Новая жизнь. 1963 г. (г. Усмань)
К. ПАУСТОВСКИЙ РАССКАЗ В о р о н еж с к о е л ето Выдающийся советский писател ь. Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в семье железн одорожного служащего. Учился в Киеве. Он переменил много профессий: был ра бочим, матросом, работал во мнофх газетах. Первый рассказ Паустовского . опубликован в 1911 году. Теме преобразования природы советским на родом посвящена пов есть « Кара-Бугаз». Роман тикой социалистического созидания проникнуты повести «Колхида», «Черное море», «Северная повес ть». . П осле Великой Отечественной войны К. Пау стовский написал «Повесть о лесах», повесть «Рождение моря». Его произведения содержат большой познава тельный материал. Перу Паустовского принад лежит много исторических и биографических произведений. «Судьба Шарля Лонсевиля», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Орест Кипренский», пьесы «Поручик Лермонтов», «Наш современник» (о Пушкине) и другие. Писатель побывал в разных уголках страны. Жил он и в наших краях. Несомненный интерес представляет его рассказ «Воронежское лето», который мы сегодня печатаем. В о с к р Е С н А Я с т р А И И Ц А Выставка произведений художников РСФСР в Усмани. « Д е в у ш к а с п и сь м о м » . К а р ти н а с в е р д л о в с к о г о ху д о ж н и к а В. А. И го ш ев а. ' Фото Н. КОБЗЕВА. „НАПИШИ 1 О ТАТЬЯНЕ АЛЕКСАНДРО ВНЕ-." М ы у ж е с о б и р а л и с ь у е з ж а т ь , к о гд а к н ам п о д о ш л а п р е к л о н н ы х л е т , н е б о л ь ш о г о р о с т а ж е н щ и н а . — Я Б ы ко ва, В вей лис а М и х ай л о вн а, — с к а з а л а о н а .— Д в а м о и х сы н а — М и хаил и Н и к о л ай — п о ги б л и в б о ях с з а н я т ы м и в р а г а м и . М и хаил е щ е в о в р е м я ф и н с к о й во й н ы , а м е н ь ш о й , Н и к о л а й , с л о ж и л го л о в у в с о р о к ч е т в е р т о м — на У к р аи н е. О с т а л а с ь с д в у м я д о ч е р я м и — Т атьян о й и М а р и е й . С т а р ш а я , Л и за , вы ш л а з а м у ж , ж и в е т в Л и п е ц к е . У н е е с в о я с е м ь я . Ж и Л м в д о с т а т к е . Т атьян а р а б о т а е т в п о л е в о д с т в е , м а х о р к у и с а х а р н у ю с в е к л у в ы р а щ и в а е т , а М а р и я ж и в о т н о в о д с т в о м у в л е к л а с ь , д о я р к а о н а. З д о р о в ь е т о л ь к о у м е н я н е в а ж н о е . С п а с и б о ф е л ь д ш е р и ц е н аш ей , Т атьян е А л е к с а н д р о в н е . О н а м е н я н а н оги п о став и л а. С о в с е м б ы л о н о ж е н ь к и о т к а за л и . Так о н а к а ж д ы й д е н ь п р и х о д и л а, п о ч и тай , з а ш есть в е р с т , у к о л ы д е л а л а , к о м п р е с с ы став и л а. С е й ч ас в о т н и ч его , х о ж у п о м а л е н ь к у с п а л о ч к о й А то в е д ь ступ ать н е м о г л а . Н ап и ш и те о Т атьян е А л е к с а н д р о в н е , д у ш е в н ы й о н а ч е л о в е к . О л ю д я х о й как заб о ти тся ! ...В о с е м н а д ц а т ь л е т з а в е д у е т Т атьян а А л е к с а н д р о в н а Я р к и н а III-Д м и т р и е в с к и м м е д и ц и н с к и м п у н к то м . Н а с е л е о н а з н а е т в с е х о т м а л а д о в ел и к а, и е е в с е зн а ю т. И н е т о л ь к о зн а ю т, н о и о т зы в а ю т с я о н ей с б о л ь ш о й - л ю б о в ь ю и у в а ж е н и е м . В л ю б о е в р е м я г о д а д н е м и н о ч ь ю , в д о ж д ь и с л я к о т ь, в п у р гу и м о р о з , о н а с п е ш ит к б о л ь н о м у , ч т о б ы о к а з а т ь п о м о щ ь . Н а м х о т е л о с ь у с а м о й Т атьяны А л е к с а н д р о в н ы у зн а т ь п о д р о б н о с т и о е е р а б о т е . Н о о н а ' н е м н о г о с л о в н а , о с е б е р а с с к а з ы в а е т с к у п о :- — А что р а с с к а зы в а т ь ? — п е р е с п р о с и л а о н а . — Р а б о та ю , к ак д о л г вел и т. М ы -в е д ь п о с т а в л е н ы о х р а нять з д о р о в ь е л ю д е й . А. БРАИЛО. с. Б ы с о к о п о л ь е . Заповедный лес на реке Усма ни под Воронежем — последний на границе донских степей. Он слабо шумит, прохладный в за пахе трав, но стоит выйти на опушку — и в лицо ударит ж а ром, резким светом, и до самого края земли откроется степь, дале кая и ветренная, как море. Откроются ветряки, что машут крылами на курганах, коршуны и острова старых усадебных садов, раскинутые в отдалении друг от друга. Но прежде всего откроется не бо — высокое степное небо с громадами синеватых облаков. Их много, но они почти никогда не закрывают солнца. Тень от них изредка проплывет то тут, то там, по степи. Проплывает так медленно, что можно долго идти в этой тени, не отставая от нее и прячась от палящего солн ца. В степи, недалеко от старого липового парка, поблескивает в отлогой балке маленькая река Каменка. Она почти пересохла. Только в небольших бочагах на лита чистая прогрётая вода. По ней шныряют водяные пауки, а на берегах сидят и тяжело ды шат — никак не могут отды- стынная росистая степь. Вокруг не было ни души. Даже'самый зоркий глаз не мог бы изменить никаких признаков человека. Но стоило мне закинуть удочки, как тотчас из балки выныривали бо сые мальчишки. Они подходили сзади широкой дугой, яо так осторожно, что я иногда узнавал об их появлении только по сосредоточенному сопе нию у себя за спиной. Мальчишки молчал», сопели и, не отрываясь, смотрели на крас ные поплавки. Изредка кто-ни будь из них чесал одной ногой другую. По старому опыту я знал, что при таких обстоятельствах рыба перестает клевать. Это было не объяснимо, но верно. Стоило да же одному мальчишке остано виться за спиной и уставиться на поплавок, как клев наглухо прекращался. Сначала я решил откупиться от мальчишек. Я раздал каждо му из них по золоченому крюч ку, но с тем, чго они уйдут и не будут мешать мне удить. Мальчишки взяли крючки, по благодарили шепотом и честно ушли. Но через полчаса появи лась толпа совершенно новых шаться от сухой жары — сонные мальчишек. Уже издали они кри- лягушки. чали. Липовый парк, изрытый блин дажами — разрушенными и за росшими дикой малиной, — слы шен издалека. С рассвета до тем ноты он свистит, щелкает и зве нит от множества синиц, щег лов, малиновок, иволг и чижей. Птичья сутолока никогда не за тихает в кущах лип — таких вы соких, что от взгляда на них мо жет закружиться голова. У подножья деревьев прячет ся в тени маленький белый дом. Он некогда принадлежал ныне почти забытому писателю Эрте- лю, современнику Чехова. Сейчас здесь небольшой дом отдыха. С птицами в парке у меня бы ли свои счеты. Часто по ранним утрам я уходил на Каменку ло вить рыбу. Как только я входил в парк, сотни птиц начинали суетиться в ветвях. Они стара лись опрятаться и обдавали меня дождем росы. Они с треском вы летали из зарослей, будто выны ривали из воды, опрометью нес лись в глубину парка. Должно быть, это было краси вое зрелище, но я промокал от росы и не очень им любовался. Я старался идти тихо, бесшумно, но это не помогало. Чем незамет нее я подходил к какому-нибудь кусту, переполненному птицами, тем сильнее был переполох и тем обильнее летела на меня хо лодная роса. Я приходил на Каменку. По дымалось солнце. Блестела пу- — Дяденька, дай крючкя! Я понял, что совершил грубей шую ошибку. Нужно было найти верное средство, чтобы избавиться от мальчишек. Тогда я вспомнил слова писателя Гайдара. Он уве рял меня, что на детей сильнее всего действуют загадочные раз говоры. И вот, когда на следующий день мальчишки окружили меня, начали сопеть и рыба снова пе рестала клевать, я сказал мрач ным голосом, не оглядываясь: — А вы знаете, ребята, что за это полагается штраф в сто руб лей? — За что? — неуверенно спро сил самый шустрый мальчик. — А вот за это самое, — ответил я. Мальчишки переглянулись и, не спуская с меня глаз, начали медленно и осторожно пятиться. Так, пятясь, они прошли шагов тридцать, потом' сразу поверну лись и бросились врассыпную, в степь. Самый .маленький бежал сзади, спотыкался, потом вдруг заревел басом. Шустрый маль чишка схватил его за руку, шлепнул и поволок за собой. Мальчишки исчезли. Я сам не меньше мальчишек был поражен тем, что случилось. Я засмеялся. В ответ за-кустом лозняку кто-то хихикнул. Я заглянул за куст. Там, утк нувшись лицом в траву, лежали Корреспондент^ Ассошиэй- тед Пресс передал 7 ноября из Флагстафа (США) : «На прошлой неделе учеными Лоу эллского университета в Флаг- стафе (штат Аризона) при наблюдениях в зеркальный телескоп обнаружены три вулканических извержения на Луне. Кратеры были ярко-ру бинового цвета, диаметр каж дого равен примерно трем ки лометрам...» В это же время года со ветский астроном, доктор фи шко-математических наук Н Козырев наблюдал ровно пять лет назад извержение газов из центрального пика лунного Л У Н А — О Г Н Е Д Ы Ш А Щ И Й с п у т н и к ? кратера Альфонс. Спустя год, ему удалось еще раз увидеть этот кратер в активном состо янии. Очевидно, вулканическая де ятельность на Луне очень активна, так как все чаще в распоряжение ученых посту пают новые доказательства этого непрекратившегося про цесса. —■ Своеобразный рельеф Луны, как бы изрытый «оспи нами» кратеров, — рассказы вает Н. Козырев, — сейчас объясняют двояко. Одни счи тают, что это результат внеш него воздействия на по верхность спутника, а имен но — следы ударов метеори тов. Врезаясь с огромной скоростью в лунную «почву», они будто бы производят значительные разрушения, за сыпают все вокруг пылью Такой пылевой силой, как ут верждают сторонники метео ритной теории, достигает зна чительной толщины и может представить значительную опасность при непосредствен ной посадке космического ко рабля. Другие ученые, к числу ко торых принадлежу и я, счи тают, что лунные кратеры об разовались вследствии, так сказать, «внутренних» причин, их вызвала вулканическая деятельность Луны. В таком случае ее поверхность залита потоками лавы, она хотя и пориста, ноздревата, но тверда. Нетрудно заметить, сколь важное значение это обстоя тельство имеет для космо навтики. и тряслись от смеха два бело брысых мальчика с длинными ве ревочными кнутами. — А вы чего остались? — Нам нельзя, — сказал маль чик постарше. — Мы пастухи. У нас стадо тут за бугром. — А если не было бы стада ’ Мальчишка, ухмыляясь, встал. — Не! — сказал он. — Все одно мы бы не убегли. Мы боль шие.1А те — махонькие. Что им ни посули — они всему верят. Теперь забоялись, долго не при бегут. Так началась моя дружба с пастухами Витей и Федей. И на чались необыкновенные наши разговоры. — Вы кто? Писатель? — спро сил меня сразу же Федя? — Да, писатель. — А вы давно заступили в пи сатели? — Давно. — Что-то не видно, — сказал Федя и подозрительно посмотрел на меня. (Окончание следует). Н АШ К А Л Е Н Д А Р Ь М. С. ЩЕПКИН! Я 1 7 5 -л ет ию ео д н я р о ж д е н и я Р у с с к о е с ц е н и ч е с к о е и с к у с с т в о т е с н о с в я з а н о с и м е н е м ’ в е л и к о г о а к т е р а М и х аи л а С е м е н о в и ч а Щ еп к и н а. С ы н к р е п о с тн о г о , о н в го д ы с а м о у п р а в с т в а в р е м е н щ и к а А р а к ч е е в а п р и н е с н а р у с с к у ю с ц е н у д ы х а н и е ж и зн е н н о й п р а в д ы , вы сту п и л за щ и т н и к о м и н т е р е с о в п р о с т о г о н а р о д а . А к т е р ж и л п е р е д о в ы м и и д е я м и с в о е г о в р е м е н и . О н в с т р е ч а л с я с А . С. П уш ки н ы м , Н. В. Г ого л е м , И. , С. Т у р ге н е в ы м . Д о л ги е г о д ы е г о с в я зы в а л а д р у ж -! б а с р е в о л ю ц и о н н ы м и д е м о - ■ к р а т а м и В. Г. Б е л и н ск и м , А . И. Г е р ц е н о м и Т. Г. Ш е в ч е н к о . П р е в о с х о д н ы й м а с т е р сати р и к о -о б л и ч и т е л ь н о г о п о р т- р е т а М . С. Щ еп к и н с о з д а л к о м е д и й н ы е о б р а з ы Ф а м у с о - / ,вв, Г о р о д н и ч е г о , Ш ей л о к а, К о ч к а р е в а и д р у ги х . П л о д о т в о р н а я д е я т е л ь н о с т ь М . С. Щ е п к и н а у т в е р д и л а р е а л и з м , к ак в ед у щ и й т в о р ч е ск и й м е т о д н а р у с с к о й с ц е не. Редактор В. ЖЕРДЕВ. «Новая жнзяь» выходят по средам, пятницам три раза в неделю: н воскресетям. Адрес редакции: г. и отв. секретаря - вакаа № 2452. ли Усмань, типография областного управления культуры Усмань, ул. Ленина, 17. Телефоны: редактора—3-29, зам. редактора - 1-00; отделов экономики сельского хозяйства и писем — 1-56. Тираж 6.150.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz