Новая жизнь. 1963 г. (г. Усмань)

Новая жизнь. 1963 г. (г. Усмань)

Плотник Ф. Н. Шепелев-лучший мастер межкол- хозстроя. Коллек­ тив предприятия оказал ему боль­ шое доверие, из­ брав председате­ лем товарищеско­ го суда. На снимке: Ф. Н. Шепеиёв. Фото В. Ник15лова. П е рв о е сентября! Мил- 1 лианы молодых граждан, населяющих нашу необъятную Родину, встречают эту дату с душевным трепетом, с ра­ достным настроением. Да, есть чему радоваться. Для них приветливо распахнуты двери школ, над которыми неизмен­ но красуется радушный при­ зыв: «Добро пожаловать!» Большую заботу об учащихся проявляют Коммунистическая партия, Советское правитель­ ство и весь наш народ. Совершенно другая картина наблюдалась в старое время, при царизме. Я начинал учить­ ся в конце XIX столетия, по­ этому хочу поделиться с мо­ лодежью своими воспомина­ ниями. Ведь только путем сравнения настоящего с давно минувшим можно в полной мере оценить то, что мы имеем теперь. Специально школьного зда­ ния у нас не было. Все три класса церковно-приходской школы помещались в церков­ ной сторожке, площадь ко­ торой не превышала 20 квад­ ратных метров. Учителем у нас был моло­ дой крестьянский парень, ко­ торый на несколько лет рань­ ше нас окончил такую же школу в соседнем селе. А «наставником» был священник отец Иван Богданов. Вся си­ стема обучения и воспитания строилась на «законе божь­ ем» и повиновении началь­ ству. «Бога бойся, царя чти»,— внушали нам и педагоги и учебники, издававшиеся свя­ тейшим синодом — высшей церковной инстанцией в Рос­ сии. Среди изучаемых пред- * метов господствующее место занимали «Священная исто­ рия», церковно-славянский язык, церковное пение и мо- В Ш К О Л Е литвы. К общеобразователь­ ным предметам относилось письмо, чтение и арифметика. Священник Богданов в ка­ честве меры педагогического воздействия к ученикам в первую очередь применял рукоприкладство и розги. Помню, как однажды, обра­ щаясь к одному из учащихся, не усвоившему молитву «От- че наш», батюшка скомандо­ вал: «Ложись, Николай, на пол и снимай штаны!» (Девоч­ ки тогда не учились). Нача­ лась порка. Школьники си­ дели, как говорится, ни жи­ вы, ни мертвы. А перед пор­ кой, обращаясь ко мне, ря- соноснЫй экзекутор произнес: «А ты, Дмитрий, тоже го­ товься!» По всем общеобра­ зовательным предметам я учился хорошо, но молитвы не шли мне на ум. Сижу и жду расправы, затаив дыха­ ние. К счастью, свою угрозу Это уменьшает тяговое сопротивление комбай­ на, устраняет образование глыб, которые, попадая в теребильный аппарат или сепарирующие орга­ ны, затрудняют работу машины. В настоящее время на уборке сахарной свеклы используют ком- ~ «СКЕМ-ЗГ» и Я байны «СКЕМ-3» » «КС-3». ■8 Чтобы ботвоподъемники хоро- 18 шо поднимали и собирали в пуч- Ж ки листья, переставляют болты >3 в кронштейнах нижних напра- « вляющих роликов так, чтобы « носки ботвоподъемника только Я касались почвы, не углубляясь в Я нее. Расстояние между носками Я обтекателей ботвоподъемника § должно быть 230—250 миллимет- ! ров. Подкапывающие лапы уста­ навливают в зависимости от дли­ ны Корней на глубину 220—270 миллиметров. Рыхлительное перо Я подкапывающих лап располагают в строго по осевой линии теребиль- « ного аппарата. в Важно добиться, чтобы подка- § пывание и тереблёвие проходили одновременно. Если подкапыва­ ние происходит раньше, чем нуж­ но, то раскрытые лапы теребиль­ ного аппарата забиваются, усло­ жняется работа выравнивателей, происходит срез ботвы вместе с частью корня Если же подкапы­ вание запаздывает, то Теребиль­ ные лапы слабо сжимают богву, и она обрезается слишком высо­ ко. Подкапывающие лапы устана­ вливают в зависимости от влажности почвы. При нормаль­ ной влажности их носки должны выступать вперед от края теребильного аппарата на 3—4 сантиметра. В сырую погоду ла­ пы выдвигают на меньшее расстояние На сухой почве их отодвигают назад. Чем мощнее ботва и боль- Я ше головки корней, тем выше 8 поднимают теребильные лапы. Натяжение теребильных цепей регулируют так, чтобы нижние звенья немного провисали Зазор между пальцами диска выравни­ вателя и лапами теребильного аппарата устанавливают в преде­ лах 25—30 миллиметров. Рассюя I я втулок и конусов нижнего и верхнего валиков. Д о­ биваются, чтобы в момент за­ хвата ботвы теребильные лапы раскрывались на 180—190 мил­ лиметров. Чтобы правильно отрегулиро­ вать высоту среза, зазор между концами теребильных лап и плоскостью носка направляющей вилки доводят до 5—40 милли­ метров (в зависимости от разме­ ра ботвы) путем натяжения теребильной цепи. Между внут­ ренними плоскостями полос направляющей вилки и пальцами» выравнивателей должны быть зазоры в 3—4 миллиметра, а между задним концом направля­ ющей вилки и бортом диска выравнивателя в пределах 10 — 15 миллиметров. Для уборки корней диаметром 50—80 милли­ метров зазор между ножами и нижней плоскостью выравнивате­ ля должен быть 8 — 11 миллимет­ ров, для крупных корней — 14— 17 миллиметров. Чтобы избежать косых и рваных срезов корней, дисковые ножи хорошо оттачива­ ют и устанавливают фаской кни­ зу. Там, где имеются свеклоком­ байны «СКЕМ-3» первого выпус­ ка, целесообразно внести в них ряд усовершенствований Наибо­ лее важными из них являются наваривание на лапках теребиль­ ного аппарата отливов, преду- _ преждающих обламывание ушек; укрепление подкапывающих лап двумя болтами, установка допол­ нительно восьми спиц на левом ходовом колесе комбайна, кото­ рые изготовляют из полосового железа, усиление траверсы под­ вижной рамы приваркой раско­ сов, укрепление битеров для вы­ брасывания ботвы; подъем мо­ стика комбайнера и укрепление’ на нем сидения. Во время регулировки важно обеспечить совпадение осей ко- пирводителя и средней теребиль­ ной цепи при нейтральном поло­ жении золотника гидрораспреде­ лителя. Стопорные пальцы уста­ навливают на таком расстоянии от рожков коромысла, чтобы ход САХА РНОЙ С ВЕКЛЫ Механизаторы ряда хозяйств Краснодарского и Ставропольско­ го краев изготовили специальные приспособления для окончатель­ ной доочистки корней сахарной свеклы от ботвы. Такое приспо­ собление позволяет увеличить производительность труда в 3— 4 раза в сравнении с ручной ра­ ботой. Рабочим органом приспо­ собления является комбинирован­ ный дисковый нож диаметром 130 миллиметров, изготовленный из двухмиллиметровой листовой стали. По окружности диска на­ резаны зубья, предназначенные для предварительной обрезки бот­ вы, а в выштампованном углуб­ лении его, представляющем усеченный конус, сделаны четыре разреза длиной по 30 милли­ метров. Кромки разрезов отогну­ ты и представляют собой за­ остренные лезвия. Дисковый нож приваривается к специально вы­ точенной втулке, которую уста- навливаливают на валике элект­ ромотора и стопорят болтом. Во избежание травматизма нож зак­ рывается кожухом. Паз в кожу­ хе предназначен для направления ботвы к ножу. Обычно в состав агрегата входит 8 — 10 таких приспособлений Привод электро­ моторов можно осуществить от электростанции стригального агрегата, которая устанавливает­ ся на средней секции сцепки «С-11». Чтобы обезопасить обслуживающий персонал т поражения током, все электро­ моторы, а также электростанцию заземляют. Технологическая схема работы приспособления заключается в следующем. Секцию сцепки под­ водят к кучкам свеклы, убранной комбайнами. При очистке снача­ ла зубьями вращающегося диско­ вого ножа обрезают ботву, а за­ тем корень вставляют головкой в углубление диска и производят окончательную его доочистку. Рекомендация подготовлена специалистами «Союзсель- хозтехника». Л ..... ..... ............... .. ... .......... 1 $ I I поп п очем у-то не осущ ествил. М о е го д в о ю р о д н о г о брата и о д н о ф ам и л ь ц а , « м и р о п о ­ м азан н и к божий» о д н аж д ы так ударил л ад о н ью по уху, что из проти во п о л ож н о го уха б ры зн у ла кровь, вследствие чего парен ь всю ж изнь оста­ вался полуглухим. Все учащиеся обязаны бы- П Р Е Ж Д Е ли неукоснительно посещать богослужение во время цер­ ковных праздников, а на пер­ вой и седьмой неделях «вели­ кого поста» — говеть. В церк­ ви мы стояли чинными ряда­ ми, не шевелясь, не пере­ шептываясь. А выпускники школы привлекались к уча­ стию в богослужении: читали «шестопсалмие» и так назы­ ваемые «часы». В некоторых больших селе­ ниях в те мрачные времена работали две школы — цер­ ковно-приходская и земская. Последняя отличалась от пер­ вой большей благоустроен­ ностью зданий, но церковщи- на и тут угнетала детвору. В школах имелись неболь­ шие библиотечки, состоявшие из таких, примерно, книжек, как «Жития святых», «Учили­ ще благочестия» и прочая «душеспасительная» белибер­ да. Кстати, периодическая лите­ ратура в глухие деревни не проникала. Но попы, учителя выписывали распространен­ ные в то время журналы «Ни­ ву» и «Родину» с приложе­ ниями. Некоторые крестьяне, п о ч т т т И Т Е П Е Р Ь впрочем, получали «Сельский вестник», еженедельную газе­ ту реакционного направления. Будучи взрослым, незадолго перед мировой войной, я вы­ писывал демократический журнал «Вестник знания», ко­ торый высылал такие ценные приложения, как «Собрание сочинений Дарвина», «Жен­ щина и социализм» Бебеля и др. Но тамбовский губерна­ тор приказывал конфисковы­ вать на почте номера этого журнала. В 1917 году исстрадавшаяся и голодная Россия, одетая в серые шинели, руководимая Коммунистической партией, свергла царский прогнивший строй. Жизнь народа вообще и народное просвещение, в частности, преобразились ко­ ренным образом. Для моло­ дежи предоставлены неогра­ ниченные возможности учить­ ся, чтобы успешнее строить коммунистическое общество. Этими возможностями наша молодежь и пользуется в полной мере. Д. БОЛУЧЕВСКИЙ, учитель-пенсионер. с. Двуречки. Д етям—детс ки е ф ильмы В селе Никольском очень хороший Дом культуры. Он привлекает не только взрос­ лых, молодежь, но и детей. Ребятишки с нетерпением ждут, когда дядя Юра, кино­ механик, продаст им билеты И вот в зрительном зале по­ гас свет. На экране вторая серия «Трех мушкетеров». В начале малыши смотрят со вниманием, но потом, види­ мо. надоедает смотреть непо­ нятный для них фильм. И в зале нарастает гул. Детям фильм не по душе. Это не единственный при­ мер. Дежурства учителей во время демонстрации фильмов не установлены Начинается новый учебный год. Хочется, чтобы учителя и родительский комитет обра­ тили серьезное внимание на организацию полезного и ин­ тересного досуга детей, про­ следили бы за тем, какие фильмы и в какое время смот­ рят школьники в Доме куль­ туры. А районному отделу следует подумать о том, что­ бы в села присылали больше фильмов для детей. В. ОЛЬШАНОВ, участковый уполномоченный. П о ч е м у з а б р о с и л и к у з н и ц у ? В комплексной бригаде N° 3 колхоза «Маяк коммунизма», где бригадиром П. М. Кире­ ев, второй год уже не работа­ ет кузница. Около нее теперь .можно видеть поломанные те- леги, колеса и др. инвентарь. Почему забросили кузницу’ Разве нельзя по.-хозяйски на­ ладить работу в ней? К. НИКОЛАЕВ. 0 « ь м н и и м м и Воронежская область. 90 процентов посевных площа­ дей в свеклосеющих хозяйствах Российской Федерации засеваются высокоурожайными сахаристыми сортами сахарной свеклы, выведенными во Всероссийском научно-исследова­ тельском институте сахарной свеклы и сахара В этом году еще один новый сорт селекционеры пере­ дали на государственные сортоиспытания На снимке: научный сотрудник Н Р Мосина (справа) и лаборантка В Н Березняк исследуют растения сахарной свеклы нового сорта на опытном у ч а с т к е Фотохроника ТАСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz