щественники, спортсмены. Про­ верять сочинения этих учащихся — большое профессиональное счастье. Доброе слово о семьях, где воспитывают добрым словом! Слово! Как оно сильно, если оно доброе, душевное. Ведь не зря же говорят в народе; слово лечит, слово ранит. Да, вот так бывает и с нашим словом, где бы .оно ни произно­ силось: в школе, в семье, на производстве, на улице, в об­ щественном месте. В течение одного дня нам приходится встречаться со мно­ жеством людей; в магазине, во дворе, на работе, в доме и, ко­ нечно, в семье, откуда начинает­ ся наше трудовое настроение. Если бы мы всегда разговарива­ ли друг с другом по-товарище­ ски, приветливо, спокойно, были бы всюду вежливы, чутки, осо­ бенно в семье, насколько бы кра­ сивее и легче была бы наша жизнь. Я вполне убеждена, что человек должен быть лучше, он обязан быть лучше, хотя и не каждому доведется, положим, вытащить ребенка из огня, спа­ сти утопающего, предотвратить крушение поезда, автомобильную катастрофу, отдать часть своей кожи обожженному. И нужно воспитывать в себе умение быть вежливым и выдержанным даже в случае плохого настроения. К сожалению, очень часто дурное настроение мы срываем на дру­ гих, особенно на своих домаш­ них, на детях, подавая им дур­ ной пример. Да, слово — бесценный дар. С ним нужно обращаться береж­ но, ибо оно может принести че­ ловеку радость и помощь, но может принести и обратное. Так будем же говорить друг другу, нашим детям добрые слова, хо­ рошие слова! Л. ПАШКОВА, преподаватель средней школы № 2. Юбилейные книги к 50-летию Октября крупней­ шее в нашей стране издатель ство «Наука» выпускает в свет ряд книг, обобщающих много­ летние исследования советских ученых по йеторип Великой Ок­ тябрьской социалистической ре­ волюции. Капитальная трехтомная моно­ графия академика И. И. Минца охватывает большой период, связанный с первой мировой вой ной, свержением самодержавия, установлением диктатуры про- у летарпата п созданием Совет ского государства. Раскрывая социально - экономические пре,д- посылкп революции в России, показывая нарастание револю­ ционного движения в стране п героическую борьбу партии большевиков во главе с В. И. Лениным за мир, свобод}^ де­ мократию и социалп.зм, автор детально освещает историю фев- ра.чьской буржуазно - демокра- тическо!! рево.чюции, подготовки и проведения 'Октябрьского вос- станпя, создания Советского го­ сударства. Обширное исследование прове­ ли ленинградские историки. В подготовленной ими книге «Ок­ тябрьское вооруженное восета- 1 ше (Се.мнадцатый год в Петро­ граде) » дано полное описание подготовки н проведения Ок­ тябрьского восстания в центре революции — Петрограде, поли­ тическая жизнь которого в те дни оказывала решающее влия­ ние на ход революции по всей стране. Переиздается переработанный и допо.чненный новыми доку- лгентамп однотомник «История Великой Октябрьской соцпали- стическо?! революции». Выйдет в спет последний, третий том «Протоколов [1етроградского Во­ енно-революционного комитета» —полного <{юндового издания документов штаба вооруженного восстания 11 первого руководя­ щего органа Советской власти. П]' пл 23 АПРЕЛЯ, ВТОРНИК 11.00 — Телевизионные новости. 11.20 — Художественный фильм «Девушка из джунглей». 2-я се­ рия. 17.00 — Для детей. «Сказки кота Мурлыки». 17.40 — Фильм для детей. 18.00 — Воронежские новости. 18.20 Слушателям на­ чальной политшколы. «Комму­ низм — знамя нашей эпохи». 19.00 — Спартакиада народов РСФСР. У нас в гостях участники финальных соревнований. 19.40 — «Летопись полувека». «Год 1921». 20.30 — Телевизионные новости. 20.50 — Телевизионные фильмы. 21.50 — «Преображенная земля». Телевизионный очерк. 22.10 — Художественный фильм «Девушка из джунглей». 2-я серия. 26 АПРЕЛЯ, СРЕДА 11.00 — «Одно лето в Сузда- ли». Телевизионный фильм. 11.30 — «Много лет спустя». Телевизи­ онный спектакль. 16.50 — Для школьников. Театр сорванцов. 17.30 — Фильм для детей. 18.00 — Воронежские новости. 18.10 —А. Ваксер, М, Баран. «Одно только слово». Премьера телевизионного спектакля. Пере­ дача из Минска. 19.40—«Летопись полувека». «Год 1922». 20.25 — Музыкальный маяк. 20.30 — Те­ левизионные новости. 21.00 — К 50-летию Советской власти. «Поколение энтузиастов». 21.20 — Киноочерк. 21.30 — «Рассказы о героизме». Выступление писателя Усманскому райпромкомби- >нату требуются на работу техник-строитель, плотники, столяры, слесари - сантехни- [ки, разнорабочие, грузчики. I Усманской табачно - фер-^ I ментационной фабрике требу -1 I ются на работу кочегар, по -1 ^ мощник кочегара, слесари и ( С. Смирнова. 22.00 — Советская музыкальная культура. Передача из Львова. 22.40 — В эфире — «Молодость». 27 АПРЕЛЯ. ЧЕТВЕР1' 11.00 — «В долине Чай-Урыя». Телевизионный очерк. 11.20 — «Обыкновенный человек». Теле­ визионный спектакль. 17.00 — Фильм для детей. 17.30 — Пред­ октябрьская юбилейная эстафета районов. Железнодорожный рай­ он. 18.30 — «Мир сегодня». 19.00 — Воронежские новости. 19.15 — Весна юбилейного года. 19.30 — «Летопись полувека». «Год 1923». 20.30 — Телевизион­ ные новости. 21.00 — А. Галиев. «Игла и штык». Спектакль Псков­ ского драматического театра им. А. С. Пушкина. Передача из Ле­ нинграда. 23.00 — Концерт сим­ фонического оркестра. Передача из Бухареста. 28 АПРЕЛЯ, ПЯТНИЦА 11.00 — Телевизионные ново­ сти. 11.20 — «Один из семи». Телевизионный спектакль. 17.00 — Экран пионерских дел. 17.20 — Фильм для детей. 17.40 — Воро­ нежские новости. 18.00 — «Эста­ фета новостей». 19.00 — Первен­ ство СССР по футболу. «Динамо» (Москва) — «Торпедо» (Москва). В перерыве — телевизионные но- Я К вости. 20.45 — «Вы их слышите по радио». 21.40 — В эфире — «Молодость». Редактор В. ЖЕРДЕВ. > Усманскому автотранспорт- I > ному хозяйству на постоян- | ? пую работу срочно требуется [ ) газоэлектросварщик. I разнорабочие. ! Усманской средней шко- » 5 ле № 2 требуются на работу * { уборщицы и сторож. 1 ♦ Усманскому райпищекомби-1 нату требуется опытная лабо-| рантка по пищевой промыш - 1 ленности. * ^ ♦ Обращаться в контору рай-; пищекомбината. | 1 Заготконтора Усманского I райпотребсоюза и все потре- •: бительские общества закупают 1у населения картофель в не- , ограниченном количестве по ! цене: продовольственный — I 10 коп. за 1 килограмм, се- ; менной — 8 коп. за 1 кило- 1 грамм. I * Усманский кирпичный за-Т вод с 25 апреля 1967 года До-| иолпительно объявляет прием* Трабочих на сезон. Оплата | I труда сдельная, расценки по» 1 сравнению с прошлым годом | I повышены. Иногородним пре-| I доставляется общежитие. Усманскому хлебоприемному пункту на строительно- ( монтажные работы требуются каменщики и разнорабочие. к Оплата труда сдельно-премиальная. ^ <Новая жизнь» выходит три раза в неделю; по вторникам, четвергам и субботам. Адрес редакции: г. Усмань, ул. Ленина, 17. Телефоны редактора —^3-29, зам. редактора отдела вкономики сельского хозяйства и писем — 1-56, бухгалтерии -ч 0-97.________ 1-00, Усианская типография облуправдення по печати, г. Усмань, ул. Ленина, 17. Тираж 7.500. Заказ № 1108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz