Народное слово. 2022 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2022 г. (п. Лев-Толстой)

12 Традиции Народное слово № 24 (11304) 23 июня 2022 г. Народное слово № 24 (11304) 23 июня 2022 г. 13 Традиции Согласно обряду русалку в виде медведя гнали в поле, пугая всем, что гремит Праздничный хоровод после ритуала Традиционная сельская трапеза на Руси Преданья старины глубокой На днях лев-толстовские работни- ки культуры воспроизвели древний обряд проводов русалки. Этот об- ряд основывается на вере наших предков в русалок и был распро- странён на всей территории Рос- сии. По поверью, на Русальной не- деле, следующей сразу за Трои- цей, эти существа появляются на Земле и становятся видимыми для людей. Считалось, что русалками становятся девушки, умершие до вступления в брак, особенно за- сватанные невесты, не дожившие до свадьбы; утопленницы; мла- денцы, умершие некрещёнными; самоубийцы. У славян существо- вало поверье, что в первый день Русальной недели они появляют- ся на Земле, а в последний день троицко-русального периода воз- вращаются на «тот свет». Встре- тить их можно у воды, на ржаном поле, в лесу, на деревьях, на пере- крёстках дорог, на кладбище и на мосту. По ночам они плещутся в воде, около водоёмов расчёсыва- ют свои длинные волосы, катают- ся на ветвях деревьев, а днём их можно встретить в поле, где они вьют венки, кувыркаются в траве, играют, хлопают в ладоши, водят хороводы, поют, кричат и хохочут. Обязательно находились люди, ко- торые видели русалок, и рассказы об этих встречах передавались от поколения к поколению. Представления о внешнем виде русалок в разных уголках страны было разным, и оно не имеет ничего общего с образом ру- салочки из известной сказки Ан- дерсена. Где-то славяне представ- ляли их красивыми молодыми де- вушками с распущенными волоса- ми (в нарядных одеждах или об- нажёнными), где-то - страшными, косматыми, уродливыми бабами с обвислой грудью. Иногда она име- ла облик животного. В период их пребывания на Земле следовало быть осторож- ными, не купаться в водоёмах, а в лес и поле не ходить в одиноч- ку. Их магическая сила могла про- являться как с положительным, так и с отрицательным знаком. С од- ной стороны, они осмысливались, как хранительницы урожая, от ко- торых зависело количество влаги, получаемое в течение лета поля- ми. Считали, что там, «где русал- ки бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее». С другой сто- роны, они могли наслать сокруши- тельные бури, проливные дожди с градом. Повсеместно бытовали поверья об опасности встреч руса- Мы русалку провожали – Дерева в лесу дрожали… Народные традиции, обычаи и обряды формировались на протяжении многих веков. Некоторые из них уходят корнями в далёкие времена язычества и представляют собой значительную часть нашего культурного наследия, которое является отличительной чертой русского народа Светлана Дроздова Сегодня многие обряды уже потеряли свой сакральный смысл, но сохраняются, как память о предках. Попытки возродить их – это же- лание протянуть невидимые нити от прошлого к настоящему, вдох- нуть тепло в блёклые тени далёких лет, показать уникальность и са- мобытность нашей культуры. Обряд «Проводы русалки» записали на камеру и смонтируют видеоролик лок с человеком. Они могли заще- котать, напугать, утопить, наслать падёж скота или лютую вражду между соседями. Встреча с русал- кой могла закончиться для чело- века продолжительной болезнью, а познавший любовь русалки или хоть раз поцелованный ею вско- ре умирал от тоски или заканчивал жизнь самоубийством. По некото- рым легендам, русалки похищают и портят нитки и пряжу и даже мо- гут забрать себе младенца, остав- ленного жницей на меже. Наши далёкие предки верили, что почитание праздника русалок, хорошо проведённый обряд их проводов гарантировали на весь год доброе отношение этих опас- ных и вселяющих страх существ. Люди старались правильно себя вести, чтобы не вызвать их гнев и мщение, задобрить их, остав- ляя на границах полей, пнях дере- вьев, перекрёстках дорог жертвы в виде мёда, блинов, хлеба и соли. Всю неделю запрещалось стирать, ткать, шить и т.д. Знали наши пра- щуры и немало советов, как убе- речься от русалок. Нужно при себе иметь что-нибудь колючее или острое, например, иголку или бу- лавку. Для защиты дома подойдёт горящая головня или кочерга. Мно- гие люди на Русальной неделе под мышки подвязывали полынь, веря, что русалки не приблизятся к чело- веку, от которого исходит полын- ный запах. А ещё они боятся оси- ны и крапивы. Девушки в Русальную неделю гадали на свою судьбу и замуже- ство. Ночью, в один из дней этого периода, девицы, страдающие от неразделённой любви, отправля- лись на берег реки, где оставляли своеобразный сигнал о помощи в любовных делах. В качестве платы за услугу в красную тряпицу завора- чивали новую ленту, бусы или мо- нетку, а под узелок клали прядь сво- их волос. Верили, что русалка сама догадается, что нужно сделать. «Догоняй, гони русалок!» Обряд проводов имел одну цель - прогнать нечисть подальше от жи- лищ людей, но в его проведении в разных местностях были свои тра- диции. Русалку обычно изобража- ли ряженые. В Рязанской губер- нии, к примеру, она (красивая де- вушка, украшенная зеленью и цве- тами) появлялась на улице верхом на кочерге, с помелом в руках. Ча- сто встречающейся разновидно- стью ряженой русалки была ло- шадь. Её изображали один или два парня. Они клали на плечи жерди и покрывались сверху суровой тка- нью, украшенной лентами и коло- кольчиками. Первый из них держал в руках маску коня, которая пред- ставляла собой голову животного, изготовленную из соломы или тря- пок. Вместо маски на палку наса- живали также лошадиный череп. В некоторых местах русалка изображалась в виде чучела. Ос- новой служил ржаной сноп или ко- кон из сшитых тряпок с приделан- ными руками. Готовый торс обря- жали в «бабий» наряд, иногда раз- рисовывали лицо. Куклу укладыва- ли на носилки или в гроб, покрыва- ли кисеёй или скатертью с выши- тыми полотенцами, убирали цвета- ми. Чучело несли ряженые девуш- ки. В тульском варианте обряда персонаж, изображавший русал- ку, отсутствовал, участники обря- да провожали воображаемую ру- салку. В некоторых местах обряд представлял собой следующее. Из группы девушек выбирали ру- салку, которая надевала на голову один или несколько венков, а по- рой и всю голову увешивала зеле- нью. Народ выводил её за село в ржаное поле, или к реке, иногда на кладбище, где с «русалки» срыва- ли венки и бросали их в реку, ко- стёр или за ограду кладбища. Про- ведя этот ритуал, участники разбе- гались с места проводов, чтобы ру- салки не догнали и не навредили. Активное участие в обряде принимало всё население – счита- ли, что проигнорировавших ждали большие неприятности. Централь- ным действием обряда было ше- ствие. Собравшийся народ вместе с русалкой неторопливо проходил вдоль поселения, реже по лугу или около поля. В ряде мест процессия двигалась бегом: одни участники проводов убегали, другие догоня- ли их. Шествия сопровождались весёлыми плясовыми песнями. В Данковском уезде вышедшие на улицу жители деревни напада- ли на ряженных русалками деву- шек и гнали их с криком: «Гони ру- салок!» на землю соседней дерев- ни. По тульскому обычаю, крестья- не бегали по полям, каждый из них махал помелом, отгоняя вообра- жаемую русалку; при этом громко кричали: «Догоняй, догоняй!». Ис- пользовали и шумовой эффект: громко играли на музыкальных ин- струментах - гармонях, балалай- ках, дудках, гремели трещётками, били в заслоны, в косы, тазы, щёл- кали кнутами, по выходу из дерев- ни стреляли холостыми из ружей. Всё заканчивалось тоже везде по-разному. Где-то изгнанные «ру- салки» какое-то время прятались в жите, в соседних деревнях или в лесу; затем снимали с себя эле- менты ряженья и, оставив их тут же, возвращались обратно, ста- раясь не попадаться на глаза гу- ляющему народу. Русальный конь на глазах всей публики валился на бок, задирал вверх ноги, изобра- жая смерть. Ряженые скидывали с себя маску с пологом, а народ бро- сал её в реку, или, разорвав чуче- ло по частям, раскидывал их по Сотрудники Центра культурного развития воспроизвели обряд «Проводы русалки» Кордюковцы и загрядчинцы проводили русалку (снимок сделан в 70-х годах прошлого века) сторонам; глиняные маски прово- жатых также разбивали. Череп ло- шади «погребали» - бросали за де- ревней в яму, где и оставляли до следующего года. Соломенную или тряпичную куклу оставляли в поле на меже, или сжигали на ко- стре, или разрывали на куски с по- следующим разбрасыванием или сжиганием. Проводам, как правило, со- путствовали всеобщие гуляния, во время которых водили хорово- ды, устраивали игры и общие тра- пезы, пели песни. Во многих ме- стах соблюдался обычай обливать друг друга водой. А в Тульской гу- бернии, к примеру, существовал ритуал обязательного омовения в реке на рассвете после соверше- ния обряда. Этот обычай связыва- ли с тем, что запрет на купание в связи с уходом русалок прошёл. В Рязанском уезде участники обряда должны были перепрыгивать че- рез костёр, на котором сгорала ру- салка. Считалось, что каждый пе- рескочивший предохранялся тем самым от болезней, злых духов и колдунов. В Астраханской губернии во- ждение русалки-лошади сопрово- ждалось девичьим обрядом скиды- вания венков в реку, который так- же можно рассматривать как один из вариантов изгнания русалок, т.к. венок часто ассоциировался с ру- салкой. После того, как все русалки были изгнаны (а некоторые кре- стьяне утверждали, что видели, как те с плачем и воплем убегали от селений к лесу), гулянья про- должались. Лишь в некоторых ме- стах участники проводов возвра- щались домой в полной тишине или даже в унынии. Это наша история Традиция на 7-й день после Трои- цы провожать русалок до недавних пор жила в Лев-Толстовском рай- оне. В некоторых сёлах ещё оста- лись люди, бывшие свидетелями этого всенародного гулянья. Обряд, который на днях попы- тались воспроизвести работники районного Центра культурного раз- вития, основан на воспоминаниях старожилов села Домачи. Никого из участников тех празднеств дав- но уже нет в живых, но, к счастью, сохранились записи их рассказов. В Домачах русалка представ- лялась в виде медведя. В вывер- нутый наизнанку тулуп облачал- ся один из мужчин села, и народ большой толпой вёл его за околи- цу к ржаному полю, гремя всем, что гремит - пустыми вёдрами, ложка- ми и прочим. В поле они гнали его прочь от села, толкали в спину, пи- хали, пока «медведь» не падал в рожь. Долго кувыркаясь, он всё же поднимался и гнался за обидчи- ками, пытаясь их схватить. С виз- гом и криком домачёвцы пускались врассыпную. После таких весёлых догонялок люди всё же брали верх над представителем потусторон- него мира. Медведь-русалка был изгнан, и в селе наступал до сле- дующего года период спокойствия и благоденствия. Ритуал заканчи- вался всеобщим гулянием с празд- ничной трапезой, песнями, пляска- ми и хороводами. До недавних пор проводы ру- салки устраивали и жители дерев- ни Кордюки и села Загрядчино. Нам посчастливилось пообщаться с участниками ритуала. - Это был большой праздник, ждали его с большим нетерпени- ем, готовились заранее, - поведа- ли они. - Бабки рассказывали, что ещё раньше и чучело делали, его потом на костре сжигали, и маски мастерили. При нас чучел уже не было. Наряжались все, шли с на- чала деревни с гармонистом, с песнями и плясками. У кого маски были, надевали. Венки плели на голову. Кто мог, наряжался почуд- нее - юбки драные, погремушки на них нашивали. А потом в барском саду все собирались, костёр боль- шой разводили. Ребятишки при нас. Веселились все от души, всю поляну, бывало, вытопчем - так плясали. Было, что кто-то лишнего выпьет, а кто и подерётся. Как же без этого? Но в основном всё было чинно-мирно. Домой шли скотину с выгона встречать, коров доить, да и на ферму на работу надо бежать. «Напиться и забыться» - такого не было. Потом старшие поумирали, мы состарились, проводы русал- ки уже давным-давно никто не про- водит. А вспоминать приятно, как весело мы жили и как умудрялись всё успевать. Фото Светланы Дроздовой В КОНЦЕ Христианская церковь, конечно, не признаёт этих древних славянских празднеств, уходящих своими корнями в языче- ство. Но нельзя не согласиться, что это история нашего наро- да, которую мы должны знать. Исконно русский инструмент – в целом мире звонче нет КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИКОВ 23 июня отмечается Международный день балалайки. Этот осо- бый музыкальный инструмент является одним из сакральных атрибутов жизни русского народа и существует уже несколько столетий. В 2008 году балалайка отметила 1-й свой праздник. Он оказался на- сыщенным на поводы. Во-первых, прошло 125 лет с момента нача- ла игры на балалайке основателя Национального оркестра русских народных инструментов Василия Андреева. Именно он положил на- чало развития русско-народной музыки в современной эпохе. Во- вторых, инструменту исполнилась круглая дата - 320 лет от первого упоминания в летописи. 23 июня 1688 года первое документальное упоминание о балалайке встречается в летописи «Память из Стре- лецкого приказа в малороссийский приказ». В документе говорится об аресте 2-х крестьян, докучавших стрельцам бранными песнями под игру на балалайке. Но предполагается, что возраст инструмен- та гораздо больше. У балалайки общий корень с такими словами, как «балагурить» и «балаболить», то есть быстро и без умолку говорить. Заметьте, как метко и полно они передают саму суть этого музыкального ин- струмента! Ведь балалайка призвана была дарить лёгкую, игривую и «бренчащую» мелодию. Раздольные мелодии балалаечников звучали как в деревнях, так и в больших городах, на свадьбах, народных гуляньях, во время драк и даже на похоронах. Чаще всего балалайка сопровождала частуш- ки. Их лёгкий незатейливый мотив мог воспроизвести даже люби- тель. Но к середине XIX века отношение к балалайке резко измени- лось. Она считалась плебейским музыкальным инструментом. Про- фессиональные музыканты говорили, что на этом примитивном при- способлении можно было разве что бренчать. Балалайку презирали в высшем обществе, ведь она была неотъемлемой частью крестьян- ских забав. На её фоне рояли, арфы, кларнет и другие музыкальные инструменты выигрывали и качеством звучания, и внешним видом. Балалайку невозможно было увидеть в оркестре. Профессиональ- ных балалаечников в газетах открыто называли «музыкальными кло- унами». Журналисты призывали гнать их со сцены и не «потакать ис- похабленному народному вкусу». Впрочем, любители народных мо- тивов и дальше скупали билеты на редкие концерты. Когда 22-летний Василий Андреев открыл для себя балалайку, он задался целью «одеть её во фрак», т. е. сделать этот народный ин- струмент кумиром изысканной светской публики. Следующие пять лет жизни он посвятил возрождению балалайки. В начале прошлого века на Парижской и Петербургской выстав- ках «Музыкальный мир» балалайки, сделанные выдающимся рус- ским мастером Семёном Налимовым по чертежам и эскизам Андре- ева, получили большие золотые медали. С 1892 года Великорусский оркестр В.В. Андреева неоднократно бывал с концертами в США и во многих странах Европы. В Париже даже появились модные духи «Светит месяц» и дамское туалетное мыло «Под яблонькой». Новый этап развития балалайки связывают с именем Бориса Трояновского, которого окрестили «русским Паганини» и «королём балалайки». Трояновский прослыл не только как виртуоз-балалаеч- ник, ему принадлежат обработки классических произведений для ба- лалайки. В период Советского Союза балалайка официально вошла в мир академической музыки. Начали издавать учебно-методическую ли- тературу, а в вузах открывали отделения народных инструментов. В XXI веке балалайка остаётся популярным музыкальным инструмен- том в России. ОДНАКО По свидетельствам старожилов, раньше в каждом селе было сразу по нескольку балалаечников. Сегодня идея редакции найти в районе для общения хотя бы одного из них потерпела фиаско. Большинство ушли в мир иной, оставшимся не до визитёров. ● 23 июня в народе отмечается Знамение Тимофея. Люди наблюдали за знаками, предвещавшими беды. Знамения вос- принимали как предупреждение и подготавливали себя к плохому, чтобы случившаяся беда менее расстраивала. В этот день следова- ло попариться в бане или искупаться в водоёме. После еды запре- щалось оставлять ложку на столе, иначе урожай мог выдаться пло- хим. Убираясь, не следовало выметать сор из жилья, поскольку ве- тер мог его подхватить и по соседям разнести, что привело бы к ссо- ре. Если кто из крестьян видел волков близ деревни, то готовились к падежу рогатого скота. Кружащая стая ворон извещала о приближе- нии массового заболевания жителей. Зато увидеть своё жилье в све- те означало счастливое событие. ● 24 июня – День Варнавы. Запрещалось притрагиваться к травам. Сенокос откладывали на следующие дни, лекари переносили сбор целебных трав. Иногда Варнаву называли земляничником. Отправлялись в лес и глядели на земляничные ягоды: если они покраснели, ожидали щедрый уро- жай яровых посевов. Туман над водоёмом сулил обилие грибов в лесу, а солнце, окутанное на рассвете дымкой, - после обеда дожд- ливую погоду. ● 25 июня - Пётр Солнцеворот, поскольку в данный день небес- ное светило поворачивало в сторону зимы. Крестьяне утром отправлялись на высокий холм и обращались к све- тилу, благодарили за яркие лучи и тепло, славили и пели ему песни, просили задержаться подольше, чтобы урожай выспел. Ещё одним названием даты было Запоздалый Капустник. Хозяйки в этот день занимались последней в сезоне высадкой рассады. Туман – к грибам, ворон – к болезни

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz