Народное слово. 2023 г. (п. Лев-Толстой)
Народное слово № 14 (11345) 13 апреля 2023 г. 11 Свет лампады 16 апреля – Светлое Христово Воскресение Возлюбленные о Господе досточтимые пастыри, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне! Фото с сайта el-eparhy.ru ДОСЛОВНО - Чудеса православия да - ются нам для укрепления веры, а неверующим - для прихода к вере. Наверное, Господь таким образом яв - ляет нам Своё откровение и даёт знать, что не оставит в беде, - подытожил рассказ благочинный. В дни Страстной седмицы А пока идёт завершающая неделя поста - Страстная седмица, и каж - дый её день мы вспоминаем события последних дней Спасителя. Все они называются Великими. Церковные службы в храмах отли - чаются особой торжественностью. Христос воскре́се! «Воскресение Твое, Христе Спа- се, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Трижды эти торже- ственные слова поются перед на- чалом крестного хода в Пасхаль- ную ночь. И в них мы слышим о том, что Пасха - это праздник, ко- торый совершается и на небесах, и на земле, имеет как бы два изме- рения: временное и вечное. В перспективе вечности Вос- кресение Христово открыло нам врата Царствия Небесного, побе- дило грех, смерть и диавола. Как пишет святитель Тихон Задонский, «страдания Христа - источник на- шей радости, смерть Его - источ- ник нашей жизни». Но это вовсе не означает, что все плоды Воскресе- ния мы увидим только на небесах. Здесь, в земной жизни, Пасха так- же является для нас радостной и спасительной. Победив грех, Господь уже сей- час даёт нам возможность стать соучастниками этой победы и вку- сить её плоды. Для этого важно помнить, что сущность греха - не в нарушении этических норм или правил поведения, а в отступлении от Бога, Источника Жизни. А пото- му всякий грех - это вступление в область смерти. Всё человечество в начале времён вступило в эту об- ласть смерти вследствие грехопа- дения наших прародителей, поэто- му нуждалось в Спасителе. Как пи- шет святитель Григорий Богослов: «Мы возымели нужду в Боге вопло- тившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, что- бы очиститься, с Ним воскресли, потому что с Ним умерли». Почему святой здесь говорит о нашем вос- кресении как об уже свершившем- ся факте, ведь мы только «чаем воскресения мертвых и жизни бу- дущего века»? Это он говорит по- тому, что уже сейчас верующие жи- вут как бы в преддверии рая. Мы можем вновь разговаривать с Бо- гом в молитве лицом к лицу, мы вкушаем плод жизни - Животворя- щие Тело и Кровь Христовы в Та- инстве Причащения. Мы вновь ста- новимся чадами Божьими, освобо- дившимися через омовение в во- дах крещения от первородного гре- ха. И тем не менее это, действи- тельно, только преддверие рая, ведь, как говорит апостол Павел, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог лю- бящим Его» (1 Кор. 2:9). Победив смерть, Господь и нас соделал её победителями. Разуме- ем здесь под смертью не то успе- ние, которое ждёт каждого из нас, оно нам не враг, ведь оно даёт нам возможность упокоиться от страда- ний и тревог века сего и пребывать у Престола Божия в непрестанной радости и ликовании. Смертью мы именуем то разрушительное нача- ло в человеке, которое через стра- сти духовно разлагает душу и уво- дит от Источника Жизни в область ада уже здесь, на земле. Такая смерть не страшна верующему в Бога, так как бла- годать Духа Свя- того хранит нас и укрепляет на противостояние В Великий понедельник в Еван- гельском чтении вспоминается вет- хозаветный пророк Иосиф, сын Иа- кова и Рахили. Господь наделил его даром провидения, что вызва- ло негодование и зависть его бра- тьев. Сговорившись, они прода- ли его в рабство в Египет, где в положенный час он спас народ от страшных напастей. Иосиф явля- ется своего рода прообразом на- шего Спасителя Иисуса Христа, ко- торого предали и обрекли на стра- дания, но, взойдя на Крест, Он по- дарил нам жизнь вечную. Также в этот день читается Евангелие о Втором Пришествии Христовом и вспоминается несколько притч. В том числе евангельское изложение о проклятии Спасителем бесплод- ной смоковницы, что символизиру- ет душу, не сумевшую раскаяться и вершить добрые дела. В Великий вторник Евангель- ское чтение является частью ряда бесед Христовых о Страшном суде. Господь рассказал учени- кам о Своём Втором Пришествии, а также несколько притч. Первая притча - о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светиль- ников, чтобы встретить грядуще- го Жениха, и о десяти неразумных девах, по своей рассеянности ока- завшихся неготовыми к этой встре- че. Она как раз говорит о том, что суд Божий может застигнуть нас врасплох, тогда уже поздно будет что-нибудь предпринимать, поэто- му мы должны быть готовыми. В Великую среду в Евангель- ских чтениях вспоминается преда- тельство Иисуса Христа его учени- ком Иудой за 30 сребреников. Все богослужебные тексты и песнопе- ния этого дня готовят нас к страш- ным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спаси- теля, близится час Его страданий. Великий четверг приближа- ет нас к часу Крестных страданий Христа. Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и пре- дание Христа на смертные муки. В Великий четверг вечером проходит одна из самых продолжи- тельных церковных служб в году - «Двенадцать Евангелий». Верую- щие, пришедшие в церковь, вспо- минают страдания Христа с заж- жёнными в руках свечами. Великая пятница - самый страшный день в истории челове- чества. Это день распятия Господа нашего Иисуса Христа. На богослужении утрени вспо- минается время, когда Спасите- ля схватили в Гефсиманском саду, и Его осуждение старейшинами и первосвященниками на смерть. На богослужении третьего часа рас- сказывается о суде у Понтия Пила- та. На шестом часе вспоминаются крестные муки Иисуса Христа. На девятом - время смерти. И на ве- черне - время снятия Спасителя с креста и погребение тела Его. Как правило, днём в храмах со- вершается вынос Плащаницы, а вечером - её погребение. Плаща- ница - это льняная ткань, которой, по преданию, обвили Тело Хри- ста. Плащаницу выносят из алтаря и полагают на возвышение в цен- тре храма, по обычаю украсив цве- тами. В пятницу вечером соверша- ется её погребение, во время бо- гослужения происходит крестный ход, шествие сопровождается по- гребальным звоном колоколов. Все православные как бы шеству- ют за телом Христа - это момент высочайшей скорби. В Великую пятницу действу- ет самый строгий пост. Люди, ко- торые его придерживаются, пита- ются лишь хлебом и водой, либо полностью отказываются от еды до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Христа. Великая суббота - последний день перед Пасхой. В Евангель- ских событиях этого дня описыва- ется снятие с креста Иисуса и по- ложение Его во гроб. Также в Ве- ликую субботу церковь вспоминает сошествие Спасителя в ад, где по- прал Он силу дьявола и возвестил о победе над смертью. Священнослужители переобла- чаются в белые одежды сами и пе- реоблачают престол и жертвенник в алтаре. Затем, в белом облаче- нии, стоя перед Плащаницей в цен- тре храма, читают последнюю гла- ву Евангелия от Матфея о событии Воскресения Спасителя - это Еван- гелие читается только раз в году . В этот момент заканчивает - ся скорбь Страстной седмицы и начинается уже радость Пасхи. Праздничное пасхальное бого - служение исполнено неизречен - ной радости! В эти светлые дни, казалось бы, прекращается из - вечная вражда плоти и духа, и даже плоть вместе с духом ра - дуется Воскресению Христову! страстям и греху. Но будем пом- нить слова апостола Иакова: «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Объ- ясняя эту мысль, преподобный Си- меон Новый Богослов говорит, что «мертвы те, которые имеют веру без дел», «потому что не имеют в себе Бога животворящего». Только деятельная вера, жизнь по запове- дям Божиим делает нас победите- лями смерти. Побеждённый Воскресени- ем Христовым диавол также не имеет уже сил одолеть верующе- го человека. Господь создал Цер- ковь, и «врата ада не одолеют её» (Мф. 16:19). И о каждом человеке Он заботится так, что даже волосы на голове у нас все сочтены (Мф. 10:29). Поэтому лукавый князь это- го мира только «ходит как рыкаю- щий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8), и имеет силу лишь над тем человеком, который сам даёт диаволу власть над собою, стано- вясь рабом страстей. Мы живём в непростое истори- ческое время. По причине умно- жения беззаконий во многих охла- девает любовь, мы видим в мире много жестокости, лжи, распут- ства. В такие времена преподоб- ный Порфирий Кавсокаливит со- ветовал медленно начинать чи- тать или петь пасхальные тропари и стихиры. И тогда человек осозна- ёт, что самое главное событие ми- ровой истории уже совершилось - это Воскресение Христово, наше спасение. Им мы живём, и движем- ся, и существуем. «Воскресе́ния день, и просвети́мся торжество́м, и друг дру́га обы́мем. Рцем бра́тие, и ненави́дящим нас, прости́м вся Воскресе́нием, и та́ко возопии́м: Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в». Возвеселимся о Господе, со- крушившем Воскресением Своим силу врага, отверзшем нам врата Царствия Небесного и всем нам дарующем в эти дни пасхальную радость. Пусть светлая радость Пасхи наполнит наши сердца, со- греет наши души, укрепит наши силы и наставит нас на спаситель- ный путь любви к Богу и ближним! С праздником Светлого Хри- стова Воскресения! Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! Епископ Елецкий и Лебедянский - Несколько лет назад эти обра- зы принесли в храм жители райо- на, - рассказал благочинный про- тоиерей Андрей Гусев, показывая иконы «Введение во храм Пресвя- той Богородицы», «Собор Киево- Печерских святых» и «Воскресе- ние Господне». - Образы старин- ные, но использовались они не слишком бережно. Например, ико- на «Собор Киево-Печерских свя- тых» была доской для носилок. На ней по краям можете увидеть дыры там, где прибивали ручки. Изобра- жение изначально было тусклым, но чем дольше икона находится в храме, тем отчётливее становится. Теперь можно даже рассмотреть лик каждого старца. Значительно ярче стала и икона «Введения», её привезли в наш храм из Круглого. Что же касается иконы «Воскресе- ние Господне», то она выглядела, как большая доска, рассмотреть на которой что-либо было невозмож- но. Полотно потемнело, краска об- лезла. И вдруг начали проявляться силуэты, и с каждым днём они ста- новились всё отчётливее. - Объяснить, почему так проис- ходит, с научной точки зрения не- возможно, - продолжил о. Андрей. - Но я знаю много таких примеров. Например, когда я служил в Дан- ковском районе, кто-то из прихо- жан принёс круглую икону Пресвя- той Богородицы. Долгие годы её использовали, как крышку для ка- душки, в которой квасили капусту. То есть столько времени она нахо- дилась в темноте, в погребе, в рас- соле, под каменным гнётом. А по- Чудеса православия в храме Недавно при разговоре на православные темы кто-то из знакомых прихожан Троицкого храма посёлка Лев Толстой обмолвился, что на старых и тёмных иконах чудесным образом проявились изображе - ния. Это стало поводом посетить церковь, чтобы увидеть всё свои - ми глазами и задать вопросы священнослужителям. том кто-то из домочадцев рассмо- трел еле видное изображение. В церкви спустя время икона обно- вилась и преобразилась. Чудо? Чудо! А в церкви села Троицкого все годы, пока храм использовался под разные хозяйственные нужды, высоко под потолком продолжа- ла висеть большая овальная ико- на. Наверно, её не смогли достать, чтобы уничтожить. Стали восста- навливать храм. Что изображено на иконе, рассмотреть было невоз- можно. Но с каждым богослужени- ем с ней что-то происходило, она менялась, светлела, появились цвета, силуэты. И теперь уже от- чётливо видно, что это икона «Вос- кресение Господне». Фото Светланы Дроздовой Чудесным образом проявившаяся икона Совсем скоро православные люди будут праздновать самый великий праздник – Светлое Христово Воскресение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz