Новая жизнь. 1965 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1965 г. (г. Усмань)

• • • НОГО замечатель- ^ ных людей живет и трудится рядом с нами. Вот со снимка, ко­ торый вы видите, лас­ ково улыбается Вера Николаевна Дробышева. Читатели уже знакомы с ней. Газета рассказы­ вала о том, как трудит­ ся Вера Николаевна. Она доярка колхоза имени Ленина. От каж­ дой из 13 закрепленных за ней коров Вера Ни­ колаевна Дробышева надоила за девять меся­ цев текущего года по 2.450 килограммов мо­ лока при годовом обя­ зательстве 2.200 кило­ граммов. КОЛХОЗНЫЙ КУЗНЕЦ Пожалуй, одна из самых не­ обходимых и трудоемких спе­ циальностей в хозяйстве — кузнечная. Колхозный строй преобразил лицо советской деревни. В ней появилась сложная тех­ ника. Возросли и потребности механизированного артельного производства. Поэтому ха­ рактер подковочных работ в селе резко изменился. «Без кузницы ^— прямо как без рук», — говорят колхозни­ ки. Что верно, то верно. Она играет не последнюю роль, решает многие-дела со своим местами еще не затейливым оборудованием. О кузнеце колхоза «Россия» Михаиле Васильевиче Афа­ насьеве говорят как о масте­ ровом человеке. Сам же он о своей работе рассказывает мало, даже застенчиво. А между тем, может сделать все, что нужно в хозяйстве. Здесь сами готовят многие сложные детали для сельско­ хозяйственных машин, минуя «Сельхозтехнику». Задумали переконструиро­ вать прицепные тракторные тележки. Слабые, часто ло­ мавшиеся рамы заменили но­ выми, урезали кузов, устрани­ ли другие неувязки. Все это не обходится без вмешательства кузнеца. После реставрации тележки аботают лучше, производи- льность их не уменьшилась, стала весомее. В колхозе ведется большое строительство. Для него тре­ буется немало петель, скоб и других металлических поде­ лок. Они изготовляются в куз­ нице. Заказы строителей вы­ полняются старательно. Кузница работает круглый год. Она обслуживает две тракторные и четыре поле­ водческие бригады. У каждой из них возникает много дел, и за все приходится браться кузнецу. Сделаны, например, прижимные лапки к трактор­ ным граблям. Ведется ремонт мелкого инвентаря, повозок, ковка лошадей. Всего не пере­ числить. На кузнечные работы также принимаются заявки от кол­ хозников. Разумеется, по раз­ решению правления колхоза. В кузнице имеются необхо­ димые инструменты. Никогда и нигде их не получали, а сделаны трудом 'све?их умель­ цев. Учился кузнечному делу Афанасьев в пору своей юно­ сти. Хотя и сейчас его годы небольшие, но уже добрый десяток лет провел в само­ стоятельной работе у горна. До этого был молотобойцем. Его учителем считается хо­ роший специалист Василий Тарасович Орешков, ныне пен­ сионер. При встречах старый мастер справляется у молодо­ го, на лад ли идут дела, От­ вечая положительно, тот, в свою очередь, советуется с ним о чем-либо новом. Свой накопившийся опыт Михаил Васильевич передает другим, учйт их держать мо­ лоток в руках, ремонтировать быстро и хорошо. Бывший его подручный Иван Егорович Бу­ даев теперь здесь же рабо­ тает кузнецом. Седьмой год подряд безотказно трудится молотобойцем Иван Иосифо­ вич Карпов. Только вот кузницу надо бы колхозу привести в порядок, подремонтировать. Л. НИКИТИН. в. Н. Дробышева внесла большой вклад в досрочное выполнение колхозом годового плана - заказа государства по продаже молока. В бух­ галтерии колхоза подсчитали, что, если бы каждая доярка добилась таких же результа­ тов, как Дробышева, хозяй­ ство получило бы дополни­ тельно 207 тонн молока. Отношение и труду, и по­ рученному делу — самый вер­ ный критерий в оценке лю­ дей. Присмотритесь к това­ рищам своего коллектива в школе, в колхозе или сов­ хозе, на заводе, фабрике. Кого у вас больше других уважа­ ют? Прежде всего тех, кто самозабвенно, с радостью от­ дает себя избранному делу, тех, кто верен в дружбе, справедлив в споре, честен и благороден. Редакция печатает сегодня письма читателей о людях, достойных глубокого уваже­ ния. Эстафета поколений Ему всегда нравился этот мно­ гоголосый шум, это непрерывное движение на переменах;.. Как в большом цветнике, где собраны растения разных цветов и разме­ ров, тут видишь мальчиков и девочек разных возрастов. Есть здесь и такие, о которых трудно с определенностью сказать — взрослые они или дети; высокого роста, то узкоплечие, то подвиж­ ные, то степенные — какая-то внутренняя сила заставляет их иногда притормаживать резвый разбег. А ведь и я был точно таким, ду.мает он, заместитель дирек­ тора школы по производственно­ му обучению, молодой учитель физики Геннадий Петрович Ша­ хов. Шахов видит, как в колонну по два выстроились самые ма- лснькие мальчики и девочки. Взявшись за руки, будто боясь потерять друг друга в этом люд­ ском водовороте, они робко и удивленно смотрят вокруг. Это первоклассники. Они толь­ ко месяц в школе, читают по слогам медленно, нараспев: «Ма­ ма», «Ро-ди-на», считают по ца- лочкам до десяти. Многое еще а огромно.ч здании нм кажется не- обычай||ым и удивительным. Ма­ лыши хорошо знают свою учи­ тельницу — худощавую, беспо­ койную и строгую Валентину Георгиевну, которая так интересно объясняет. Им кажется, что их учительница знает больше всех во всем мире и уж, конечно, никто лучше нее не умеет про­ износить гласные звуки. Но дру­ гих людей начинающие ученики запоминают с трудом. Подобно малышам - перво­ классникам, успешно изучающим азбуку, учитель Шахов упорно овладевает азами практической педагогики. Он высок, худощав, статен. У него высокий лоб и смешинки во взгляде больших карих глаз. — Геннадий Петрович, у нас сегодня физика, — занем-то на­ поминает ему шустрый белоголо­ вый подросток. — Геннадий Петрович, — мяг­ ко произнося букву «р», обра­ щается учитель по труду, — что делать? Не хватает рубанков. А как нам заказать фартуки и пе­ решить халаты? Перебивая друг друга, затре­ щала целая стайка девочек - со­ У ч и т е л ь рок; «Геннадий Петрович, Ген­ надий Петрович!...». Он смотрит на часы: прибли­ жается время начала урока. И когда зазвенел резкий элект­ рический звонок, детей как вет­ ром сдуло. Они с шумом запол­ няли светлые классы. Шахов пришел на урок в 7 «Б» класс. Все здесь готово для проведения лабораторной работы на тему: «Определение коэффи­ циента трения дфева по дере­ ву». На каждом столе все необхо­ димое для проведения практиче­ ского занятия; доска, брусок, на­ бор гирек и динамометр. На дос­ ке красивым почерком по пунк­ там расписан весь ход ■предстоя­ щей работы. Учитель делает еще несколько дополнительных разъяснений, й работа закипает; стучат деревян­ ные бруски, скрипят перья. Ре­ бята работают уверенно, с боль­ шим интересом,- а он почти не­ слышно идет .то к одному, то к другому столу —..туда, где под­ нялась нетерпеливая ученическая рука... После удачного - урока в при­ поднятом настр<юнйя“ Геннадий Петрович подходит к окну. Ок­ тябрьский ветер С|адвает с де­ ре /лв пожелтевшукт листву/!. Еще на школьной' скамье ему нравилась математика. Любили ее в семье Шаховых. Вот почему Геннадий стал студентом физ­ мата. Быстрокрылой птицей пролете­ ли годы, проведённые в стенах Липецкого пединститута. Три ра­ за за это время Шахов ездил во время студенческих каникул на сельскохозяйственные работы. Сту­ денты убирали хлеб и яблоки в Лев-Толстовскбм и Лебедянском районах. На работу в школу он пришел после службы в Советской Ар­ мии. Там был связистом. Входит дежурный учитель. — Геннадий Петрович, в 8 «А» классе нет преподавателя физ­ культуры. Срывается урок, — говорит учитель. Молодой учитель знает, что 8 «А» — «трудный класс». В классе 43 человека. Такое коли­ чество учащихся разместить в небольшом физкультурном зале— целая проблема. 'А на спортивной площадке заниматься нельзя — на улице дождь, слякоть. И Шахов решает зани.маться с классом. Физкультура и спорт — это часть жизни Геннадия Петрови­ ча. Он увлекается легкой атле­ тикой. По баскетболу и волей­ болу имеет второй разряд, по шахматам — третий. Болеет за киевское «Динамо», а хоккей считает «прелестью». Не гладкой асфальтовой до­ рожкой бежит учительская стезя. И у опытных маститых педаго­ гов случаются промахи и недоче­ ты. У молодых их больше. Учитель-комсомолец Шахов в этом смысле не исключение. Но он постоянно учится. Часто можно слышать его вопросы; «А ' как лучше поступить в том слу­ чае, если не можешь ответить на вопрос ученика?». «Можно ли ставить отметку ученику, кото­ рый был невнимателен на уроке, а потому не усвоил новый ма­ териал?». «А что предпринять, если ученик упорно не выполняет требований учителя?». Вопросам нет конца... Учащиеся хорошо приняли нового учителя. Доступностью, отзывчивостью, знаниями, наконец, молодостью пришелся он им по сердцу. «По физике у нас учитель за­ конный», — сказал как-то один семиклассник. Это слово означает высшую ребячью похвалу. Интересная работа у учителя Г. П. Шахова — учить детей основам наук, проектировать в человеке лучшее. И он полностью отдался этой любимой работе. А это и есть человеческое счастье, то самое счастье, за которое боролся его дед Д.митрий Васильевич Тараканов — старый коммунист, активный участник гражданской войны, ныне персо­ нальный пенсионер. На полях сражений Великой Отечественной войны погиб его дядя - - офицер- танкист и ротный запевала Алек­ сандр Дмитриевич. Полный новых впечатлений, творческих замыслов и молодой энергии вступил в активную со­ зидательную жизнь Геннадий Петрович Шахов — комсомолец 60-х годов, представитель самой мирной на земле профессии — учитель. Д. комяков, завуч средней школы № 2. Б р и г а д и р Е г о р Б е т ю и с к и х В совхозе «Коммунар» хорошо знают Егора Ивановича Ре- тюнскнх. Вот уже на протяжении многих лет он возглавляет трак- торно - полеводческую бригаду первого отделения. Из года в год руководимая им бригада доби­ вается получения самых высоких урожаев зерновых, кормовых и технических культур. ^ Рабочие бригады своевременно Проводят все агротехнические мероприятия. В этом году, как и в прошлые, бригада первой в совхозе провела весенний сев, прополку, подкормку озимых и технических культур. В числе первых члены бригады рапорто- ва?1и о завершении уборки зерно­ бобовых культур, кукурузы на си­ лос, о севе озимых. Механизато­ ры выполнили план взмета зяби и сейчас усиленными темпами па­ шут черный пар. Если другие бригады только начали убирать маточную свеклу, то в бригаде Ретюнских ее убрано уже более 50 процентов. • В бригаде крепкая трудовая дисциплина. И в первую очередь пример показывает сам бригадир: трудолюбив, заботлив о подчинен­ ных, по-деловому принципиален, требователен к себе и ж людям. Егор Иванович всегда на про­ изводстве, как часовой на посту. Где работают люди, там и бри­ гадир. Он следит за тем, чтобы все работы, даже самые незначи­ тельные, проводились хорошо, чтобы не простаивали тракторы, комбайны и другая те.хника. Бригадир часто беседует с рабо­ чими, кого похвалит, кому посо­ ветует, как лучше сделать то или другое, а кого и по заслугам накажет. Любят и уважают своего бри­ гадира подчиненные. За последнее время здесь не было случаев на­ рушения трудовой дисциплины. Нерадивых рабочие сами «проти­ рают» с песочком. Алексей По- рядин мало трудился, все искал работу полегче, но зато любил поживиться за счет совхоза. На бригадном собрании его обсуди­ ли, покритиковали. Сами рабочие предупредили его, что если не будет хорошо работать, не пере­ станет совершать мелких краж государственного добра, то к нему будут приняты самые стро­ гие меры. Не раз беседовал с парнем бригадир, и все это в ка­ кой-то мере повлияло на Поря- дина. Сейчас он честно трудится, и Ретюнских доволен им. Егор Иванович не имеет спе­ циального образования, поэтому много работает над собой, чи­ тает сельскохозяйственную лите­ ратуру, не стесняется лишний раз обратиться за советом или помощью к специалисту. Рано начинается трудовой день у бригадира. Зарей выходит в поле, зарей возвращается домой. Кажется, ему и дня мало. В бригаде на открытой площад­ ке лежало много свеклосемян. Пасмурные дни не предвещали ничего хорошего. С часу на час мог пойти дождь. Это тревожило Егора Ивановича. Он обошел лю­ дей, договорился с ними о рабо­ те в ночную смену. Сам вместе с ними работал до рассвета, все семена были убраны в склад. Последние центнеры переносили уже в то время, когда накрапы­ вал дождь. В текущем году бригада собра­ ла с каждого гектара более чем по 20 центнеров зерновых и свек- лосемян. Предварительные под­ счеты показыпают, что урожай маточной свеклы превысит 300 центнеров с гектара. В прошлом году за выращивание высокого урожая зерновых бригадир на­ гражден Почетной грамотой о б ­ кома КПСС и облисполкома, а за высокий урожай сахарной свек­ лы — серебряной медалью Вы­ ставки достижений народного хо­ зяйства. Егор Иванович неодно­ кратно получал денежные премии и благодарности от дирекции сов­ хоза. Члены бригады Ретюнских при­ лагают все силы к тому, чтобы успешно завершить все полевые работы последнего года семилет­ ки, заложить прочные основы урожаю будущего года. К. БУХТОЯРОВ, «громом совхоз* «Коммунар»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz