Народное слово. 2022 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2022 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово № 4 (11284) 3 февраля 2022 г. 11 Поэтическое настроение Школьники узнали, что жизнь поэ- тессы протекала, как и у большин- ства советских людей того време- ни: военное детство, послевоенная жизнь в голодном Ленинграде, учё- ба и нелёгкий быт на Дальнем Вос- токе после окончания университе- та. Первые стихи Риммы Фёдоров- ны, наряду с произведениями Ев- гения Евтушенко, Булата Окуджа- вы, Андрея Вознесенского и Ро- берта Рождественского, были на- печатаны в 1955 году в журнале «Юность», а уже в 1958 году вы- шел первый её сборник «Встре- тимся на Востоке». Весной 1960 года она приехала покорять Мо- скву, где и прожила всю оставшу- юся жизнь. Правда, по её же соб- ственным воспоминаниям, столи- ца была основным местом пропи- ски, а сутью жизни стали дороги, Отпусти меня, любовь… Гостями встречи стали учащиеся 10 «Б» класса школы им. Л.Н. Тол - стого с классным руководителем Татьяной Кариковой. Сотрудники библиотеки подготовили повествующую о жизненном и творческом пути Риммы Фёдоровны презентацию из фотографий. которые определили биографию и обогатили её жизнь. Поэзия Риммы Казаковой при- влекает почитателей её таланта правдой жизни, повествованием о духовном мире разных людей. Она интересна событиями, размышле- ниями поэтессы, навеянными но- выми городами и весями. Ведущая Галина Малышева акцентировала внимание присут- ствовавших, что широкую извест- ность Казаковой принёс цикл сти- хотворений, основными мотивами которых стали дружба, верность, любовь и материнство – словом, раздумья на «вечные темы». В этих стихах присутствует испове- дальность, глубокая лиричность, многие из них вдохновляют компо- зиторов на создание музыкальных шедевров. Достаточно вспомнить «Мадонна», «Ты меня любишь», «Ненаглядный мой», «Безответная любовь» и многие другие, которые стали популярными песнями у лю- дей разных поколений. Из жизни Римма Казакова ушла 19 мая 2008 года в санатории под- московного посёлка Перхушково, где находилась последние меся- цы. Похоронена на Ваганьковском кладбище. В память о поэтессе с этого же года для поощрения мо- лодых поэтов учреждена премия её имени «Начало». И ЕЩЁ В завершение мероприятия для старшеклассников был про - демонстрирован клип из кинофильма «31 июня», в котором Татьяна Анциферова и Яак Йоала исполняют песню на стихи Риммы Казаковой «Так было в мире всегда». Под таким названием в районной библиотеке прошёл вечер поэтического настроения, посвящённый 90-летию со дня рождения замечательной поэтессы второй половины 20 века Риммы Казаковой В какой-то миг неуловимый, неумолимый на года, я поняла, что нелюбимой уже не буду никогда. Что были плети, были сети не красных дат календаря, но доброта не зря на свете и сострадание не зря. И жизнь - не выставка, не сцена, не бесполезность щедрых трат, и если что и впрямь бесценно - сердца, которые болят. * * * Быть женщиной - что это значит? Какою тайною владеть? Вот женщина. Но ты незрячий. Тебе её не разглядеть. Вот женщина. Но ты незрячий. Ни в чем не виноват, незряч! А женщина себя назначит, как хворому лекарство - врач. И если женщина приходит, себе единственно верна, она приходит - как проходит чума, блокада и война. И если женщина приходит и о себе заводит речь, она, как провод, ток проводит, чтоб над тобою свет зажечь. И если женщина приходит, чтоб оторвать тебя от дел, она тебя к тебе приводит. О, как ты этого хотел! Но если женщина уходит, побито голову неся, то всё равно с собой уводит бесповоротно всё и вся. И ты, тот, истинный, тот, лучший, ты тоже - там, в том далеке, зажат, как бесполезный ключик, в её печальном кулачке. Она в улыбку слёзы спрячет, переиначит правду в ложь… Как счастлив ты, что ты незрячий и что потери не поймёшь. * * * Годы, годы! Вы прошли? Ну, а может, вы настали? Неужели соловьи оттомили, отсвистали? Отблистало столько дней, но во всём, что мне осталось, всё счастливей, всё больней я люблю любую малость. Мне что - холод, что - жара, что - гулянка, что – работа… Помирать уже пора, а рожать детей охота! Ах, не ставьте мне в вину грех прекрасного разлада! Повернуло на весну! Ну, а может, так и надо?.. Михаил Иванович родился в Мо- скве. В начале войны отец ушёл на фронт. Мама устроилась работать в госпиталь, где дед был там вра- чом, 12-летний брат - на завод. Го- спиталь стал для Ножкина первой концертной площадкой. Он неред- ко вспоминает, как читал стихи и пел, стоя на табуретке среди ране- ных. Признаётся, что именно с тех пор привык делать то, что радует других людей. Широкую известность получил после выхода детективных филь- мов Вениамина Дормана «Ошибка резидента» и «Судьба резидента», где сыграл советского контрразвед- чика. Знаменитой стала и песня в исполнении Ножкина «Я в весен- нем лесу пил берёзовый сок…». А любимой работой стала роль в сериале «Хождение по мукам». Режиссёр пригласил Ножкина сыг- рать Телегина, но артист убедил, что Вадим Рощин ему гораздо бли- же. «…Рощина люблю больше всех своих героев, он и вчерашний, и сегодняшний, и завтрашний. Это идеальный герой России, человек, который ищет смысл жизни», – за- явил он. Михаил Иванович известен как автор и исполнитель песен на свои стихи. В числе его лучших компо- зиций – «Последний бой», «По- следняя электричка», «А ты люби её, свою девчонку», «И снова вы- боры», «Я люблю тебя, Россия» и другие. В разное время эти произ- ведения исполняли Людмила Зы- кина, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Владимир Высоцкий, Стас Намин. Песня о возрасте Ах, как быстро годы наши мчатся, Как кружит нас дел круговорот… Не успеет новый день начаться – Вечер уж толчётся у ворот. Только что с уроков убегали, Только что влюблялись в первый раз, А уж половину отшагали, И осталось полпути у нас. Ничего почти не изменилось, Только ночи стали чуть длинней, Только сердце чуть угомонилось, Только жизнь узнали до корней. Да забот прибавилось к тому же, Да надеждам чуть прикрылась дверь, Но зато мы вдвое крепче дружим, Втрое крепче любим мы теперь. Мы бежим, бежим за синей птицей, Да не всем догнать её дано. Каждому своё, как говорится, Только жизнь прекрасна всё равно, Только вешать голову не надо, Только нос не надо опускать – Счастье наше ходит где-то рядом, Только нас не может отыскать. Припев: Давай опять пойдём весне навстречу, Давай в глаза рассвету поглядим. Ещё не вечер, ещё совсем не вечер – Всё главное, быть может, впереди. Давай опять пойдём весне навстречу В январе известному поэту, композитору, актёру Михаилу Ножкину исполнилось 85 лет! Михаил Ножкин в роли Рощина в фильме «Хождение по мукам» Фото с сайта mediasole.ru На первой полосе той газеты – по- бедные сводки Совинформбюро, сообщение о взятии города Кирова и делах на Юго-Западном фрон- те. На второй – репортаж из Ельца о подвиге учительницы Варвары Ляшковой, которая спасла, спря- тав в школе, более тридцати сол- дат, не успевших отступить со сво- ими частями. Рискуя жизнью, она вплоть до наступления Красной армии носила им еду, воду, одежду. Рядом с рассказом о мужес- твенной учительнице – стихотво- рение Симонова. Тогда никто не знал, кто скрывается за трогатель- ными строчками. Позже стало из- вестно, что они были адресованы актрисе Валентине Серовой. Сначала поэт не собирался публиковать это стихотворение. «Я считал, что эти стихи – моё личное дело… – вспоминал он. – Но по- том, когда мне пришлось быть на далёком Севере, и метели иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке, мне при- шлось самым разным людям чи- тать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете коптилки или ручного фонарика переписы- вали на клочке бумаги стихотворе- ние «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал толь- ко для одного человека…». Стихотворение оказалось очень близко многим, и Симонов решил отдать его для опубликования. Оно могло появиться в армейской газе- те 44-й армии «На штурм». Редак- тору оно понравилось, но опубли- ковать его он не решился, видимо, опасаясь мнения армейского поли- тотдела, «стал бормотать, что в га- зету нужно героическое, а не ин- тимно-лирическое». Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера… 80 лет назад, в январе 1942 года, в газете «Правда» было впервые опубликовано стихотворение Константина Симонова «Жди меня» Слова, адресованные автором конкретной женщине, стали гимном всех, кто ждал любимых с фронта: их повторяли, как молитву и за - клинание миллионы разлучённых войной людей. «Я предлагал его вместе с дру- гим стихотворением – «Ты пом- нишь, Алёша, дороги Смоленщи- ны» – главреду «Красной звезды», – вспоминал поэт. – «Жди меня» он вернул, сказав, что эти стихи не для военной газеты, мол, нечего растравлять душу солдата – раз- лука и так горька!» Редакция «Красной звезды» располагалась в одном здании с другими газетами – «Правдой» и «Комсомолкой». Однажды, в янва- ре 1942 года, Симонов встретил в коридоре главного редактора глав- ной газеты СССР Петра Поспело- ва. Тот позвал его к себе выпить чаю, а заодно поговорить - про- слышал, что у поэта есть хорошее стихотворение. Симонов отнеки- вался, опасаясь отказа. Но потом не выдержал: «Стихи есть, но они не для газеты. И уж, во всяком слу- чае, не для «Правды». Поспелов удивился: «А поче- му не для «Правды»? Может быть, как раз для «Правды»». И оказался прав. Стихотворение «Жди меня» перепечатали потом другие газе- ты. Страницу со стихами не рва- ли на самокрутки, как было приня- то, а вырезали и хранили, заучива- ли наизусть, цитировали в письмах домой. Симонов вспоминал, что читал «Жди меня» сотни раз - и во время войны, и после неё. Спустя двад- цать лет после Победы решил, что хватит: все, кого ждали, давно вер- нулись, а остальные спят вечным сном в могилах. «Так я решил про себя, – писал поэт. – И больше года не читал, пока не попал на Дальний Восток к торговым морякам, рыбакам, под- водникам, уходившим в море на несколько месяцев. Там на первой же встрече от меня потребовали, чтобы я прочёл «Жди меня». Уже по-другому, чем когда-то на войне, стихотворение всё ещё продолжа- ло отвечать душевной потребно- сти людей, имевших на это свои причины». Жди меня, и я вернусь, Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Жёлтые дожди. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придёт, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждёт. Жди меня, и я вернусь, Не желай добра Всем, кто знает наизусть, Что забыть пора. Пусть поверят сын и мать В то, что нет меня, Пусть друзья устанут ждать, Сядут у огня, Выпьют горькое вино На помин души… Жди. И с ними заодно Выпить не спеши. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: «Повезло». Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz