Новая жизнь. 1965 г. (г. Усмань)
• • • НОГО замечатель- ^ ных людей живет и трудится рядом с нами. Вот со снимка, ко торый вы видите, лас ково улыбается Вера Николаевна Дробышева. Читатели уже знакомы с ней. Газета рассказы вала о том, как трудит ся Вера Николаевна. Она доярка колхоза имени Ленина. От каж дой из 13 закрепленных за ней коров Вера Ни колаевна Дробышева надоила за девять меся цев текущего года по 2.450 килограммов мо лока при годовом обя зательстве 2.200 кило граммов. КОЛХОЗНЫЙ КУЗНЕЦ Пожалуй, одна из самых не обходимых и трудоемких спе циальностей в хозяйстве — кузнечная. Колхозный строй преобразил лицо советской деревни. В ней появилась сложная тех ника. Возросли и потребности механизированного артельного производства. Поэтому ха рактер подковочных работ в селе резко изменился. «Без кузницы ^— прямо как без рук», — говорят колхозни ки. Что верно, то верно. Она играет не последнюю роль, решает многие-дела со своим местами еще не затейливым оборудованием. О кузнеце колхоза «Россия» Михаиле Васильевиче Афа насьеве говорят как о масте ровом человеке. Сам же он о своей работе рассказывает мало, даже застенчиво. А между тем, может сделать все, что нужно в хозяйстве. Здесь сами готовят многие сложные детали для сельско хозяйственных машин, минуя «Сельхозтехнику». Задумали переконструиро вать прицепные тракторные тележки. Слабые, часто ло мавшиеся рамы заменили но выми, урезали кузов, устрани ли другие неувязки. Все это не обходится без вмешательства кузнеца. После реставрации тележки аботают лучше, производи- льность их не уменьшилась, стала весомее. В колхозе ведется большое строительство. Для него тре буется немало петель, скоб и других металлических поде лок. Они изготовляются в куз нице. Заказы строителей вы полняются старательно. Кузница работает круглый год. Она обслуживает две тракторные и четыре поле водческие бригады. У каждой из них возникает много дел, и за все приходится браться кузнецу. Сделаны, например, прижимные лапки к трактор ным граблям. Ведется ремонт мелкого инвентаря, повозок, ковка лошадей. Всего не пере числить. На кузнечные работы также принимаются заявки от кол хозников. Разумеется, по раз решению правления колхоза. В кузнице имеются необхо димые инструменты. Никогда и нигде их не получали, а сделаны трудом 'све?их умель цев. Учился кузнечному делу Афанасьев в пору своей юно сти. Хотя и сейчас его годы небольшие, но уже добрый десяток лет провел в само стоятельной работе у горна. До этого был молотобойцем. Его учителем считается хо роший специалист Василий Тарасович Орешков, ныне пен сионер. При встречах старый мастер справляется у молодо го, на лад ли идут дела, От вечая положительно, тот, в свою очередь, советуется с ним о чем-либо новом. Свой накопившийся опыт Михаил Васильевич передает другим, учйт их держать мо лоток в руках, ремонтировать быстро и хорошо. Бывший его подручный Иван Егорович Бу даев теперь здесь же рабо тает кузнецом. Седьмой год подряд безотказно трудится молотобойцем Иван Иосифо вич Карпов. Только вот кузницу надо бы колхозу привести в порядок, подремонтировать. Л. НИКИТИН. в. Н. Дробышева внесла большой вклад в досрочное выполнение колхозом годового плана - заказа государства по продаже молока. В бух галтерии колхоза подсчитали, что, если бы каждая доярка добилась таких же результа тов, как Дробышева, хозяй ство получило бы дополни тельно 207 тонн молока. Отношение и труду, и по рученному делу — самый вер ный критерий в оценке лю дей. Присмотритесь к това рищам своего коллектива в школе, в колхозе или сов хозе, на заводе, фабрике. Кого у вас больше других уважа ют? Прежде всего тех, кто самозабвенно, с радостью от дает себя избранному делу, тех, кто верен в дружбе, справедлив в споре, честен и благороден. Редакция печатает сегодня письма читателей о людях, достойных глубокого уваже ния. Эстафета поколений Ему всегда нравился этот мно гоголосый шум, это непрерывное движение на переменах;.. Как в большом цветнике, где собраны растения разных цветов и разме ров, тут видишь мальчиков и девочек разных возрастов. Есть здесь и такие, о которых трудно с определенностью сказать — взрослые они или дети; высокого роста, то узкоплечие, то подвиж ные, то степенные — какая-то внутренняя сила заставляет их иногда притормаживать резвый разбег. А ведь и я был точно таким, ду.мает он, заместитель дирек тора школы по производственно му обучению, молодой учитель физики Геннадий Петрович Ша хов. Шахов видит, как в колонну по два выстроились самые ма- лснькие мальчики и девочки. Взявшись за руки, будто боясь потерять друг друга в этом люд ском водовороте, они робко и удивленно смотрят вокруг. Это первоклассники. Они толь ко месяц в школе, читают по слогам медленно, нараспев: «Ма ма», «Ро-ди-на», считают по ца- лочкам до десяти. Многое еще а огромно.ч здании нм кажется не- обычай||ым и удивительным. Ма лыши хорошо знают свою учи тельницу — худощавую, беспо койную и строгую Валентину Георгиевну, которая так интересно объясняет. Им кажется, что их учительница знает больше всех во всем мире и уж, конечно, никто лучше нее не умеет про износить гласные звуки. Но дру гих людей начинающие ученики запоминают с трудом. Подобно малышам - перво классникам, успешно изучающим азбуку, учитель Шахов упорно овладевает азами практической педагогики. Он высок, худощав, статен. У него высокий лоб и смешинки во взгляде больших карих глаз. — Геннадий Петрович, у нас сегодня физика, — занем-то на поминает ему шустрый белоголо вый подросток. — Геннадий Петрович, — мяг ко произнося букву «р», обра щается учитель по труду, — что делать? Не хватает рубанков. А как нам заказать фартуки и пе решить халаты? Перебивая друг друга, затре щала целая стайка девочек - со У ч и т е л ь рок; «Геннадий Петрович, Ген надий Петрович!...». Он смотрит на часы: прибли жается время начала урока. И когда зазвенел резкий элект рический звонок, детей как вет ром сдуло. Они с шумом запол няли светлые классы. Шахов пришел на урок в 7 «Б» класс. Все здесь готово для проведения лабораторной работы на тему: «Определение коэффи циента трения дфева по дере ву». На каждом столе все необхо димое для проведения практиче ского занятия; доска, брусок, на бор гирек и динамометр. На дос ке красивым почерком по пунк там расписан весь ход ■предстоя щей работы. Учитель делает еще несколько дополнительных разъяснений, й работа закипает; стучат деревян ные бруски, скрипят перья. Ре бята работают уверенно, с боль шим интересом,- а он почти не слышно идет .то к одному, то к другому столу —..туда, где под нялась нетерпеливая ученическая рука... После удачного - урока в при поднятом настр<юнйя“ Геннадий Петрович подходит к окну. Ок тябрьский ветер С|адвает с де ре /лв пожелтевшукт листву/!. Еще на школьной' скамье ему нравилась математика. Любили ее в семье Шаховых. Вот почему Геннадий стал студентом физ мата. Быстрокрылой птицей пролете ли годы, проведённые в стенах Липецкого пединститута. Три ра за за это время Шахов ездил во время студенческих каникул на сельскохозяйственные работы. Сту денты убирали хлеб и яблоки в Лев-Толстовскбм и Лебедянском районах. На работу в школу он пришел после службы в Советской Ар мии. Там был связистом. Входит дежурный учитель. — Геннадий Петрович, в 8 «А» классе нет преподавателя физ культуры. Срывается урок, — говорит учитель. Молодой учитель знает, что 8 «А» — «трудный класс». В классе 43 человека. Такое коли чество учащихся разместить в небольшом физкультурном зале— целая проблема. 'А на спортивной площадке заниматься нельзя — на улице дождь, слякоть. И Шахов решает зани.маться с классом. Физкультура и спорт — это часть жизни Геннадия Петрови ча. Он увлекается легкой атле тикой. По баскетболу и волей болу имеет второй разряд, по шахматам — третий. Болеет за киевское «Динамо», а хоккей считает «прелестью». Не гладкой асфальтовой до рожкой бежит учительская стезя. И у опытных маститых педаго гов случаются промахи и недоче ты. У молодых их больше. Учитель-комсомолец Шахов в этом смысле не исключение. Но он постоянно учится. Часто можно слышать его вопросы; «А ' как лучше поступить в том слу чае, если не можешь ответить на вопрос ученика?». «Можно ли ставить отметку ученику, кото рый был невнимателен на уроке, а потому не усвоил новый ма териал?». «А что предпринять, если ученик упорно не выполняет требований учителя?». Вопросам нет конца... Учащиеся хорошо приняли нового учителя. Доступностью, отзывчивостью, знаниями, наконец, молодостью пришелся он им по сердцу. «По физике у нас учитель за конный», — сказал как-то один семиклассник. Это слово означает высшую ребячью похвалу. Интересная работа у учителя Г. П. Шахова — учить детей основам наук, проектировать в человеке лучшее. И он полностью отдался этой любимой работе. А это и есть человеческое счастье, то самое счастье, за которое боролся его дед Д.митрий Васильевич Тараканов — старый коммунист, активный участник гражданской войны, ныне персо нальный пенсионер. На полях сражений Великой Отечественной войны погиб его дядя - - офицер- танкист и ротный запевала Алек сандр Дмитриевич. Полный новых впечатлений, творческих замыслов и молодой энергии вступил в активную со зидательную жизнь Геннадий Петрович Шахов — комсомолец 60-х годов, представитель самой мирной на земле профессии — учитель. Д. комяков, завуч средней школы № 2. Б р и г а д и р Е г о р Б е т ю и с к и х В совхозе «Коммунар» хорошо знают Егора Ивановича Ре- тюнскнх. Вот уже на протяжении многих лет он возглавляет трак- торно - полеводческую бригаду первого отделения. Из года в год руководимая им бригада доби вается получения самых высоких урожаев зерновых, кормовых и технических культур. ^ Рабочие бригады своевременно Проводят все агротехнические мероприятия. В этом году, как и в прошлые, бригада первой в совхозе провела весенний сев, прополку, подкормку озимых и технических культур. В числе первых члены бригады рапорто- ва?1и о завершении уборки зерно бобовых культур, кукурузы на си лос, о севе озимых. Механизато ры выполнили план взмета зяби и сейчас усиленными темпами па шут черный пар. Если другие бригады только начали убирать маточную свеклу, то в бригаде Ретюнских ее убрано уже более 50 процентов. • В бригаде крепкая трудовая дисциплина. И в первую очередь пример показывает сам бригадир: трудолюбив, заботлив о подчинен ных, по-деловому принципиален, требователен к себе и ж людям. Егор Иванович всегда на про изводстве, как часовой на посту. Где работают люди, там и бри гадир. Он следит за тем, чтобы все работы, даже самые незначи тельные, проводились хорошо, чтобы не простаивали тракторы, комбайны и другая те.хника. Бригадир часто беседует с рабо чими, кого похвалит, кому посо ветует, как лучше сделать то или другое, а кого и по заслугам накажет. Любят и уважают своего бри гадира подчиненные. За последнее время здесь не было случаев на рушения трудовой дисциплины. Нерадивых рабочие сами «проти рают» с песочком. Алексей По- рядин мало трудился, все искал работу полегче, но зато любил поживиться за счет совхоза. На бригадном собрании его обсуди ли, покритиковали. Сами рабочие предупредили его, что если не будет хорошо работать, не пере станет совершать мелких краж государственного добра, то к нему будут приняты самые стро гие меры. Не раз беседовал с парнем бригадир, и все это в ка кой-то мере повлияло на Поря- дина. Сейчас он честно трудится, и Ретюнских доволен им. Егор Иванович не имеет спе циального образования, поэтому много работает над собой, чи тает сельскохозяйственную лите ратуру, не стесняется лишний раз обратиться за советом или помощью к специалисту. Рано начинается трудовой день у бригадира. Зарей выходит в поле, зарей возвращается домой. Кажется, ему и дня мало. В бригаде на открытой площад ке лежало много свеклосемян. Пасмурные дни не предвещали ничего хорошего. С часу на час мог пойти дождь. Это тревожило Егора Ивановича. Он обошел лю дей, договорился с ними о рабо те в ночную смену. Сам вместе с ними работал до рассвета, все семена были убраны в склад. Последние центнеры переносили уже в то время, когда накрапы вал дождь. В текущем году бригада собра ла с каждого гектара более чем по 20 центнеров зерновых и свек- лосемян. Предварительные под счеты показыпают, что урожай маточной свеклы превысит 300 центнеров с гектара. В прошлом году за выращивание высокого урожая зерновых бригадир на гражден Почетной грамотой о б кома КПСС и облисполкома, а за высокий урожай сахарной свек лы — серебряной медалью Вы ставки достижений народного хо зяйства. Егор Иванович неодно кратно получал денежные премии и благодарности от дирекции сов хоза. Члены бригады Ретюнских при лагают все силы к тому, чтобы успешно завершить все полевые работы последнего года семилет ки, заложить прочные основы урожаю будущего года. К. БУХТОЯРОВ, «громом совхоз* «Коммунар»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz