Народное слово. 2023 г. (п. Лев-Толстой)
Народное слово № 40 (11371) 12 октября 2023 г. 14 На досуге Тезис о причинах всех российских несчастий приписывается и Гого- лю, и Салтыкову-Щедрину, и Ка- рамзину, и Вяземскому, и даже Ни- колаю I . Самое распространённое мнение, что выражение ввёл в упо- требление автор «Мёртвых душ». Но имел ли на самом деле классик отношение к этим словам? Оказывается, согласно заключени- ям исследований русского языка, данное выражение отсутствова- ло до второй половины 1990-х го- дов. А автором выражения являет- ся юморист Михаил Задорнов, ко- торый в конце 1980-х читал со сце- ны монолог «Страна героев» со словами: «Гоголь писал: «В России есть две беды: дороги и дураки». Вот такое завидное постоянство мы сохраняем по сей день». В 1988 году в интервью риж- ской газете Задорнов говорил то же самое: «Ещё Николай Гоголь писал, что в России две беды: до- роги и дураки. Вот такое завидное постоянство мы сохраняем и по сей день. И если раньше, в период застоя, дураки сидели себе и нико- го не трогали, то сегодня они про- снулись и такое творят, что я опа- саюсь за перестройку». Ссылка на классика выглядела правдоподобной, поскольку жало- бы на дороги и дураков (по отдель- ности) до этого встречались в рус- ской литературе и истории. Кстати, тема неважных дорог так или иначе затрагивается в ряде произведений Гоголя. Например, в описании одной из поездок Чичико- ва в «Мёртвых душах» сказано, что «дороги расползались во все сто- роны, как пойманные раки, когда их высыплют из мешка». В другом эпи- зоде бессмертной поэмы автор от- мечает, что «щедр человек на сло- во «дурак» и готов прислужиться им двадцать раз на день своему ближ- нему» (по совпадению сам автор использовал это слово в поэме 24 раза). Однако ни одна из этих «бед» у Гоголя таковой не именуется - ни по отдельности, ни вместе. Впервые дураки с дорогами в русской литературе сойдутся толь- ко в конце XX века в монологе, ко- торый читал со сцены не только сам автор, но и Евгений Петросян. Так кто ж сказал про эти беды? «В России две беды: дураки и дороги» - крылатое выражение, кото - рое всплывает в памяти каждый раз, когда наше авто лихо подска - кивает на ямах и канавах раздолбанной трассы или «по пузо» ока - пывается в колее с липкой, похожей на разогретый пластилин гря - зью просёлочных дорог. А что, так можно было? Один такой опус с названием «Как Фёдор Андреевич решил попра - вить дела» (автор И. Алексеев) мы нашли в августовской газете 1956 года. Итак… Фёдор Андреевич Пономарёв - за- ведующий дорожным отделом рай- исполкома - часто и много выслу- шивал нареканий за плохое состо- яние дорог. В душе своей он при- знавал правильность нареканий, но что он мог сделать, когда мно- гие организации не выделяют ав- тотранспорт и людей для проведе- ния дорожных работ. Кое-что дорожный отдел сде- лал, и некоторые дороги стали бла- гоустроеннее, но работы ещё были. И нельзя сказать, что были они уж очень сложными или требующими больших трудовых затрат, а попра- вить их никак не удавалось. Вот маленький участок дороги, например, от отделения совхоза имени Льва Толстого до станции. Но по этой дороге движется много машин и конного транспорта. Едут люди и часто, чуть ли не на каждых ста метрах, поминают недобрым словом дорожный отдел и его заведующего Ф.А. Пономарё- ва. Весь этот короткий участок до- роги изрыт ухабами. Фёдор Андреевич давно знал о том, что дорога эта районного подчинения, но не принимал мер к ремонту её, ссылаясь на то, что будто бы не он здесь хозяин до- роги. Признаться всё же ему при- шлось после того, когда его уличи- ли в том, что дорога эта районно- го подчинения. После этого крепко задумался заведующий. Как быть? Как заровнять эти рытвины? Рабо- ты тут на один день, но нужны ав- томашины, чтобы подвести шлак. Машины имеются и в МТС, и в кол- хозах, и в совхозах. Беда лишь вся в том, что ру- к о в од и - тели не дают их для дорожных работ. - Вот хорошо бы провезти всех этих товарищей по этой дороге, - думал Фёдор Андреевич, - да про- везти не в кабине машины, а в ку- зове, да на такой машине, где бы рессоры были жёсткими, потрясти бы их на ухабах, может быть, тогда они и выделили бы автотранспорт для ремонта этой дороги. Случай для проведения такой экскурсии не заставил себя ждать долго. Однажды, в субботний день, в райцентре закончилось совеща- ние. Случилось как-то так, что ни у директора МТС М.М. Рабиновича, ни у председателей колхозов тт. Фимина, Тюренкова и Шкатова ма- шин не было, и они, горестно взды- хая, с печалью думали, как бы им добраться до дома. Фёдор Андреевич заметил их. Мысль быстро мелькнула в голове: «Вот случай! Вот я их прокачу! Вот и экскурсия!» Быстрыми шагами направил- ся Фёдор Андреевич к знакомому шофёру. В этот день ему, поисти- не, везло. Лихой шофёр Гришуха встретился ему на дороге. - Гриша, друг мой, не дай душе погибнуть! Выручай! - Фёдор Андреевич, отец род- ной! Ну что за дела такие! Для тебя я готов полжизни отдать. Приказы- вай! - услужливо открывая двер- цу кабины, скороговоркой говорил шофёр Гришуха. - Пошёл, - коротко сказал Поно- марёв. Машина-самосвал плавно остановилась около скорбно стоя- щих путников. - Что, дорогие товарищи? - льстиво спросил Пономарёв, - Ехать не на чем, так, пожалуйста, могу помочь. Извиняйте, конечно, комфорта нет, но еду попутно. - Ну, что же делать, как гово- ОТ РЕДАКЦИИ Вопрос читателям: как вы думаете, есть ли у нас ещё дороги, по которым стоило бы прокатить с ветерком тех, кто отвеча - ет за их состояние? Плохие дороги были поводом для головной боли левтолстовцев задолго до сегодняшнего дня. Свидетельства этому мы находим на страницах районной газеты. Форма подачи материала была разной, от суровой критики до остроумных фельетонов Фото с сайта stylishbag.ru Осторожно! Опасная для здоровья дорога рят в народе. На чём бы ни прое- хать, лишь бы не пешком, - с до- садой промолвил директор МТС М.М. Рабинович и первым полез в кузов самосвала. Его примеру по- следовали тт. Тюренков, Шкатов и Фимин. - Ну, а теперь, Гришуха, жми, да жми так, чтобы ветер шумел пуще бурана, - властно сказал Фёдор Андреевич, когда машина вышла за околицу посёлка. Машина быстро набирала ско- рость. Находившиеся в кузове ру- ководители завели беседу. - Видите, какие потери допуска- ете вы, товарищи, когда хлеб вози- те, - поучая председателей, гово- рил директор МТС. - Получается, всё это потому… и он не докончил своей речи. Машину так подкинуло на ухабе, что пассажиры повали- лись на дно кузова. Лихой шофёр Гришуха жал на «всю железку». Стрелка спидоме- тра колебалась между 80 - 90 ки- лометрами. Пассажиров в кузове бросало из стороны в сторону. - Проклятая дорога! - в один го- лос вопили они. - Сколько крови портит она лю- дям, - сказал В.Ф. Фимин, увидя ссадину на лице своего коллеги тов. Шкатова. Далеко не весёлая поездка кончилась тем, что у машины пе- ребилась рессора, а у пассажи- ров в кузове почти у каждого были ссадины. - Ну, так как же, дорогие това- рищи, сами теперь прочувствова- ли, что эти проклятые рытвины за- сыпать надо. Выделяйте машины и быстро всё сделаем, - просящим голосом говорил тов. Пономарёв. Пока результатов от такой по- ездки не видно. Но они должны быть, ибо дорога очень плохая. И много от неё неприятностей лю- дям, а машины ломаются. Прогулка, подобная этой, не была бы вредна и для руководите- лей поселкового Совета. Дороги в посёлке очень плохие. Но зачем тогда уже довольно популярный Михаил Задорнов приписал фразу Гоголю? Как считает исследователь цитат К. Душенко, «ссылка на классика должна была послужить охран - ной грамотой подцензурному советскому сатирику и придать его мысли большую авторитетность. Эта цель была блестя - ще достигнута: версия об авторстве Гоголя стала основной». Постарайтесь oбpaбoтaть клуб- нику, винoгpaд, мaлину, вce ягoдныe куcты, зимующиe цвeты и плoдoвыe дepeвья минимум 2 paзa зa oceнь. Погода уже неустойчи- ва, так что надо ловить время, что- бы был тёплый oceнний дeнёк, без вeтpa и угрозы дoждя. Можно обработать сразу по всем направлениям, смешав в одной таре Maкcим и Xopуc c Aлaтapом. Bce 3 пpeпapaтa xopoшo coвмecтимы и дaют 100% зaщиту зимующиx культуp oт любыx бoлeзнeй и вpeдитeлeй. Xopуc и Maкcим в cвязкe бopютcя c бoлee чeм 15-ю видaми зaбoлeвaний и гнили. Они лeгкo уничтoжaют вoзбудитeлeй тaкиx зaбoлeвaний кaк мoнoлиoз, пeнoциллёз, cepaя гниль, кoккoмикoз, пapшa, плoдoвaя гниль, aльтepнapиoз, aнтpaкнoз, pжaвчинa, бeлый нaлёт, пoлocaтaя мoзaикa, мучниcтaя poca и дpугих. Hу a Aлaтap дoбивaeт вcex вpeдитeлeй, кoтopыe coбpaлиcь пepeзимoвaть у нaшиx культуp. Кoккoмикoз и aнтpaкнoз не подточат к вишням нос B oктябpe-нoябpe oчeнь важно oбpaбoтaть caд oт вcex бoлeзнeй и вpeдитeлeй. Пpeпapaт уничтoжaeт бoлee 50 видoв вpeдныx нaceкoмыx. Как пpигoтoвить cмecь? В нeбoльшoй ёмкocти c тёплoй вoдoй cмeшивaeм 2 грамма Xopуcа, 4 гpaммa Maкcима и 5 мл Aлaтapa. Пepeмeшивaeм и дoвoдим oбъём жидкocти дo 10 литpoв. И oпpыcкивaeм вcё, чтo ecть в саду и oгopoдe. Важно: тeмпepaтуpa, пpи кo- тopoй смесь paбoтaет, не должна быть ниже 10-12 гpaдуcoв тeплa. Можно, конечно, использовать для опрыскивания раствор одно- го Хомуса или взять медьсодержа- щие препараты. Эффективны Ри- домил или Ордан. В раствор мож- но добавить препараты от вреди- телей. Например, Конфидор, Зубр, Танрег, Апачи, Герольд. Самую последнюю обработку проводят, когда у деревьев опали все листья. Сначала листья соби- рают и сжигают, после чего прово- дят опрыскивание 3 % бордоской жидкостью или раствором моче- вины: 600-700 г на 10 л воды. Ну а пока не опали листья, очень по- лезно опрыскать деревья 1 % рас- твором железного или медного ку- пороса. В результате растения по- лучают запас этого полезного ми- кроэлемента. Только брать надо не более столовой ложки на 10 л воды. Такое опрыскивание убивает лишайники, мхи, цитоспороз, чёр- ный рак, а также помогает бороть- ся с различными паразитами, изба- вит растения и от тли. Если сравнивать эффектив- ность купоросов и бордоской сме- си, то выстраивается следующая картина: железный купорос на тре- тьем месте, медный на втором, бордоская жидкость на первом по- чётном. Кстати, она также считает- ся специалистами чемпионом сре- ди фунгицидов по срокам действия. Обычно бордоская смесь про- даётся в виде двух пакетов по 100 г, в одном купорос, в другом из- весть. Это количество мы разво- дим на 10 л и получаем 1% рас- твор. Такой раствор применяется летом по вегетирующим растени- ям. Для осенней обработки такой концентрации маловато, поэтому нужно купить три упаковки. Мы по- лучаем 3 пакета купороса по 100 г, и такое же количество извести. Из этого количества в расчёте на те же 10 л мы получим 3% раствор бордоской жидкости для осенней обработки, что нам и требуется. Как готовить? Нужно взять два ведра (не железных!) и налить в каждое по 5 л воды. В одно мы за- сыпаем наши три пакета по 100 г медного купороса. В другое - 300 г извести. Воду брать не холодную, иначе будет плохо растворяться. Мешать надо старательно. Следующий момент: всё долж- но быть готово к обработке, потому что СРАЗУ после смешивания двух растворов вы идёте и опрыскивае- те. Не пьёте чай, не ищете, во что бы одеться, не бежите в магазин за респиратором. Потому что даже 10-15 минут задержки могут приве- сти к тому, что раствор начнёт про- сто слипаться, ведь в нём образу- ется гипс, который так нужен для закрепления смеси на растениях. Когда начинаете смешивать два раствора, льёте синий в белый и тут же активно мешаете! Не весь за раз, а порциями и мешаете-ме- шаете. После смешивания тут же заливаем в опрыскиватель и идём поливать наш сад. Если вам недо- статочно 10 л, не готовьте заранее 20 или 30. Израсходовали одну порцию, отдохнули, приготовили следующую. Да, и обязательно нужно надевать респиратор, защит - ную одежду и очки. Фото с сайта sezon-dacha.ru Последнюю обработку проводят, когда у деревьев опали все листья
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz