Новая жизнь. 1964 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1964 г. (г. Усмань)

I Ф е л Ъ е т о н | ! ЭРУДИТ \С ИЗЪЯНОМ! * Среди рукоБодителей кол- I • хозов п совхозов встречаются Т ^ такие, которые не стремятся * * изучать и внедрять у ♦ опыт новаторов. Все себя I ----- -------- - р е д о Д I вое проносится м!!мо них, как ? Т в половодье. I (Из газет). ^ Есть в колхозе Мимоухов. ^ Человек, как человек: ♦ * и слухом,♦ ! Не болел ничем вовек. ♦ г Но при всех при этих данных « ^ Он большой оригинал... ! ^ Скольйо раз на заседаньях, Т Совещаньях он бывал, ^ Слушал лекции и речи О новаторских делах: Как большие обеспечить Урожаи на полях. Как наладить ферм работу И поднять привес, удой... Даже взял на память фото У доярки молодой! Но вернется, сядет в кресло,— ! И «текучкой» понесло! ^ Все, что слышано, исчезло, ; Все, что видено, ушло! , | Как подписчик он активен: ^ На дом носят семь газет! | Счет мячей «Локомотива» | Скажет точно за пять лет, ♦ Куца с Талем знает лично, | Все читает про хоккей... | А о чем писал Светличный, ^ Не запомнил — хоть убей! ( Фильмы Западной Европы | Знает он наперечет, ^ Только к тем, где лучший * опыт, I «эрудита» не влечет. ♦ Мимо—новый сорт озимых... ^ Мимо — новый кормоцех... ; И не зря проходит мимо Т Мимоухова успех. г И, конечно, в каждом деле 1 Для такого — нелегко: | Урожаи низко сели, .* Подкачало молоко. | Грош цена такой «учебе», ; «Эрудиции» такой. | Надо так учиться, чтобы ^ Молоко текло рекой. ^ Чтоб за кадром, за страницей | Про отличные дела ♦ Морем пенилась пшеница, * ? Вся работа в гору шла! . * М. ВЛАДИМИРОВ. ♦ ОНИ УЧАТСЯ ШИТЬ „Лучший лыжник ШК0ЛЫ“ Большое колргчество болельщи- т I .ков привлек.ш .лыжные соревно- I вания, проведенные на днях в * Студенской восьмилетней школе. * В соревнованиях приняли участие I 7 команд ушащихся 5— 8 клае- ^ сов — по пять человек ют каж- * дого класса. I Соревнования в ..лыжном беге I проводились по четырем, дистан- I циям. Острая борьба разгорелась I между командами 6— 8 классов'. I .Чучшее время показали Нина I Литвинова и Николай Рязанцев г из 8 «А» класса, Мария Еути- I щева из 8 «Б» класса, Нина I Казьмина и Виктор Литвинов из I 6 класса. Им присвоено звание I «Лучший лыжник школы». I Фотографии победителей со- I ревнований помеш;ены на школь­ ной Доске почета. А. СОЛОМАХИН, учитель Студенской 8-летней школы. В Усманской средней школе - интернате уча­ щиеся обучаются ш-вей- ному делу в учебно- производственной ма­ стерской, которая имеет две просторные, свет­ лые комнаты и необхо­ димое оборудование. Шольники знакомятся с основным оборудова­ нием швейного произ­ водства, изучают швей­ ные машины, приобре­ тают опыт в обраще­ нии с ними. В мастер­ ской учащиеся изуча­ ют основные виды швов, прин­ ципы конструирования и модели­ рования одежды. В мастерской осуществляется важный для уча­ щиеся в психологИ'Чеоком отно­ шении момент, как переход от первых опытов ш'итья на кусоч­ ках ткани к И 1 зсотовлению целой вещи, к выполнению задания школы. Наши учащиеся для своих нужд шьют постельное -и натель­ ное белье, рубашки для мальчи­ ков, форменные фартуки, опор- тивные костюмы, юбки, блузки, нарядные шелковые и шерстя- нь]е платья. Таким образом, уже в процессе обучения школьники участвуют в про1И|Зводителыном труде, а это способствует вос­ питанию у учащихся чувства от­ ветственности за свою работу, гордости за свой труд. Прежде чем пошить заданную вещь, учащиеся под р:уко:зодст- вом мастеров вначале снимают и записывают мерки, строят чер­ тежи, делают выкройки, произ­ водят раскрой. Все эти олера|Ц1И'и требуют точного выполнения, поэтому мы, мастера прои1звод- ственн'ого обучения, стараемся воопитать у школьников точность, внимательность, аккуратность, экономное расхо,дование мате­ риала, бережливое отношение к орудиям труда, коллективизм, любовь к труду. Для повышения ка!чества про­ изводственного обучения на за­ нятиях широко используются на- гляднь:е пособия. Это — схемы, чертежи, стенды, альбомы по швейному делу. Мнопие нагляд­ ные пособия изготовлены масте­ рами и самими учащимися. Для углубления знаний уча­ щихся мы организуем экокурсии на Усманскую швейную фабрику. Там школьники знакомятся с но­ вейшими видами оборудования, с механизацией и электрифика­ цией швейного производства, с конвейером. тать на швейных предприятия|Х. А. ХАРЬКИНА, мастер производственного обучения Усманской средней школы-интерната. На снимках: учащиеся 11 клас- В результате обучения в са Анна Порядина и Римма Ива- школьной мастерской учащиеся нова на уроке произаодственно- приобретают опециальность порт- го обучения по швейному делу, нихи III разряда и могут рабо- СОото В. Николова. В |у|Ир е науки а, ш И И Я п о н и м а е т БЕШЕНСТВО—ЗАРАЗНОЕ З АБ ОЛЕ ВАНИЕ Наибольшую опасность в рас­ пространении бешенства пред­ ставляют собаки. Это заразное заболевание передается человеку от больных животных через укус, царапины, слюну. У собак бешенство бывает буй­ ным и тихим. Заболевшая соба­ ка забивается в угол, отказывает­ ся от пищи. Она становится бес­ покойной, пытается сорваться с цепи. Если собака сорвется с цепи, то убегает из дому, набра­ сывается на животных и людей. Через несколько дней собака по­ гибает. Люди, которых покусала соба­ ка, должны немедленно обра­ титься за помощью в ближайшее лечебное учреждение. Сейчас заканчивается месячник по борьбе с бешенством живот­ ных. Цель месячника •— регист­ рация и массовые прививки со­ бакам, отлов и уничтожение без­ надзорных животных: Граждане! Если вы . заметите какие-либо изменения в поведе­ нии домашних животных, обра­ щайтесь к ветеринарному врачу или в санэпидстанцию. А. ЛЕТОВА, врач-эпидемиолог. Электронно-счетные машины по праву называют чудом XX века. Они управляют производственны­ ми процессами, ^:,выполыяют эко­ номические рас^^ы, определяют трассы косми'Ческих кораблей... Однако общение человека с та- 'кими машинами весьма осложне­ но применением специальных шифров. Нельзя ли научить машину по­ нимать человеческую речь, улав­ ливать смысл вопросов или команд прямо с голоса? ...Полуметровая стена диктор­ ской студии отделяет меня от небольшой аппаратной в лабора- "РИ ^ ^ «Р.пл:тттяттттм1 тории экспериментальной фонети­ ки Института языкознания Ака­ демии наук Украины. Через трой­ ное стекло я вижу лаборантов, хлопочущих у пульта и магнито­ фонов. . Но вот на табло зажглось сло­ во «запись». Мпе предлагают ска­ зать в микрофон любую фразу. в каком положении окажется ма­ шина? Допустим, аппарат свободно отличает человеческую речь от любых звуков. Все равно он не уловит ее смысла, не зная всех тонкостей интонации. Ведь имен­ но оттенками голоса мы выделяем главную мысль предложения и позволяем собеседнику безоши­ бочно уловить ее. Поэтому во­ прос иб интонации является ве- решении проблемы «слушающих» машин. Когда я вышел из студии, маг­ нитофон в аппаратной уже на­ чал передавать сделанную только что запись на интонограф — сложный прибор, раскладываю­ щий звучащую речь на физиче­ ские компоненты. Маленький эк­ ран прибора позволил мне «уви- смысл которой целиком бы зави- Деть» свой голос. Голубоватым частоколом убегал он за выпук­ лый экран интонографа, зепачат- леваясь где-то в глубинах аппа­ рата на кинопленке. Позже мне пояснили, что каждая минута звучания речи «поедает» 300 ты­ сяч миллиметров кинопленки. — Теперь вас ожидает са.мре интересное. Такого, пожалуй, не видели даже многие специалисты — сказал заведующий лаборато­ рией кандидат филологических наук Д, А. Близниченко. Мы пошли в соседнюю комца- уж ту. Там помещалась расчетная то группа. Леонид Андреевич про­ сел, от интонации. Времени на раздумывание не было, и я про­ цитировал христо.матийную резо­ люцию одного монарха на про­ шение о помнловани. Царь ие поставил запятой, что сделало его ответ двусмысленным: «Каз­ нить нельзя помиловать». Произнося фразу без всяких ло­ гических ударений, я искренне верил, что восстановить ее смысл «на слух» невозможно. Даже у лаборанта, _сидевшего с наушни­ ками возле магнитофона, на лице мелькнуло удивление. Если человек не понял сказанного. 0БРЕ,^КА ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ (В ко/лплвксе работ и меро­ приятий по уходу за плодово- ягодными насаждениями одним из важных приемов является об­ резка ПЛ01Д01ВЫХ деревьев. Она способствует долговечности, бо­ лее раннему образованию пло­ дов, а в сочетании с друпими мероприятиями — удобрением, о6рв|боткой почвы, орошением— обрезка способствует ежегодно­ му плодоношению. У молодых деревьев, встулаю- щ1нх в пору плодоношения, об­ резку направляют на формиро­ вание кроны и усиление роста. Скелетные (основные) ветки фор­ мируются из наиболее сильных и правильно расположенных по стволу побегов, направленных в разные стороны так, чтобы верх-* регулирование плодоношения. В ние ветки располагались между ветками нижнего яруса. Правильно сформировэнная ярусная крона обычно состоит из 8—10 скелетных ветвей. Ветки, загущающие крону, вырезают на кольцо, отрастающие плодо­ вые ветки сохраняются. Цент­ ральный проводник должен быть более развитым, чем скелетные ветки. Удаляютея побеги-конкуренты, образующие развилки под ост- рЬ»м углом. Обрезаются до здо­ ровой древесины все подмерз­ шие ветки. Обрезка деревьев в возрасте 12—25 лет направляется на дальнейшее усиление роста и этот период главным образом производится проре:живэни€ кро­ ны. Вырезаются 'крупные, пере­ плетающиеся, трущиеся и повис­ шие скелетные и полускелетные ветки, укорач1Иваются скелетные основные сучья и ветки над бо­ ковыми разветвлениями. Такая обрезка создает хорошее осве­ щение внутри кроны, снижает количество плодов, но зато уве- личивает их вес. У деревьев более старого воз­ раста прирост скелетных ветвей прекращается. Задача обрез1Ки таких деревьев сводится к пол­ ной ликвидации сухих, больных и слабых скелетных и полуске- летных ветвей, у:корачиванию скелетных ветвей до здоровой ветки, направленной в наружную сторону. Таким образом, старею­ щие деревья омолаживаются. Обрезка вишен и слив сводит­ ся к умеренному пр0|режи1ванню: удаляются неправильно располо­ женные, загущенные и засохшие ветки. Обреэку деревьев следует производить до набухания по­ чек. Садовые ножи И' пилки должны быть острыми. Шерохо­ ватую поверхность срезов (от пилы) следует сгладить ножом. Раны от срезов в поперечнике более одного сантиметра нужно замазать садовым варом или глиной с коровяком. М. БЕРДНИКОВ, агроном-пенсионер. должил свою мысль; — Пленку я передам пашей сотруднице Ирине Васильевне Борисюк. Она не слышала, что вы сказали. Ей придется по ки­ ноленте расшифровать фразу и доказать, что вы имели в виду, произнося ее. Работа эта требовала времени, и руководитель лаборатории, за­ полняя паузу, рассказал о некото­ рых любопытных деталях пробле­ мы «слушающих» машин. Взять, к примеру, голос: у каждого из нас он оригинален, и, подобно бтпечаткам пальцев, неповторим. Но природа немного «перестара­ лась», сделав интонацию каждого человека такой же своеобразной, как и голос. Поэтому-то лабора­ тории загромождены разнообраз­ нейшей техникой. Собеседник прервал сбой рас­ сказ, когда подошла Ирина Ва­ сильевна. Она положила перед нами виток киноленты и, взгля­ нув на листок бумаги, сказала; —Была произнесена фраза «казнить нельзя, помиловать», хотя интонация и не была эмоци­ онально ярко окрашена. Вот .ма­ тематическая характеристика ин­ тонации и ее связи со смыслом предложе 11 ия. Перед нами лег листок бумаги с расшифрованной фразой. Под каждым ее словом и буквой стояли столбцы цифр. — Ну как, верно? — спросил Л. А. Близиичеико. - Д а . Это все, что я от удивления мог тогда сказать. ...Сегодня ученые уже довольно глубоко проникли в тайники ин­ тонации. Но до синтеза языка и создания «слушающих» машин, конечно, еще далеко. Однако первые успехи воодушевляют. Творческий поиск ученых продол­ жается. Придет время и машина... будет «понимать» человеческий голос. С. ЦИКОРА. Зам. редактора А. БРАИЛО. Коллектив эптеии № 14 с прискорбием сообщает о безвременной смерти бухгал­ тера НЕБОЛЬСИНОЙ Софьи Дмитриевны и выражает соболезнование родствен'Н|И;кам покойной «Новая жизнь» выходит три раза в неделю: по средам, пятницам и воскресеньям. Заказ № 966. Усмань, типография областного управления культуры Адрес редакции: г. Усмань, ул. Ленина, 17. Телефоны: редактора—3-29, зам. редактора и отв. секретаря—1-00; отделов экономики сельского хозяйства и писем — 1-оЬ- ^ ” Тираж 6.825.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz