Народное слово. 2022 г. (п. Лев-Толстой)
Народное слово № 27 (11307) 14 июля 2022 г. 11 Свет лампады Игумен всея Руси Светлана Дроздова Выдающийся учёный, философ и богослов, священник Павел Фло- ренский (1882–1937) в своё время сказал: «Нравственная идея, го- сударственность, живопись, зодчество, литература, русская шко- ла, русская наука - все эти линии русской культуры сходятся к пре- подобному. В лице его русский народ сознал себя; своё культурно- историческое место, свою культурную задачу, и тогда только, со- знав себя, получил историческое право на самостоятельность». 18 июля - День памяти святого Сергия Радонежского. Многие русские мыслители сходились во мнении, что именно преподобный Сергий и есть столп и основание всей русской истории и культуры Посещение Дмитрием Донским Сергия Радонежского перед походом против татар. Бронзовая копия горельефа работы А.В. Логановского, 1847-1849 гг. Фото с сайта информа.рус МЕЖДУ ПРОЧИМ В день Святой Троицы стартовал уникальный православный проект - Величайшая святыня Земли Русской начинает своё большое путешествие по стране. С 13 июня по 7 октября ков- чег с честными мощами преподобного Сергия Радонежского прибудет во многие крупные города. Такого события в исто- рии России и Русской Церкви ещё не было. От Екатеринбур- га до Петропавловска-Камчатского и Норильска, от Ярослав- ля до Владикавказа и Севастополя, от Ростова-на-Дону до Санкт-Петербурга и Твери - вся Россия сможет поклониться своему великому святому. Его же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Глава Государства Рос- сийского Владимир Пу- тин сказал о святом: «Воспитатель и устрои- тель России» – так про- сто и ёмко народ опреде- лил высокую миссию Сер- гия Радонежского. Его мудрое и твёрдое слово наставника было духов- ной опорой, поддержкой в тяжёлый период инозем- ного нашествия и вну- тренних раздоров. Имен- но тогда прозвучали его пророческие слова: «Лю- бовью и единением спа- сёмся». √ Духовный отец единого русского народа Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почита- ем, а позднейшие поколения при- своили ему высокое звание «игу- мена всея Руси»? Начнём с того, что он жил в XIV веке – в годы мон- голо-татарского ига, когда Русь ощущала на себе всю мощь пора- ботителей и вынуждена была счи- таться с мнением ханов. Всё это не могло не сказаться на духов- ном состоянии и народа, и правя- щей элиты. Происходило глубокое нравственное одичание людей. На выжженной и опустошённой тер- ритории почти не осталось мона- хов, а те немногие, кто смог спа- стись, уходили в глухие леса. При- ток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым - народ на- столько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересова- ли. Старцы, которые могли бы пе- редать свой опыт, погибли, а кни- ги, излагающие правила монаше- ского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ. На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную ре- волюцию в глуши отдалённых рус- ских земель, превратив их в очаг православной веры. С именем это- го человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Руси. Первое, что сделал преподоб- ный Сергий, - восстановил лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утвердил истинное понимание монашества - возможность через крест непре- станного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотре- чения. И только от самого монаха менные соборы, и огромное лите- ратурное наследие - является пе- реосмыслением того благодатного опыта, который приобрёл, накопил и приумножил великий радонеж- ский инок. Сергий Радонежский, никогда не бравший в руки оружия, стал духовной опорой в сопротивле- нии монголо-татарскому игу, вдох- новлял князей и воинов на борь- бу за независимость Руси. Даже из учебников истории известно, что именно он благословил московско- го князя Димитрия Донского на Ку- ликовскую битву, ставшую узловой точкой всей русской истории. Так- же радонежский игумен послал в помощь князю двух иноков, быв- ших воинами - Пересвета и Осля- бю. Это стало символом единства Церкви и народа в момент тяжёло- го испытания. Во время побоища Сергий и братия Троицкой обите- ли молились Богу о даровании по- беды русскому князю и его воин- ству. Несмотря на численное пре- имущество, враг бежал, что стало первой великой победой русско- го народа, сплочённого молитва- ми преподобного Сергия. Великий русский историк и мыслитель Лев Гумилёв очень образно описал, как это единение свершилось букваль- но за один день, день Рождества Пресвятой Богородицы 1380 года: «На Куликово поле пошли рати мо- сквичей, владимирцев, суздальцев и так далее, а вернулась рать рус- ских… Это было началом осозна- ния ими себя как единой целостно- сти - России». По сути, именно Сергий Радо- нежский стал самым настоящим духовным отцом единого русского народа, благодаря этому святому старцу, его молитвам и наставле- ниям наша страна обрела духов- ный и политический суверенитет, столюдинов до князей. Некоторые селились по соседству с монасты- рём, жертвовали на нужды святой обители своё имущество. С годами пустынь преврати- лась в один из красивейших мона- стырей Руси. Интересно, что ми- трополит Московский и всея Руси Алексий незадолго до своей кон- чины обратился к Сергию с прось- бой стать кандидатом на пост мо- сковского первосвятителя. Однако тот, искавший жизни смиренной и уединённой, отказался быть пре- емником на московской архиерей- ской кафедре. Ещё одной стороной деятель- ности игумена Сергия было ми- ротворчество. Мудрыми и кротки- ми словами он воздействовал на самые загрубелые и ожесточён- ные сердца, очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться велико- му князю Московскому. Чудеса Сергия Радонежского Как указано в житии, Сер- гий Радонежский совершил мно- жество чудес. Люди приходили к нему за общением, советом, исце- лением. Кстати, о своём даре, бу- дучи очень скромным, Сергий про- сил исцелённых никому не расска- зывать. Но земля, как говорится, слухом полнится. По преданию, он умел одним касанием руки дарить зрение незрячим, исцелял немощ- ных, хромых и немых. Как утверж- дает житие, однажды святой вос- кресил мальчика, который умер на руках отца, когда тот нёс ребёнка к святому для исцеления. По рас- сказам, обитель находилась в от- далении от водоёма, и инокам при- ходилось далеко ходить за водой. Как-то, усердно помолившись, игу- мен «осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, и вдруг из-под земли забил полно- водный источник, который бьёт и поныне». Из жития святого известно, что однажды во время литургии препо- добному Сергию сослужил Ангел Господень. Являлась к нему и Пре- святая Богородица в сопровожде- нии святых апостолов Петра и Ио- анна Богослова. От необыкновен- но яркого света игумен пал на зем- лю, но Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обе- щала всегда покровительствовать его обители. Под конец своей праведной жизни Сергий, за полгода прозор- ливо узнав о грядущей кончине, призвал к себе братию и обратился со словами завещания: «Внимай- те себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…». 8 октя- бря (нов. ст.) 1392 года преподоб- ный Сергий преставился. Он велел положить своё тело не в церкви, а на общем монастырском кладби- ще. Спустя 30 лет его мощи, а так- же одежда, в которой был обла- чён, были обретены нетленными, а дата обретения мощей - 18 июля - является одним из дней памяти святого. Преподобный Сергий Радонеж- ский запечатлён не только на мно- гочисленных иконах - его образ на- шёл отражение в живописи, скуль- птуре и прочих направлениях ис- кусства. Во многих городах свято- му установлены памятники. А основанная им Троице-Сер- гиева лавра сегодня не только крупнейший мужской монастырь, расположенный в городе Серги- ев Посад Московской области. Это крупнейший центр образователь- ной и издательской деятельности Русской православной церкви. В Свято-Троицком соборе лавры на- ходятся мощи преподобного Сер- гия Радонежского. Ю. Понтюхин. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский зависит, использует ли он эту возможность или нет. Эпоха преподобно- го Сергия дала Церкви огромное количество свя- тых. Непосредственными учениками великого стар- ца было более двадцати монахов, которые основа- ли в целом около 40 мона- стырей! И если мы вниматель- но вчитаемся в жития пре- подобных отцов, то заме- тим, что творимые ими чу- деса были направлены, прежде всего, на помощь ближнему. Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Оте- чества, и, несмотря на то что он отрекался от мир- ской суеты, сам мир, его проблемы и беды не ста- новились ему чуждыми. И в годы Смуты, и в ли- холетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просве- щённое» XIX столетие, и в годы большевизма игу- мен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг. Всё лучшее в культуре и духов- ности России - и «Троица» Андрея Рублева, и белока- основанный на немер- кнущем духовном иде- але Святой Руси. Основатель обители Напомним, что, стре- мясь к уединённому подвижничеству, препо- добный стал отшельни- ком, основав пустынь на берегу реки Кончуры посреди дремучего ра- донежского леса. Через несколько лет в окрест- ностях Сергиева скита стали появляться но- вые кельи, и образова- лась обитель, которая впоследствии стала Троице-Сергиевой лав- рой. Сергий ввёл но- вые правила для ино- ков своей обители: за- претив принимать по- даяние, он постановил в уставе монастыря, чтобы все питались за счёт своих трудов. Он и сам подавал пример в ежедневном труде. В монастырь приходили желающие иноческо- го жития из самых раз- ных сословий древней Руси, от крестьян-про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz