Народное слово. 2023 г. (п. Лев-Толстой)
Дневник педагога Народное слово № 13 (11344) 6 апреля 2023 г. 4 Недавно ветеран труда, отличник народного про - свещения, ударник деся - той пятилетки, облада - тель всевозможных гра - мот и благодарственных писем Валентина Пав - ловна Черняева отмети - ла восьмидесятилетний юбилей. От души желаем ей крепкого здоровья, по - зитива, энергии и всег - да оставаться в сердцах благодарных учеников. √ Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока матери В эту известную фразу Максима Горького можно уверенно добавить и слова о великой роли Учителя в формировании самого лучшего, что есть в каждом человеке. Ведь кем станет ребёнок, какие душевные качества приобретёт, будет ли его жизнь насыщена любовью и радостью, во многом зависит от сил, труда и терпения педагогов, ведущих его изо дня в день по жизни. Так считает учитель-ветеран из села Астапово Валентина Черняева Продолжаем, уважаемые читатели, в рамках редакционного проекта «Дневник педагога» рассказывать вам об учителях, их самоотвер- женном социально важном труде, преданности профессии. Ирина Абросимова НАПОСЛЕДОК Валентина Павловна пятнадцать лет уже на пенсии, но быв- шие ученики её не забывают. Вот и в день нашего посещения на столе красовался букет тюльпанов от одного из призна- тельных воспитанников. Валентина Черняева во время воспоминания своего долгого педагогического пути Всю свою педагогическую деятельность Валентина Павловна старалась донести до каждого ребёнка максимум знаний, который он может усвоить Почти сорок четыре года Валенти- на Черняева была верна своему призванию, как говорится, сеяла разумное, доброе, вечное, в пер- вую очередь думая об учениках и школе, а потом уже о своей семье. И семья, как никто другой, понима- ла её потребность всецело отда- вать себя работе с детьми, ведь и супруг, и его сёстры также были пе- дагогами. В начале педагогического пути На мой вопрос: «Почему Вы реши- ли стать учителем?» - Валентина Павловна, не раздумывая, ответи- ла: «Конечно, любовь к детям. Ещё ученицей старших классов на ка- никулах мне нравилось быть пио- нервожатой и заниматься с ребя- тами». Валентина Авдеева (в девиче- стве) родилась в семье парикма- хера и работницы сельского хозяй- ства в селе Казаки Елецкого рай- она. Отец писал стихотворения и хорошо пел. Возможно, его пример тоже повлиял на выбор специаль- ности дочери – позже она стала учителем русского и иностранного языков, литературы. А идти к намеченной цели Ва- лентина научилась ещё в первые месяцы жизни, стараясь выжить в голоде и на лютом морозе в 1943 году. Её матери с ребёнком на ру- ках пришлось бежать из плена, ког- да ударной волной во время бом- бёжки выбило дверь вагона, в ко- тором их перевозили. Потом пеш- ком она преодолела сотни киломе- тров, добираясь до отчего дома. Валентина тогда сильно простуди- лась, но благодаря врачебной по- мощи справилась с недугом и вы- росла сильным и волевым чело- веком. Школу она окончила с се- ребряной медалью, а Елецкий пе- дагогический институт - с красным дипломом. Педагогика связала её и с бу- дущим мужем. После института в 1964 году девушку направили на работу в Воскресенскую шко- лу Данковского района. В райцен- тре на одном из учительских сове- щаний Валентина и Валерий стол- кнулись в столовой, никак не мог- ли разойтись с тарелками и весело рассмеялись. И какое же было их удивление, когда они встретились вновь в школе. Оказывается, ди- ректор был другом этого мужчины и пригласил его поработать учите- лем математики. Валентина и Ва- лерий сразу поняли - это любовь с первого взгляда, поэтому уже че- рез месяц с небольшим пожени- лись. Свадьбу сыграли на съёмной квартире жениха, так как она была больше размером, чем у невесты. Жить стали в сельском домике, ко- торый тут же выделили для моло- дой семьи учителей. - В Воскресенской школе на- полняемость классов была боль- шая, по 25 человек. Её посеща- ли ребята из соседних сёл и дере- вень, - вспоминает Валентина Пав- ловна. - Первое время сложнее всего было удержать дисциплину. Но я смогла проявить строгость, терпение и требовательность, ни- когда не мешала работу и отдых, не принимала панибратства. Ре- бята всегда знали, что на занятиях нужно выполнять задания и много запоминать, а на природе в походе можно и повольничать. К следующему учебному году Валентина забеременела. Су- пруги перебрались на малую ро- дину мужа, в село Астапово Лев- Толстовского района, и устроились в местную школу. Хотелось научить всех - После жизни в живописном елец- ком селе, окутанном сиренью и красивым лесом, Астапово мне по- казалось достаточно унылым, - го- ворит Валентина Павловна. - Шко- ла располагалась в бывшем доме купца-винодела. В маленьком зда- нии в проходных комнатах с тремя печками (водяное отопление по- явилось гораздо позже) одновре- менно находилось сто двадцать учеников и порядка десяти педа- гогов. Трудно было привыкнуть к большой слышимости. Да, один класс учился в бывшем крольчат- нике, который находился рядом, и один - в пристройке. Столовой тоже не было, для детей заварива- ли чай, покупали хлеб. Кстати, Валентина Павловна познакомилась со своими ученика- ми с опухшим от укусов пчёл лицом - родители мужа занимались пче- ловодством, и невестка так неудач- но перемешала сохнущие на кры- ше яблоки. Но надо отдать долж- ное сельской ребятне середины 60-х годов - никто не засмеялся и не удивился, все отнеслись к ней с пониманием. К сожалению, сейчас школьники не всегда помнят о такте и должном уважении к взрослым. Учительство полностью погло- тило семью Черняевых. Валенти- на и её муж в разные годы труди- лись и учителями, и директорами школы. Это сейчас на просторах интернета можно найти готовый план урока, подборку дидактиче- ского материала, необходимую ли- тературу и многое другое, облегча- ющее подготовку учителя. А тогда в арсенале в постоянном доступе были лишь мел и доска. Как вспо- минает Валентина Павловна, при- ходилось выписывать огромное ко- личество разнообразной тематиче- ской прессы, обмениваться новин- ками с коллегами на курсах, гото- вить необходимые таблицы и пла- каты вручную с помощью кистей и чернил, в поездках вместо сувени- ров покупать книги, фотокарточки, брошюры, которые могли бы при- годиться на занятиях. Черняевы шли в ногу со временем: в числе первых реализовывали липецкий опыт - методику работы педагога Константина Москаленко. Вместе с детьми участвовали в районных смотрах художественной самодея- тельности, ставили пьесы для жи- телей села. Валентина Павловна создала хоровой и драматический кружки, организовывала поездки для ребят по различным достопри- мечательностям. - Никто из педагогов не счи- тался со временем. Неважно, что кому-то нужно было ехать домой в райцентр, а кому-то добирать- ся пешком до Халатова. Все уча- ствовали во внеклассной работе, проводили дополнительные заня- тия, обязательно посещали семьи учеников, чтобы оценить условия их жизни, - подчеркнула Валенти- на Черняева. - Вообще, моё сча- стье было в том, что наш коллек- тив учителей всегда был сплочён- ным и дружным. Мы никогда не жа- ловались друг на друга, всё реша- ли на месте. А ещё мы несли зна- ния в массы: ходили с лекциями на ферму. Помню, как рассказыва- ла дояркам о поэтах, художниках, своём путешествии по Кавказу. Им очень нравилось, просили прихо- дить ещё. В своё время Астапово вошло в госпроект «Возрождение ма- лых сёл»: планировалось огром- ное строительство. Но перестрой- ка не дала реализоваться задум- кам, зданий успели возвести мало, а для новой школы только заложи- ли фундамент. Но педагоги и жите- ли села не теряли надежду. Все хо- тели, чтобы дети учились достой- но. И общими усилиями районной и сельской власти с руководителя- ми местного хозяйства начались подвижки. Этот период как раз при- шёлся на директорство Валентины Павловны (1988 - 1998 гг.). Тяжело далась новая школа. Заработную плату учителям задерживали по три месяца, да и отдавали часто не деньгами, а натуральной про- дукцией. Директору приходилось на выделенном хозяйством транс- порте ездить за оборудованием, вместе с шофёром его грузить. Педагоги, школьники и их родите- ли сообща убирали мусор, разби- вали цветники. В 1996 году объект был сдан. Двухэтажную школу с множеством кабинетов, столовой, спортивным залом и библиотекой сельчане восприняли, как долго- жданную сказку. Правда, немало ещё сил и терпения потратил кол- лектив школы на дооснащение её нужным оборудованием и матери- алами. Для этого даже зарабаты- вали средства на уборке картофе- ля и свёклы. Жизнь прожита не зря «А Вы никогда не думали уйти из профессии?», - спросила я педа- гога. «Нет, - категорично ответила Валентина Павловна. - Конечно, труд педагога не лёгок. Уроки, вне- классные мероприятия, дополни- тельная нагрузка. Придёшь домой, а здесь тебя ждут трое детей, муж, огород, домашние дела. Заметьте, тогда не было ни водопровода, ни газового отопления. Только в де- сять часов вечера я садилась за подготовку к урокам: проверяла те- тради, систематизировала ошиб- ки, писала планы и конспекты, пе- речитывала произведения, чтобы на уроке их цитировать наизусть. Но, несмотря на все эти трудно- сти, каждый август я с нетерпени- ем ждала встречи с учениками». По мнению Валентины Пав- ловны, идеальный ученик должен быть чутким, отзывчивым, добрым и верным товарищем. А воспитать его таким может только любящий педагог. Всю свою учительскую де- ятельность она старалась донести до каждого ребёнка тот максимум знаний, который он может усвоить, справедливо оценить его способ- ности, хорошей отметкой и добрым словом дать ему стимул для новых свершений. - Чтобы воспитать настояще- го патриота, в школе должны де- лать упор на изучение собствен- ного языка, русской литературы, истории, географии. А уж потом об- зорно касаться других стран, - го- ворит педагог. - Только так мы смо- жем вырастить грамотных людей, испытывающих гордость за свою Отчизну. Фото Ирины Абросимовой Фото из архива Валентины Черняевой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz