Народное слово. 2023 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2023 г. (п. Лев-Толстой)

Безопасность Народное слово № 47 (11378) 30 ноября 2023 г. 12 Спектакли на дорогах НАШИ ИНТЕРВЬЮ. В последнее время на дорогах часто аварии провоцируют мошенники, чтобы нажиться на страховке или получить компенсацию с пострадавшего. Что же делать автомобилистам, чтобы не попасться на их удочку? – Недавно ездили в областной центр. На дороге какая-то легко - вушка вела себя очень странно: постоянно подрезала, обгоняла и резко тормозила перед нашим носом. Муж в конце концов устал от таких манёвров, съехал на обочину и дал странному авто уе - хать. А одна знакомая рассказала, что из-за похожей ситуации она попала в небольшое ДТП, но на разборки времени не было, поэто - му отдала деньги и уехала. Это правда, что на дорогах провоци - руют аварии мошенники, чтобы нажиться на страховке или стре - бовать компенсацию с других участников дорожного движения? Лариса Воронцова Чтобы разобраться с этим вопро- сом, мы пригласили в редакцию замначальника ОГИБДД МО МВД «Данковский» старшего лейтенан- та полиции Дениса Вишнякова. – Денис Иванович, расскажи - те, насколько распространена сегодня автоподстава? – К сожалению, очень распро- странена. Часто преступные ма- хинации встречаются в автостра- ховании. К примеру, недавно в Липецке произошло такое под- ставное ДТП: при выезде из дво- ра жилого дома владелец «Вол- ги» не уступил автомобилю, ехав- шему по главной дороге, и прота- ранил иномарку. Водители решили обойтись без вызова аварийных комиссаров, сами зафиксировали факт столкновения и покинули ме- сто ДТП. Такие действия допуска- ются европротоколом (его бланки прикладываются к полису ОСАГО): если нет телесных повреждений и нет спора, кто виновный, водите- ли составляют протокол самосто- ятельно. Владелец пострадавшего автомобиля фиксирует поврежде- ния, другой (виновник) ставит свою подпись. Спустя три дня водитель «Пежо» обратился в страховую компанию за возмещением ущер- ба, и ему выплатили около трёхсот тысяч рублей. А позже сотрудники экономической безопасности стра- ховой компании установили, что эти повреждения не могли образо- ваться при столкновении с «Вол- гой». Изучили место наезда, виде- окамеры и выяснили, что контакта между автомобилями не было. На место инсценировки они приеха- ли уже с повреждениями, причём накопительного характера, то есть бились неоднократно. Спектакль на дороге был разыгран по пред- варительному сговору, чтобы полу- чить и поделить страховку. В ходе следствия оба злоумышленника признали вину, раскаялись в со- деянном и вернули страховой ком- пании деньги. Было учтено отсут- ствие судимостей у фигурантов, наличие у обоих маленьких детей и активная помощь следствию, по- этому уголовное дело за примире- нием сторон было прекращено. Как правило, авария афери- стами планируется таким образом, чтобы повреждения автомобиля были незначительными – в преде- лах страховой выплаты. Поэтому бьют авто в определённые места: передний бампер, стойки в районе лобового стекла, двери. Получив компенсацию, сами начинают чинить и ремон- тиро - вать. Причём, некачественно, по- скольку знают, что это не послед- няя подстава. Порой один автомо- биль используют много раз, затем отправляют его на металлолом. Деньги «виновник» и «потерпев- ший» делят между собой. Много афер связано с автоуго- нами. К примеру, застраховав Ка- мАЗ, владелец имитировал его кражу и получил страховку в не- сколько млн рублей. А позже был установлен факт подлога: «укра- денную» машину обнаружили у родственника. А ещё есть много примеров, когда «угнанные» авто просто разбирались на запчасти. На сайте «Росгосстраха» мож- но найти информацию о целых пре- ступных группах. Например, одна из них несколько лет инсценирова- ла ДТП и получила выплаты за 60 аварий, которых в реальности не было. В её состав входило 11 чело- век, в том числе 2 оценщика, кото- рые помогали присваивать деньги. Верёвочка может виться года- ми, но рано или поздно всех на- ходят. И немудрено: у страховщи- ков тоже есть свои профессиона- лы. Сомнительные случаи рассле- дуются тщательно: перепроверя- ются показания свидетелей и сто- рон, тщательно анализируются де- тали аварии. Проверяются звонки участников ДТП. Исследуется исто- рия покупок: не приобретались ли до ДТП детали, которые пострада- ли в аварии. Проверяются выплаты прошлых лет. Выявить мошенниче- ство помогают и возможности со- временной экспертизы. Дело в том, что при аварии кузов и другие узлы деформируются особым образом. Остаются повреждения и на до- роге: пострадать должен асфальт, бордюры, вздыбиться газон. - Мы поговорили о мошен - ничествах в отношении стра - ховых компаний. А что можно ждать от аферистов ничего не подозревающим участникам дорожного движения? – Иногда автоподставщики ра- зыгрывают на месте происшествия целый спектакль. Цель – убедить водителя, чтобы он заплатил сей- час, или будет хуже. Их отработан- ные схемы условно можно разде- лить на два типа: когда водитель действительно совершает наруше- ние и потом становится объектом шантажа, и когда со стороны води- теля никаких нарушений нет, но его убеждают в обратном. В 90-е годы жертвами были пенсионеры. Их подкарауливали на автомобилях, которые вы- глядели до- рогосто- ящи- ми, и провоцировали мелкое ДТП. После этого жертву под угрозой расправы везли к знакомому нота- риусу, у которого переоформляли квартиру и гараж. Бизнес был весь- ма доходным, но через некоторое время большинство участников та- ких схем посадили за решётку. Сегодняшние организаторы та- ких преступлений – интеллигент- ные люди, которые, как правило, неплохо разбираются в правилах дорожного движения. Они могут перемещаться по разным участ- кам дорог, чтобы выбрать жерт- ву. Чаще всего работают в груп- пе: одни управляют авто, другие выступают в качестве свидетелей происшествия. Третьи стоят в сто- роне на автостоянке и снимают всё, что происходит, на видео. Например, вы паркуете авто, его перегораживают битой ма- шиной. Вы приходите, но уехать не можете. Начинаете стучать по стёклам, колёсам, чтобы сработа- ла сигналка. Всё это скрытно за- писывают на камеру. Затем вы- зывают участкового и предлагают возместить ущерб от ударов (по- вреждения же есть). Если вы от- казываетесь, делают эксперти- зу, которая подтверждает присут- ствие повреждений. Вас разыски- вают, заводят дело по ст. 167 УК и грозят наказанием. В доказатель- ство – видео, показания свидете- лей, данные экспертизы. Всё! Вы в ловушке! Либо платите напря- мую мошенникам, либо вам при- судят возмещение ущерба. А бывают автоподставы по об- становке. Когда водитель имеет возможность предотвратить ДТП, но умышленно не делает этого, если знает, что ПДД на его сторо- не. Цель – получить со страховой максимальную выплату и дополни- тельно через суд взыскать с вино- вника сумму сверх этих выплат. – Кто чаще всего становит - ся жертвой автоподставщика? – Им может стать кто угодно. Но есть признаки, которые делают автомобиль более привлекатель- ным для автоподставщиков. Это знак «Начинающий водитель» – его обязан наклеить на заднее стек- ло любой водитель со стажем ме- нее 2 лет. Новичка легче убедить, что он виноват в ДТП и должен рас- считаться на месте, а царапины на бампере и на крыльях – это косвен- ный признак неопытности. Тут по- тенциальной жертвой может стать как начинающий водитель, который трогается рывками, так и излишне уверенный в себе лихач, который решил всем на дороге показать, ка- кой он крутой. Умеренно осторож- ные, соблюдающие ПДД водители в такой ситуации рискуют меньше, их сложнее убедить в том, что они спровоцировали ДТП. Тонировка на лобовом стекле, усиленные бампе- ры, кустарный ксенон, а также лю- бые заметные изменения в кон- струкции автомобиля, за которые можно получить штраф, – тоже при- манки для аферистов. Их владель- цы обычно стараются не связы- ваться с сотрудниками ГИБДД. Про- ще отдать деньги и разъехаться. – Как надо себя вести, если попали в ДТП? – Если водитель ведёт себя уверенно, хорошо ориентирует- ся в ПДД, при разногласиях по об- стоятельствам ДТП тут же вызыва- ет сотрудников ГИБДД, он плохой кандидат на роль потерпевшего. Первое, что нужно запомнить: водитель не имеет права покидать место ДТП. Есть много вариантов разойтись: оформить европрото- кол; вызвать сотрудников, чтобы они оформили ДТП, составить рас- писку, что участники ДТП не имеют претензий друг к другу. Как правило, после мелкого ДТП автоподставщики либо дого- вариваются о компенсации на ме- сте, либо говорят что-то вроде: «С кем не бывает, езжай с миром». При этом записывают номер телефона. Потом звонят или скидывают смс с обвинениями в оставлении места ДТП и угрозами. Скорее всего, бу- дет видеозапись и свидетели, кото- рые могут выступить в суде. И мо- шенники выставляют счёт за мол- чание. Ведь за оставление места ДТП у потерпевшего есть риск ли- шиться права управления автомо- билем на срок от года до полутора лет или отсидеть 15 суток. Что делать? Если вам предла- гают разойтись мирно, берите рас- писку, в которой укажите, что ущер- ба нет. Для этого нужно два паспор- та, бумага и ручка. Установленной формы расписки нет, главное, что- бы были паспортные данные двух сторон, модели и номера автомо- билей, а также факт, что ни одна из сторон не имеет претензий. Если требуют решить проблему неболь- шой суммой, предложите соста- вить европротокол или сообщите, что вызываете сотрудников. Бывает и такое. Вы подъезжае- те к посту ГИБДД, инспектор взма- хивает жезлом, останавливает вас и заявляет, что автомобиль числит- ся в розыске из-за оставления ме- ста ДТП (статья 12.27 КоАП). Но вы вообще не попадали в аварию! Что это? Кто-то перепутал цифры? Воз- можно. Но также может быть, что вы находитесь под колпаком у мо- шенников. Действуют они по следу- ющей схеме: за бесценок выкупают битые запчасти на автомобильных разборах, устанавливают на свою машину и ищут жертву. После чего заявляют в ГИБДД, будто бы по- пали в ДТП, а виновник скрылся, и сообщают данные вашего реги- страционного знака. В группе раз- бора мнимые потерпевшие вас, ко- нечно же, опознают. Цель – ваша страховая компания: она выделит средства на «ремонт», которые жу- лики поделят и отправятся искать новую жертву. Но вы тоже потеряе- те деньги: покупка следующего по- лиса ОСАГО обойдётся дороже из- за страхового регресса. И, главное, вы надолго лишитесь прав, причём совершенно безвинно. – И что же делать? Получа - ется, что каждый из нас абсо - лютно беспомощен против та - ких аферных схем? – Да, избежать и что-либо до- казать довольно сложно. Казалось бы, самый разумный довод – заяв- ление об отсутствии повреждений на автомобиле. Однако вам ска- жут, что за время розыска вы отре- монтировали дефекты. Тогда не- обходимо упомянуть ст. 26.4 КоАП и потребовать назначения авто- транспортной экспертизы, поста- вив перед экспертом вопросы о на- личии и давности повреждений. И ещё, подтвердит ваше нахожде- ние в другом месте детализация телефонных соединений, соответ- ственно, можно смело говорить об алиби. Запись с видеорегистрато- ра тоже не станет лишней. Приве- дите с собой свидетелей вашего нахождения в момент ДТП в дру- гом месте. Это предусмотрено ст. 25.6 КоАП. А ещё можно попросить инспектора пробить заявителя по базе административных правона- рушений, возможно, так получится уличить его в недобросовестности. Получение двойной выгоды также является одним из наибо- лее частых сценариев подставных аварий. Обе стороны мирно реша- ют вопрос без оповещения ГИБДД. Пострадавшая сторона получает наличными компенсацию ущерба, и виновник спокойно уезжает. По- сле этого потерпевший вызывает наряд автоинспекции и регистри- рует ДТП, утверждая, что виновник скрылся с места происшествия. Владелец авто компенсирует свой ущерб в двойном размере. Конечно, водитель, попавший в аварию, не знает точно, стал ли он жертвой автоподставщиков или на самом деле виноват. И давить на него могут в любой ситуации, даже если это самое обычное ДТП. До- бропорядочные водители тоже иногда пользуются давлением, на- пример, могут выскочить из маши- ны с криками, оскорблениями, тре- бованиями о возмещении ущерба. Главное, что надо запомнить: уметь уважать окружающих, дей- ствовать по закону, иметь при себе полис, садиться за руль трезвым и сразу сообщать в ГИБДД о ДТП. Желаю всем безопасной езды и приятных поездок! Записала Светлана Дроздова - Главное, всегда нуж - но держать себя в руках, уважать окружающих, действовать по закону, иметь при себе полис, садиться за руль трез - вым и сразу сообщать в ГИБДД о ДТП, - подчер - кнул руководитель рай - онного отделения ГИБДД Денис Вишняков. - Желаю всем безопасной езды и приятных поездок! « Как правило, авария аферистами планируется таким образом, чтобы повреждения автомобиля были незначительными - в пределах страховой выплаты. Поэтому бьют авто в определённые места: передний бампер, стойки в районе лобового стекла, двери Фото Светланы Дроздовой Ещё варианты подставных ДТП: • Жертва на парковке трогает - ся с места, и аферисты кидают в автомобиль какой-либо пред - мет (например, картофелину), чтобы изобразить звук удара. На соседней машине уже на - рисованы следы повреждения: это несложно сделать сухим ку - ском мыла. Появляется чело - век, который пытается убедить в том, что столкновение было. • Жертва едет по узкой ули - це, справа и слева припаркова - но много автомобилей. Так же предмет летит в машину, слы - шен удар. Жертву быстро дого - няют «свидетели ДТП» и заяв - ляют, что вы зацепили, к приме - ру, зеркало соседней машины. А ещё «свидетели» и помощни - ки «пострадавшего» предложат отогнать авто, чтобы она не пе - рекрывала улицу. А видеореги - стратор заранее припаркован - ного по соседству автомобиля снимет на видео уезжающего «виновника ДТП». Даже если водитель припаркует машину и вернётся, помощники уже сня - ли видео, автоподставщикам есть с чем работать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz