Новая жизнь. 1966 г. (г. Усмань)
На днях театральный кол-1 лектив шахты имени Ленина 1 треста «Чиатурмарганец» ус-1 пешно выступил перед зрите- ] лями в новом спектакле «Шо- 1 та Руставели», поставленном I по пьесе грузинского драма- 1 турга Ш. Дадиани. Постановку ] и художественное оформле-1 ние его осуществил режиссер | театрального к о л л е к т и в а ] Т. .Гаприндашвили. На снимке: сцена из спектак- | ля. В роли. Шота Руставели { выступает горный техник Тен- ' гиз Гурджидзе. ' Фотохроника ТАСС. < ВЕЛИКИЙПОЭТИМЫСЛИТЕЛЬ ГРУЗИИ (К 8 0 0 - л е т и ю со д н я р о ж д е н и я Шо т а Р у с т а в е л и ) Великой Отечественной В первой половине сентября этого года народы нашей пла неты отмечают славную дату — 800 лет со дня рождения вели кого грузинского поэта и мысли теля Шота Руставели. Его поэма «Витязь в тигровой шкуре» — величайшая сокровищница миро вой культуры, которая стоит в одном ряду с таким шедевром литературы, как знаменитое рус ское «Слово о полку Игореве», принадлежащее перу неизвест ного автора. К сожалению, исто рия сохранила очень мало све дений о жизни создателя этой замечательной поэмы. Известный грузинский поэт и критик Ирак лий Абашидзе посвятил много лет поискам материалов о жизни Шота Руставели. В тексте поэмы говорится: «Месх я скромный из Рустави эту повесть написал». Из истории известно, что Шота Руставели получил блестящее по тому вре мени образование, много путе шествовал, некоторое время жил при дворе грузинской царицы Тамары. Предание гласит, что гордая царица полюбила ве ликого поэта. Ее чувство не было безответным, но во времена феодальной Грузии с ее касто выми предрассудками не могло быть и речи о подобном союзе. Руставели был вынужден покинуть горячо любимую им родину. Последние годы жизни поэта долгое время оставались загад кой для исследователей его жиз ни и творчества. В XVIII веке возникла версия о том, что он до глубокой старости жил в Иеруса лиме, в грузинском Крестовом монастыре. В 1845 году в Пале стине побывал профессор Петер бургского университета Н. Му бинов (Чубинашвили), который на одной из колонн Крестового мо настыря видел портрет Руставе ли. Однако в конце прошлого века портрет исчез. И вот в 1960 году Ираклию Абашидзе удалось вновь обнаружить портрет поэта, который оказался закрашенным. После долгих стараний краску удалось снять, и глазам ученых предстало изображение седобо родого старца в багряной ризе, коленопреклоненного для молит вы. Таким образом, версия о пос ледних годах жизни поэта под твердилась. Много веков прошло после смерти Шота Руставели, но его поэма продолжает волновать умы читателей. Она во многом опере дила свой век, завоевав право на бессмертие. Сюжет поэмы несложный. Доб лестный витязь Тариэл пламенно любит красавицу Нестан-Даред- жан, которая заключена в не приступной Каджетской крепости. После многих приключений, с помощью преданных друзей — Автандила и Фридона — Тариэл освобождает Нестан-Дареджан. Поэма заканчивается веселой свадьбой. Всепобеждающая лю бовь смела все преграды с. пути Тариэла и Нестан. Много мудрых строк поэмы посвящено дружбе. «Верный друг, спеша на помощь, не дрожит перед напастью. Посвятит он сердце сердцу, ведь любовь — дорога к счастью». Читая эти слова, советские лю ди вспоминают грозные годы ВОИНо1, когда во всем своем величии проявилась дружба народов на шей великой Отчизны. И в наши дни, когда народы борются за мир, когда звучат проникновен ные слова Морального кодекса строителей коммунизма; «Человек человеку — друг, товарищ и брат!», — невольно вспоминают ся благородные герои поэмы «Витязь в тигровой шкуре», до конца преданные в дружбе и любви. Горячо любя свою родину, поэт осуждает тех, кто развязы вает жестокие братоубийствен ные войны. Если бы он жил в наше время, то какими бы гнев ными словами он осудил амери канских агрессоров, усиливающих эскалацию грязной войны во Вьетнаме! Читая поэму Шота Руставели, невольно забываешь, что она на- писана в мрачные годы средне- вековья. Поэт во многом возвы сился над своим временем, опе редил свою эпоху. В основе философии Руставе ли лежат идеалы любви к оте честву, гуманизма, равноправия мужчины и женщины. Он воспе вает не только женскую красоту, но и уважает силу характера женщины, ее, нравственное до стоинство. Тяжелые испытания вы пали на долю Нестан-Дареджан, но ни мрачные стены Каджетской крепости, ни угроза смерти не могут заставить ее отказаться от своей любви. Томясь в крепости, терпя всяческие лишения, она думает не о себе. В письме к Тариэлу, переданному с огром ным трудом, она просит: «Обо мне не плачь, любимый, в чужедальней стороне... Лучше в Индию, мой витязь, отправляйся ты с полками. Там беспомощный отец мой окружен теперь врагами». Во имя спасения отечества Не стан-Дареджан готова отдать свою жизнь так же, как наши мужест венные женщины не щадили себя в суровые годы войны с немец ко - фашистскими захватчиками. Своего любимого Нестан-Да реджан пламенными словами зо вет на подвиг в борьбе с врага ми Родины; «Чем кропить слезами розу, укрепись в сраженье правом!' Я ль твой мрак не осветила блеском солнца величавым?» Вся поэма гласит о том, чю человек должен быть свободным и счастливым. Каждая строка ее пронизана светлыми идеями гу манизма и оптимизма. При чтении строк о свободе, об уважении людей друг к другу, о дружбе и любви так и кажется, что поэма написана нашим современником, передовым высококультурным человеком нашей эпохи. В заключение хочется немного сказать о переводах поэмы «Ви тязь в тигровой шкуре». Поэма написана особым стихом—шаири, одной из особенностей ко торого является единая рифмов ка для всех четырех строк сти хотворной строфы. Наибольшей известностью пользуются пере воды на русский язык К. Баль монта и Н. Заболоцкого. Люди, знающие русский и грузинский языки, отдают предпочтение пере воду большого специалиста в этом деле — Н. Заболоцкого. В государственном издательстве ху дожественной литературы 1962 г. хочется рекомендовать читателям эту бессмертную поэму — жемчу жину грузинской и мировой ли- тературь,. Из материалов, присланных на конкурс Тернистый путь Не съезжая с пригорка, Тер новых придержал повод и, глубо ко вздохнув, огляделся. В узкой, вразброс поросшей редким кустарником лощине вста вало солнце. С отлогих, окаймляю щих лощину берегов сбегали те ни, ниже по ручью, над осо кой и хворостом, над светлой по лоской тумана, струилось марево, еще дальше, вплоть до самого горизонта, тускло мерцали травы. Горизонт упирался в белый кол пак тумана, распластавшегося над озером. «Вот здесь я и буду пасти, — подумал он и, круто повернув лошадь, согнал телочек в лощи ну. — Отава тут хорошая и во допой рядом, А завтра или пос лезавтра погоню телок вон за то озеро., где отава только еще под растает». Терновых сам заранее подби рает места для пастбищ и страв ливания их по своему усмотре нию. На пастбище Терновых—хозяин, потому что он, а не кто-то дру гой, отвечает за сохранность и упитанность стада племенных те лок. Именно — сохранность и упитанность! Он должен сохра нить поголовье и получить при весы. Это его долг. И это, если уж говорить откровенно, — его зарплата. Тут прямая выгода кол хозу и самому пастуху. А раз так, то и работать хочется. Любит Терновых поработать на совесть. Уходит он из дома чуть свет, а возвращается, ког да в селе зажигают огни. А иногда и на ночь в село не за является. — Ты тут сама в доме коман дуй, а мне йекогда, — скалсет жене. — А мне есть когда? — вски пятится Акулина Даниловна. — Совсем от дома отбился. — Свои- то дела забыл... — Для меня все дела свои. Г-идит Акулина Даниловна, что трудно с мужем договориться, махнет рукой, смягчится: — Ну, делай, как знаешь. У тебя все не как у людей. Эти слова глубокой болью от зываются в сердце пастуха. Они напоминают ему далекие годы юности. Тогда его хозяин, вы жига и мироед Деев, говорил: «Кому что бог на душу поло жит... Тебе, к примеру, Ванек, сиротство выпало. Стало быть, так бог захотел. Отец твой против веры пошел — и наказал бог его смертушкой. И*мать прибрал за прогрешения отца». Горек был хлеб кулака, горек и черств. От снега до снега уво дил Иван в степь гурты деревен ского богача. Пас их в любую по году от зари до зари. Собрав нехитрые свои пожит ки, перебрался Иван к дальней по отцу родне — справному му жику Евсеичу. Был раньше Ев- сеич бедняк из бедняков. И та ким бы остался, если бы не ре волюция. Получив от товарище ства ссуду, стал быстро обра стать хозяйством и подумывал тайком о собственной мельнице. Давно манил Евсеич молодого, здорового парня. В задуманном деле, ох, как нужны были рабо чие руки!.. На прощание Иван сказал хо зяину: — За хлеб, что я у тебя ел, мы в расчете. За остальное, не обессудь! Рассчитаемся сполна... А вскоре по мандату сельсове та Терновых разыскал у кулака упрятанный хлеб п открыл тай ники в погребах и ямах. Ивана тянуло к тем беспокой ным, по-новому глядевшим на жизнь людям, которых в селе на зывали комитетчиками. Собираясь вечером, они говорили о Ленине, о начавшемся колхозном движе нии, о борьбе с кулаками, о том, как жить дальше. Как-то к Ивану зашел сам председатель. Евсеич в отлучке был: сапогами торговал в горо де... — Такое дело, Ваня! В райо не машинно-тракторная станция организована. На курсы тракто ристов людей подбираю. Может, поедешь? — Я и в школу-то не ходил,-- от обиды перехватило горло. — Разве примут! Без школы-то! — Да-а! — задумался пред седатель. — А все-таки давай попробуем! Приходи, я напишу бумагу... Вскоре Иван Александрович стал трактористом. Отшумели, отгремел!! выстре лами в ночи деревенские бури. Уж стали забывать, что жил ког да-то в селе мироед Деев, а наз наченный бригадиром Евсеич де ловито обхаживал поля и коршу ном клевал нерадивых. — Для кого делаешь, дурья голова?! Для себя! Как-то утром к Ивану Алек сандровичу прибежал посыльный из сельсовета: — Терновых, отправляйся но вый трактор получать. Из МТС звонили. (Окончание на 4-й стр.) о с т р ы й С И Г Н А Л откликнись, т. ГУЛЬМАТОВ! Многолюдно в эти Дни на Ус- манском свеклоприемном пункте. С раннего утра и до позднего вечера приходят сюда автомаши ны со свеклой нового урожая. Горячая пора у водителей ав томашин. Используя каждь]й час погожего времени, они стремят ся доставить как можно больше отличного сырья для сахарной промышленности. Об отдыхе во дители не думают, порой поесть некогда. Вот и надо бы торговым орга низациям позаботиться о людях, работающих на вывозке сахар ной свеклы из колхозов. Поза ботиться так, чтобы шоферы, да и те, кто работает на разгруз ке автомашин, на оправке бур тов, могли позавтракать, пообе дать, поужинать. Для формы Пригородное сель по организовало при свеклопри емном пункте нечто наподобие буфета. Именно только для формы, но не для удовлетворе ния потребностей работающих на пункте. Недавно мы поинтересовались, чем же торгуют в означенном буфете, правы ли водители, вы ражая недовольство работой этой так называемой торговой точки. Было 3 часа. Подходим к буфе ту. Спрашиваем, что можно по кушать. Продавщица Валентина Соколикова невозмутимо отвеча ет: «Кроме консервов и воды, ничего нот». А хлеб, спрашива ем, есть? «Хлеб был, — отвеча ет, — только что кончился». Правы оказались водители. Не чего поесть в буфете. Колбасы, горячих, или хотя бы холодных котлет, бутербродов здесь вооб ще не бывает. Хлеб и то не всегда имеется в продаже. «Мы опасаемся завозить много хлеба, — поясняет Соколикова. — Не разберут, зачерствеет. Куда его тогда девать?». Нет, не заботятся о людях тру да в Пригородном сельпо. Заве дующий свеклопунктом т. Долго полов несколько раз вел разго вор с председателем пригород ного сельпо т. Гульматовым, про сил его упорядочить работу бу фета. А тот со всем соглашает ся, но реальных мер по этому вопросу не принимает. А. СЕМЕНОВ. Москва сегодня. Площадь Маяковского. фотохроника ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz