Народное слово. 2024 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2024 г. (п. Лев-Толстой)

Антипраздник 14 Народное слово № 44 (11426) 7 ноября 2024 г. Кому нужен Хеллоуин? За неделю молодые люди активно обсудили в соцсетях «весёлый праздник» Хэллоуин, за - кидав Интернет страшными фотографиями себя в костюмах монстров и вурдалаков. Да что там неразумные подростки! В некоторых гламурных магазинах больших городов в этот день покупателей обслуживали украшенные рогами продавщицы, а в кафешках предлагали особое тематическое меню с такими названи - ями блюд, как Кровь ведьмы или Язык вампира. Мир сошёл с ума? Откуда пришёл к нам этот странный праздник Хэллоуин и что он означа - ет? Как объяснить юному поколению, что он чужд нашей православной культуре? Возмущений и подобных вопросов у наших читателей возникает предостаточно. Чтобы разобраться в этой теме, мы отправились на сайты православных журналов и телеканалов, а также обратились за помощью к настоятелю Никольского храма иерею Виталию Пер - мякову. Вот что нам удалось выяснить. – В определённых кругах нашего общества очень чтут как бы празд- ник, точнее антипраздник, под на- званием Хэллоуин, – рассказал священник. – Люди устраивают ма- скарад, в котором отождествляют себя со всякой нечистью – вампи- рами, ведьмами, колдунами. Сра- зу скажем, что Хэллоуин явля- ется официальным праздником церкви сатаны. Эта антихристиан- ская структура зарегистрирована в США. Основатель церкви сатаны Антон Лавей прекрасно понимал, что Хэллоуин очень соответству- ет его богоборческой идеологии, и потому этот день, точнее, эту ночь под 1 ноября, равно как и Вальпур- гиеву ночь под 1 мая, он провозгла- сил праздником сатанистов. От язычества – в сегодня Хэллоуин имеет свою предысто- рию. У древних кельтов – язычни- ков – считалось, что именно в эту ночь, перед началом зимней поло- вины года, отверзаются двери по- тустороннего мира, из ада выходят голодные души, и надо их как-то задабривать, угощать, приносить им жертвы. Христианская церковь на западе пыталась эту языческую традицию искоренить и устано- вила 1 ноября праздник всех свя- тых. Так хотели отвлечь людей от жертвоприношений духам, вышед- шим из ада, и обратить к молитвен- ному почитанию всех святых, пре- бывающих с Богом на Небесах. Но победить языческую традицию не удалось. Про святых мало кто в эту ночь вспоминал. Зато появил- ся светильник Джека – полая тык- ва с вырезанной зловещей грима- сой и свечой внутри. Возникла та- кая легенда про некоего пьяни- цу Джека, который не попал ни в рай, ни в ад, стал вечно скитаться по земле, а дьявол бросил ему ку- сочек угля из адского пламени, и Джек поместил его в полую репу, чтобы он не затух. Таким образом, изначально светильник Джека на- поминал именно об адском пламе- ни и вечном бессмысленном скита- нии. А люди думают, якобы эта тык- ва с кривой ухмылкой отгонит от их дома злых духов. Но разве злове- щий образ отгонит тех, кто и явля- ется по сути зловещим? Бесы бо- ятся Креста Христова, трепещут Таинств Церкви и, словно опаляе- мые огнём, отскакивают от христи- анина, когда он молится Господу Иисусу Христу. В каком-то смысле Хэллоуин – это заигрывание с тём- ной силой. Какие маски и костю- мы надевают на себя несчастные почитатели Хэллоуина? Это образ вампиров с непременными атрибу- тами – кровью, клыками и синевой под глазами. Это оборотни, ведь- мы, скелеты и даже маньяки-убий- цы. Но человек сотворён по обра- зу Божию и призван являть в своей жизни именно Божий образ. Толь- ко это несёт здоровье нашей душе, только это нормально для нашей психики. А какой образ принима- ют на себя участники Хэллоуина? Явно дьявольский, как некий вызов образу Божию. Напрасно думать, что демоническая символика ни- как не влияет на психику людей и на их поведение в обществе. Кого же привлекает к себе человек, по- гружаясь в сферу тёмных сил? Велесова ночь Некоторые россияне утвержда- ют, что 31 октября переодевают- ся в призраков не из-за Хэллоуи- на, чуждого славянской культуре, а из-за Велесовой ночи, которая тоже бывает с 31 октября на 1 но- ября. Это славянский праздник пе- рехода от осени к зиме. Считалось, что с этого момента природа засы- пала до весны. А с вечера 31 октя- бря до утра 1 ноября граница меж- ду мирами стиралась, и духи сво- бодно переходили из одного в дру- гой. Люди также могли оказаться в другой реальности. Описание трёх миров встречается в «Велесовой летние месяцы празднуют три Спа- са: Медовый, Яблочный, Хлебный (Ореховый). У этих праздников глу- бокое христианское предание. Их одобряет Церковь. Тыквенный Спас – нововве- дение, о котором стало известно лишь недавно, и к церковной тра- диции он не имеет отношения. Шу- точное предложение отмечать эту дату вместо Хеллоуина внесли в 2023 году в ижевской школе. Учи- теля отметили, что подростки из- лишне увлечены Хеллоуином, и предложили более оптимистичный праздник, прославляющий осен- ние дары природы. Дети могли на- рядиться в костюмы из радостной оранжевой цветовой гаммы, приго- товить угощение из тыквы. Новый праздник безобиден, если не вос- принимать его слишком серьёзно и не относить к церковным. Лучше назвать его весёлым Днём тыквы и просто угоститься осенними пло- дами в этот день, порадовать близ- ких. Но называть его Тыквенным Спасом неверно. Авторитетное мнение 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, накану- не Хэллоуина, Борис Корчевни- ков, Генеральный директор канала «Спас», написал на своей странич- ке: «В эти минуты на Бутовском по- лигоне продолжается поминовение священниками по именам всех рас- стрелянных здесь советской вла- стью мучеников – 20 762 человека, более 300 из них причислены к лику святых. А чуть поодаль, километрах в пятистах, прямо сейчас русская земля рождает новых мучеников и новых героев – на передовой, где смерть буднична и не так весела, как городским рестораторам и сто- личным тусовщикам. Где кровь на- туральная, а не из кетчупа, где уми- рать больно и не все тела погибших за нас бойцов ещё погребены… А моя личка, как никогда, рвётся от сообщений со всех концов страны: то какой-то фестиваль Хеллоуина в Питере, то праздник дьявольщи- ны с демонессой рядом с «Кроку- сом», практически на крови недав- них жертв теракта, то «Велесовы ночи» по всей стране… Несчастная моя Родина. Какие только бесы не топтали тебя! Те- перь вот и такие, уже не скрыва- ющие себя – издевающиеся над смертью и её священной тайной. Издевающиеся в момент, когда всё в тылу должно дышать сострада- нием к реально умирающим и бью- щимся сейчас за нас. Растерянная моя Родина, не знающая себя, те- ряющая способность отличать до- бро от зла, правду от лжи, свет от тьмы, боящаяся запрещать и поэ- тому пасующая перед сатаной, ко- торый под гогот и веселье лепит на головы русских детей всех на- циональностей рога, а на их лики – свой уродливый образ. И дети не знают – потому что не знают и взрослые – что, надевая на себя образ чертей, – пусть игрово и вприпрыжку, – ты присягаешь им, ты отдаёшь им свою жизнь и плю- ёшь в Того, Кто эту жизнь тебе дал. Дети и слепые взрослые не знают, видимо, что черти – не лучший со- юзник что в этой жизни, что в веч- ности. Заигрывание с адом обер- нётся тем, что, когда грим будет смыт и сатанинская вписка забы- та, ты неизбежно узнаешь холод- ное дыхание смерти и ада – ещё здесь, на земле. И уже не ты над ними, а они посмеются над тобой. Ты будешь нем и слеп, и своей не- мотой ты станешь кричать от ужа- са и просить о помощи. И тогда тот, кто сотрёт из твоей памяти причи- ну этого кошмара – развесёлый са- танинский утренник в гриме – тихо прошепчет, ты это даже, может быть, услышишь: «Он – мой». «Это не просто карнавальное переодевание, а переодевание в нечистую силу, – поделился мнени- ем иеромонах Серафим (Маслов). – Дети ассоциируют себя с персо- нажами, в которых переодевают- ся, и это вызывает большую опас- ность для их души – приводит к се- рьёзным психическим и личност- ным нарушениям. Приобщение к тёмной силе, хоть и в шуточной форме, не может бесследно отра- зиться на человеке. Христианину ни в коем случае нельзя соприка- саться с подобными явлениями». книге». Однако, по мнению фило- логов и историков, заявленный древним текст на самом деле был написан в ХХ веке. Велес действи- тельно был одним из основных бо- жеств в славянской мифологии. Он покровительствовал домашним животным, олицетворял богатство, мудрость и ворожбу, помогал ска- зителям и поэтам. Считается, что празднование Велесовой ночи ра- зительно отличалось от Хэллоуи- на. Наши предки, в отличие от за- падных современников, старались не привлекать внимания злых ду- хов переодеваниями и весельем. В течение дня спокойно занима- лись домашними делами, а вече- ром собирались за семейным сто- лом, где вспоминали предков. Для защиты от тёмных сил, особен- но активных в Велесову ночь, кре- стьяне размещали в оконных про- ёмах и на порогах ветки рябины с ягодами. Дневную уборку прово- дили особенно тщательно – расчи- щая все углы и посыпая их солью, которая отпугнёт духов. В доме на ночь зажигали свечи. После захо- да солнца за порог старались не выходить. К праздничному ужину ждали не только домочадцев, но и души умерших предков. Для это- го на стол клали лишнюю тарелку и ложку. Разговаривали за столом тихо и старались не смеяться, что- бы не разозлить духов. Заботились и о домовом – оставляли ему сла- дости и молоко у порога. Напомним, что в научных тру- дах и других серьёзных источни- ках не упоминается праздник Ве- лесовой ночи. Некоторые считают его искусственно созданным оте- чественным аналогом Хэллоуина. Четвёртый Спас? В интернете распространилась ин- формация о том, что в России вме- сто иностранного Хеллоуина те- перь будут праздновать Тыквен- ный Спас. Что это за день – язы- ческая практика или действитель- но христианское торжество? Для начала стоит напомнить, что в пра- вославной традиции Спасом назы- вают праздники, связанные с жерт- вой Спасителя Иисуса Христа. В Фото Анастасии Блощаковой Фотосъёмка в осеннем лесу Патриарх Кирилл сказал следующее: «Мне известно, что ряд государственных школ в регионах решили отмечать попу - лярный в западной культуре Хэллоуин, переименовав его в Велесову ночь, чтобы придать оттенок якобы исконно сла - вянского праздника. Такая подмена ценностей, фальсифика - ция национальной истории, умаление роли христианства в созидании государственности нашего народа есть некий вы - зов подлинным ценностям». Праздник тыквы отметили ребята из группы «Ромашки» детского сада «Колосок» Фото с сайта vk.com

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz