Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1967 г. (г. Усмань)

|_1 Е ЗНАЮ, найдется ли такой ■ * человек, который не любил бы песню? Нет, конечно! На кон- 14 вртах художественной самодея­ тельности зрительные залы клу­ бов и Домов культуры всегда переполне'н 1 в. Вот один из таких концертов в районном Доме культуры. Высту­ пают коллективы художественной самодеятельности нашего города. На сцене хор Усманского пед­ училища. Проникновенно звучит «Песня о Ленине» композитора Холминова. Руководит хором пре­ подаватель музыки и пения Ярослав Крысоватый. Будущие учителя готовят об­ ширную концертную программу к славному 50-летию Великого Октября. Часть ее и представлена на концерте. ГЗОЖАЛУЙ, самой большой * * удачей хора можно считать то, что в его репертуаре народ­ ная песня стала ведущей, а сами солисты глубоко понимают ее и доносят до слушателя с душев­ ной теплотой. Поэтому не слу­ чайно так восторженно им апло­ дируют зрители. Исполняется песня «Из-под ду­ ба, из-под вяза». Здесь хору удалось добиться главного; пол­ ностью раскрыть душу песни, за­ ставить ее зазвучать по-иному. О РЕПЕРТУАРЕ хора есть и ^ классические произведения. Хор девушек исполняет отрывок из оперы Бородина «Князь Игорь». И руководитель, и испол­ нители сумели как бы заново прочитать страницы партитуры оперы: добиться звучания хора, близкого к народному. И на мой взгляд это правильно. Ведь вся музыкальная ткань' олерьг ^ это драгоценные зерна народных мелодий, преломленных через призму восприятия талантливого композитора. Конечно, есть здесь недора­ ботки. Вначале чувствуется не­ уверенность исполнителей, слы­ шатся фальшиво взятые ноты. Но в процессе дальнейших репети­ ций все это легко устранимо. Самое важное достигнуто. Ярос­ л а в Крысоватый и самодеятель- ^ |ый коллектив сделали доброе дело, став пропагандистами клас­ сической музыки. Есть в художественной само­ деятельности педучилища и тан­ цевальная группа. Лучшим ее номером можно смело назвать молдавский танец. Все его эле­ менты хорошо отработаны ис­ полнителями. Вот почему так за­ дорно, так зажигательно и легко кружатся на сцене пары танцу­ ющих. З АМЕТНОЕ место в програм­ ме концерта отведено ин­ струментальному ансамблю ин­ теллигенции города. В его соста­ ве люди, горячо и страстно лю­ бящие музыку. Это в основном преподаватели школ. Широко и возвышенно звучит в исполнении ансамбля украин­ ская народная песня «Реве та й стогне Днипр широкий». И все же большой удачей городских Музыкантов следует считать «Тор­ жественную прелюдию». Здесь, кажется, исчезает граница между сценой и зрительным залом. Зрители забывают о музыкантах, музыканты о зрителях. Царствует музыка. Именно она-то и прино­ сит глубокое удовлетворение и тем, и другим. ^ СОБО следует, конечно, сказать о солистах. Вот Вла­ дислав Корж, преподаватель му­ зыки и пения педучилища. Поет он вместе с женским вокальным ансамблем «Песню о счастье» композитора Шамо. Ансамбль звучит слаженно. А вот певец поет не во весь голос, словно боится петь громче. Поэтому его почти не слышно. Владиславу Коржу более близ­ Бладеть своим голосом, умеет передать всю глубину чувств на­ родной песни. В репертуаре молодой певицы песни тех композиторов, кото­ рые черпают свои творения из родников народных. Вот песня композитора Левашова «Степь». Поет ее Тамара легко и непри­ нужденно. В ее голосе чуть- чуть слышны грустные нотки. Но уже теплота, душевная теплота с радостями жизни захлестывает их. Торжество всего доброго, светлого рвется с песней на ши­ рокий простор. И когда песня затихает, зрительный зал ка­ кое-то мгновение погружен в ти­ шину, потом взрывается апло­ дисментами. Эти аплодисменты не только в адрес Тамары Павловой. Они — своеобразный привет зрителей любимому народному хору ус- манцев, которым руководит за­ служенный работник культуры РСФСР Алексей Александрович Степанов. Меня с ним связывает давняя дружба. И я, как и все достигнута одна цель. На сцене нет привычного дири­ жера. Но перед нами, зрителями, он присутствует незримо. Ведь благодаря ему, руководителю Степанову, хор задорно, прямо сказать, мастерски исполняет песню «Красногвардейская» во­ ронежского композитора Масса­ литинова. Над притихшим залом катятся суровые голоса мужской группь! хора: «Степи пылают огнем...» И уже гремят вместе мужские и женские голоса: «Бьется за власть Советов Простой народ». Человеку, имеющему хотя ча­ стицу воображения, виднеются опаленные огнем степи. Вьется над ними красное знамя. С ним полк идет в бой за молодую Со­ ветскую власть. И сразу же за «Красногвардей­ ской» исполняется песня компо­ зитора Шишкова «Там, где клен Длумит». Звучит она проникно­ венно... КОГДА ПЕСНЯ НЕ КОНЧАЕТСЯ... Но здесь с исполнителями на сцене сам руководитель танце­ вальной группы Вячеслав Костры- кин. Он успевает своевременно исправить допущенную ошибку. И только придирчивый зритель может заметить такие мелкие пе­ ребои в танце. Со временем, ко­ нечно, они будут устранены. 1_^ОСТРЫКИНУ стоит отдать ■ ‘ должное. За небольшой от­ резок времени он сумел подго­ товить хороший коллектив тан­ цоров. Многие из них уже пре­ восходно владеют формой тан­ ца, выполняют в нем сложные элементы. Нужно прямо сказать, не будь у нашего ^ хора танцевальной группы, его выступления не про­ изводили бы на зрителей тако­ го приятного впечатления. Да и жюри всевозможных смотров, пожалуй, давали бы оценку ни­ же. К такому заключению прихо­ дишь, когда смотришь пляску «Приглашаем, девчата, вас на пе­ репляс». Это лучший изо всех номеров программы танцоров. В каждом движении видна отшли- фованность. Здесь сделано все, как говорится, чисто и гладко. А результатом всему вы­ сокая оценка зрителей, их долго несмолкающие аплодисменты. ка камерность. Поэтому не сле­ довало бы ему давэть в ансамб­ ле партию ведущй-о'^певца. До­ казательством этому может слу­ жить то, что в пении дуэтом с преподавательницей баяна музы­ кальной школы Лидией Попковой сумели же они донести заду­ шевно-грустную гурилевскую ме­ лодию «Вьется ласточка сизо­ крылая». В их исполнении песня волнует и очаровывает своей не­ принужденностью. Щ ОМУ приходилось слышать • ‘ Ива Монтана, тому надолго запомнился его задумчивый го­ лос. В этот вечер я невольно вспоминал о нем, когда слушал Евгения Дмитриева, который пел «Воспоминание об эскадрильи Нормандия». Здесь есть родство душ, родство человеческих ха­ рактеров. Сильная и страстная песня роднит людей, хотя они и говорят на разных языках. И я знаю, что каждому сидящему в зале была близка и понятна эта песня, спетая по радио Ивом Монтаном и исполняемая со сце­ ны самодеятельным певцом Евге­ нием Дмитриевым. И КАК ВСЕГДА, успехом у зрителей пользовалась Та­ мара Павлова. Исполнение ею на-, родных песен уже в какой-то мере близко к профессионально­ му. Она стала более свободно поклонники его незаурядного та­ ланта, умелого организатора, прежде всего отдаю ему дань уважения, как создателю певче­ ского коллектива, который хоро­ шо знают во всей нашей области и далеко за ее пределами. ^ СМАНСКИЙ народный хор начинает свое выступление песней времен гражданской вой­ ны «Смело мы в бой пойдем». С первого куплета, с первых нот чувствуется слаженность хора, заметно с годами пришедшее мастерство. Песня не' просто легко воспри­ нимается, она заставляет заду­ мываться. Песня как бы воскре­ шает в нашей памяти далекие годы гражданской войны. Она рримо, осязаемо передает тре- дожную обстановку военного вре­ мени. САМОБЫТНОЕ и своеобраз- нов песенное творчество мо­ лодого композитора Аверкина находит немало поклонников. Много их и в нашем городе. Вот почему так тепло была встречена |песня Аверкина «Из-за леса». Композитор сумел передать лю­ бовь к родной природе, искря­ щийся народный юмор. Со­ листка Таисия Ясакова и женская группа хора донесли творческий замысел музыканта до зрителя. Таким образом общими усилиями В зале слышен смех. Смеются, вероятно, мужчины. Видно им по душе пришлась шуточная песня «Все жены, как жены». Ее поет мужская группа хора. Солист Михаил Подхалюзин. 1И ОПЯТЬ песня композитора ' ^ Левашова. Это его «Расцве­ тай, земля весенняя». Многие слу­ шатели, считающие себя настоя­ щими ценителями песни, автори­ тетно заявляют, что «Расцветай, земля весенняя» — удача хора. Но есть и такие, которые отдают предпочтение веселой и задор­ ной сельской шуточной картинке «На перекрестке». Здесь вместе с хором выступает танцевальная группа. Пожалуй, она и приносит успех хору. Сочетание песни и танца, отработанные до чистоты их элементы позволяют давать высокую оценку коллективу хо­ ра как профессиональному. Тут уже не может быть скидок. Да их и не стоит делать. У солистов хора и танцоров уже есть профессиональное мастер­ ство. Вот танцевальный коллек­ тив исполняет «Русскую пляску». Парни и девчата пляшут с задо­ ром. Пляшут так, как обычно бывает в дни праздников. Только здесь четче ритм, отработана каждая деталь. И все же вкрадываются огрехи. Нет-нет да и собьется танцор. у СМАНСКИЙ народный хор, руководимый Степановым, добился новых творческих'^ удач. И не случайно строгая отбороч­ ная комиссия на областном смот­ ре художественной самодеятель­ ности выдвинула его на зональ­ ное соревнование самодеятель­ ных коллективов, которое будет проходить в городе Воронеже. Хочется пожелать нашим парням и девчатам одержать победу и стать участниками Всероссийского смотра самодеятельного искус­ ства в Москве. М В ЗАКЛЮЧЕНИЕ о послед- ' * ней песне, исполняемой Усманским народным хором. Это песня композитора Федякина «Любовь моя, Россия!». Широкая и вольная, как сама Россия, она (захватывает своей глубиной, поко­ ряет свежестью мелодии. В ней особенно страстно, по-граждан­ ски звучат голоса солистов. Песня летит над притихшим зрительным залом. Она раздви­ гает стены Дома культуры. Льет­ ся песня свежо, как горная хру­ стальная вода. Плывет она над заснеженными мартовскими по­ лями Усманского района. Нет ей конца. Она вся в величавом спо­ койствии вечно юной, вечно жи- 1вой России. А. БОРОВИК. Фото автора. )екий народный хор. (Внизу; сле­ ва направо первый снимок) поет солистка хора Тамара Павлова. (Снимок второй) Владислав Корж ^^ЛЛЛЛЛ/^ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^Л/V^ЛЛ/^/^ЛЛЛЛЛЛ< НА СНИМКАХ: (вверху) вы­ ступает лауреат Всероссийского смотра художественной самодея­ тельности Усманский любитель- и Лидия Попкова исполняют песню. Сейчас зрители увидят танец. Людмила Зайцева перед выходом на сцену повторяет его^ трудные элементы (снимок третий). Танце­ вальная группа хора на сцене (последний снимок).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz