Народное слово. 2022 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2022 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово № 33 (11313) 25 августа 2022 г. 11 Свет лампады Судьба православного храма Строили с надеждой: на века В 1819 году разрешение было по- лучено, и строительство началось. В 1825 году деревянная церковь сгорела во время пожара, а в но- ябре 1928 года был достроен и ос- вящён новый каменный храм. С трёх сторон он был окружён ка- менной оградой, а с четвёртой - са- дом. На церковной земле находи- лись деревянные дома священно- и церковнослужителей. В книге краеведов А.Ю. Кло- кова и А.А. Найдёнова «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии» есть сведения, что в кон- це 19 века в должности церков- ного старосты в Гагарине состоял местный землевладелец поручик Лев Тарасов. Благодаря его стара- ниям и солидным пожертвовани- ям храму была переделана коло- кольня, устроен новый иконостас (старый передали в Гагинскую цер- ковь), оштукатурены внешние сте- ны, приобретены церковные при- надлежности, а также новый коло- кол весом 150 пудов. В 1903 году возле церкви была построена кирпичная сторожка. При храме находилась церковно- приходская школа, для которой в 1907 году Лев Тарасов построил отдельное здание. В приходе Хрис- торождественской церкви в то вре- мя числилось около 1300 жителей села Гагарино и соседней деревни Желябово. Кстати, до закрытия в церкви хранились две пушки, доставлен- ные сюда в 1703 году. Дело в том, что по селу проходила большая дорога из Москвы, по которой ча- сто проезжал Петр I, следуя на су- достроительные верфи в Воронеж и обратно. Во время одной из та- ких поездок для встречи государя в Гагарино были вызваны два взвода сол- дат с 2-мя пушками, дав- шими салют в честь царя. Эти пушки так и остались в селе и долгие годы хра- нились в храме по углам паперти. По религиозным праздникам из них произ- водили холостые залпы. Они заряжались с дула, а выстрел производи- ли поджиганием фитиля, смоченного керосином. Наступили времена богоборчества. Сначала из храмов забирали золо- тые и серебряные изде- лия. С апреля 1929 г. на- чалось массовое закры- тие церквей. 15 мая 1932 г. была объявлена «без- божная пятилетка»: «К 1 Мая 1937 года имя Бога должно быть забыто». Из воспоминаний урожен- ца села М.И. Елисеева: «Бурным было это время – время борьбы с религией. Запомнилась Пасха, ког- да с началом вечерней службы мо- лодёжь собралась на противопо- ложной стороне от церкви, где при- езжие артисты-гимнасты устроили своё представление. Оно длилось вплоть до крестного хода. Вторым событием был сброс колоколов с колокольни при большом стечении народа. После этого в церкви был устроен клуб. Население отрица- тельно относилось к развалу цер- ковных устоев, инициаторов погро- ма именовали «нехристями», поте- рявшими совесть». Христорождественский храм долгое время использовался мест- ным хозяйством в качестве ма- стерской по ремонту тракторов, автомашин. Для проезда техники в стене проломили ворота, внутри разместили сварочное и токарное оборудование совхоза «Гагарин- ский». В алтаре устроили кузницу, установив наковальню и гончар- ную печь. Решили: храму быть! В 1993 г. храм был возвращён ве- рующим. Но к тому времени он уже находился в таком обезобра- женном состоянии, что не каждый, проезжая мимо, мог признать в по- стройке православную святыню. В нём уже не было ни колокольни, ни придела, ни окон, ни дверей. Все стены до самого потолка были гу- сто покрыты копотью, а вместо пола источала «аромат» улитая мазутом земля. Тем не менее, гагаринцы реши- ли сделать всё, что в их силах, что- бы привести храм в пристойный вид и возобновить в нём богослу- жения. Организовали сбор пожерт- вований, во время субботников вывезли несколько КамАЗов грязи и мусора и приступили к ремонту: настелили полы, поставили пере- городку, рассудив, что раз приход уменьшился, то вся обширная пло- щадь ему уже ни к чему, подшили потолок, оштукатурили и побелили стены. Как и в предыдущий приезд, внутри храма мы ощутили покой, тишину и прохладу – метровой тол- щины стены надёжно защищают от внешней суеты и палящего солн- ца. Наша давняя знакомая старо- ста церкви Вера Никаноровна Сё- мина откликнулась на приглаше- ние пообщаться и рассказала о те- кущих делах прихода. Планы, в ко- торые нас посвятили во время про- шлого посещения, успешно вопло- тились в жизнь: внешняя стена ал- таря оштукатурена и покрашена, а в нише по центру установлена большая икона Рождества Христо- ва. В тёмное время суток она осве- щается благодаря сделанной под- светке. Вокруг стен продолжаются ра- боты по вывозу земли – в своё вре- мя её навозили сюда, доведя до нужного уровня въезд сельскохо- зяйственной техники. Теперь этот двухметровый слой убирают, что- бы откопать стены и защитить их от влаги и разрушения. Всё дела- ется силами и на средства мест- ных добропорядочных граждан. Его история началась в далёком 1818 году с ходатайства в Ранен- бургскую епархию помещика майора Льва Рогозина о дозволении построить на свои средства и по своему проекту вместо Николь- ской деревянной церкви каменную - во имя Христа Спасителя с при- делом Николая Чудотворца. Староста храма показала иконы, спасённые от богоборцев Фото Светланы Дроздовой Перед празднованием Дня села Гагарина корреспонденты районной газеты отправились выяснять, как у гагаринцев продвигается важное богоугодное дело - восстановление Христорождественского храма Светлана Дроздова В КОНЦЕ Покидая Христорождественнскую церковь, я испытывала двоякие чувства. Как всегда при соприкосновении с трагиче- ской судьбой православных святынь в голове пульсировала мысль: «Прости нас, Господи. Не ведали грешные, что твори- ли». С другой стороны, я испытывала радость и гордость, что не перевелись ещё среди нас энтузиасты, готовые отдать ча- стичку себя, чтобы исправить то, что наделали предки-бого- борцы. Видимо, Господь во искупление грехов всем нам даёт шанс поучаствовать в богоугодных делах. А вот воспользо- ваться ли этой возможностью или нет, каждый решает сам. Икона на внешней стене алтаря - Сейчас мы по селу из дома в дом уже не ходим для сбора по- жертвований, - сообщила Вера Ни- каноровна. - Вывешиваем на вид- ном месте объявление, что требу- ется собрать на что-либо столько- то денег. И те, у кого лежит душа к Богу, сами приносят или пере- дают, сколько могут. Так понемно- гу и набираем нужную сумму. Сей- час вот меняем врата на входе – старые совсем обветшали. К Пас- хе провели большой субботник по уборке территории. Алексей Теку- тьев, Царствия ему небесного, по- мог вывезти несколько КамАЗов строительного мусора. Сельсовет на всё лето взял на себя окос тра- вы. Очень радеет за храм Николай Гонтюрёв, часто заходит, помогает, чем может. Песок вот привёз. Бра- тья Куновы – первые мои помощ- ники. Сейчас занимаются заливкой отмостки. На них я всегда могу рас- считывать. Есть ещё ряд жителей, которые откликаются и помогают во всех делах. А тех, кто не прини- мает никакого участия, я не осуж- даю - у всех своя жизнь и своя до- рога к Богу. Староста храма по- казала иконы и расска- зав историю почти каж- дой из них. - А вот эти вышивает бисером и дарит церкви наша прихожанка Зина- ида, - показала она на несколько ярких обра- зов. - Уже более десяти красивых икон - её по- дарки. А Крест-Голгофу с распятым Христом пе- редали нам из Дома- чёвского храма, когда там установили новый. (Крест-Голгофа по тра- диции устанавливают в храмах как напомина- ние о Жертве, которую принёс Спаситель ради каждого из нас. Изобра- жение Распятия вселя- ет в душу надежду на то, что Господь, искупивший Своей Кровью падшее человечество, помилует усопших и всех нас, и все мы встретимся в блаженной Вечности - прим. ред.). - Богослужения у нас прохо- дят не очень часто, в тёплое время года приблизительно раз в месяц, - продолжила Вера Никаноровна. - Когда наступают зимние холода, храм закрыт. Ведь отопления в нем нет. Так что в престольный празд- ник Рождества здесь тишина. Но, правда, на крещенское водосвятие открываем. Стены хранят воспоминания Выходить из церкви на улицу и прерывать минуты умиротворения не хотелось - так приятно было от- влечься от всей суеты, в которую мы все изо дня в день погружаемся по самую макушку, послушать ещё немного увлечённый рассказ ста- росты, представить, как всё проис- ходило здесь десятилетия назад. К примеру, перенестись в ноябрь 1828 года на торжественное бо- гослужение по случаю освящения новой церкви, увидеть одухотво- рённые лица собравшихся людей, помечтать вместе с ними о том, что этот великолепный храм будет веками исправно выполнять свою важную воспитательную и объеди- няющую роль, защищать от всех бед и напастей. А ещё захотелось мысленно перенестись на службу по поводу венчания сына гагаринского свя- щенника Леонида Розанова. Ско- рее всего, на неё собрались почти все прихожане. Нарядно приоде- тые люди, мерцание свечей, мно- гочисленные лики икон, глядящие с ещё не обезображенных стен, смущённые и радостные ново- брачные… Они ещё не знали, ка- кие испытания им уготованы судь- бой впереди. Вячеслав после окон- чания семинарии служил в храмах Рязанской губернии, а затем в са- мой Рязани. В 1932 году, направля- ясь к новому месту служения, был арестован по ложному обвине- нию в антисоветской пропаганде, осуждён на три года лагерных ра- бот. После возвращения его вско- ре вновь арестовали и по приго- вору суда на 5 лет выслали в Ка- рагандинскую область. После воз- вращения он служил в храмах Ря- занской и Владимирской областей. Невестой на том венчании была уроженка города Раненбурга Лидия Петрова, прославившаяся потом, как затворница, посвятив- шая жизнь Богу. Она родилась в 1901 году в верующей семье, окон- чила Раненбургскую женскую гим- назию. Была очень красива и хоро- шо пела. После завершения учё- бы некоторое время жила в селе Троекурово у дедушки и бабушки Тюряевых, которые служили в рас- положенном неподалеку Гагарине. Здесь она и познакомилась со сво- им будущим супругом. Их семей- ное счастье было недолгим. После всех испытаний Вячеслав заболел туберкулёзом и умер, не дожив до старости. От тяжёлых пережива- ний Лидия сама заболела, посте- пенно потеряла чувствительность к боли и холоду. Вскоре она воз- вратилась к матери в Раненбург. Здесь устроилась в больницу мед- сестрой, работала с уважаемым в городе врачом Александром Бого- любовым. Однако начавшаяся бо- лезнь продолжила прогрессиро- вать. И Лидия приняла для многих непонятное решение: ушла в за- твор. (Затворничество - это особая форма христианского подвижниче- ства: человек пребывает в уедине- нии и молчании, всё время посвя- щая молитве, отвергая себя, соб- ственные мысли и заботы о зем- ных попечениях - прим.ред). С при- ходившими к ней людьми она об- щалась при помощи грифельной доски. На ней карандашом писала, что ей необходимо, отвечала на вопросы, давала советы. По сви- детельству знавших затворницу людей, она обладала особыми ду- ховными дарами. Умерла Лидия в ноябре 1968 года. Эти стены хранят воспоми- нания и о последнем священнос- лужителе гагаринского храма. С 1917 по 1928 гг им был Павел Фо- мич Кузовлев. В 1928 году его пе- ревели служить в Покровскую цер- ковь села Астапово. А спустя год ему предъявили обвинение в анти- советской агитации и дали 3 года концлагерей. Многодетную се- мью за это время «раскулачили», отобрали дом и имущество. По- сле возвращения вместе с семьёй о.Павел жил в небольшом домике, добросовестно нёс службу, поль- зовался любовью у прихожан. Од- нако власти в покое его не остави- ли: арестовывали несколько раз за «контрреволюционную пропа- ганду», но из-за отсутствия доказа- тельств отпускали. Кроме послед- него раза: в январе 1938 года ре- шением тройки при НКВД Воро- нежской обл. о.Павел был расстре- лян. Никаких известий о судьбе священника семье не сообщали, и о расстреле они узнали только в 1988 году. Вышитая икона прихожанкой Зинаидой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz