Новая жизнь. 1963 г. (г. Усмань)
Плотник Ф. Н. Шепелев-лучший мастер межкол- хозстроя. Коллек тив предприятия оказал ему боль шое доверие, из брав председате лем товарищеско го суда. На снимке: Ф. Н. Шепеиёв. Фото В. Ник15лова. П е рв о е сентября! Мил- 1 лианы молодых граждан, населяющих нашу необъятную Родину, встречают эту дату с душевным трепетом, с ра достным настроением. Да, есть чему радоваться. Для них приветливо распахнуты двери школ, над которыми неизмен но красуется радушный при зыв: «Добро пожаловать!» Большую заботу об учащихся проявляют Коммунистическая партия, Советское правитель ство и весь наш народ. Совершенно другая картина наблюдалась в старое время, при царизме. Я начинал учить ся в конце XIX столетия, по этому хочу поделиться с мо лодежью своими воспомина ниями. Ведь только путем сравнения настоящего с давно минувшим можно в полной мере оценить то, что мы имеем теперь. Специально школьного зда ния у нас не было. Все три класса церковно-приходской школы помещались в церков ной сторожке, площадь ко торой не превышала 20 квад ратных метров. Учителем у нас был моло дой крестьянский парень, ко торый на несколько лет рань ше нас окончил такую же школу в соседнем селе. А «наставником» был священник отец Иван Богданов. Вся си стема обучения и воспитания строилась на «законе божь ем» и повиновении началь ству. «Бога бойся, царя чти»,— внушали нам и педагоги и учебники, издававшиеся свя тейшим синодом — высшей церковной инстанцией в Рос сии. Среди изучаемых пред- * метов господствующее место занимали «Священная исто рия», церковно-славянский язык, церковное пение и мо- В Ш К О Л Е литвы. К общеобразователь ным предметам относилось письмо, чтение и арифметика. Священник Богданов в ка честве меры педагогического воздействия к ученикам в первую очередь применял рукоприкладство и розги. Помню, как однажды, обра щаясь к одному из учащихся, не усвоившему молитву «От- че наш», батюшка скомандо вал: «Ложись, Николай, на пол и снимай штаны!» (Девоч ки тогда не учились). Нача лась порка. Школьники си дели, как говорится, ни жи вы, ни мертвы. А перед пор кой, обращаясь ко мне, ря- соноснЫй экзекутор произнес: «А ты, Дмитрий, тоже го товься!» По всем общеобра зовательным предметам я учился хорошо, но молитвы не шли мне на ум. Сижу и жду расправы, затаив дыха ние. К счастью, свою угрозу Это уменьшает тяговое сопротивление комбай на, устраняет образование глыб, которые, попадая в теребильный аппарат или сепарирующие орга ны, затрудняют работу машины. В настоящее время на уборке сахарной свеклы используют ком- ~ «СКЕМ-ЗГ» и Я байны «СКЕМ-3» » «КС-3». ■8 Чтобы ботвоподъемники хоро- 18 шо поднимали и собирали в пуч- Ж ки листья, переставляют болты >3 в кронштейнах нижних напра- « вляющих роликов так, чтобы « носки ботвоподъемника только Я касались почвы, не углубляясь в Я нее. Расстояние между носками Я обтекателей ботвоподъемника § должно быть 230—250 миллимет- ! ров. Подкапывающие лапы уста навливают в зависимости от дли ны Корней на глубину 220—270 миллиметров. Рыхлительное перо Я подкапывающих лап располагают в строго по осевой линии теребиль- « ного аппарата. в Важно добиться, чтобы подка- § пывание и тереблёвие проходили одновременно. Если подкапыва ние происходит раньше, чем нуж но, то раскрытые лапы теребиль ного аппарата забиваются, усло жняется работа выравнивателей, происходит срез ботвы вместе с частью корня Если же подкапы вание запаздывает, то Теребиль ные лапы слабо сжимают богву, и она обрезается слишком высо ко. Подкапывающие лапы устана вливают в зависимости от влажности почвы. При нормаль ной влажности их носки должны выступать вперед от края теребильного аппарата на 3—4 сантиметра. В сырую погоду ла пы выдвигают на меньшее расстояние На сухой почве их отодвигают назад. Чем мощнее ботва и боль- Я ше головки корней, тем выше 8 поднимают теребильные лапы. Натяжение теребильных цепей регулируют так, чтобы нижние звенья немного провисали Зазор между пальцами диска выравни вателя и лапами теребильного аппарата устанавливают в преде лах 25—30 миллиметров. Рассюя I я втулок и конусов нижнего и верхнего валиков. Д о биваются, чтобы в момент за хвата ботвы теребильные лапы раскрывались на 180—190 мил лиметров. Чтобы правильно отрегулиро вать высоту среза, зазор между концами теребильных лап и плоскостью носка направляющей вилки доводят до 5—40 милли метров (в зависимости от разме ра ботвы) путем натяжения теребильной цепи. Между внут ренними плоскостями полос направляющей вилки и пальцами» выравнивателей должны быть зазоры в 3—4 миллиметра, а между задним концом направля ющей вилки и бортом диска выравнивателя в пределах 10 — 15 миллиметров. Для уборки корней диаметром 50—80 милли метров зазор между ножами и нижней плоскостью выравнивате ля должен быть 8 — 11 миллимет ров, для крупных корней — 14— 17 миллиметров. Чтобы избежать косых и рваных срезов корней, дисковые ножи хорошо оттачива ют и устанавливают фаской кни зу. Там, где имеются свеклоком байны «СКЕМ-3» первого выпус ка, целесообразно внести в них ряд усовершенствований Наибо лее важными из них являются наваривание на лапках теребиль ного аппарата отливов, преду- _ преждающих обламывание ушек; укрепление подкапывающих лап двумя болтами, установка допол нительно восьми спиц на левом ходовом колесе комбайна, кото рые изготовляют из полосового железа, усиление траверсы под вижной рамы приваркой раско сов, укрепление битеров для вы брасывания ботвы; подъем мо стика комбайнера и укрепление’ на нем сидения. Во время регулировки важно обеспечить совпадение осей ко- пирводителя и средней теребиль ной цепи при нейтральном поло жении золотника гидрораспреде лителя. Стопорные пальцы уста навливают на таком расстоянии от рожков коромысла, чтобы ход САХА РНОЙ С ВЕКЛЫ Механизаторы ряда хозяйств Краснодарского и Ставропольско го краев изготовили специальные приспособления для окончатель ной доочистки корней сахарной свеклы от ботвы. Такое приспо собление позволяет увеличить производительность труда в 3— 4 раза в сравнении с ручной ра ботой. Рабочим органом приспо собления является комбинирован ный дисковый нож диаметром 130 миллиметров, изготовленный из двухмиллиметровой листовой стали. По окружности диска на резаны зубья, предназначенные для предварительной обрезки бот вы, а в выштампованном углуб лении его, представляющем усеченный конус, сделаны четыре разреза длиной по 30 милли метров. Кромки разрезов отогну ты и представляют собой за остренные лезвия. Дисковый нож приваривается к специально вы точенной втулке, которую уста- навливаливают на валике элект ромотора и стопорят болтом. Во избежание травматизма нож зак рывается кожухом. Паз в кожу хе предназначен для направления ботвы к ножу. Обычно в состав агрегата входит 8 — 10 таких приспособлений Привод электро моторов можно осуществить от электростанции стригального агрегата, которая устанавливает ся на средней секции сцепки «С-11». Чтобы обезопасить обслуживающий персонал т поражения током, все электро моторы, а также электростанцию заземляют. Технологическая схема работы приспособления заключается в следующем. Секцию сцепки под водят к кучкам свеклы, убранной комбайнами. При очистке снача ла зубьями вращающегося диско вого ножа обрезают ботву, а за тем корень вставляют головкой в углубление диска и производят окончательную его доочистку. Рекомендация подготовлена специалистами «Союзсель- хозтехника». Л ..... ..... ............... .. ... .......... 1 $ I I поп п очем у-то не осущ ествил. М о е го д в о ю р о д н о г о брата и о д н о ф ам и л ь ц а , « м и р о п о м азан н и к божий» о д н аж д ы так ударил л ад о н ью по уху, что из проти во п о л ож н о го уха б ры зн у ла кровь, вследствие чего парен ь всю ж изнь оста вался полуглухим. Все учащиеся обязаны бы- П Р Е Ж Д Е ли неукоснительно посещать богослужение во время цер ковных праздников, а на пер вой и седьмой неделях «вели кого поста» — говеть. В церк ви мы стояли чинными ряда ми, не шевелясь, не пере шептываясь. А выпускники школы привлекались к уча стию в богослужении: читали «шестопсалмие» и так назы ваемые «часы». В некоторых больших селе ниях в те мрачные времена работали две школы — цер ковно-приходская и земская. Последняя отличалась от пер вой большей благоустроен ностью зданий, но церковщи- на и тут угнетала детвору. В школах имелись неболь шие библиотечки, состоявшие из таких, примерно, книжек, как «Жития святых», «Учили ще благочестия» и прочая «душеспасительная» белибер да. Кстати, периодическая лите ратура в глухие деревни не проникала. Но попы, учителя выписывали распространен ные в то время журналы «Ни ву» и «Родину» с приложе ниями. Некоторые крестьяне, п о ч т т т И Т Е П Е Р Ь впрочем, получали «Сельский вестник», еженедельную газе ту реакционного направления. Будучи взрослым, незадолго перед мировой войной, я вы писывал демократический журнал «Вестник знания», ко торый высылал такие ценные приложения, как «Собрание сочинений Дарвина», «Жен щина и социализм» Бебеля и др. Но тамбовский губерна тор приказывал конфисковы вать на почте номера этого журнала. В 1917 году исстрадавшаяся и голодная Россия, одетая в серые шинели, руководимая Коммунистической партией, свергла царский прогнивший строй. Жизнь народа вообще и народное просвещение, в частности, преобразились ко ренным образом. Для моло дежи предоставлены неогра ниченные возможности учить ся, чтобы успешнее строить коммунистическое общество. Этими возможностями наша молодежь и пользуется в полной мере. Д. БОЛУЧЕВСКИЙ, учитель-пенсионер. с. Двуречки. Д етям—детс ки е ф ильмы В селе Никольском очень хороший Дом культуры. Он привлекает не только взрос лых, молодежь, но и детей. Ребятишки с нетерпением ждут, когда дядя Юра, кино механик, продаст им билеты И вот в зрительном зале по гас свет. На экране вторая серия «Трех мушкетеров». В начале малыши смотрят со вниманием, но потом, види мо. надоедает смотреть непо нятный для них фильм. И в зале нарастает гул. Детям фильм не по душе. Это не единственный при мер. Дежурства учителей во время демонстрации фильмов не установлены Начинается новый учебный год. Хочется, чтобы учителя и родительский комитет обра тили серьезное внимание на организацию полезного и ин тересного досуга детей, про следили бы за тем, какие фильмы и в какое время смот рят школьники в Доме куль туры. А районному отделу следует подумать о том, что бы в села присылали больше фильмов для детей. В. ОЛЬШАНОВ, участковый уполномоченный. П о ч е м у з а б р о с и л и к у з н и ц у ? В комплексной бригаде N° 3 колхоза «Маяк коммунизма», где бригадиром П. М. Кире ев, второй год уже не работа ет кузница. Около нее теперь .можно видеть поломанные те- леги, колеса и др. инвентарь. Почему забросили кузницу’ Разве нельзя по.-хозяйски на ладить работу в ней? К. НИКОЛАЕВ. 0 « ь м н и и м м и Воронежская область. 90 процентов посевных площа дей в свеклосеющих хозяйствах Российской Федерации засеваются высокоурожайными сахаристыми сортами сахарной свеклы, выведенными во Всероссийском научно-исследова тельском институте сахарной свеклы и сахара В этом году еще один новый сорт селекционеры пере дали на государственные сортоиспытания На снимке: научный сотрудник Н Р Мосина (справа) и лаборантка В Н Березняк исследуют растения сахарной свеклы нового сорта на опытном у ч а с т к е Фотохроника ТАСС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz