Новая жизнь. 1964 г. (г. Усмань)
I Ф е л Ъ е т о н | ! ЭРУДИТ \С ИЗЪЯНОМ! * Среди рукоБодителей кол- I • хозов п совхозов встречаются Т ^ такие, которые не стремятся * * изучать и внедрять у ♦ опыт новаторов. Все себя I ----- -------- - р е д о Д I вое проносится м!!мо них, как ? Т в половодье. I (Из газет). ^ Есть в колхозе Мимоухов. ^ Человек, как человек: ♦ * и слухом,♦ ! Не болел ничем вовек. ♦ г Но при всех при этих данных « ^ Он большой оригинал... ! ^ Скольйо раз на заседаньях, Т Совещаньях он бывал, ^ Слушал лекции и речи О новаторских делах: Как большие обеспечить Урожаи на полях. Как наладить ферм работу И поднять привес, удой... Даже взял на память фото У доярки молодой! Но вернется, сядет в кресло,— ! И «текучкой» понесло! ^ Все, что слышано, исчезло, ; Все, что видено, ушло! , | Как подписчик он активен: ^ На дом носят семь газет! | Счет мячей «Локомотива» | Скажет точно за пять лет, ♦ Куца с Талем знает лично, | Все читает про хоккей... | А о чем писал Светличный, ^ Не запомнил — хоть убей! ( Фильмы Западной Европы | Знает он наперечет, ^ Только к тем, где лучший * опыт, I «эрудита» не влечет. ♦ Мимо—новый сорт озимых... ^ Мимо — новый кормоцех... ; И не зря проходит мимо Т Мимоухова успех. г И, конечно, в каждом деле 1 Для такого — нелегко: | Урожаи низко сели, .* Подкачало молоко. | Грош цена такой «учебе», ; «Эрудиции» такой. | Надо так учиться, чтобы ^ Молоко текло рекой. ^ Чтоб за кадром, за страницей | Про отличные дела ♦ Морем пенилась пшеница, * ? Вся работа в гору шла! . * М. ВЛАДИМИРОВ. ♦ ОНИ УЧАТСЯ ШИТЬ „Лучший лыжник ШК0ЛЫ“ Большое колргчество болельщи- т I .ков привлек.ш .лыжные соревно- I вания, проведенные на днях в * Студенской восьмилетней школе. * В соревнованиях приняли участие I 7 команд ушащихся 5— 8 клае- ^ сов — по пять человек ют каж- * дого класса. I Соревнования в ..лыжном беге I проводились по четырем, дистан- I циям. Острая борьба разгорелась I между командами 6— 8 классов'. I .Чучшее время показали Нина I Литвинова и Николай Рязанцев г из 8 «А» класса, Мария Еути- I щева из 8 «Б» класса, Нина I Казьмина и Виктор Литвинов из I 6 класса. Им присвоено звание I «Лучший лыжник школы». I Фотографии победителей со- I ревнований помеш;ены на школь ной Доске почета. А. СОЛОМАХИН, учитель Студенской 8-летней школы. В Усманской средней школе - интернате уча щиеся обучаются ш-вей- ному делу в учебно- производственной ма стерской, которая имеет две просторные, свет лые комнаты и необхо димое оборудование. Шольники знакомятся с основным оборудова нием швейного произ водства, изучают швей ные машины, приобре тают опыт в обраще нии с ними. В мастер ской учащиеся изуча ют основные виды швов, прин ципы конструирования и модели рования одежды. В мастерской осуществляется важный для уча щиеся в психологИ'Чеоком отно шении момент, как переход от первых опытов ш'итья на кусоч ках ткани к И 1 зсотовлению целой вещи, к выполнению задания школы. Наши учащиеся для своих нужд шьют постельное -и натель ное белье, рубашки для мальчи ков, форменные фартуки, опор- тивные костюмы, юбки, блузки, нарядные шелковые и шерстя- нь]е платья. Таким образом, уже в процессе обучения школьники участвуют в про1И|Зводителыном труде, а это способствует вос питанию у учащихся чувства от ветственности за свою работу, гордости за свой труд. Прежде чем пошить заданную вещь, учащиеся под р:уко:зодст- вом мастеров вначале снимают и записывают мерки, строят чер тежи, делают выкройки, произ водят раскрой. Все эти олера|Ц1И'и требуют точного выполнения, поэтому мы, мастера прои1звод- ственн'ого обучения, стараемся воопитать у школьников точность, внимательность, аккуратность, экономное расхо,дование мате риала, бережливое отношение к орудиям труда, коллективизм, любовь к труду. Для повышения ка!чества про изводственного обучения на за нятиях широко используются на- гляднь:е пособия. Это — схемы, чертежи, стенды, альбомы по швейному делу. Мнопие нагляд ные пособия изготовлены масте рами и самими учащимися. Для углубления знаний уча щихся мы организуем экокурсии на Усманскую швейную фабрику. Там школьники знакомятся с но вейшими видами оборудования, с механизацией и электрифика цией швейного производства, с конвейером. тать на швейных предприятия|Х. А. ХАРЬКИНА, мастер производственного обучения Усманской средней школы-интерната. На снимках: учащиеся 11 клас- В результате обучения в са Анна Порядина и Римма Ива- школьной мастерской учащиеся нова на уроке произаодственно- приобретают опециальность порт- го обучения по швейному делу, нихи III разряда и могут рабо- СОото В. Николова. В |у|Ир е науки а, ш И И Я п о н и м а е т БЕШЕНСТВО—ЗАРАЗНОЕ З АБ ОЛЕ ВАНИЕ Наибольшую опасность в рас пространении бешенства пред ставляют собаки. Это заразное заболевание передается человеку от больных животных через укус, царапины, слюну. У собак бешенство бывает буй ным и тихим. Заболевшая соба ка забивается в угол, отказывает ся от пищи. Она становится бес покойной, пытается сорваться с цепи. Если собака сорвется с цепи, то убегает из дому, набра сывается на животных и людей. Через несколько дней собака по гибает. Люди, которых покусала соба ка, должны немедленно обра титься за помощью в ближайшее лечебное учреждение. Сейчас заканчивается месячник по борьбе с бешенством живот ных. Цель месячника •— регист рация и массовые прививки со бакам, отлов и уничтожение без надзорных животных: Граждане! Если вы . заметите какие-либо изменения в поведе нии домашних животных, обра щайтесь к ветеринарному врачу или в санэпидстанцию. А. ЛЕТОВА, врач-эпидемиолог. Электронно-счетные машины по праву называют чудом XX века. Они управляют производственны ми процессами, ^:,выполыяют эко номические рас^^ы, определяют трассы косми'Ческих кораблей... Однако общение человека с та- 'кими машинами весьма осложне но применением специальных шифров. Нельзя ли научить машину по нимать человеческую речь, улав ливать смысл вопросов или команд прямо с голоса? ...Полуметровая стена диктор ской студии отделяет меня от небольшой аппаратной в лабора- "РИ ^ ^ «Р.пл:тттяттттм1 тории экспериментальной фонети ки Института языкознания Ака демии наук Украины. Через трой ное стекло я вижу лаборантов, хлопочущих у пульта и магнито фонов. . Но вот на табло зажглось сло во «запись». Мпе предлагают ска зать в микрофон любую фразу. в каком положении окажется ма шина? Допустим, аппарат свободно отличает человеческую речь от любых звуков. Все равно он не уловит ее смысла, не зная всех тонкостей интонации. Ведь имен но оттенками голоса мы выделяем главную мысль предложения и позволяем собеседнику безоши бочно уловить ее. Поэтому во прос иб интонации является ве- решении проблемы «слушающих» машин. Когда я вышел из студии, маг нитофон в аппаратной уже на чал передавать сделанную только что запись на интонограф — сложный прибор, раскладываю щий звучащую речь на физиче ские компоненты. Маленький эк ран прибора позволил мне «уви- смысл которой целиком бы зави- Деть» свой голос. Голубоватым частоколом убегал он за выпук лый экран интонографа, зепачат- леваясь где-то в глубинах аппа рата на кинопленке. Позже мне пояснили, что каждая минута звучания речи «поедает» 300 ты сяч миллиметров кинопленки. — Теперь вас ожидает са.мре интересное. Такого, пожалуй, не видели даже многие специалисты — сказал заведующий лаборато рией кандидат филологических наук Д, А. Близниченко. Мы пошли в соседнюю комца- уж ту. Там помещалась расчетная то группа. Леонид Андреевич про сел, от интонации. Времени на раздумывание не было, и я про цитировал христо.матийную резо люцию одного монарха на про шение о помнловани. Царь ие поставил запятой, что сделало его ответ двусмысленным: «Каз нить нельзя помиловать». Произнося фразу без всяких ло гических ударений, я искренне верил, что восстановить ее смысл «на слух» невозможно. Даже у лаборанта, _сидевшего с наушни ками возле магнитофона, на лице мелькнуло удивление. Если человек не понял сказанного. 0БРЕ,^КА ПЛОДОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ (В ко/лплвксе работ и меро приятий по уходу за плодово- ягодными насаждениями одним из важных приемов является об резка ПЛ01Д01ВЫХ деревьев. Она способствует долговечности, бо лее раннему образованию пло дов, а в сочетании с друпими мероприятиями — удобрением, о6рв|боткой почвы, орошением— обрезка способствует ежегодно му плодоношению. У молодых деревьев, встулаю- щ1нх в пору плодоношения, об резку направляют на формиро вание кроны и усиление роста. Скелетные (основные) ветки фор мируются из наиболее сильных и правильно расположенных по стволу побегов, направленных в разные стороны так, чтобы верх-* регулирование плодоношения. В ние ветки располагались между ветками нижнего яруса. Правильно сформировэнная ярусная крона обычно состоит из 8—10 скелетных ветвей. Ветки, загущающие крону, вырезают на кольцо, отрастающие плодо вые ветки сохраняются. Цент ральный проводник должен быть более развитым, чем скелетные ветки. Удаляютея побеги-конкуренты, образующие развилки под ост- рЬ»м углом. Обрезаются до здо ровой древесины все подмерз шие ветки. Обрезка деревьев в возрасте 12—25 лет направляется на дальнейшее усиление роста и этот период главным образом производится проре:живэни€ кро ны. Вырезаются 'крупные, пере плетающиеся, трущиеся и повис шие скелетные и полускелетные ветки, укорач1Иваются скелетные основные сучья и ветки над бо ковыми разветвлениями. Такая обрезка создает хорошее осве щение внутри кроны, снижает количество плодов, но зато уве- личивает их вес. У деревьев более старого воз раста прирост скелетных ветвей прекращается. Задача обрез1Ки таких деревьев сводится к пол ной ликвидации сухих, больных и слабых скелетных и полуске- летных ветвей, у:корачиванию скелетных ветвей до здоровой ветки, направленной в наружную сторону. Таким образом, старею щие деревья омолаживаются. Обрезка вишен и слив сводит ся к умеренному пр0|режи1ванню: удаляются неправильно располо женные, загущенные и засохшие ветки. Обреэку деревьев следует производить до набухания по чек. Садовые ножи И' пилки должны быть острыми. Шерохо ватую поверхность срезов (от пилы) следует сгладить ножом. Раны от срезов в поперечнике более одного сантиметра нужно замазать садовым варом или глиной с коровяком. М. БЕРДНИКОВ, агроном-пенсионер. должил свою мысль; — Пленку я передам пашей сотруднице Ирине Васильевне Борисюк. Она не слышала, что вы сказали. Ей придется по ки ноленте расшифровать фразу и доказать, что вы имели в виду, произнося ее. Работа эта требовала времени, и руководитель лаборатории, за полняя паузу, рассказал о некото рых любопытных деталях пробле мы «слушающих» машин. Взять, к примеру, голос: у каждого из нас он оригинален, и, подобно бтпечаткам пальцев, неповторим. Но природа немного «перестара лась», сделав интонацию каждого человека такой же своеобразной, как и голос. Поэтому-то лабора тории загромождены разнообраз нейшей техникой. Собеседник прервал сбой рас сказ, когда подошла Ирина Ва сильевна. Она положила перед нами виток киноленты и, взгля нув на листок бумаги, сказала; —Была произнесена фраза «казнить нельзя, помиловать», хотя интонация и не была эмоци онально ярко окрашена. Вот .ма тематическая характеристика ин тонации и ее связи со смыслом предложе 11 ия. Перед нами лег листок бумаги с расшифрованной фразой. Под каждым ее словом и буквой стояли столбцы цифр. — Ну как, верно? — спросил Л. А. Близиичеико. - Д а . Это все, что я от удивления мог тогда сказать. ...Сегодня ученые уже довольно глубоко проникли в тайники ин тонации. Но до синтеза языка и создания «слушающих» машин, конечно, еще далеко. Однако первые успехи воодушевляют. Творческий поиск ученых продол жается. Придет время и машина... будет «понимать» человеческий голос. С. ЦИКОРА. Зам. редактора А. БРАИЛО. Коллектив эптеии № 14 с прискорбием сообщает о безвременной смерти бухгал тера НЕБОЛЬСИНОЙ Софьи Дмитриевны и выражает соболезнование родствен'Н|И;кам покойной «Новая жизнь» выходит три раза в неделю: по средам, пятницам и воскресеньям. Заказ № 966. Усмань, типография областного управления культуры Адрес редакции: г. Усмань, ул. Ленина, 17. Телефоны: редактора—3-29, зам. редактора и отв. секретаря—1-00; отделов экономики сельского хозяйства и писем — 1-оЬ- ^ ” Тираж 6.825.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz