Новая жизнь. 1966 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1966 г. (г. Усмань)

I и 50-летию Онтября | БОРИС ЦВЕТЯ! Период коллективизации достаточно ярко отражен в советской литературе. Особенно весомо рассказал о нем М. Шолохов в романе «Поднятая целина». Но о комсомоль­ цах и мо.подежи, принимавших участие в организации кол­ хозов, написано очень мало. Вот к этой теме — теме комсомола в период коллек­ тивизации обратился грязинский поэт Борис Цветаев. Он написал волнующую поэму о Валентине Скороходове, моло­ дом учителе и комсомольце, уроженце города Усмани, кото­ рый вместе с коммунистом Зуевым создавал колхоз и погиб от руки кулаков. Поэма «Валентин Скороходов» пронизана глубокой верой в человека, строящего новую жизнь. Коммунист Зуев, ком­ сомолец Скороходов, дед Матвей — все они и им подобные зри.мо видят завтрашний день колхозной деревни. Ради него они готовы пожертвовать всем, даже жизнью. Валентин Скороходов предстает перед нами беспокойным и смелым человеком. Он готов' отдать людям весь свой жар еще не '^спевшей полностью раскрыться личности —■ личности человека нового вре.иени. Горячий и непримиримый к кулакам, Валентин смело бросает им вызов и вступает с ними в борьбу. Ведет ее он не в одиночку, а вместе с коммунистом Зуевым и кол­ хозниками. Поэзии Бориса Цветаева свойственна простота. В ней нет вычурности и стихотворного трюкачества, дань которым отдают многие поэты. Ему чуждо заумное философствова­ ние — эта мода в поэзии, к счастью, оказавшаяся мимо­ летной. У Бориса Цветаева есть свое чувство природы. Он любит по-своему среднюю полосу России и говорит о ней впол­ голоса, с застенчивой грустью: Светлый луч зари скользит по крышам. Зреет утро в чуткой тишине. Или еще: В небе звеЗд холодных многоточье. Спит под темным пологом село. Поэт Борис Цветаев сделал доброе дело, написав поэму о комсомольце Валентине Скороходове. И отрадно то, что она появилась накануне славного 50-летия Советской власти. А. БОРОВИК. р? УДЬ овес, Возможно б, Чалый бегал, А с мякины уж какой тут бег. И скрипит крестьянская телега. Доживая свой нелегкий век. Колея петляет и пылится. Шелестят обочины травой. Дед Матвей, Точней сказать, возница Понукает мерина вожжой Да глядит, I Лукаво глаз прищуря; Что за парня посадил в пути? Предложил кисет ему — не курит. Пробует беседу завести. — Значит, паря, к нам в деревню? — В школу. — Стало быть, начальник? — Педагог. — Как понять? — Учитель. «Шибко молод, — Мыслит д е д . ---- Мальчишки—не дай бог! Озоруют. Тяпнет с ними горя. Впрочем, парень плотный. Что дубок , И словами, как иной. Не сорит. Из такого, видно, будет прок...» А дорога знай себе пылится. Серая, все та же, что была. Парень тоже 'смотрит на возницу: «Ну и бородища, что метла!» Расступился круг высоких елок; Стало небо шире и светлей. Ожил Чалый. — Вон и наш поселок, — Объявил протяжно дед Матвей. Низкие избушки над рекою, У плетней по нескольку осин, «Вот оно какое Боровское», — Про себя заметил Валентин. По душе пришлись ему Матыра В берегах, поросших ивняком. Д ед Матвей и сельская квартира. На реку глядящая окном. II т ЯНЕТ ветер свежестью осенней В а л е н т и н С К О Р О Х О Д О В П о Э М А о Н АШЕ М З Е МЛ Я К Е С отдаленных скошенных лугов. Хорошо лежать на мягком сене Под навесом легких облаков. И приятно вспомнить, отдыхая, Липецк, педучилище, друзей... Пусть рисует память молодая Жизнь прошедших лет. Минувших дней! Где-то чьи-то скрипнули ворота, Прозвучало эхо за рекой. Солнце, Сняв с деревьев позолоту. Уходило мирно на покой. Поздних трав пушистые метелки Наклонились от обильных рос. И кружила новость на поселке: — Дед Матвей учителя привез! Положив в карман кисет и спички. Задымил цыгаркой дед Матвей: — Что, учитель, скучно без привычки, В городе, поди, брат, веселей? — Что вы, дед Матвей, какая скука. Мне деревня, кажется. Сродни. Старая скамейка. Грядка лука. Ветхие скрипучие плетни. В небе звезды загорались часто. Снова в окнах вспыхивал огонь. Заливалась на селе горласто Гавриила Палкина гармонь. Дед Матвей, Найдя прием сердечный. За вопросом задавал вопрос О земле, о школе и, конечно. Что такое, стало быть, колхоз? Наслаждаясь крепкою махоркой. Бороду разгладил старина: — У Земли, допустим, нет подпорки, А на чем же держится Луна? Так текла немудрая беседа. Почитай, до третьих петухов. Очевидно, полюбился деду Добрый сердцем юный педагог. III I—10ВЫЙ стол, доска, * * а рядом карта. Известью и глиной пахнет класс. Ребятишки с радостью за парты Сели в это утро в первый раз. В школе интересно и занятно. Веселей, чем даже на реке. И слова учителя понятны. И крючки, что пишет на доске. И беседа в школе ребятишкам. Может быть, Запомнилась навек: Что такое в жизни значит книжка, И каким быть должен человек. ...За окном осенний дождь и ветер, Сумерки сгустились за окном. Парни и девчата в этот вечер Тоже собрались за буквар'ем. В дом к соседке. Иль, вернее, в школу. Подошли на яркий огонек. Валентин, Довольный и веселый. Продолжает начатый урок. Кто-то стукнул в сенцах. На пороге Появился вскоре дед Матвей, Чем-то озабоченный и строгий, С «козьей ножкой» — Спутницей своей. — Вы ко мне? — Спросил учитель деда. — Вот... пришел учиться, хоть и сед. Маша-непоседа толк соседа: — Знать, всерьез ума лишился дед? Посмотрев на девушку сердито. Подошел учитель к старику: — Проходите, дед Матвей, садитесь,— И дает тетрадку новичку. Выводил дед буквы. Как мальчишка: Дайте, дескать, время — научусь! Так настойчиво тянулась к книжке Молодая крепнущая Русь. IV и АД ПОСЕЛКОМ ^ ^ кружится на воле. Бабочкой порхая. Желтый лист. За столом учитель — комсомолец -Да крестьянин — местный коммунист. Не случайно так серьезны оба: Важный обсуждается вопрос. Речь ведут о жизни хлеборобов. Что пора и здесь создать колхоз. Светлый луч зари скользит по крышам, Зреет утро в чуткой тишине. Валентин не раз читал и слышал Про колхозы первые в стране. Быть колхозам! Партия решила — Значит, непременно будет так! Коллектив крестьянский — Это сила! Разве не поймет того бедняк? Уходя, сказал товарищ Зуев: «Порешили, стало быть, на том: Свой актив сперва организуем, А затем собранье проведем». Как солдат надежный, В карауле — Молодая светлая луна. Нынче школа шумная. Что улей. Мужиками, бабами полна. Уж давно идет собранье в школе, От цыгарок стал зеленым класс. — Мы объединяться не позволим !— Как ножом, ; Отрезал пьяный бас. — «Мы»? А кто такие «мы»? — скажите! — Палкину бросает Валентин. — Мы, учитель. Значит, каждый житель. Вся деревня. Это ты — один. Закипела бурно перепалка. Зашумели дружно бедняки. — Горлом не возьмешь сегодня, - Палкин, — Ваше «мьг» — не мы, А кулаки! — Сколько лет на вас ломали спину, А живем — ни шубы, ни двора. 'Кулаки , собрание покинув. Самогонку пили до утра. Бедняки решали, как хотели. Со скамьи поднялся дед Матвей: — Я желаю тоже быть в артели. Потому не мыслю жить без ней. Поднялись Рыжков, Варварин, Селькин — На глазах костяк артели рос. Так в лесной незнатной деревеньке Народился, стало быть, колхоз. Так по воле тех, которых сроду Лишь кормила впроголодь земля. Стойкий Зуев, пылкий Скороходов Стали у колхозного руля. (Продолжение следует). 9 Партработа и экономика в иртюЕнист»... Политиздат выпустил в свет книгу «Партработа и экономи­ ка». Она написана кандидатами наук секретарем Свердолвского обкома КПСС М. А. Сергеевым, за­ местителем директора Свердлов­ ского НИИ экономики Л. Н. По­ номаревым. Прежде всего уделено внима­ ние различным формам и мето­ дике экономической подготовки партийных кадров, воспитатель­ ной и организаторской деятель­ ности партийных органов по пропаганде экономических зна­ ний в производственных коллек­ тивах, по укреплению экономики уральских предприятий. Особенно полноосвещены под­ готовка и проведение некоторых экономических экспериментов, показаны авангардная и органи­ заторская роль партийных вожа­ ков, хозяйственников, личный пример отдельных коммунистов в научной организации труда и управления производством, в со­ вершенствовании планирования, хозрасчета, морального и мате­ риального стимулирования. . . . И ИА С Е Л Е Вторая книжка Политиздата, посвященная этой же теме, на­ зывается «Большой хашар». Ее написали первый секретарь Са­ маркандского обкомапартии кан­ дидат экономических наук Саид Усманови корреспондент «Эконо­ мической газеты» Александр Ко­ маровский. Хашар, как повествуют авто­ ры, — древнее узбекское слово. Так издавна народ называл взаи­ мопомощь соседей в различных трудных делах. Нужно хорошему человеку построить дом — объ­ является хашар, и весь кишлак придет на помощь. И вот, когда партия на мар­ товском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС наметила подъема сельскохозяйственного производ­ ства, по Узбекистану был объяв­ лен большой хашар. Труженики села, передовые хозяйства сов­ местными усилиями начали ук­ реплять экономику отстающих колхозов и совхозов. Преуспели в этом прежде всего коммунисты Самаркандской области. Сельские партийные организации, район­ ные комитеты партии сыграли здесь решающую роль. Так ро­ дился самаркандский почин. Пресс-биро Политиздата.,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz