Народное слово. 2024 г. (п. Лев-Толстой)
Народное слово № 41 (11423) 17 октября 2024 г. 11 Православие Гости центральной библиотеки с удовольствием слушают рассказ о житии Сергия Радонежского Фото Ирины Жабиной Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву Помощник в учении Будущий основатель одной из са- мых известных святынь России – Троице-Сергиевой лавры – родил- ся в небольшой деревушке под Ро- стовом в семье богатых и очень ре- лигиозных бояр. При крещении он получил имя Варфоломей. Чудеса стали происходить с мальчиком с самого детства. Когда ему испол- нилось семь лет, он начал обучать- ся грамоте в церковной школе, ко- торую посещал вместе с братом. Несмотря на усердие и старание, ему не давалась грамота. Неуда- чи в учёбе часто становились при- чиной огорчений и слёз будущего святого. Товарищи смеялись над ним, а учитель наказывал. И тут произошло первое чудо. Он слу- чайно встретил в поле, когда пас стадо, удивительного старца и по- просил помолиться за него. С того момента науки начали даваться ему легко. Именно поэтому в пра- вославной традиции святой счита- ется помощником в учении. После смерти родителей Вар- фоломей отправился в Хотьково- Покровский монастырь, где иноче- ствовал его брат. Стремясь к стро- жайшему монашеству и пустынно- жительству, он смог убедить Сте- фана уйти в лесную глушь. Там они построили своими руками деревян- ную келью и церковь в честь Пре- святой Троицы. Однако брат не вы- держал существования в трудных условиях и ушёл служить в Москов- ский Богоявленский монастырь. Монах остался один среди елей и Избранник Святой Троицы Ирина Жабина Под таким названием в Лев-Толстовской центральной библиотеке прошло мероприятие для членов клуба «Гармония» и районного Общества инвалидов, посвящённое 710-летию со дня рождения Сергия Радонежского 8 октября православные верующие отметили день памяти препо- добного Сергия Радонежского. Его называют одним из самых чти- мых иноков со времён Древней Руси и до нынешних дней. даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно был разру- шен духовный фундамент обще- ства. Кроме того, на выжженной и опустошённой Руси почти не оста- лось монахов. Те немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноче- ские ряды был очень слабым – на- род настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о веч- ном в то время мало кого интере- совали. Люди стремились просто выжить. Если же и находились та- кие, кто желал встать на путь мона- шеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монасты- рей, кто как мог. Ведь старцы, кото- рые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги сгорели в огне по- жарищ. Многочисленные монасты- ри, основанные преподобным Сер- гием и его последователями, и ста- ли центрами общегосударствен- ного начала, способствовали объ- единению Руси и подготавливали народ к предстоявшей ему борьбе с татарским игом. Принято считать, что жизнь мо- нахов, обитающих внутри мона- стырской ограды, размеренна и небогата событиями. Сергий же, напротив, принимал активное уча- стие в политических событиях того времени. Он неоднократно поки- дал монастырь и отправлялся с миссией мира к князьям, призывая их прекратить гибельные для стра- ны междоусобицы. Так, известно, что он побывал в Нижнем Новгоро- де, Рязани и Твери. Но при этом сам он не стре- мился к какой-либо власти и реши- тельно отказался от предложения митрополита Алексия занять его место. Ученики Сергия разошлись по всей Руси и основали несколько десятков новых монастырей. ский князь Дмитрий решил освобо- дить Русь от татарского ига – дать бой врагу на поле Куликовом. Сер- гий был духовником князя, он кре- стил его детей и был советником в государственных делах. Вели- кий князь, собрав войско, пришёл в обитель преподобного Сергия испросить благословения на пред- стоявшее сражение. В помощь ве- ликому князю преподобный благо- словил двух иноков своей обите- ли: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересве- та), и предсказал победу князю Ди- митрию. Пророчество преподоб- ного Сергия исполнилось: 8 сен- тября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив нача- ло освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с бра- тией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Погибло великое множе- ство воинов. Русские победили, и земля наша была спасена от разо- рения. На обратном пути Дмитрий Донской заехал в Троицкий мона- стырь и лично сообщил Сергию о нашей победе. После этих собы- тий авторитет Сергия на Руси сде- лался непререкаемым. После победы на Куликовом поле Сергий постепенно отошёл от активной политической жизни и занялся духовным самосовершен- ствованием. На фундаменте, им заложенном, началось строитель- ство Русского государства. Заветы Сергия – любовь к людям, непре- рывное восхождение к нравствен- ному совершенству путём муже- ственного самоотречения – стали характерными чертами русской ду- ховной культуры. Фото с сайта fs.znanio.ru Сергий Радонежский мирно скончался 25 сен - тября 1392 года. Накану - не в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Вни - майте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чи - стоту душевную и любовь нелицемерную…» Память преподобного Сергия Радо - нежского отмечается 8 ок - тября – в День его кончины, 18 июля – в День перенесе - ния мощей. И ЕЩЁ О жизни и подвиге святого Сергия написано много книг и кар- тин. Некоторые из них были продемонстрированы гостям ме- роприятия. Желающие смогли взять понравившуюся литера- туру домой для дальнейшего изучения. Завершилась встреча традиционным чаепитием. Книжная мастерская С начала 15 века в Троицком мо- настыре действовала мастерская по изготовлению книг. Книги пере- писывали, украшали заставками и миниатюрами, переплетали. Здесь выработался свой собственный, «сергиевский», стиль оформления книг, по которому можно было бе- зошибочно узнать их происхожде- ние. Из Троицкого монастыря книги расходились по всей стране. Здесь же, в монастыре, сформировалась одна из древнейших в России би- блиотек, в которой хранились сот- ни драгоценных рукописей. В монастыре жил монах – ико- нописец Андрей Рублёв. Воспитан- ный святым Сергием, он стал са- мым лучшим и самым известным художником, пишущим иконы. Он написал знаменитую на весь мир икону «Троица», которой посвящён монастырь. Андреем Рублёвым была создана монастырская ма- стерская иконописи, ставшая шко- лой для многих поколений русских иконописцев. Пророчество Сергия Особенно широкий отклик на Руси вызвало участие преподоб- ного Сергия в событиях, связан- ных с Куликовской битвой. Москов- медведей, но душой он был не оди- нок – с ним были Бог и святые. Троицкая обитель В 1337 году он принял иночество с именем Сергий. Хотя монах и вёл уединённый образ жизни, слухи о нём давно ходили по земле Радо- нежской. К нему стали наведывать- ся люди, которые просили взять их к себе. Постепенно лесная глушь превращалась в монашеский го- род, а затем образовался мона- стырь – современная Свято-Тро- ицкая Сергиева лавра. Сергий за- думал монастырь в виде четырёх- угольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Позднее этот план распро- странился на все русские монасты- ри. Недаром впоследствии говори- ли, что св. Сергий был «начальни- ком и учителем всем монастырям на Руси». Основанная Сергием Троиц- кая обитель осталась до сих пор духовным центром нашего Отече- ства, она также представляет со- бой крупнейший историко-архитек- турный музей, памятник культуры мирового значения – в 1993 г. этот ансамбль был поставлен под ох- рану ЮНЕСКО. Это центр палом- ничества и туризма мирового мас- штаба. Тысячи иностранных тури- стов приезжают в Сергиев Посад для того, чтобы полюбоваться зо- лотыми куполами храмов с велико- лепной архитектурой, редчайшей иконописью и древними фресками, в одном из которых покоятся мощи его основателя. Миссия мира Деятельность Сергия разверну- лась в те годы, когда Русь, раздро- бленная на множество разрознен- ных удельных княжеств, находи- лась под монголо-татарским игом, а Московское княжество только выступило на историческую арену. Многие годы монголо-татары жгли города и сёла, грабили и убивали людей. Русские княжества обяза- ны были платить татарским ханам дань – отдавать им золото, меха и другие наши богатства. Между рус- скими князьями согласия не было, они часто воевали друг с другом. Духовное состояние и простого на- рода, и элиты было подавленным. Святитель Кирилл, ставший ми- трополитом почти сразу после на- шествия Батыя, в своих записках описывал глубокое нравственное одичание людей. Состояние было Основанная Сергием Тро - ицкая обитель осталась до сих пор духовным цен - тром нашего Отечества, она также представляет собой крупнейший истори - ко-архитектурный музей, памятник культуры ми - рового значения – в 1993 г. этот ансамбль был по - ставлен под охрану ЮНЕ - СКО. Это центр паломни - чества и туризма мирово - го масштаба. √
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz