Народное слово. 2022 г. (п. Лев-Толстой)
Народное слово № 29 (11309) 28 июля 2022 г. 11 Традиции Распускаются букеты, ярко красками горя, Чудо-птицы там порхают, в сказку дивную маня Антонина Тарасенко Все промыслы обязательно основаны на традициях какой-либо местности. В старину люди целыми деревнями работали бок о бок, обменивались идеями и передавали знания детям. Со временем сюжеты обретали глубину, а мастерство становилось всё более от- точенным. Художники объединялись в артели, открывались целые фабрики. В нашей огромной многонациональной стране каждый из народов богат своими искусством, традициями и обычаями. С незапамятных времён люди не только слагали песни и стихи, но и создавали шедевры своими руками Школьники увлечённо рисовали акварельными красками замысловатые узоры Фото Антонины Тарасенко Народные промыслы многих регио- нов известны по всей стране и за её пределами, а некоторые из них яв- ляются негласными символами Рос- сии, сочетая в себе неповторимость русской традиционной культуры. Чтобы пополнить копилку зна- ний по этой увлекательной теме, сотрудники редакции стали участ- никами мастер-класса, который провела педагог школы имени Л.Н. Толстого Марина Холодкова. Она рассказала, что к русским народным промыслам относят роспись посуды и других предме- тов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончар- ное, кузнечное дело и многое дру- гое. Затем продемонстрировала примеры народного творчества, выполненные в разных техниках: разделочную доску с яркой и фак- турной городецкой росписью, де- ревянную чашу с золотыми узора- ми хохломы, колоритные жостов- ские подносы, украшенные пышны- ми букетами цветов, дымковскую свистульку и фигурку, покрытую гжелью. Участники мастер-класса с интересом разглядывали изде- лия из разных уголков России, об- суждали их особенности и в итоге задались вопросом, есть ли подоб- ные традиции в Липецкой области. Оказалось, что их несколько. Романовская игрушка Она прекрасна в своей простоте и лаконичности, цвета солнца, про- свечивающегося сквозь осенние листья, создают впечатление лёг- кости. Первые упоминания о ней датированы ещё XVII веком. Этот народный промысел родился в окрестностях села Романово, что недалеко от Липецка. Талантли- вые местные жители производили здесь глиняные фигурки-свистуль- ки в виде животных и людей в на- родных костюмах. Удивительно, но вторую волну своего расцвета промысел обрёл благодаря развитию курорта мине- ральных вод в Липецке. Предпри- имчивые местные жители, пользу- ясь случаем, стали создавать для состоятельных гостей полноцен- ную туристическую инфраструк- туру. Не растерялись и храните- ли традиций романовской игруш- Жостово – это роспись метал- лических (жестяных) подносов, вы- полненная в виде цветочных буке- тов. Из бытового предмета жостов- ские подносы превратились в декоративные панно, ведь многие произведения ма- стеров уникальны. Не так широко извест- ны, но при этом не менее красивы и ценны, палех- ская миниатюра и бо- рецкая роспись. П а л е х с к а я миниатюра ис- поль з ует с я , как правило, при росписи шкатулок , б р оше к , картин и дру го го . Содержа- ние очень разнооб - разно: это и русские сказки, и бы- лины, сюже- ты из жизни и знаковые со- бытия для на- шей страны. Родиной этих мини- атюр является Палехский район Ивановской области. Борецкая роспись – орнамен- тальная роспись по дереву, выпол- няемая в красном, зелёном, корич- невом, оранжевом и жёлтом цве- тах. Существует с XVIII века в Ар- хангельской области. Главный мо- тив борецкой росписи – древо жиз- ни. Оно изображается как огром- ный цветок с прямым стеблем, во- круг которого нарисованы цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Однако этим мотивы художников не ограничены - можно изобра- жать жанровые сценки и народные гуляния. Почти в каждом уголке нашей большой страны сохранились тра- диционные промыслы по изготов- лению игрушек. С ранних лет мы знакомы с разными народными предметами развлечения. У мно- гих из нас среди первых была ма- трёшка - расписная деревянная кукла, внутри которой – такие же куклы, но меньшего размера. Пер- вая матрёшка была изготовлена в 1890 году и представляла собой крестьянку в рубашке, сарафане и цветастом платке, с чёрным пету- хом в руках. Дымковскую игрушку делают из глины. Она белая и расписана разными цветами. Чаще всего эта игрушка изображает баранов с зо- лотыми рогами, птиц, оленей, ско- морохов и барынь. Первые безде- лицы лепили к вятскому самобыт- ному празднику Свистуньи ещё в XIX в. В разных областях России из- древле были развиты тканевые промыслы. Тонкое кружево и тёп- лые платки уже много лет подчёр- кивают красоту наших женщин. Это и вологодское кружево (встречают- ся не только предметы одежды – воротнички, пелерины, платки, пер- чатки, но и украшения интерьера – скатерти и покрывала), и оренбург- ский платок, связанный из самого тонкого пуха в мире - из пуха орен- бургских коз, и павловопосадские платки с узором из цветов (как пра- вило, роз и георгинов). Есть у нас и промыслы худо- жественной резьбы. Мастера-рез- чики работали с деревом, костью и даже берестой! Многие русские искусники изготавливают изде- лия из металла. Чего стоит толь- ко тульский самовар - один из сим- волов России, известный на весь мир! Незаменимый атрибут быта XIX – начала XX веков олицетворя- ет собой домашний уют. Если самовар известен всем, то про скань услышали впервые. Это древнейший металлический промысел. Работы в этой технике известны ещё с IX-X веков. Пред- ставляет собой ажурный узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки. Мастера могут изготовить посуду (например, зна- комые каждому подстаканники), церковную утварь, туалетные при- надлежности. Не менее оригинально и вели- коустюжское чернение по серебру. Мастера Великого Устюга исполь- зуют самую древнюю из известных на сегодняшний день технологий, украшая насыщенными рисунками и сюжетными гравюрами столовые приборы и посуду. В КОНЦЕ Этот интересный разговор можно было продолжать несколь- ко часов кряду. Но наше занятие подошло к концу, и журна- листы вместе с другими участниками мастер-класса робко сдали на суд педагога свои несовершенные работы, утешая друг друга тем, что настоящими мастерами надо родиться и на совершенствование таланта потратить годы кропотливо- го труда. Марина Холодкова демонстрирует элементы русского народного промысла Романовская игрушка Добровская игрушка-стаканчик Липецкая роспись Знаменитое елецкое кружево ки, дополнив её ассортимент фи- гурками барышень, военных и дру- гих посетителей Липецкого курор- та. Сегодня в романовской игруш- ке насчитывается более ста сюже- тов: от самого простого свисточка - летящего жаворонка до представи- тельной композиции - тройки. Добровская игрушка Она, как никакая другая, близка к древнейшему, первобытному ис- кусству, сохранив традиционные простые сюжеты, формы, скупой архаичный декор: конь, конь со всадником, корова, олень, баран, козёл, собака, птички, барышни. Но у каждой добровской игрушки есть секрет: если её перевернуть, она превращается в стаканчик. Село Доброе издавна слави- лось своими умельцами гончарного дела. Изготавливаемая ими посу- да пользовалась спросом не толь- ко в округе, но и за её пределами: от мелких рюмок до кувшинов для хранения зерна. В большом ходу были глиняные горшки – махотки. Ещё с дореволюционного пери- ода гончары были одной из наибо- лее зажиточных категорий населе- ния села Доброго, этот разрыв ещё более увеличился в период кол- лективизации, так как колхозники работали за трудодни, а гончары – за наличные деньги. В 30-е годы в селе Добром работало 25 - 30 ма- стеров. Артельщики возили посуду на продажу в Липецк, Грязи, Елец, Чаплыгин, Воронеж и другие ме- ста, где она пользовалась боль- шим спросом. Также игрушки и по- суду продавали на ярмарках, кото- рые проходили по большим цер- ковным праздникам. Во время Великой Отечествен- ной войны большинство мастеров были мобилизованы, а гончарное дело в селе подзабыто, но с нача- ла 60-х годов начался путь возрож- дения знаменитой добровской гли- няной игрушки. Липецкие узоры Это народный промысел по изго- товлению различных деревянных изделий и украшению их художе- ственной росписью. Он зародился в XVII веке в окрестностях Липец- ка. Традиционно предметы быта (миски, чаши, ковши, разливатель- ные ложки и др.) изготавливались вручную из древесины липы. Со временем его вытеснило более де- шёвое производство посуды. Возрождение промысла про- изошло 25 апреля 1971 года, ког- да на базе углебрикетной фабри- ки был создан цех художественной росписи. В город Липецк были при- глашены несколько талантливых художников, токарей и резчиков, ставших творческими родителями появившейся в 1974 году фабри- ки «Липецкие узоры». В липецкой росписи часто встречаются изо- бражения бабочек, птиц, рыбок и стилизованных животных. Богатая и живописная южнорусская приро- да определила «парчёвый» харак- тер орнамента, а спелый пшенич- ный колосок стал символом благо- получия в липецких мотивах. Кро- ме того, на фабрике стали распи- сывать в этом же стиле и изделия из металла (самовары). Елецкое кружево Всему миру известны елецкие кру- жева. «Крёстным отцом» кружев- ного дела на Руси стал Пётр Первый. В различных до- кументах, начиная с кон- ца 1699 года, он устано- вил новые формы ноше- ния одежды как повсед- невной, так и празднич- ной, которую следовало украшать кружевом. Елец стал одним из центров, где россияне нача- ли активно ос- ваивать это пришедшее из Европы иск усство . Первые ри- сунки для кру- жевных узо- ров были при- везены из Ев- ропы - из Гер- мании, Бель- гии и Франции, но вскоре появи- лись местные художники и свой самобыт- ный стиль. Елецкие кружева из- вестны в России с конца XVIII века. Мы - любознательные художники После экскурса в культуру родного края Марина Александровна пред- ложила всем на время стать мас- терами липецких узоров и распи- сать акварельными красками на- рисованные подносы. А пока ново- явленные художники корпели над своими рисунками, педагог рас- сказала и о других видах народ- ного промысла, известных в стра- не и за её пределами. Наверное, нет человека, который ни разу не видел хохлому - роспись деревян- ной посуды и мебели, выполнен- ную красными, зелёными и золоти- стыми красками на чёрном фоне. Все вспомнили деревянные тарел- ки, ложки и вазочки, которые были почти в каждом доме. Появилась хохломская роспись в одноимён- ном селе в Нижегородской обла- сти ещё в XVII веке. Не менее популярна в России гжель – роспись керамики, выпол- ненная в нежных бело-голубых цве- тах. Гжельской росписью украша- ют не только посуду, но и статуэт- ки, часы и многое другое. Появил- ся этот промысел в «Гжельском ку- сте» - это 27 деревень в Раменском районе Московской области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz