Народное слово. 2021 г. (п. Лев-Толстой)
Народное слово № 40 (11269) 14 октября 2021 г. 13 Тропою православия Свято-Димитриевский Троекуровский Иларионовский епархиальный женский монастырь Архимандрит Иосиф (Пальчиков) и Н.Д. Еремеев. 2005 г. И ЕЩЁ Когда-то к западу от Троекуровского монастыря находилась приписная к нему каменная часовня на святом источнике. На этом месте, по преданию, явилась одна из святынь обители - Владимирская икона Божией Матери, именуемая «Явленной». К этой часовне и источнику ежегодно совершался крестный ход. После революции часовню разрушили, но летом 2013 года здесь был установлен новый колодец со срубом и на- весом над ним. 3 июня 2014 года, на праздник Владимирской иконы Божией Матери, впервые в истории Троекуровского монастыря крестный ход на источник возглавил правящий архиерей – владыка Максим, который и освятил это место. К сожалению, время нашей поездки в Иларионовскую обитель было ограничено и мы не успели посетить эту святыню, но появился повод вернуться сюда снова. Народное слово № 40 (11269) 14 октября 2021 г. 12 Только въехав в Троекурово, мы из- далека увидели златоглавый Ила- рионовский монастырь, который является украшением раскинувше- гося на берегах Красивой Мечи жи- вописного села. Уже от одного его вида в душе воцарились радость и умиротворение, отступили трево- ги и укрепилась вера, что во всех наших делах мы можем рассчиты- вать на помощь Всевышнего и за- ступничество святого Илариона. Дивный старец Из внимательно изученных перед поездкой жизнеописаний старца мы узнали, что он переселился в село Троекурово в 1824 году, при- няв предложение помещика Ива- на Раевского жить в его имении в специально устроенной для него келье возле Димитриевской церк- ви. С этого момента и начинается история Троекуровской обители. К тому времени слава о подвижни- ческой жизни и огромной духов- ной силе Илариона распространи- лась уже повсеместно и привлека- ла к нему многочисленных, знат- ных и простых, посетителей – за советом, за благословением на ка- кое-либо дело, за словами утеше- ния. С большинством из них он об- щался через келейника, а некото- рых принимал лично, руководству- ясь не знатностью и состоянием, а важностью и неотложностью нужд посетителей. Осталось много свидетельств чудесной помощи преподобно- го просящим, а некоторые из них оставили такие воспоминания: «Дивный был старец отец Илари- он! Скорбь ли домашняя налетит тучей, недоумение ли камнем ля- жет на сердце – что тут делать? И побежишь, бывало, к старцу. Под- нимется он со своей коечки, отво- рит келию. Положим оба по три по- клончика пред святыми иконами – такое уж у него было обыкновение с каждым посетителем. Садиться никогда не просил и сам стоя начи- нал разговор иносказательно, от- крывая помыслы, с какими, быва- ло, придёшь к нему. Тихая и при- ветливая речь старца, исполнен- ный спокойствия и любви взор его в один миг, случалось, разгонят хоть какие тучи скорбей и сообщат Дух мой пребудет в этом месте вечно В рамках редакционного проекта «Тропою православия» читатели «Народного слова» уже «побывали» вместе с журналистами во всех точках нашего района, где пребывал когда-то преподобный. На сей раз наш путь лежал к месту его последнего пристанища и раке с мо- щами святого. Тропою православия Сотрудники районной газеты «Народное слово» поклонились мощам преподобного Илариона в Архангельском храме обители На днях сотрудники районной редакции побывали в селе Троекурово Лебедянского района, где угодник Божий Иларион Троекуровский, покинув Лев-Толстовский район, прожил 29 лет своей жизни Светлана Дроздова ному рассолу, что при случае со- ветовал и другим. В конце жизни, примерно за шесть лет до смерти, Иларион Троекуровский лишился зрения. Зарождение обители Зарождение обители началось с того, что вокруг Илариона стали селиться благочестивые девушки и вдовы, желавшие постоянно на- ходиться под духовным руковод- ством старца и пользоваться его наставлениями. С согласия вла- дельца села Раевского ими были поставлены несколько келий. Ила- рион назначал им послушания: пе- чение просфор для храмов, чему обучил их сам, хорошо знакомый с этим делом ещё с пребывания в Петропавловской пустыни. Кро- ме того, затворник вменил им в обязанность обустраивать отдых и трапезу многочисленных стран- ников, посещавших Троекурово в эти годы. Все послушницы получа- ли от старца содержание, а порой и благовременную помощь, но осо- бенно Иларион заботился об их ду- ховных нуждах, старался отсекать в них поводы к тщеславию и бес- полезному любопытству, тягу к пу- стым разговорам, излишнюю попе- чительность о вещах. Когда послушниц стало доста- точно много, Иларион собрал не- обходимые средства и обратил- ся к Преосвященнейшему Еписко- пу Тамбовскому с просьбой об от- крытии в с. Троекурово женской общины. О том, что в будущем на этом месте будет монастырь, старец, обладавший даром прозорливо- сти, говорил неоднократно. Прав- да, сам он не дожил до счастли- вого дня его открытия. Димитри- евская женская община была ут- верждена указом Святейшего Си- нода в 1857 году, а через 14 лет пе- реименована в Троекуровский Ди- митриевский Иларионовский жен- ский монастырь. Святой старец мирно почил 5 ноября 1853 года. Незадолго до этого он, предчувствуя свою кон- чину, сам подготовил для своего погребения пещеру. Всё больше слабея телесно, он уже не мог, как прежде, ходить в храм, всё реже стал принимать посетителей лич- но, хотя через своего келейника никого не оставлял без ответа. Боголюбивых сестёр, опеча- ленных предстоящей разлукой со своим наставником, он то утешал пророческим обещанием, что «бу- дет на этом месте обитель, как Преподобный Иларион Троекуровский лавра цветущая», то обращался к ним с увещанием: «Что вы скор- бите? Ведь телом только разлу- чаюсь с вами, а молитвенный дух мой пребудет вечно в этом благо- словенном месте». Всем же дал такое общее завещание: «Во вре- мя скорби, болезни или каких не- доумений отслужите молебен пред Владимирской иконой Царицы Не- бесной с акафистом – я и сам пред Её иконой молился. Потом и меня, грешного, помяните, отправивши панихиду». За три дня до кончины угодник Божий пожелал святой воды из Тю- шевского колодца, от чудотворной иконы Божией Матери «Живонос- ный Источник». Перекрестился, проглотил две ложки святой воды и после этого уже ничего не вкушал. Горестная весть о кончине стар- ца разнеслась с быстротой мол- нии. Число собравшегося народа, по свидетельству очевидцев, было свыше 10 000 человек. Над пещерой с гробом препо- добного помещик Раевский вско- ре поставил деревянную церковь. Её главный престол был освящён в честь Владимирской иконы Бо- жией Матери, которую особо почи- тал старец. Впоследствии на этом месте был возведён пятиглавый каменный собор, который сегодня является сердцем Троекуровского монастыря. Его строительство ста- ло поистине всенародной строй- кой. Пожертвования поступали из многих городов - Москвы, Петер- бурга, Бахмута, Вятки, Екатерино- дара, Епифани, Ельца, Казани, Ки- ева, Кременчуга, Курска, Николае- ва, Новочеркасска, Одессы, Осий- ска, Пензы, Перми, Полтавы, Ры- бинска, Самары, Саратова, Сим- бирска, Ставрополя, Тулы, Харь- кова, Александро-Грушевска и, ко- нечно, от местных помещиков. Главный престол был освящён в 1893 г. Сорок пять икон главно- го иконостаса собора, написанные на сусальном золоте, и серебря- ные ризы с позолотой на местные иконы и на царские врата выполня- ли московские мастера. Средства для иконостаса также собирались по всей стране. Под Владимирским собором по-прежнему находилась небольшая пещерная церковь во имя св. Мефодия и св. Феодосии (небесных покровителей родите- лей преподобного). В ней была гробница старца Илариона, покры- тая серебряной доской с изобра- жением троекуровского подвижни- ка во весь рост. Период расцвета Конец 19 и начало 20 веков мож- но назвать периодом наивысшего расцвета Троекуровской обители. Завещание преподобного Илари- она - окончить дело её основания - было исполнено. Одновременно со строительством Владимирского собора активно обновлялись или строились другие храмы, возводи- лись дома и хозпостройки. Сюда, к гробнице старца Илариона, стре- милось множество простого наро- да и представителей самых бога- тых и образованных слоёв россий- ского общества. В это время в оби- тели было более полусотни мона- хинь и около 200 послушниц. Если бы мы побывали в Тро- екуровском Иларионовском жен- ском монастыре незадолго до ре- волюции, то увидели бы каменную ограду с большими башнями, за ко- торой возвышались три монастыр- ских храма - Владимирский собор, Димитриевская и Архангельская церкви. Четвёртый храм - Ильин- ский - располагался над святыми вратами в западной стене обители. В южной стене, также над ворота- ми, взметнулась вверх колокольня. Мы увидели бы большой двухэтаж- ный корпус для странников и одно- этажную каменную трапезную, под одной крышей с ней - кухню, пе- карню и три амбара; двухэтажное кирпичное здание для просфорной и церковно-приходскую школу; ке- лью для чтения Псалтыри и дома для священнослужителей, а вдоль всей монастырской ограды – около сотни деревянных келий, выстро- енных за свой счёт насельницами обители для проживания. Кроме того, мы увидели бы скотный и кон- ный дворы с каменными построй- ками, амбарами и сараями. Но са- мый большой интерес у нас вызва- ла бы, несомненно, бережно со- храняемая сестрами обители бре- венчатая келья затворника Илари- она, построенная для него поме- щиком Иваном Раевским. Она на- ходилась за алтарём Владимир- ского собора. Если бы нам удалось совер- шить путешествие во времени, то мы бы убедились, что в начале 20 века Иларионовская обитель про- цветала. Кроме построек в самом Троекурово ей принадлежали два дома - каменный и деревянный - в городе Лебедяни. У монастыря было большое хозяйство, обеспе- чивавшее продовольствием много- численных сестёр обители - плодо- вый сад, огород, конный и скотный дворы, каменная ветряная мель- ница. Монастырю принадлежали два хутора с 550 десятинами па- хотной земли, а из построек в них были дома для сестёр и рабочих, кухни, ветряная мельница, камен- ные просорушка и рига с конной передвижной молотилкой и веял- кой, кузница, баня, амбары. Помимо сельскохозяйственных работ на монастырских хуторах на- сельницы Троекуровской обители занимались вышиванием по кан- ве гладью и золотом, тканьем ков- ров, украшением икон. Двусторон- ние ковры славились на всю окру- гу. Нередко столичные паломники увозили их в Москву и Петербург. Ковёр ручной работы, изготовлен- ный монахинями Троекуровского монастыря, был и в келье старца Амвросия Оптинского, который все эти годы после своего судьбонос- ного посещения Илариона поддер- живал духовную связь с обителью и жертвовал деньги на её благо- устройство и украшение. Во времена безбожия Страшные и трагические для Рус- ской Православной Церкви и всей России события 1917 года и после- дующие времена безбожия при- несли Троекуровской обители упа- док и разорение. Сначала были «муниципализированы» несколь- ко зданий. Затем была объявлена продажа различных построек оби- тели и раздел их между местными ведомствами. Однако многие се- стры, несмотря на открытые гоне- ния со стороны местных властей, не покинули обитель, а продолжа- ли совершать богослужения в мо- настырских храмах и вести хозяй- ство. В 1927 г. власти окончательно закрыли монастырь, запретив со- вершать богослужения и отобрав у насельниц оставшиеся здания и постройки. Впрочем, часть сестёр всеми правдами и неправдами пыталась остаться в родных сте- нах, и многие из них до конца сво- их дней прожили на территории монастыря. В том же 1927 г. власти при- няли решение о строительстве на месте монастыря крахмального за- вода. При этом монастырские по- стройки предполагалось снести и использовать, как строительный материал. Трагична была судьба мно- гих священнослужителей обите- ли. Например, многодетную и со- всем не богатую семью последне- го настоятеля Владимирского со- бора Тихона Архангельского рас- кулачили, отобрали дом, имуще- ство и домашнюю живность. Се- мья скиталась по приходам, само- го батюшку несколько раз аресто- вывали по обвинению в контрре- волюционной деятельности. Свя- щенник мужественно держался на допросах, отказывался отречься от веры и сана, никого не предал и не оклеветал. «Тройка» Управле- ния НКВД по Воронежской области приговорила Тихона Архангельско- го к расстрелу. Тело мученика за веру погребено в одной из безвест- ных могил под Липецком. В день ареста о. Тихона была арестова- на и его супруга матушка Хиония. Она была приговорена к 8 годам исправительно-трудового лаге- ря. Женщина, несмотря на серьёз- ную болезнь, выдержала все из- девательства, допросы и требова- ния отречься от веры и признаться в преступлениях. Она была выпу- щена из лагеря за месяц до смер- ти и похоронена на кладбище близ приходской Никитской церкви села Тютчево. К сожалению, сегодня её могила у полуразрушенного хра- ма безвозвратно утеряна. О. Тихон и матушка Хиония прославлены в лике святых среди множества дру- гих новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру Чтимая Владимирская икона Божией Матери «Троекуровская Явленная» душе умиротворение, и так легко станет на сердце! К нему идёшь под гнётом тяжкого бремени, а от него летишь, словно птица на кры- льях». «Вот человек-то был! К нему, бывало, лишь только едет кто, а он уже знает, кто едет, откуда и зачем. Иного от роду только в первый раз видит, а уже называет его по имени и тут же сам говорит, зачем он при- шёл к нему». Из своей келии Иларион выхо- дил только в церковь, из-за чего его стали называть Троекуров- ским затворником. Люди со сред- ствами считали за великое сча- стье, если преподобный прини- мал от них пожертвования. Он же раздавал приносимые ему благо- творения на строительство, ре- монт и обустройство храмов (при- чём, не только троекуровских), на помощь нищим. Покупал для цер- ковных богослужений вино, дере- вянное масло, свечи и ладан, муку для просфор. Заключённым в тем- ницах узникам отец Иларион еже- годно перед праздниками Светло- го Воскресения и Рождества Хри- стова посылал деньги и гостинцы. Известно, что богадельня при Ди- митриевской церкви содержалась почти всецело на средства отца Илариона. А в голодный 1840 год он прокормил всё население Трое- курова, насчитывавшее в то время более 2000 человек. Рассказывали, что наружность батюшки поражала: даже в пре- клонном возрасте он выглядел юношей - с тонким, прозрачным, необыкновенной белизны лицом. У него были тёмно-голубые гла- за, длинные серебристые воло- сы, клинообразная борода, прямой нос с небольшой горбинкой, а на губах часто играла улыбка. Если ранее подвижник по кре- пости сил телесных часто измож- дал себя холодом, то здесь, в Тро- екурово, из-за потерянного здоро- вья холод стал для него невыно- сим. Поэтому зимой и летом в его келье была жарко натоплена печь, но при этом он часто носил тёплые валеные сапоги. В болезнях теле- сных старец не прибегал к помощи врачей и медицинских препара- тов, а обращался к средствам на- родным – редечному соку и огуреч- СЛОВО СВЯЩЕННИКА Если вам трудно молиться сра- зу после пробуждения, поста- райтесь поступать так: проснув- шись, перекреститесь и начните читать начальные молитвы. За- тем исполните утренний туалет, выпейте святой воды и съешьте просфору, и пока варится кофе, продолжайте молиться дальше. Затем, выполнив какую-то часть правила, можно выпить кофе и прочитать утренние молитвы до конца. Когда вы приучите себя к это- му, то сможете без ущерба для внимания совершать утреннее правило. Есть разные причи- ны, которые могут повлиять на наше настроение. Какой-то пло- хой сон, дурные новости… Но есть способы, которыми можно поддерживать и улучшать своё настроение, настроить себя на грядущий день. Главный из спо- собов - я встаю утром, радуюсь, что я жив, что прошла ночь, я от- дохнул и благодарю за это Бога. Встал, перекрестился и гово- рю: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь! Благосло- ви меня, Господи, в наступив- ший день, чтобы я прожил его без грехов, с пользой». Так я себя настраиваю. Бог помог мне провести благопо- лучно ночь, и сейчас я знаю, что Он мне поможет и день прове- сти так же. Я в это верю и на это надеюсь. Нужно стараться, что- бы плохое настроение не вли- яло на тех людей, которые нас окружают. Они не виноваты, что у нас что-то не так в жизни, что мы не выспались, что у нас пло- хо со здоровьем. Они не долж- ны испытывать на себе какой-то негатив от нас, это будет непра- вильно. Поэтому своё настрое- ние нужно делать. Встань перед иконой со словами: «Господи, вот что-то у меня всё внутри ко- лотится, какое-то у меня настро- ение нехорошее. Помоги мне, чтобы я никому не нахамил, ни- кому не нагрубил. Помоги мне, чтобы моё настроение измени- лось на лучшее, чтобы я не сде- лал никому ничего плохого. По- моги мне, Господи!» Не следует забывать о мо- литве и в течение дня, молитва очень важна в жизни современ- ного человека, и без молитвы христианин теряет силу и волю к духовной жизни. Нужно всяче- ски настраивать себя на хоро- шее, подумать о чём-то прият- ном. Негативные мысли в голо- ве бегают как белки в колесе. К ним необходимо подсадить спо- койных белок, чтобы они пере- воспитали бешеных зверьков, и настроение потихоньку измени- лось на лучшее. Не нужно си- деть и жалеть себя, нужно забы- вать о себе и думать о других. Можно посмотреть на людей, которые рядом и которым ещё хуже, чем нам. Тогда мы пой- мём, что на самом деле у нас не так уж много причин для пло- хого настроения. Когда мы нач- нём помогать другим людям, ко- торые нуждаются в нашей по- мощи, наше настроение обяза- тельно улучшится. Протоиерей Максим Федоряченко В молитвослове перед утрен- ним правилом сказано, что чи- тать его нужно, едва проснув- шись, «прежде всякого друго- го дела». Но не всегда и не у всех так получается. Кому-то нужно хотя бы кофе выпить, размяться, прогнать остат- ки сна, иначе голова не ясная, глаза слипаются, и получает- ся не молитва, а механическая вычитка через силу. Как настроить себя на молитву и на начало дня? в XX столетии. Но вернёмся в Троекуровский монастырь, официальное реше- ние о ликвидации которого было принято облисполкомом ЦЧО в 1930 году. Здания были переданы для использования под «местные нужды». Но, видимо, по молитвам угодника Божия Илариона обители было не суждено погибнуть окон- чательно. Решение о сносе мона- стыря и строительстве на его ме- сте крахмального завода отмени- ли, а вскоре в храмах и других по- стройках обители разместились цеха и склады предприятия по пе- реработке плодов и ягод совхоза «15 лет Октября». Монастырские постройки при этом постепенно приходили в ветхость, перестра- ивались, частично разрушались, но основная часть монастырско- го комплекса всё-таки устояла во времена лихолетья. Возрождение Начало возрождения монастыря относится к концу 80-х годов, когда территорию обители освободили и передали Православной Церкви. В 1993 году местные жители созда- ли приходскую общину при сохра- нившемся лучше других на терри- тории монастыря Михайло-Архан- гельском храме. В обитель верну- лись её главные святыни – две чу- дотворные иконы Владимирской Божией Матери. Начались восста- новительные работы, и главным их благотворителем и попечителем стал руководитель местной агро- фирмы «15 лет Октября» Николай Еремеев (потом это дело продол- жил его сын Дмитрий). Прихожане испытывали огром- ную радость от преображения мо- настырских зданий и территории, но всех волновал один вопрос: со- хранилась ли гробница и честные останки Троекуровского затворни- ка? Ведь время хозяйствования консервного завода многое унич- тожило или изменило до неузна- ваемости. К счастью, одна из быв- ших насельниц монастыря смогла точно указать место погребения старца. 13 июля 1999 года останки Ила- риона Троекуровского - с фрагмен- тами гроба, обуви, монашеского пояса, чёток и другими частицами – были торжественно обретены и перенесены в действующий храм Архистратига Михаила, где и по- коятся в настоящее время. От них, как и прежде, происходят чудеса исцелений. В 2003 году по решению Свя- щенного Синода Свято-Димитри- евский Иларионовский женский монастырь был вновь открыт. В 1988 году, в год тыся- челетия крещения Руси, преподобный Иларион, затворник Троекуров- ский, был прославлен в соборе Липецких, Там- бовских, Воронежских и Рязанских святых. √ Чрез все житие твое неуклонно Богу последовав, любве ради к Нему мнози подвизи, скорби и болезни понесл еси и еще на земли храм че- стен Святаго Духа чистотою души твоея соделался еси. Темже дар рассуждения и совета, дар прозорливости, дар изцеления и чудотво- рения еще в земной твоей жизни в изобилии от Господа приял еси. Ве- дуще велие твое пред Богом дерзновение, с верою и любовию к тебе притекаем и усердно молим тя: испроси у Господа Вседержителя миру умирение, жития христианскаго на Руси утверждение, от глада и пагу- бы избавление, душам же нашим спасение. Умоли Всещедраго Вла- дыку, да угасит пламень страстей наших и низпослет росу благодати Своея на иссохшия сердца наша, да и мы молитвами твоими плод ду- ховный принесем и сподобимся странствие земное непостыдно скон- чати и в Отечестве Небеснем часть со святыми улучити, да славим и поем Всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Молитва преподобному Илариону О, предивный угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Иларионе, Троекуровский затворниче и чудотворче, земли Липецкия славо и похвало! Фото Павла Жабина Фото с сайта el-eparhy.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz