Новая жизнь. 1966 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1966 г. (г. Усмань)

УНИТЕЛЬ^^^ДРУ| 7 1 |ДСТЛВН й к рСВЕТСКОЕ '^отмечает В Э ТО Т д е н ь п у с т ь б о л ьш е сол нц а б у д е т , Я р ч е п у с т ь г о р я т е г о л уч и . О б у ч и т е л я х , п р ек р а сны х лю д я х , Н аш а п е сн я нынче п р о з в у ч и т . С к р ом ны й т р у д ваш в о с п ою т п о эты , Ж а р д у ш и— пр и в е т ст в ен ны м сл овам . А у ч е н и к и ц в е т о в б ук е ты О т д уш и в р у ч а т с е г о д н я вам! учительство сегодня свой большой празд­ ник — День учителя. Это еще одно яркое проявление материнской заботы нашей партии об учителе, высокая оцен­ ка его видной роли в образовании и ком­ мунистическом воспитании подрастающего поколения. В документах исторического X X I I I съезда КП С С особо подчеркнуто, что в условиях, когда наща страна щироким фронтом ведет комму­ нистическое строительст­ во, все большее значе-. ние приобретает всесто­ роннее воспитание ново­ го человека, дальней­ шее развитие народного образования. На X X I I I съезде были сказаны добрые слова об учительстве — одном из самых больших отрядов интеллигенции. В нашем районе трудится около 900 учителей. Из них 17 человек удостоены вы­ сокого звания «Заслуженный учитель шко­ лы РСФСР>, 65 учителей награждены значком «Отличник народного просвеще- ния>. Замечательных успехов в воспитании учащихся добиваются многие педагоги района. Об этом говорит такой факт. Ми­ нувший учебный год 400 учителей школ города и сел закончили без второ­ годников. Имена таких преподавателей, как Ксе­ ния Абрамовна Волкова, Александра Ни­ колаевна Глотова, Екатерина Васильевна Макеева и Тамара Николаевна Родюшки- на, хорошо знают далеко за пределами на­ шей области. Они были первыми ^пропа­ гандистами липецкого передового опыта. За довольно короткий промежуток вре­ мени у^ нас значительно выросло число учителей-новаторов. Здесь нужно в пер­ вую очередь назвать заслуженную учи­ тельницу школы РСФСР Анну Михайлов­ ну Клышникову. Трудится Анна Михайловна в неболь­ шой двухкомплектной школе в поселке Московка. Она проводит интересную работу по программированному обучению с применением технических средств — ЛЮДИ, КУЮЩИЕ ЗНАНИЯ магнитофона, наушников, специальных досок, фильмоскопа и т. д. Такой подход к делу дает высокую эффективность учеб­ ного процесса. Школа в Московке утопает в зеле­ ни. Она—второй дом для учащихся. Здесь они готовят уроки, пьют горячий чай с булочками. Анна Михайловна не пред­ ставляет своей жизни без детей. Она от­ дает все свои знания и силы для их обучения и воспитания. С теплыми словами благодарности от­ зываются жители села Дальней Песко- ватки об учительнице Варваре Павловне Коробкиной. Вот уже свыше четверти века она учительствует в школе. Варвара Павловна—ж,еланный гость у каждого родителя. Она знает, какими интересами живут семьи ее питомцев. Жители села несколько раз подряд изби­ рают ее депутатом сельского Совета. С большой любовью к делу относится замечательный коллектив учителей Заваль- ской средней школы. Здесь уже 15 лет нет второгодников. Учителя поддерживают тесный контакт с общественностью совхо­ за «Коммунар». Колхозники сельхозартели «Великий Ок­ тябрь» тепло отзываются об учительнице Сторожевской средней школы Клавдии Алексеевне Какушкиной. Она часто вы­ ступает перед ними с интересными бесе­ дами и лекциями. Просто и доходчиво рассказывает им сельская учительница о событиях, происходя­ щих в нашей стране и за ее рубежом. Она — председатель месткома школы и депутат сель- ского Совета. Учителя нашего района повышают свой идейный уровень и совершенствуют свое мастерство. Так, К. П. Пендюрин, А. М. Лункин, Н. Р. Коровин успешно учатся в заочной аспирантуре при Воронежском государственном университете. Забота о школе и учителе стала доброй традицией в Советской стране. За послед­ ние два года у нас в районе построено 7 домов для учителей. В одном строю с советским народом творчески трудится армия учите­ лей — огромная культурная сила, кото- РУЮ_ В- И. Ленин с уважением назвал ар­ мией социалистической революции. Для советского учительства нет более родного и кровного дела, чем жить и тру­ диться под руководством Коммунистиче­ ской партии во имя счастья своего наро­ да. А. СИРОТИНА , председатель райкома профсоюза работников просвещения. 35 лет вшколе в М ДЕНЬ нашего праздника невольно хочется сказать что-то хорошее о тех , с кем ра­ ботаешь долгие годы, с кем вместе делишь радости и печа­ ли. А сколько их рядом товари­ щей — друзей хороших! Это и молодые, но энергичные, ищу­ щие, знающие педагоги Агуреева, Л . В . , Костышина А. М., Смоль­ янинова М. С ., Корж В . И., это и мастера своего дела, заслужен­ ные учителя школы РСФСР К . С. Свиридова, А . И. Пыльне- ва , 3. И. Сиротина, это и ве^с раны труда Л. М. Долина, Дмитриева, А . Я . Харькина. ■ У Долиной Лидии Михайлов- я ы за плечами 35-летний стаж педагогической деятельности, из них отданы детскому д 1 имени В . И. Ленина. Долог и интересен жизненный путь Лидии Михайловны. Она отличается трудолюбием, уме­ нием, педагогическим подхо­ дом к детям, беспрестанным ис­ канием всего нового, творческо­ го. Она широко использует опыт лучших учителей страны, шко­ лы . Сейчас, работая в базовой школе, щедро отдает знания, умение будущим учителям, уча­ щимся У оманского педагогиче­ ского училища. В течение пяти лет Лидия Михайловна работает без второгодников. На уроки Лидия Михайловна приходит всегда хорошо подго­ товленной. Учебный материал «на излагает в простой и доход­ чивой форме. Учащиеся усваи­ вают его быстро и хорошо. И, пожалуй, самой отличи­ тельной чертой ее характера яв­ ляется • - огромная человеч­ ность. Для детей она всегда бы­ ла и есть педагог, мать, умный наставник ... Это о ней можно сказать словами стихов: «Скольких Вы отправили в полет! Всех вместить и классы не смогли бы ...» . Да, беспокойное сердце у Ли­ дии Михайловны. За это глубо­ ко уважают ее и дети, и това­ рищи по работе. Труд старого коммуниста, опытного учителя, активного об­ щественника не раз отмечен на­ градами: и. похвальными грамо­ тами обкома союза, Министерст­ ва просвещения, и значком «От­ личник народного просвеще­ ния». Будьте же всегда, Лидия Ми­ хайловна, такой. Больших удач вам в труде и отличного здо­ ровья. М. СЕМЕНОВА, преподаватель педагогического училища. ПЕДАГОГ -НОВАТОР В САМОМ центре города Усмани, в старинном здании, размещается средняя школа № 1. В ее стенах полу­ чают необходимые в жизни знания несколько сотен детей рабочих и служащих. Здесь трудится большой коллектив учителей, которые прививают подрастающему поколению высокие^ моральные качества, коммунистическое мировоззре­ ние. Среди коллектива учителей подлинным педагогическим ма­ стерством, любовью к своей профессии выделяется уч'и^ тельница математики Ольга Ивановна Колесникова. Ее не­ легкий трудовой путь начался в годы Великой Отечественной войны. Окончив Воронежский педагогический институт, Ольга Ивановна в 1948 году стала работать в первой шко­ ле и с тех пор все силы, всю энергию, весь жар сердца от­ дает любимому делу. Многое знает Ольга Ива­ новна, и опыт у нее большой. Но не удовлетворяется этим, все время накапливает но­ вые знания, совершенствует мастерство. А главное — она смело внедряет в практику но­ вые научные методы препода­ вания, использует техниче­ ские средства в обучении. В результате, каждый про­ веденный ею урок становится намного продуктивнее, уча­ щиеся быстрее и тверже усва­ ивают преподаваемый матери­ ал. На Выставке достижений на­ родного хозяйства в Москве за перестройку преподавания математики по новому мето­ ду Ольга Ивановна была на­ граждена бронзовой медалью. А спустя некоторое время за долголетнюю и безупречную работу ее наградили значком Министерства народного про­ свещения. В этом году Ольга Иванов­ на ездила в Липецк, где вы­ ступала на областном семина­ ре руководителей методиче­ ских объединений и школ пе­ редового опыта с докладом о своем опыте использования технических средств обучения на уроках математики. В День учителя хочется пожелать Ольге Ивановне дальнейших успехов в ее бла­ городном труде. И. НАРЫШ ЕВ . С днем о ДЕНЬ своего радостно- Е-* го праздника огромная армия советских учителей подводит итоги пройденного пути, намечает новые рубе­ жи. Бывшие и настоящие уче­ ники чествуют своих воспи­ тателей и наставников, благо­ дарят их за науку, за то, что они указали правильную доро­ гу в жизни. Нелегок, Ч в благоро'ден труд учителя. И действитель­ но: что может быть почет­ нее, чем воспитание нового поколения, подготовка моло­ дежи к жизни и труду в ком­ мунистическом обществе. И они с честы|^справляются с этой огромк^^задачей ~ г^ Мне хочется рассказать о тлодотворной и самоотвер­ женной работе учительницы Александры Захаровны Уша­ ковой. Педагог она опытный. 28 лет жизни отдала обучению НЕУТОМИМАЯ ТРУЖЕНИЦА и воспитанию детей. Препода­ ет русский язык и литературу. Уроки Александры Захаров- нь> всегда интересны, увлека­ тельны и поучительны. Ими интересуются не только уча­ щиеся, но и учителя, которые стараются перенять опыт старшего коллеги. Александра Захаровна мо­ жет в : коротких о словах ярко и доходчиво раскрыть образ героя какого-либо литератур­ ного произведения, показать его душу, заставить жить его жизнью, полюбить или возненавидеть. И все это как- то незаметно, просто и не­ принужденно. В течение всего урока Александра Захаровна ; ни на минуту не упускает из поля зрения ни одного уче­ ника. Буквально все они втя­ нуты в активную работу. С товарищами по работе Александра Захаровна всегда общительна и отзывчива, всегда готова дать добрый совет и оказать посильнук) по­ мощь. Александра Захаровна — классный руководитель, воз- ггавЛяет школу передового опыта учителей-гуманитарни- коБ, проводит агитационно­ массовую работу на своей де- сятидворке, выступает, лек­ циями и докладами для роди­ телей на темы воспитания, сама учится в школе основ марксизма-ленинизма. Много сознательных, актив­ ных строителей коммунизма воспитала Александра Заха- учитель Студеиской 8-летиЪй школы. ровна. Бывшие Вани, Пети, Вити стали людьми, которых теперь называют по имени и отчеству. Но они не забывают свою учительницу, не забыва­ ют добра, которое сделала она для них. Многих из них мож­ но часто видеть в нашей учи­ тельской за задушевной бесе­ дой с Александрой Захаров­ ной. Они как бы докладыва­ ют о своем участии в строи­ тельстве нового общества, де­ лятся радостью по поводу ус­ пехов в производственной ра­ боте, рассказывают о неуда­ чах и по старой памяти ищут совета и одобрения. За неутомимый труд, за от­ зывчивость и душевную доб­ роту Александру Захаровну в Студенках уважают и стар и млад. И. ИЛЬИН. щ щ а» 22 Т ) НАШЕМ районе имеется 89 школ, в том ^ числе 11 средних, 24 восьмипетних. В них работает около 900 учителей, в тон числе 398 человек с высшим образованием. О А ОТЛИЧНЫЕ показатели в учебно-вос- питательной работе 17 учителей удостое­ ны почетного звания «Заслуженный учитель школы РСФСР». О А ПЕРИОД с 1960 года по 1966 год в районе построено 14 школ. Только в ны­ нешнем году справили «новоселье» учителя и учащиеся Аксайской и Стрелецно-Хуторской восьмилетних школ. - ^^'''^^'^''•''''''■''''^^ЧЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ/^^ЛЛЛЛЛЛЛЛ/^^ ПОЧЁТНОЕ ЗВАНИЕ Указом Президиума Верховного Совета РСФСРН 1 рисвоено почетное звание заслуженного учителя шко­ лы РСФСР Колесниковой Ольге Ивановне — учительнице средней общеобразовательной трудовой по­ литехнической школы № 1 города Усмани. Отличник народного просвещения К О ГДА пронеслась очисти­ тельная гроза Великого Ок­ тября. уничтожившая эксплуа­ тацию и темноту, Степану Влади­ мировичу Перелыгину—крестьян­ скому сыну Орловщины было все­ го десять лет. Учился он в сель­ ской школе. Обычная крестьян­ ская изба с подслеповатыми ок­ нами — первое учебное заведе­ ние любознательного и способно­ го подростка. Тяжелое горе обрушилось на Степана в 1919 году. От сып­ няка умерли отец и мать. Остал­ ся он вдвоем с братом. Вскоре их спределили в семилетнюю школу-коммуну города ‘ Орла, а затем—в девятилетку с педагоги­ ческим уклоном. Жажда знаний велика, неуем­ на. Степан отлично заканчивает школу, проходит аттестацию на звание сельского учителя. Сорок лет назад в одной из сельских школ Орловщины началась его педагогическая деятельность в должности сперва старшего пи­ онервожатого, затем — учителя начальных классов. Товарищи шли в институты, университеты, академии — созда­ валась трудовая рабоче-крестьян­ ская интеллигенция. Потянулся на учебу в университет на пед­ фак и Степан Владимирович. Своей специальностью избрал го­ рячо любимую физику. Физику он и стал преподавать после окончания высшего учебного за­ ведения в городе Воронеже. Усманское педучилище и Ус- манский учительский институт— места, довоенной работы учителя Его уважает коллектив у Александра Сергеевича Аяексеева самая простая, но не совсем обычная биография. В 1948 году он с отличием окончил исторический факультет Московского государственного педагогического института имени Вяадимира Ильича Ленина и был оставлен в аспирантуре. Через три года Александр Сергеевич успешно защитил кандидатский минимум, но работу над диссер­ тацией пришлось прекратить: за­ претили врачи, подвело зрение. С тех пор и начинается педа­ гогическая деятельность Алек­ сандра Сергеевича. Ему посчаст­ ливилось. Он попал в Троеку- ровскую среднюю школу, в то время Рязанской области, кол- ] ^ ,и в которой имел большой опыт борьбы с второгодничест­ вом. На протажении ряда лет эта школа не имела второгод­ ников, и у ее коллектива было чему поучиться молодому учи­ телю. Правда, запас теоретических знаний у него был богатый, но для успешной работы в школе нужно было еще и педагогиче­ ское мастерство. И оно пришло с годами. 14 лет бессменно проработал Александр Сергеевич в Троеку­ рове. При нем Троекуровская средняя школа была преобразо­ вана в школу-интернат, затем на базе ее открылось педучилище. В прошлом учебном году пед­ училище из Троекурова переве­ ли в Усмань, вместе с ним пе­ реехал сюда и Алексеев. Директор педучилища Д. Т. Свиридов, завуч Е. В. Дмитри­ ев, не раз посетившие уроки ис­ тории, дают им самую высокую оценку. У учителя не может быть бра­ ка в работе — таково мерило требовательности к себе у Александра Сергеевича. Он глубоко знает и любит свой предмет. На уроках истории он свободно оперирует фактами, расскрывая далекое прошлое Родины, связывает его с совре­ менностью. Характеризуя истори­ ческие события, Александр Сер­ геевич умело пользуется перво­ источниками, привлекает художе­ ственную литературу. Его уроки всегда интересны, волнуют, за­ ставляют учащихся думать, сопо­ ставлять, по достоинству ценить наше замечательное сегодня и еще -более прекрасное завтра. На занятиях Александр Серге­ евич широко применяет нагляд­ ность. Картины,,,та6л|ицы, истори­ ческие карты — все это помога­ ет учащимся быстрее и глубже Нина Михайловна Снницина работает учитель- кицей Березняговской 8-летией школы. Ежегодно она добивается хороших успехов в обучении и воспитании детей. Но она не замыкается в сте­ нах школы, принимает активное участие в об­ щественной жизни села. Она — агитатор, член драматического кружка сельского клуба. Ее сольные номера пользуются большим успехом у односельчан. Большую общественную работу в школе н на селе ведет Николай Петрович Проняев. Он—ре­ дактор стеитазеты «За коммумазм», руководит фотокружком в школе. Активными общественни­ цами зарекомендовали себя Мария Ивановна Куликова н Евгения Яковлевна Старцева. Как руководитель сельской лекторской группы, Ев­ гения Яковлевна организует вечера молодежи, вечера-диспуты по общественно-политическим и естественно-научным вопросам. А Мария Ива- иоана Куликова несколько лет руководит шко­ дой системы политпросвещения. Н. БУЛЫЧЕВ, секретарь парторганизации колхоза «Красное знамя». усвоить программный материал. Все чаще практикует, он и кино­ уроки. — На выпускных экзаменах весной этого года, — говорит директор Д. Т. Свиридов, — по истории не было ни одного про­ вала. Свыше 50 процентов сту­ дентов по этому предмету име­ ют оценки 4 и 5. Александр Сергеевич—не прос­ то узкий специалист по своему предмету. Он—активный общест­ венник. Свыше десяти лет он вы­ полняет большое ответственное поручение — работает пропаган­ дистом в сети партийной учебы. В нашем районе он второй год ведет курс философии в район­ ной партшколе. Среди ее слу­ шателей пользуется большим ав­ торитетом. — Только человек, который исключительно хорошо знает фи­ лософию, способен так просто, так доступно говорить о самых сложных ее проб»гемйХ> Такой от­ зыв дал лекциям по философии слушатель школы И. Т. Полин. Недавно за добросовестную и безупречную пропагандистскую работу Александру Сергеевичу была вручена Почетная грамота обкома КПСС. Все силы и зна­ ния, всю теплоту своего сердца отдает Александр Сергеевич вос­ питанию и обучению будущих учителей. Вместе, рука об руку с това­ рищами по работе он добивает­ ся, чтобы из стен педучилища вышли не только образованные, но и коммунистически убежден­ ные люди, стойкие борцы за коммунизм. Н. КИРЕЕВА. В л у чше й пионерской д р у ж и н е Одной из лучших пионерских дружин района считается пио­ нерская дружина имени Олега Кошевого Песковатской 8 -летней школы. Ребята этой дружины живут интересной, увлекательной жизнью. Это их руками создан уголок В . И. Ленина, в котором рассказывается о жизни и дея­ тельности Ильича. Красные следопыты ведут поиски героев Великой Отечественной войны, переписываются с воинами Со­ ветской Армии, ветеранами вой­ ны. Шольшую работу проводят пионеры в зоне пионерского дей­ ствия, помогают колхозу в убор­ ке урожая, собирают макулату­ ру, металлолом. Ребята соверша­ ют походы и экскурсии, перепи­ сываются с пионерами зарубеж­ ных стран. И в этих интересных делах не- ' малая заслуга старшей пионер­ вожатой Ивановой Нины Ми­ хайловны. .В этой школе она работает уже третий год. Работу совмещает с заочной уче­ бой в Лебедянском педучи­ лище. В. МОРОЗОВ, секретарь РК ВЛКСМ. Перелыгина. Уже тогда он зарекомендовал себя умелым педагогом, пос­ тоянно работающим над повышением своей квалификации и общей культуры. Великая Отечественная вой­ на надолго оторвала Степана Владимировича от любимого де­ ла. Тяжелые испытания и мучи­ тельные переживания довелось перенести ему. Два года успешно воевал на фронте солдат Пере- лыгин. После демобилизации Степан Владимирович опять взял в руки учебник физики. Он снова уви­ дел умных, подчас озорных ре­ бят. В первый послевоенный год было трудно с кадрами учителей. Вакантные должности — почти в каждой школе. С радостью принял педколлектив средней школы № 2 в свои ряды нового, к тому же опытного учителя физики, Перелыгин не любит застывать на месте. Он постоянно в дви­ жении, все думает над какой- то проблемой, что-то проектиру­ ет, оборудует, конструирует. И все для ребят. Не случайно фи­ зический и радиотехнический кружки стали в школе самыми популярными. Яьляясь бессменным руководи­ телем методической комиссии учителей физики города и сел в течение 15 лет, С . В. Перелы­ гин содействовал улучшению преподавания физики во всех шко­ лах. Сейчас многие школы страны перешли на кабинетную систему преподавания. Степан Владими­ рович — горячий сторонник этой системы. Разве можно без спе­ циально оборудованного кабинета донести до сознания всех уча­ щихся сущность многих открытий современной физики, химии, био­ логии и провести комплекс прак­ тических п лабораторных работ, установленных программой? Ко­ нечно, нет. Н беспокойный педагог, ско­ лотив актив учащихся, взялся за переоборудование одного из клас­ сных II,смещений. Долбились сте­ ны для ниш, подводилась внут­ ренняя проводка к специально ус 1 ановленным щиткам с прибо­ рами, оборудовались блоки, ве­ шались черные шторы для затем­ нения окон. Два своих летних отпуска по­ дарил учитель школе, детям. К а ­ бинет получился на славу! Степан Владимирович помог и другим учителям в оборудований кабинетов. На его уроках—хоро­ шая рабочая обстановка. Учитель разъясняет новое так, что оно всем понятно и запоми­ наемо. От демонстрации прибо­ ров учитель переходит к рисун­ кам-схемам, от классной доски — к учебной тетради, от расска­ за — к учебному кинофильму. . Лентяев Степан Владимирович не терпит. Он часто повторяет фразу: «Не знаешь — научу, не хочешь знать — заставлю». И учит, хорошо учит! Почти все учащиеся по физике успева­ ют. И не случайно многие препо­ даватели технических вузов го­ рода Воронежа высокого мнения о Перелыгине, а судят они о нем но ответам учеников^абитуриен- т<ж. Отличник народного просвеще­ ния, большой эрудит, человек, отдавший школе четыре десяти­ летия,. Степан Владимирович Перелытин считает, что сделал в жизни «пока мало». Ему хочется «сделать, как можно больше». Ну что ж, желание замечатель­ ное! д . к о м я к о в . ллпллл/маппплллллж На снимке: преподаватель фи­ зики С . В. Перелыгин готовится к очередному уроку. Больших Вам успехов! День учителя. Это праздник не только учителей, но н учащихся, и родителей. Мне, как председателю родительского комитета, приходится частд..схал 1 швд 1 ься-с работой школы. -Я ви­ жу труд учителя и поэтому в этот знаменательный день хочу через газету сказать слово благодарности учителям средней школы № 2, особенно учительнице Поповой 3. П., у которой учится моя дочь. С праздником вас, дорогие учителя! Желаю боль­ ших успехов в вашей трудной, но почетной работе. В. ЛЕВАНЕВСКАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz