Народное слово. 2021 г. (п. Лев-Толстой)
Народное слово № 42 (11271) 28 октября 2021 г. 13 Уроки воспитания За годы своей профессиональной деятельности Виктория заметила, что у детей стала снижаться соци- альная, эмоциональная и интел- лектуальная активность и резко увеличиваются невежество и пси- хические расстройства. Статистика за последние 15 лет ужасает: каждый пятый ребё- нок имеет расстройства психики; распространённость синдрома де- фицита внимания выросла на 43%, а подростковой депрессии на 37%; частота самоубийств среди детей 10 - 14 лет выросла на 200%. Почему так происходит? В большинстве случаев именно ро- дители способствуют появлению многих проблем детей. Технологии Гаджеты стали бесплатными нянь- ками для наших детей, но за эту помощь нужно платить. Мы рас- плачиваемся их нервной системой, вниманием и способностью отло- жить удовлетворение своих жела- ний. Повседневная жизнь по срав- нению с виртуальной реальностью скучна. Когда дети приходят в класс, они сталкиваются с голосами лю- дей и адекватной визуальной сти- муляцией в противовес графиче- ским взрывам и спецэффектам, которые они привыкли видеть на экранах. Дети не способны обработать информацию с более низким уров- нем стимуляции, и это негативно влияет на их способность решать академические задачи. Технологии также эмоциональ- но отдаляют нас от наших детей и наших семей. Эмоциональная до- ступность родителей – это основ- ное питательное вещество для детского мозга. К сожалению, мы постепенно лишаем наших детей этого. Необходимо стать ближе к сво- им детям, ограничив их доступ к современным технологиям. Удив- ляйте их своей улыбкой, подарите им цветы, оставьте им записку под подушкой или в рюкзаке с пожела- Дети правят миром и не знают слова «надо» Так считает Виктория Прудэй, эрготерапевт и психолог с многолетним опытом работы с детьми и родителями, автор многих публикаций на тему правильного воспитания С уверенностью можно сказать, что проблемы, которые выявила психолог в сегодняшнем воспитательном процессе, имеют место быть в большинстве и наших лев-толстовских семей. Поэтому по- лезно почитать советы специалиста. нием доброго дня, отправьтесь с ними после школы в кино, играй- те в настольные игры, резвитесь на свежем воздухе, отправьтесь в совместную поездку по интерес- ным местам, готовьте экзотиче- ские блюда, катайтесь на велоси- педе, пускайте кораблики, играй- те в снежки. Неужели всё это мож- но променять на игры в телефоне? Вряд ли! Дети правят миром «Мой сын не любит овощи». «Ей не нравится рано ложиться спать». «Он не любит завтракать». «Она не любит игрушки, но хорошо раз- бирается в планшете». «Он не хо- чет одеваться сам». «Она ленится есть сама». Это то, что я постоянно слы- шу от родителей. С каких пор дети диктуют нам, как их воспитывать? Если предоставить это им, всё, что они будут делать, это есть пирож- ные, смотреть телевизор, играть на планшете и никогда не ложить- ся спать. Как мы помогаем нашим де- тям, если даём им то, что они хо- тят, а не то, что хорошо для них? Без правильного питания и пол- ноценного ночного сна наши дети приходят в школу раздражёнными, тревожными и невнимательными. Кроме того, они считают, что могут делать всё, что хотят, и не делать того, что не хотят. У них нет поня- тия – «надо делать». К сожалению, чтобы достичь наших целей в жизни, нам часто надо делать то, что необходимо, а не то, что хочется. Если ребёнок хочет стать сту- дентом, ему необходимо учиться. Если он хочет быть футболистом, необходимо тренироваться каж- дый день. Наши дети знают, чего хотят, но им тяжело делать то, что необходимо для достижения этой цели. Это приводит к недостижи- мым целям и оставляет детей ра- зочарованными. Не бойтесь устанавливать рам- ки. Дети нуждаются в них, чтобы вырасти счастливыми и здоровы- ми. Составьте расписание приёма пищи, времени сна и времени для гаджетов. Думайте о том, что хоро- шо для детей, а не о том, чего они хотят или не хотят. Позже они ска- жут вам спасибо за это. Бесспорно, растить детей - тя- жёлый труд, но он направлен на то, чтобы им легче было пере- живать жизненные трудности во взрослом возрасте. Ведь жизнь редко преподносит нам на блюдеч- ке то, чего мы хотим. По большей части люди делают то, что нужно. Поэтому есть дети должны здоро- вую пищу, играть на свежем возду- хе и вовремя ложиться спать. Научите их ждать! Мы часто видим неспособность де- тей отложить удовлетворение сво- их желаний в классе, торговых цен- трах, ресторанах и магазинах игру- шек, когда ребёнок слышит «Нет», потому что родители научили его мозг немедленно получать всё то, что он хочет. Способность от- ложить удовлетворение своих по- требностей – это один из ключевых факторов будущего успеха. Мы хо- тим сделать наших детей счаст- ливыми, но, к сожалению, делаем их такими только в настоящий мо- мент и несчастными – в долгосроч- ной перспективе. Постепенно увеличивайте вре- мя ожидания между «я хочу» и «я получаю». Старайтесь не исполь- зовать гаджеты в машине и ресто- ранах и научите детей ждать, бе- седуя или играя. Ограничьте по- стоянные перекусы. Научите сво- его ребёнка выполнять монотон- ную работу с раннего возраста, по- скольку это основа для будущей работоспособности. Он должен убирать игрушки, вешать на место свою одежду, помогать накрывать на стол, мыть за собой посуду, за- правлять кровать. При этом хоро- шо, если родители проявляют ори- гинальный подход, вносят позитив- ный настрой, применяя игровые элементы, используя музыкальное сопровождение. Ограниченное взаимодействие Детей следует с ранних лет приу- чать к жизни в коллективе. Нужно ПРЯМАЯ РЕЧЬ - Мы должны изменить среду, в которой растим и воспитыва- ем наших детей, иначе мы вырастим целое поколение детей на таблетках! Ещё не поздно, но времени остаётся всё мень- ше, - призывает Виктория Прудэй. прививать им навыки вежливого поведения, приучать заботиться о младших, помогать больным и сла- бым, уважать старших. Научите их делиться, уметь проигрывать и вы- игрывать, хвалить других, говорить «спасибо» и «пожалуйста». Нуж- но научить их ценить чужой труд, быть благодарными за оказанные им услуги, быть добрыми и отзыв- чивыми. Но в то же время следу- ет объяснять, что человек должен иметь собственное мнение, отста- ивать его, добиваться своих целей и вести себя достойно. У нас много дел, поэтому мы даём нашим детям гаджеты, что- бы они тоже были заняты. Раньше дети играли на улице, где в экстре- мальных условиях развивали свои социальные навыки. К сожалению, гаджеты заменили детям прогул- ки на открытом воздухе. К тому же технологии сделали родителей ме- нее доступными для взаимодей- ствия с детьми. Телефон, который «сидит» с ребёнком вместо нас, не научит его общаться. Мозг подобен мыш- цам, которые обучаются и трени- руются. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок мог ездить на велосипеде, вы учите его кататься. Если вы хо- тите, чтобы он мог ждать, его надо научить терпению. Если вы хотите, чтобы ребёнок мог общаться, не- обходимо социализировать его. То же самое относится ко всем другим навыкам. Мы создали для наших детей искусственный мир. В нём нет ску- ки. Как только ребёнок затихает, мы бежим развлекать его снова, потому что иначе нам кажется, что мы не выполняем свой родитель- ский долг. Мы живём в двух раз- ных мирах: они в своём «мире ве- селья», а мы в другом, «мире ра- боты». Что делать? Если мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми и здоровы- ми, нам надо проснуться и вер- нуться к основам. Устанавливай- те ограничения и помните, что вы - родитель ребёнка, а не его друг. Обеспечьте детям то, что им нужно, а не то, что им хочется. Не бойтесь отказывать детям, если их желания расходятся с потребно- стями. ♦ Давайте здоровую пищу и ограничивайте чипсы и тому по- добное. ♦ Проводите час в день на при- роде. ♦ Ежедневно устраивайте се- мейный ужин без электроники. ♦ Играйте в настольные игры. ♦ Каждый день привлекайте ре- бёнка к домашним делам. ♦ Укладывайте ребёнка спать в одно и то же время, не позволяйте брать в постель гаджеты. ♦ Учите детей ответственности и независимости. Не ограждайте их от мелких неудач. Это готовит их к преодолению жизненных пре- пятствий. ♦ Не складывайте и не носи- те за ребёнка ранец, не приноси- те ему в школу забытую еду, до- машнюю работу, не очищайте ба- нан для 5-летки. Учите их самосто- ятельно делать всё это. ♦ Научите терпению и дайте возможность свободно проводить время, чтобы у ребёнка была воз- можность заскучать и проявить свои творческие порывы. ♦ Не окружайте ребёнка посто- янными развлечениями. ♦ Не подсовывайте технику как лекарство от скуки. ♦ Не поощряйте использова- ние гаджетов за едой, в машине, в ресторане, в магазине. Пусть моз- ги ребёнка учатся самостоятельно разгонять «скуку». ♦ Не отвлекайтесь на телефон, общаясь с ребёнком. ♦ Научите ребёнка справляться со злобой и раздражением. ♦ Поддерживайте эмоциональ- ную связь: улыбайтесь, целуйте, щекочите ребёнка, читайте ему, танцуйте, прыгайте и ползайте с ним вместе! Фото с сайта pexels.com Гаджеты стали бесплатными няньками, но за эту помощь нужно платить. Мы расплачиваемся нервной системой наших детей, их вниманием и способностью отложить удовлетворение своих желаний Обеспечьте детям то, что им нужно, а не то, что им хочется. Не бой- тесь отказывать де- тям, если их желания расходятся с потребно- стями. √ Когда родители в семье начинают выполнять это правило, то замеча- ют, что оно очень многое меняет в отношениях к лучшему. Оно заклю- чается в том, чтобы всегда встре- чать ребёнка с такой огромной ра- достью, как будто встречаете дру- га, которого не видели уже много- много лет. И не важно, вернулись ли вы из магазина, в который вы- бегали за хлебом, или пришли до- мой с работы. Обычно всё, чем с вами хочет поделиться ребёнок, он выдаёт в первые минуты встречи, именно в этом заключается важность не упу- стить это время. Вы сразу заметите тех родите- лей, которые интуитивно выполня- ют это правило. Например, заби- рая ребёнка со школы, они всегда приседают на уровень его глаз, об- нимают при встрече и говорят, что соскучились. В то время как другие родители просто берут ребёнка за руку и говорят: «Пошли», разгова- ривая при этом по телефону. Приходя с работы, сразу обра- Правило трёх минут Наталия Сиротич, практикующий психолог Дети всегда требуют к себе немедленного внимания. Оказывается, есть важное правило трёх минут, которое работает как для супру- гов, так и для детей. щайте всё внимание на ребёнка. Разувайтесь и бегите за ним. Вы имеете несколько минут для того, чтобы сесть рядом, расспросить о его дне и выслушать. Потом уже пойдёте кушать и смотреть ново- сти. Если вы таким образом не об- ратите внимание на ребёнка, то он будет ходить за вами целый вечер, требуя общения. Важно не количество времени, а эмоциональная близость. Иногда несколько минут душевной беседы значат для малыша гораздо боль- ше, чем целый день, проведённый с вами вместе. То, что мы всё время забеган- ные и озабоченные, точно не сде- лает наших детей счастливее, даже если мы считаем, что де- лаем это ради них и их благопо- лучия. Детям очень нужно обще- ние, нужен собственный жизнен- ный пример. Для родителей и детей выра- жение «время вместе» имеет раз- ное значение. Для взрослых доста- точно, чтобы дети просто находи- лись рядом с ними, когда они де- лают что-то дома или идут в мага- зин. А вот для детей понятие «вре- мя вместе» – это смотреть глаза в глаза, когда родители садятся ря- дом, откладывают мобильные те- лефоны, исключают мысли о сот- нях своих проблем и не отвлекают- ся на посторонние дела. Ребёнок никогда не доверится, если чув- ствует, что в приоритете у родите- лей в момент общения есть что-то важнее, чем он. Конечно, не всегда у родителей есть время на совместную игру с собственными детьми, но в такие минуты нужно делать только то, что хочет ребёнок. Не надо пред- лагать ему свои варианты свобод- ного времени. НАПОСЛЕДОК Время скоротечно, и вы не успеете опомниться, как ваши сы- новья и дочери повзрослеют, поэтому начинайте строить до- верительные отношения с ними уже сейчас. Пусть правило трёх минут вам в этом пригодится.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz