Народное слово. 2022 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2022 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово № 10 (11290) 17 марта 2022 г. 11 Свет лампады Признаки современного фарисея Можно выделить пять основных признаков фарисея. Самомнение Оно проявляется в нерадивом ис- полнении своих обязанностей в се- мье, на работе, в обществе. Тако- му человеку легко обмануть жену, подставить начальника, друга, по- скольку по своей гордыне считает их ниже себя. Он до посинения го- тов отстаивать свою точку зрения на возникшую ситуацию и катего- рически отвергает чужое мнение. Поскольку во главу угла поставле- но собственное «я», то его отноше- ния с Богом поверхностны. Лишь для виду, чтобы не навредить сво- ей репутации, или в силу тради- ции человек может ходить в храм, на богослужения, но он не спосо- бен к истинному покаянию и мо- литве, ибо считает себя самодо- статочным. Дотошное формальное исполнение буквы закона Нежелание ради блага ближнего пойти хотя бы на небольшие уступ- ки выдаёт жестокосердие и рав- нодушие к другим людям. В то же время в отношении собственной персоны этот человек упорно ожи- дает уступок и привилегий, и если таковых не получает, то легко де- лается самым большим врагом того, кого совсем недавно лице- мерно превозносил, а может, даже клялся в верности и любви. Не его ли в своём стихотворении изобра- жает великий русский поэт А.С. Пушкин: Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу- подлец, но есть надежда, Что бу- дет полным наконец. Когда фари- сейство процветает среди людей, не знающих Бога, - это ещё пол- беды. Но самое опасное и наибо- лее разрушительное фарисейство Фарисей в современном смысле - это человек, который относится к Богу и ближним без души и без любви, превыше всего ставит само - го себя и свои добродетели. - в духовной среде, среди духовен- ства и мирян. Не случайно Христос Спаситель громко обличал духов- ных руководителей израильского народа: «Горе вам, книжники и фа- рисеи, лицемеры…» (Мф. 23:13). Театральность в словах и действиях Лишь бы понравиться людям и от- крыть дорогу к карьерным высо- там. Такой человек любит произ- водить эффект, а потому внешне- му виду, одежде, причёске, манере поведения и разговора он прида- ёт особое значение. Следователь- но, сразу малодушничает и дохо- дит чуть ли не до отчаяния, если подвергается тяжёлой болезни или получает неожиданную травму. Он тратит много времени и денег на поддержание физического здоро- вья: посещение фитнес-клуба, бас- сейна и т. д., однако в то же время очень скупой и торопливый, неиз- менно жалуется на большую заня- тость и отсутствие средств, если кто-то другой просит о помощи. Пресмыкательство перед начальством Из-за боязни потерять положение или должность человек всё время показывает, как он всех любит и о всех заботится, но на самом деле думает лишь о себе. Чтобы удер- жаться у власти, не лишиться ра- боты, он не брезгует клеветой на ближнего. Улыбаясь в глаза, в уме строит ему козни, выискивая сла- бые места. Если он имеет доступ к большим финансовым средствам, то никак не обходится без подтасо- вок, обмана, коррупционных схем, а при потере власти или матери- альных средств чрезвычайно пе- реживает и тем самым раньше времени губит здоровье и загоняет себя в могилу. Хвастовство своими достижениями и добродетелями Сейчас это очень легко делать че- рез личные страницы в соцсетях. Страница самохвала переполне- на личными изображениями, как будто он центр земли и только во- круг него всё вертится. Он любыми способами добивается того, чтобы другие его заметили и поощрили, а награды выставляет напоказ и без- мерно ими гордится. Если возна- граждение его обходит и достаётся другому, то он резко осуждает сво- его соперника или забывшего о его трудах начальника, а иногда готов мстить за это, как злейшему врагу. Подобные признаки или их на- чатки каждый из нас может за- метить в себе. Но они не долж- ны приводить в отчаяние. Вни- мательная, неторопливая, тай- ная, не напоказ молитва, регуляр- ное нелицемерное покаяние, бес- корыстная помощь ближним, пе- риодическая откровенная беседа с опытным духовником вырабаты- вают надёжный иммунитет про- тив фарисейства. Духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук) Точное место и время её создания не установлены. Образ был обре- тён в середине 19 века в Одрино- Николаевской мужской монаше- ской обители. В то время мона- стырь относился к Орловской гу- бернии, ныне это территория Брян- ской области. До своего чудесного прославления икона находилась в одной из часовен. Старинный свя- той образ уже тогда был в ветхом состоянии и не пользовался попу- лярностью среди паломников. Однако в 1843 году сразу не- скольким верующим во сне было открыто, что икона является чудот- ворной. Эти люди посетили мона- стырь и помолились перед святым образом о своих болящих детях. Почти одновременно чудесно ис- целились от паралича, эпилепсии и слепоты три местных ребёнка. После этих событий икона «Спо- ручница грешных» стала массо- во почитаться паломниками. Она была торжественно перенесена в монастырский храм. Святой образ обрёл ещё боль- шую славу, являя исцеления в пе- риод эпидемии холеры. Вскоре в честь этой Богородичной иконы на территории обители была построе- на отдельная церковь. С приходом советской власти монастырь был разорён. Многие его святыни были тайно сохране- ны жителями окрестных селений. В течение 20 века икона «Споручни- ца грешных» передавалась из рук в руки благочестивыми христианами. Однако после распада СССР она оказалась у одесских коллекционе- ров. Вернуть святыню в Одрино-Ни- колаевский монастырь стало воз- можным только путём её выкупа. Схимонах Оптинского монастыря Макарий (Ключиков), несмотря на парализованные ноги, взял на себя миссию по возвращению иконы. На дощечке с колёсами он отправился в Украину, попутно собирая пожерт- вования для выкупа. Подвиг мона- ха не был напрасным – в 1996 году икона вернулась в родную обитель, где хранится по сей день. Традиционно перед иконой «Споручница грешных» христиа- не обращают к Богоматери покаян- ные молитвы и просьбы о вразум- лении грешников. Также у Неё про- сят здоровья, семейного счастья, утешения в печалях и скорбях. Она поручается за нас, греш- ных людей, пред лицом Божиим, в надежде на то, что мы исправимся, что Её поручительство не будет по- срамлено, что мы будем достойны Её милости. И Она становится на- шей поручительницей пред Богом, ходатаицей о прощении наших гре- хов. Она лишь ждёт нашей прось- бы, нашей молитвы. Ты – Единый мой Покров, Прибежище и Утверждение 20 марта – день почитания иконы Божией Матери «Споручница грешных». Икона Божией Матери «Споручница грешных» Фото с сайта fakt777.ru Название иконы воспроизводит над- пись, расположен- ную по краю «Аз Споручница грешных к Моему Сыну…». Божья Матерь изо- бражена вполоборо- та к Божественному Сыну. Рука Богоро- дицы тянется к Хри- сту, она просит Его о прощении тех, кто обращается к ней за помощью, за отпуще- нием грехов. Господь обещает поддержку, об этом свидетель- ствуют обе руки, об- хватывающие кисть Девы Марии. Текст, размещённый на об- разе, подтверждает готовность Богороди- цы просить за греш- ников у Всевышнего. Икона близка всем православным, об- раз вселяет надеж- ду на покровитель- ство и помощь Бого- родицы. Молить Пречи- стую Деву о заступ- ничестве можно в хра- ме Божьем или дома перед образом: Царице моя Преблагая, На- деждо моя Пресвятая, Споруч- нице грешных! Се, бедный греш- ник, предстоит Тебе! Не остави мене, всеми оставленнаго, не за- буди мене, всеми забытаго, даждь ми радость, неведущему радования. О, тяжки мои беды и скорби! О, безмер- ны мои грехопадения! Яко тьма нощная - житие мое. И несть в сынех челове- ческих ни единаго сильна- го ми помощи. Ты - Единая моя Надежда. Ты - Единый мой Покров, Прибежище и Утверждение. Дерзновен- но простираю к Тебе не- мощныя мои руце и молю: умилосердися о мне, Все- благая, пощади искуплен- наго Кровию Сына Твоего, утоли болезни многовозды- хающия души моея, укроти ярость ненавидящих и оби- дящих мя, возстави силы моя увядающия, обнови, яко у орляте, юность мою, не попусти ослабнути в де- лании заповедей Божиих. Огнем небесным коснися смущенныя души моея и исполни ю веры непостыд- ныя, любве нелицемерныя и надежды известныя. Да всегда пою и славлю Тебе, Преблагословенную мира Заступницу, Покров наш и Споручницу всех нас греш- ных, и поклоняюся Сыну Твоему и Спасу нашему Господу Иисусу Христу, со Безна- чальным Его Отцем и Жизнепо- дательным Духом Святым во веки веков. Аминь. - Хорошо известно, что фарисеи были духовно привилегированной прослойкой тогдашнего израиль- ского общества. Это люди были благочестивые, они посещали храм, исполняли всё то, что пред- писывал закон Моисея, и потому почитались народом. А мытарь - это человек презираемый, пото- му что он собирал налоги в пользу римских завоевателей. А сборщи- ки податей чаще всего брали боль- ше, чем полагалось, они попро- сту грабили свой народ, а потому люди отвечали им полным неприя- тием. Всякого мытаря ненавидели за предательство, за нечестность. И Господь совершенно не слу- чайно рассказывает о том, как в храм вошли два человека. Мытарь и фарисей. О чём же думает фа- рисей? Он смотрит на окружаю- щих его людей и благодарит Бога за то, что он не такой, как другие, за то, что исполняет все предпи- сания закона, живёт благочести- во. Греховна ли была молитва фа- рисея? Ведь и сегодня мы, люди верующие, благодарим Бога за то, что сохранили веру, за то, что хо- дим в храм. Но фарисей был уве- рен в своей жизненной правоте, а значит, в своей святости, он обра- тился к Богу: «Благодарю Тебя, Го- споди, что я не такой, как прочие люди, и не такой, как этот мытарь». Вот это сравнение себя с други- ми - в том смысле, что другие хуже, - и было причиной осуждения фа- рисея. Он ушёл менее оправдан- ным из храма, чем мытарь, кото- рый себя ни с кем не сравнивал, но На какой мы стороне? Почему незадолго до Великого поста вспоминают о фарисее и мытаре? Кем были эти люди? В Неделю о мытаре и фарисее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после Божественной литургии в храме благовер - ного князя Александра Невского в скиту близ Переделкина произ - нёс проповедь. В ней - ответы на поставленные вопросы. в полной мере сознавал свою гре- ховность. И не было у него никаких слов, которыми бы он мог оправ- дать себя пред Богом, но от чи- стого сердца говорил только одно: «Боже, будь ко мне милостивым, помилуй меня!» И за эту молитву, исполненную искреннего покаяния и осознания своего недостоинства, мытарь вышел из храма оправдан- ным более, чем фарисей. А фари- сей вышел осуждённым? Нет. Тоже оправданным, ведь он исполнял предписания закона. Но посколь- ку фарисей, сравнив себя с мыта- рем, осудил его, а себя превознёс, то многие добродетели, которые были фарисею присущи, в этот мо- мент, как мы бы сегодня сказали, обнулились. Гордыней и осужде- нием ближнего обнуляются наши добрые дела. История о мытаре и фарисее учит нас тому, что никакие добро- детели, связанные с нашей религи- озной жизнью, не должны воспри- ниматься нами как нечто, что спа- сает нас автоматически. Ходим в храм, постимся, пытаемся испол- нять заповеди - ну что же ещё? Но если мы так считаем, то это озна- чает застой в духовной жизни. А покаяние - это сила, которая пре- пятствует застою. Через покаяние мы самим себе постоянно броса- ем вызов. Мы спрашиваем себя: так ли ты живёшь, так ли мыслишь, так ли молишься? Что происходит в твоей душе? И, стремясь раска- яться в своих плохих поступках и мыслях, мы проводим собствен- ное расследование - внутреннее, сердечное - того, что же мы собой представляем как верующие люди. Где мы, на какой стороне - на сто- роне мытаря или фарисея? Чего больше в нашей жизни - искренне- го покаяния или уверенности, что исполнение церковных предписа- ний предопределяет наше спасе- ние? Но никакие законы и пред- писания не могут предопределить спасение. Только одна сила может открыть перед нами двери в жизнь вечную и Божественное Царство - это искреннее, сердечное, глубин- ное покаяние. Не на словах, не че- рез автоматическое произноше- ние «грешен» или «грешна», а че- рез осознание своих грехов. Мно- гие закрываются каждодневными заботами, переключая внимание на другие сферы жизни, так что мы не видим то плохое, что в нас про- исходит, что проявляется в наших мыслях, а иногда и в делах. Мы должны помнить, что спасаемся мы через осознание своих грехов и через искреннее сердечное по- каяние пред Богом. И да поможет нам Господь именно так подгото- вить себя к святым дням грядущей Четыредесятницы и пройти их до- стойно, с пользой для своей жизни - и земной, и вечной. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz