Новая жизнь. 1966 г. (г. Усмань)
УНИТЕЛЬ^^^ДРУ| 7 1 |ДСТЛВН й к рСВЕТСКОЕ '^отмечает В Э ТО Т д е н ь п у с т ь б о л ьш е сол нц а б у д е т , Я р ч е п у с т ь г о р я т е г о л уч и . О б у ч и т е л я х , п р ек р а сны х лю д я х , Н аш а п е сн я нынче п р о з в у ч и т . С к р ом ны й т р у д ваш в о с п ою т п о эты , Ж а р д у ш и— пр и в е т ст в ен ны м сл овам . А у ч е н и к и ц в е т о в б ук е ты О т д уш и в р у ч а т с е г о д н я вам! учительство сегодня свой большой празд ник — День учителя. Это еще одно яркое проявление материнской заботы нашей партии об учителе, высокая оцен ка его видной роли в образовании и ком мунистическом воспитании подрастающего поколения. В документах исторического X X I I I съезда КП С С особо подчеркнуто, что в условиях, когда наща страна щироким фронтом ведет комму нистическое строительст во, все большее значе-. ние приобретает всесто роннее воспитание ново го человека, дальней шее развитие народного образования. На X X I I I съезде были сказаны добрые слова об учительстве — одном из самых больших отрядов интеллигенции. В нашем районе трудится около 900 учителей. Из них 17 человек удостоены вы сокого звания «Заслуженный учитель шко лы РСФСР>, 65 учителей награждены значком «Отличник народного просвеще- ния>. Замечательных успехов в воспитании учащихся добиваются многие педагоги района. Об этом говорит такой факт. Ми нувший учебный год 400 учителей школ города и сел закончили без второ годников. Имена таких преподавателей, как Ксе ния Абрамовна Волкова, Александра Ни колаевна Глотова, Екатерина Васильевна Макеева и Тамара Николаевна Родюшки- на, хорошо знают далеко за пределами на шей области. Они были первыми ^пропа гандистами липецкого передового опыта. За довольно короткий промежуток вре мени у^ нас значительно выросло число учителей-новаторов. Здесь нужно в пер вую очередь назвать заслуженную учи тельницу школы РСФСР Анну Михайлов ну Клышникову. Трудится Анна Михайловна в неболь шой двухкомплектной школе в поселке Московка. Она проводит интересную работу по программированному обучению с применением технических средств — ЛЮДИ, КУЮЩИЕ ЗНАНИЯ магнитофона, наушников, специальных досок, фильмоскопа и т. д. Такой подход к делу дает высокую эффективность учеб ного процесса. Школа в Московке утопает в зеле ни. Она—второй дом для учащихся. Здесь они готовят уроки, пьют горячий чай с булочками. Анна Михайловна не пред ставляет своей жизни без детей. Она от дает все свои знания и силы для их обучения и воспитания. С теплыми словами благодарности от зываются жители села Дальней Песко- ватки об учительнице Варваре Павловне Коробкиной. Вот уже свыше четверти века она учительствует в школе. Варвара Павловна—ж,еланный гость у каждого родителя. Она знает, какими интересами живут семьи ее питомцев. Жители села несколько раз подряд изби рают ее депутатом сельского Совета. С большой любовью к делу относится замечательный коллектив учителей Заваль- ской средней школы. Здесь уже 15 лет нет второгодников. Учителя поддерживают тесный контакт с общественностью совхо за «Коммунар». Колхозники сельхозартели «Великий Ок тябрь» тепло отзываются об учительнице Сторожевской средней школы Клавдии Алексеевне Какушкиной. Она часто вы ступает перед ними с интересными бесе дами и лекциями. Просто и доходчиво рассказывает им сельская учительница о событиях, происходя щих в нашей стране и за ее рубежом. Она — председатель месткома школы и депутат сель- ского Совета. Учителя нашего района повышают свой идейный уровень и совершенствуют свое мастерство. Так, К. П. Пендюрин, А. М. Лункин, Н. Р. Коровин успешно учатся в заочной аспирантуре при Воронежском государственном университете. Забота о школе и учителе стала доброй традицией в Советской стране. За послед ние два года у нас в районе построено 7 домов для учителей. В одном строю с советским народом творчески трудится армия учите лей — огромная культурная сила, кото- РУЮ_ В- И. Ленин с уважением назвал ар мией социалистической революции. Для советского учительства нет более родного и кровного дела, чем жить и тру диться под руководством Коммунистиче ской партии во имя счастья своего наро да. А. СИРОТИНА , председатель райкома профсоюза работников просвещения. 35 лет вшколе в М ДЕНЬ нашего праздника невольно хочется сказать что-то хорошее о тех , с кем ра ботаешь долгие годы, с кем вместе делишь радости и печа ли. А сколько их рядом товари щей — друзей хороших! Это и молодые, но энергичные, ищу щие, знающие педагоги Агуреева, Л . В . , Костышина А. М., Смоль янинова М. С ., Корж В . И., это и мастера своего дела, заслужен ные учителя школы РСФСР К . С. Свиридова, А . И. Пыльне- ва , 3. И. Сиротина, это и ве^с раны труда Л. М. Долина, Дмитриева, А . Я . Харькина. ■ У Долиной Лидии Михайлов- я ы за плечами 35-летний стаж педагогической деятельности, из них отданы детскому д 1 имени В . И. Ленина. Долог и интересен жизненный путь Лидии Михайловны. Она отличается трудолюбием, уме нием, педагогическим подхо дом к детям, беспрестанным ис канием всего нового, творческо го. Она широко использует опыт лучших учителей страны, шко лы . Сейчас, работая в базовой школе, щедро отдает знания, умение будущим учителям, уча щимся У оманского педагогиче ского училища. В течение пяти лет Лидия Михайловна работает без второгодников. На уроки Лидия Михайловна приходит всегда хорошо подго товленной. Учебный материал «на излагает в простой и доход чивой форме. Учащиеся усваи вают его быстро и хорошо. И, пожалуй, самой отличи тельной чертой ее характера яв ляется • - огромная человеч ность. Для детей она всегда бы ла и есть педагог, мать, умный наставник ... Это о ней можно сказать словами стихов: «Скольких Вы отправили в полет! Всех вместить и классы не смогли бы ...» . Да, беспокойное сердце у Ли дии Михайловны. За это глубо ко уважают ее и дети, и това рищи по работе. Труд старого коммуниста, опытного учителя, активного об щественника не раз отмечен на градами: и. похвальными грамо тами обкома союза, Министерст ва просвещения, и значком «От личник народного просвеще ния». Будьте же всегда, Лидия Ми хайловна, такой. Больших удач вам в труде и отличного здо ровья. М. СЕМЕНОВА, преподаватель педагогического училища. ПЕДАГОГ -НОВАТОР В САМОМ центре города Усмани, в старинном здании, размещается средняя школа № 1. В ее стенах полу чают необходимые в жизни знания несколько сотен детей рабочих и служащих. Здесь трудится большой коллектив учителей, которые прививают подрастающему поколению высокие^ моральные качества, коммунистическое мировоззре ние. Среди коллектива учителей подлинным педагогическим ма стерством, любовью к своей профессии выделяется уч'и^ тельница математики Ольга Ивановна Колесникова. Ее не легкий трудовой путь начался в годы Великой Отечественной войны. Окончив Воронежский педагогический институт, Ольга Ивановна в 1948 году стала работать в первой шко ле и с тех пор все силы, всю энергию, весь жар сердца от дает любимому делу. Многое знает Ольга Ива новна, и опыт у нее большой. Но не удовлетворяется этим, все время накапливает но вые знания, совершенствует мастерство. А главное — она смело внедряет в практику но вые научные методы препода вания, использует техниче ские средства в обучении. В результате, каждый про веденный ею урок становится намного продуктивнее, уча щиеся быстрее и тверже усва ивают преподаваемый матери ал. На Выставке достижений на родного хозяйства в Москве за перестройку преподавания математики по новому мето ду Ольга Ивановна была на граждена бронзовой медалью. А спустя некоторое время за долголетнюю и безупречную работу ее наградили значком Министерства народного про свещения. В этом году Ольга Иванов на ездила в Липецк, где вы ступала на областном семина ре руководителей методиче ских объединений и школ пе редового опыта с докладом о своем опыте использования технических средств обучения на уроках математики. В День учителя хочется пожелать Ольге Ивановне дальнейших успехов в ее бла городном труде. И. НАРЫШ ЕВ . С днем о ДЕНЬ своего радостно- Е-* го праздника огромная армия советских учителей подводит итоги пройденного пути, намечает новые рубе жи. Бывшие и настоящие уче ники чествуют своих воспи тателей и наставников, благо дарят их за науку, за то, что они указали правильную доро гу в жизни. Нелегок, Ч в благоро'ден труд учителя. И действитель но: что может быть почет нее, чем воспитание нового поколения, подготовка моло дежи к жизни и труду в ком мунистическом обществе. И они с честы|^справляются с этой огромк^^задачей ~ г^ Мне хочется рассказать о тлодотворной и самоотвер женной работе учительницы Александры Захаровны Уша ковой. Педагог она опытный. 28 лет жизни отдала обучению НЕУТОМИМАЯ ТРУЖЕНИЦА и воспитанию детей. Препода ет русский язык и литературу. Уроки Александры Захаров- нь> всегда интересны, увлека тельны и поучительны. Ими интересуются не только уча щиеся, но и учителя, которые стараются перенять опыт старшего коллеги. Александра Захаровна мо жет в : коротких о словах ярко и доходчиво раскрыть образ героя какого-либо литератур ного произведения, показать его душу, заставить жить его жизнью, полюбить или возненавидеть. И все это как- то незаметно, просто и не принужденно. В течение всего урока Александра Захаровна ; ни на минуту не упускает из поля зрения ни одного уче ника. Буквально все они втя нуты в активную работу. С товарищами по работе Александра Захаровна всегда общительна и отзывчива, всегда готова дать добрый совет и оказать посильнук) по мощь. Александра Захаровна — классный руководитель, воз- ггавЛяет школу передового опыта учителей-гуманитарни- коБ, проводит агитационно массовую работу на своей де- сятидворке, выступает, лек циями и докладами для роди телей на темы воспитания, сама учится в школе основ марксизма-ленинизма. Много сознательных, актив ных строителей коммунизма воспитала Александра Заха- учитель Студеиской 8-летиЪй школы. ровна. Бывшие Вани, Пети, Вити стали людьми, которых теперь называют по имени и отчеству. Но они не забывают свою учительницу, не забыва ют добра, которое сделала она для них. Многих из них мож но часто видеть в нашей учи тельской за задушевной бесе дой с Александрой Захаров ной. Они как бы докладыва ют о своем участии в строи тельстве нового общества, де лятся радостью по поводу ус пехов в производственной ра боте, рассказывают о неуда чах и по старой памяти ищут совета и одобрения. За неутомимый труд, за от зывчивость и душевную доб роту Александру Захаровну в Студенках уважают и стар и млад. И. ИЛЬИН. щ щ а» 22 Т ) НАШЕМ районе имеется 89 школ, в том ^ числе 11 средних, 24 восьмипетних. В них работает около 900 учителей, в тон числе 398 человек с высшим образованием. О А ОТЛИЧНЫЕ показатели в учебно-вос- питательной работе 17 учителей удостое ны почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». О А ПЕРИОД с 1960 года по 1966 год в районе построено 14 школ. Только в ны нешнем году справили «новоселье» учителя и учащиеся Аксайской и Стрелецно-Хуторской восьмилетних школ. - ^^'''^^'^''•''''''■''''^^ЧЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^^ЛЛЛЛЛЛЛЛ/^^ ПОЧЁТНОЕ ЗВАНИЕ Указом Президиума Верховного Совета РСФСРН 1 рисвоено почетное звание заслуженного учителя шко лы РСФСР Колесниковой Ольге Ивановне — учительнице средней общеобразовательной трудовой по литехнической школы № 1 города Усмани. Отличник народного просвещения К О ГДА пронеслась очисти тельная гроза Великого Ок тября. уничтожившая эксплуа тацию и темноту, Степану Влади мировичу Перелыгину—крестьян скому сыну Орловщины было все го десять лет. Учился он в сель ской школе. Обычная крестьян ская изба с подслеповатыми ок нами — первое учебное заведе ние любознательного и способно го подростка. Тяжелое горе обрушилось на Степана в 1919 году. От сып няка умерли отец и мать. Остал ся он вдвоем с братом. Вскоре их спределили в семилетнюю школу-коммуну города ‘ Орла, а затем—в девятилетку с педагоги ческим уклоном. Жажда знаний велика, неуем на. Степан отлично заканчивает школу, проходит аттестацию на звание сельского учителя. Сорок лет назад в одной из сельских школ Орловщины началась его педагогическая деятельность в должности сперва старшего пи онервожатого, затем — учителя начальных классов. Товарищи шли в институты, университеты, академии — созда валась трудовая рабоче-крестьян ская интеллигенция. Потянулся на учебу в университет на пед фак и Степан Владимирович. Своей специальностью избрал го рячо любимую физику. Физику он и стал преподавать после окончания высшего учебного за ведения в городе Воронеже. Усманское педучилище и Ус- манский учительский институт— места, довоенной работы учителя Его уважает коллектив у Александра Сергеевича Аяексеева самая простая, но не совсем обычная биография. В 1948 году он с отличием окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института имени Вяадимира Ильича Ленина и был оставлен в аспирантуре. Через три года Александр Сергеевич успешно защитил кандидатский минимум, но работу над диссер тацией пришлось прекратить: за претили врачи, подвело зрение. С тех пор и начинается педа гогическая деятельность Алек сандра Сергеевича. Ему посчаст ливилось. Он попал в Троеку- ровскую среднюю школу, в то время Рязанской области, кол- ] ^ ,и в которой имел большой опыт борьбы с второгодничест вом. На протажении ряда лет эта школа не имела второгод ников, и у ее коллектива было чему поучиться молодому учи телю. Правда, запас теоретических знаний у него был богатый, но для успешной работы в школе нужно было еще и педагогиче ское мастерство. И оно пришло с годами. 14 лет бессменно проработал Александр Сергеевич в Троеку рове. При нем Троекуровская средняя школа была преобразо вана в школу-интернат, затем на базе ее открылось педучилище. В прошлом учебном году пед училище из Троекурова переве ли в Усмань, вместе с ним пе реехал сюда и Алексеев. Директор педучилища Д. Т. Свиридов, завуч Е. В. Дмитри ев, не раз посетившие уроки ис тории, дают им самую высокую оценку. У учителя не может быть бра ка в работе — таково мерило требовательности к себе у Александра Сергеевича. Он глубоко знает и любит свой предмет. На уроках истории он свободно оперирует фактами, расскрывая далекое прошлое Родины, связывает его с совре менностью. Характеризуя истори ческие события, Александр Сер геевич умело пользуется перво источниками, привлекает художе ственную литературу. Его уроки всегда интересны, волнуют, за ставляют учащихся думать, сопо ставлять, по достоинству ценить наше замечательное сегодня и еще -более прекрасное завтра. На занятиях Александр Серге евич широко применяет нагляд ность. Картины,,,та6л|ицы, истори ческие карты — все это помога ет учащимся быстрее и глубже Нина Михайловна Снницина работает учитель- кицей Березняговской 8-летией школы. Ежегодно она добивается хороших успехов в обучении и воспитании детей. Но она не замыкается в сте нах школы, принимает активное участие в об щественной жизни села. Она — агитатор, член драматического кружка сельского клуба. Ее сольные номера пользуются большим успехом у односельчан. Большую общественную работу в школе н на селе ведет Николай Петрович Проняев. Он—ре дактор стеитазеты «За коммумазм», руководит фотокружком в школе. Активными общественни цами зарекомендовали себя Мария Ивановна Куликова н Евгения Яковлевна Старцева. Как руководитель сельской лекторской группы, Ев гения Яковлевна организует вечера молодежи, вечера-диспуты по общественно-политическим и естественно-научным вопросам. А Мария Ива- иоана Куликова несколько лет руководит шко дой системы политпросвещения. Н. БУЛЫЧЕВ, секретарь парторганизации колхоза «Красное знамя». усвоить программный материал. Все чаще практикует, он и кино уроки. — На выпускных экзаменах весной этого года, — говорит директор Д. Т. Свиридов, — по истории не было ни одного про вала. Свыше 50 процентов сту дентов по этому предмету име ют оценки 4 и 5. Александр Сергеевич—не прос то узкий специалист по своему предмету. Он—активный общест венник. Свыше десяти лет он вы полняет большое ответственное поручение — работает пропаган дистом в сети партийной учебы. В нашем районе он второй год ведет курс философии в район ной партшколе. Среди ее слу шателей пользуется большим ав торитетом. — Только человек, который исключительно хорошо знает фи лософию, способен так просто, так доступно говорить о самых сложных ее проб»гемйХ> Такой от зыв дал лекциям по философии слушатель школы И. Т. Полин. Недавно за добросовестную и безупречную пропагандистскую работу Александру Сергеевичу была вручена Почетная грамота обкома КПСС. Все силы и зна ния, всю теплоту своего сердца отдает Александр Сергеевич вос питанию и обучению будущих учителей. Вместе, рука об руку с това рищами по работе он добивает ся, чтобы из стен педучилища вышли не только образованные, но и коммунистически убежден ные люди, стойкие борцы за коммунизм. Н. КИРЕЕВА. В л у чше й пионерской д р у ж и н е Одной из лучших пионерских дружин района считается пио нерская дружина имени Олега Кошевого Песковатской 8 -летней школы. Ребята этой дружины живут интересной, увлекательной жизнью. Это их руками создан уголок В . И. Ленина, в котором рассказывается о жизни и дея тельности Ильича. Красные следопыты ведут поиски героев Великой Отечественной войны, переписываются с воинами Со ветской Армии, ветеранами вой ны. Шольшую работу проводят пионеры в зоне пионерского дей ствия, помогают колхозу в убор ке урожая, собирают макулату ру, металлолом. Ребята соверша ют походы и экскурсии, перепи сываются с пионерами зарубеж ных стран. И в этих интересных делах не- ' малая заслуга старшей пионер вожатой Ивановой Нины Ми хайловны. .В этой школе она работает уже третий год. Работу совмещает с заочной уче бой в Лебедянском педучи лище. В. МОРОЗОВ, секретарь РК ВЛКСМ. Перелыгина. Уже тогда он зарекомендовал себя умелым педагогом, пос тоянно работающим над повышением своей квалификации и общей культуры. Великая Отечественная вой на надолго оторвала Степана Владимировича от любимого де ла. Тяжелые испытания и мучи тельные переживания довелось перенести ему. Два года успешно воевал на фронте солдат Пере- лыгин. После демобилизации Степан Владимирович опять взял в руки учебник физики. Он снова уви дел умных, подчас озорных ре бят. В первый послевоенный год было трудно с кадрами учителей. Вакантные должности — почти в каждой школе. С радостью принял педколлектив средней школы № 2 в свои ряды нового, к тому же опытного учителя физики, Перелыгин не любит застывать на месте. Он постоянно в дви жении, все думает над какой- то проблемой, что-то проектиру ет, оборудует, конструирует. И все для ребят. Не случайно фи зический и радиотехнический кружки стали в школе самыми популярными. Яьляясь бессменным руководи телем методической комиссии учителей физики города и сел в течение 15 лет, С . В. Перелы гин содействовал улучшению преподавания физики во всех шко лах. Сейчас многие школы страны перешли на кабинетную систему преподавания. Степан Владими рович — горячий сторонник этой системы. Разве можно без спе циально оборудованного кабинета донести до сознания всех уча щихся сущность многих открытий современной физики, химии, био логии и провести комплекс прак тических п лабораторных работ, установленных программой? Ко нечно, нет. Н беспокойный педагог, ско лотив актив учащихся, взялся за переоборудование одного из клас сных II,смещений. Долбились сте ны для ниш, подводилась внут ренняя проводка к специально ус 1 ановленным щиткам с прибо рами, оборудовались блоки, ве шались черные шторы для затем нения окон. Два своих летних отпуска по дарил учитель школе, детям. К а бинет получился на славу! Степан Владимирович помог и другим учителям в оборудований кабинетов. На его уроках—хоро шая рабочая обстановка. Учитель разъясняет новое так, что оно всем понятно и запоми наемо. От демонстрации прибо ров учитель переходит к рисун кам-схемам, от классной доски — к учебной тетради, от расска за — к учебному кинофильму. . Лентяев Степан Владимирович не терпит. Он часто повторяет фразу: «Не знаешь — научу, не хочешь знать — заставлю». И учит, хорошо учит! Почти все учащиеся по физике успева ют. И не случайно многие препо даватели технических вузов го рода Воронежа высокого мнения о Перелыгине, а судят они о нем но ответам учеников^абитуриен- т<ж. Отличник народного просвеще ния, большой эрудит, человек, отдавший школе четыре десяти летия,. Степан Владимирович Перелытин считает, что сделал в жизни «пока мало». Ему хочется «сделать, как можно больше». Ну что ж, желание замечатель ное! д . к о м я к о в . ллпллл/маппплллллж На снимке: преподаватель фи зики С . В. Перелыгин готовится к очередному уроку. Больших Вам успехов! День учителя. Это праздник не только учителей, но н учащихся, и родителей. Мне, как председателю родительского комитета, приходится частд..схал 1 швд 1 ься-с работой школы. -Я ви жу труд учителя и поэтому в этот знаменательный день хочу через газету сказать слово благодарности учителям средней школы № 2, особенно учительнице Поповой 3. П., у которой учится моя дочь. С праздником вас, дорогие учителя! Желаю боль ших успехов в вашей трудной, но почетной работе. В. ЛЕВАНЕВСКАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz