Новая жизнь. 1966 г. (г. Усмань)
I и 50-летию Онтября | БОРИС ЦВЕТЯ! Период коллективизации достаточно ярко отражен в советской литературе. Особенно весомо рассказал о нем М. Шолохов в романе «Поднятая целина». Но о комсомоль цах и мо.подежи, принимавших участие в организации кол хозов, написано очень мало. Вот к этой теме — теме комсомола в период коллек тивизации обратился грязинский поэт Борис Цветаев. Он написал волнующую поэму о Валентине Скороходове, моло дом учителе и комсомольце, уроженце города Усмани, кото рый вместе с коммунистом Зуевым создавал колхоз и погиб от руки кулаков. Поэма «Валентин Скороходов» пронизана глубокой верой в человека, строящего новую жизнь. Коммунист Зуев, ком сомолец Скороходов, дед Матвей — все они и им подобные зри.мо видят завтрашний день колхозной деревни. Ради него они готовы пожертвовать всем, даже жизнью. Валентин Скороходов предстает перед нами беспокойным и смелым человеком. Он готов' отдать людям весь свой жар еще не '^спевшей полностью раскрыться личности —■ личности человека нового вре.иени. Горячий и непримиримый к кулакам, Валентин смело бросает им вызов и вступает с ними в борьбу. Ведет ее он не в одиночку, а вместе с коммунистом Зуевым и кол хозниками. Поэзии Бориса Цветаева свойственна простота. В ней нет вычурности и стихотворного трюкачества, дань которым отдают многие поэты. Ему чуждо заумное философствова ние — эта мода в поэзии, к счастью, оказавшаяся мимо летной. У Бориса Цветаева есть свое чувство природы. Он любит по-своему среднюю полосу России и говорит о ней впол голоса, с застенчивой грустью: Светлый луч зари скользит по крышам. Зреет утро в чуткой тишине. Или еще: В небе звеЗд холодных многоточье. Спит под темным пологом село. Поэт Борис Цветаев сделал доброе дело, написав поэму о комсомольце Валентине Скороходове. И отрадно то, что она появилась накануне славного 50-летия Советской власти. А. БОРОВИК. р? УДЬ овес, Возможно б, Чалый бегал, А с мякины уж какой тут бег. И скрипит крестьянская телега. Доживая свой нелегкий век. Колея петляет и пылится. Шелестят обочины травой. Дед Матвей, Точней сказать, возница Понукает мерина вожжой Да глядит, I Лукаво глаз прищуря; Что за парня посадил в пути? Предложил кисет ему — не курит. Пробует беседу завести. — Значит, паря, к нам в деревню? — В школу. — Стало быть, начальник? — Педагог. — Как понять? — Учитель. «Шибко молод, — Мыслит д е д . ---- Мальчишки—не дай бог! Озоруют. Тяпнет с ними горя. Впрочем, парень плотный. Что дубок , И словами, как иной. Не сорит. Из такого, видно, будет прок...» А дорога знай себе пылится. Серая, все та же, что была. Парень тоже 'смотрит на возницу: «Ну и бородища, что метла!» Расступился круг высоких елок; Стало небо шире и светлей. Ожил Чалый. — Вон и наш поселок, — Объявил протяжно дед Матвей. Низкие избушки над рекою, У плетней по нескольку осин, «Вот оно какое Боровское», — Про себя заметил Валентин. По душе пришлись ему Матыра В берегах, поросших ивняком. Д ед Матвей и сельская квартира. На реку глядящая окном. II т ЯНЕТ ветер свежестью осенней В а л е н т и н С К О Р О Х О Д О В П о Э М А о Н АШЕ М З Е МЛ Я К Е С отдаленных скошенных лугов. Хорошо лежать на мягком сене Под навесом легких облаков. И приятно вспомнить, отдыхая, Липецк, педучилище, друзей... Пусть рисует память молодая Жизнь прошедших лет. Минувших дней! Где-то чьи-то скрипнули ворота, Прозвучало эхо за рекой. Солнце, Сняв с деревьев позолоту. Уходило мирно на покой. Поздних трав пушистые метелки Наклонились от обильных рос. И кружила новость на поселке: — Дед Матвей учителя привез! Положив в карман кисет и спички. Задымил цыгаркой дед Матвей: — Что, учитель, скучно без привычки, В городе, поди, брат, веселей? — Что вы, дед Матвей, какая скука. Мне деревня, кажется. Сродни. Старая скамейка. Грядка лука. Ветхие скрипучие плетни. В небе звезды загорались часто. Снова в окнах вспыхивал огонь. Заливалась на селе горласто Гавриила Палкина гармонь. Дед Матвей, Найдя прием сердечный. За вопросом задавал вопрос О земле, о школе и, конечно. Что такое, стало быть, колхоз? Наслаждаясь крепкою махоркой. Бороду разгладил старина: — У Земли, допустим, нет подпорки, А на чем же держится Луна? Так текла немудрая беседа. Почитай, до третьих петухов. Очевидно, полюбился деду Добрый сердцем юный педагог. III I—10ВЫЙ стол, доска, * * а рядом карта. Известью и глиной пахнет класс. Ребятишки с радостью за парты Сели в это утро в первый раз. В школе интересно и занятно. Веселей, чем даже на реке. И слова учителя понятны. И крючки, что пишет на доске. И беседа в школе ребятишкам. Может быть, Запомнилась навек: Что такое в жизни значит книжка, И каким быть должен человек. ...За окном осенний дождь и ветер, Сумерки сгустились за окном. Парни и девчата в этот вечер Тоже собрались за буквар'ем. В дом к соседке. Иль, вернее, в школу. Подошли на яркий огонек. Валентин, Довольный и веселый. Продолжает начатый урок. Кто-то стукнул в сенцах. На пороге Появился вскоре дед Матвей, Чем-то озабоченный и строгий, С «козьей ножкой» — Спутницей своей. — Вы ко мне? — Спросил учитель деда. — Вот... пришел учиться, хоть и сед. Маша-непоседа толк соседа: — Знать, всерьез ума лишился дед? Посмотрев на девушку сердито. Подошел учитель к старику: — Проходите, дед Матвей, садитесь,— И дает тетрадку новичку. Выводил дед буквы. Как мальчишка: Дайте, дескать, время — научусь! Так настойчиво тянулась к книжке Молодая крепнущая Русь. IV и АД ПОСЕЛКОМ ^ ^ кружится на воле. Бабочкой порхая. Желтый лист. За столом учитель — комсомолец -Да крестьянин — местный коммунист. Не случайно так серьезны оба: Важный обсуждается вопрос. Речь ведут о жизни хлеборобов. Что пора и здесь создать колхоз. Светлый луч зари скользит по крышам, Зреет утро в чуткой тишине. Валентин не раз читал и слышал Про колхозы первые в стране. Быть колхозам! Партия решила — Значит, непременно будет так! Коллектив крестьянский — Это сила! Разве не поймет того бедняк? Уходя, сказал товарищ Зуев: «Порешили, стало быть, на том: Свой актив сперва организуем, А затем собранье проведем». Как солдат надежный, В карауле — Молодая светлая луна. Нынче школа шумная. Что улей. Мужиками, бабами полна. Уж давно идет собранье в школе, От цыгарок стал зеленым класс. — Мы объединяться не позволим !— Как ножом, ; Отрезал пьяный бас. — «Мы»? А кто такие «мы»? — скажите! — Палкину бросает Валентин. — Мы, учитель. Значит, каждый житель. Вся деревня. Это ты — один. Закипела бурно перепалка. Зашумели дружно бедняки. — Горлом не возьмешь сегодня, - Палкин, — Ваше «мьг» — не мы, А кулаки! — Сколько лет на вас ломали спину, А живем — ни шубы, ни двора. 'Кулаки , собрание покинув. Самогонку пили до утра. Бедняки решали, как хотели. Со скамьи поднялся дед Матвей: — Я желаю тоже быть в артели. Потому не мыслю жить без ней. Поднялись Рыжков, Варварин, Селькин — На глазах костяк артели рос. Так в лесной незнатной деревеньке Народился, стало быть, колхоз. Так по воле тех, которых сроду Лишь кормила впроголодь земля. Стойкий Зуев, пылкий Скороходов Стали у колхозного руля. (Продолжение следует). 9 Партработа и экономика в иртюЕнист»... Политиздат выпустил в свет книгу «Партработа и экономи ка». Она написана кандидатами наук секретарем Свердолвского обкома КПСС М. А. Сергеевым, за местителем директора Свердлов ского НИИ экономики Л. Н. По номаревым. Прежде всего уделено внима ние различным формам и мето дике экономической подготовки партийных кадров, воспитатель ной и организаторской деятель ности партийных органов по пропаганде экономических зна ний в производственных коллек тивах, по укреплению экономики уральских предприятий. Особенно полноосвещены под готовка и проведение некоторых экономических экспериментов, показаны авангардная и органи заторская роль партийных вожа ков, хозяйственников, личный пример отдельных коммунистов в научной организации труда и управления производством, в со вершенствовании планирования, хозрасчета, морального и мате риального стимулирования. . . . И ИА С Е Л Е Вторая книжка Политиздата, посвященная этой же теме, на зывается «Большой хашар». Ее написали первый секретарь Са маркандского обкомапартии кан дидат экономических наук Саид Усманови корреспондент «Эконо мической газеты» Александр Ко маровский. Хашар, как повествуют авто ры, — древнее узбекское слово. Так издавна народ называл взаи мопомощь соседей в различных трудных делах. Нужно хорошему человеку построить дом — объ является хашар, и весь кишлак придет на помощь. И вот, когда партия на мар товском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС наметила подъема сельскохозяйственного производ ства, по Узбекистану был объяв лен большой хашар. Труженики села, передовые хозяйства сов местными усилиями начали ук реплять экономику отстающих колхозов и совхозов. Преуспели в этом прежде всего коммунисты Самаркандской области. Сельские партийные организации, район ные комитеты партии сыграли здесь решающую роль. Так ро дился самаркандский почин. Пресс-биро Политиздата.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz