Народное слово. 2021 г. (п. Лев-Толстой)
Народное слово № 34 (11263) 2 сентября 2021 г. Затерялся в полях колокольный звон, запылал костёр из святых икон 11 Тропою православия Солнечным августовским днём редакционная машина, проделав многокилометровый путь по асфальту, резво запылила вдоль скло- нённых подсохших головок подсолнухов по направлению к конеч- ному пункту назначения. Фото Светланы Дроздовой На крыше – берёзки, а рядом рябины, и стало нам грустно от этой картины Село Зыково – не ближний свет по отношению к райцентру, оно расположено на берегах Ягодной Рясы у самой границы с Чаплыгинским районом, но расстояние не имеет значения, если в конце пути ждёт интересная встреча Светлана Дроздова Попав на цокольный этаж, мы напрасно искали следы печей – ничего от них не осталось «Мастера храм строили, словно кружева плели», - подумали мы, рассматривая ажур стен и окон ДОСЛОВНО - Мне очень жаль нашу церковь. Представляете, какой кра- сивой она была до разграбления? Как-то приезжал батюшка отпевать одного из местных жителей, осмотрел храм и ска- зал, что, если бы село не было вымирающим, можно было бы взяться за его восстановление. Но теперь уже поздно, некому в нём молиться… Фото Татьяны Синичкиной Сотрудники районной редакции ехали к уникальному Зыковскому храму, одиноко стоящему на воз- вышенности в стороне от села. Согласимся с теми, кто скажет, что каждый из храмов по-своему красив и уникален, и это не мо- гут скрыть годы забвения, разру- шения и варварской эксплуата- ции. Но у Зыковского храма есть одна особенность, которая отли- чает его от имеющихся и в райо- не, и за его пределами. Дело в том, что освящён он был уже после ре- волюции, в 1919 году, что по тем временам можно считать случаем из ряда вон выходящим. Массово крушить православные святыни в 1919 году ещё не начали (не до того пока было), но ломка сложив- шихся устоев уже началась. Мы въехали в село, в котором когда-то кипела жизнь, рождались дети, гремели свадьбы, а по вече- рам звенели переливы гармони, песни и смех парней и девчат. Те- перь здесь другая картина. Зыко- во встретило нас тишиной, и лишь вымахавшие выше человеческо- го роста репейники в знак привет- ствия вяло кивали нам колючими головами. Со всех сторон на не- прошеных гостей пустыми глаз- ницами смотрели из зарослей за- брошенные дома, и лишь кое-где по выкошенным лужайкам можно было определить, что жизнь в этом некогда живописном месте ещё слабо пульсирует, не спеша затих- нуть совсем. Преодолев последний отре- зок пути, мы оказались на пригор- ке, с которого открывался вид на всё село, и осторожно подошли к храму, словно боясь потревожить огромного, уснувшего до поры до времени исполина. Даже бегло- го взгляда оказалось достаточно, чтобы оценить ровную искусную кладку стен и сводов здания. Не- смотря на возраст, оно смотрит- ся, как монолит, и не дало ни од- ной значительной трещины. И это притом что безбожники не цере- монились, когда сбивали кресты, крушили колокольню, разбивали кирпичи, расширяя вход для про- езда тракторов. Войдя внутрь че- рез центральные ворота, мы стол- кнулись с неожиданной преградой - под выломанным деревянным полом оказался цокольный этаж. Вход в это нижнее помещение был отдельным, и куст бузины, разрос- шийся снаружи возле фундамен- та, почти полностью скрыл его от посторонних глаз. По нашим пред- положениям, на цокольном этаже было подсобное помещение с ото- пительной системой храма. Мы обогнули здание, чтобы войти через одну из боковых две- рей. Попутно рассмотрели затей- ливый ажур решёток, до сих пор сохранившийся в оконных проё- мах. Правда, на одном из них про- сматриваются чьи-то потуги изъять металл, но сделать это не удалось - построено на века. Мы оказались в средней части храма. Если бы можно было пере- нестись на век назад, то, повер- нувшись на северо-восток, мы уви- дели бы перед собой алтарь. Со- гласно архивным данным, он от- делялся от середины церкви де- ревянным четырёхярусным иконо- стасом. По правую сторону от Цар- ских врат была расположена ико- на Спасителя во весь рост с бла- гословляющей десницей высотой 2 арш. 4 верш., шириною 1 арш. 1 верш. (напомним, что 1 аршин рав- няется 71,12 см, а один вершок - 4,44 см). Справа от Спасителя на- ходилась икона св. Архистрати- га Михаила того же размера, ещё правее - такая же икона Покрова Пресвятой Богородицы. По левую сторону от Царских врат была ико- на Божией Матери с Богомладен- цем на руках, левее от неё - ико- на Архангела Гавриила, ещё левее - икона святителя Николая (все три - одинакового с иконой Спасителя размера). Над Царскими вратами во вто- ром ярусе находилась круглая ико- на Тайной Вечери. На иконоста- се располагались и многие другие иконы как круглой, так и квадрат- ной формы. Судя по описи, самые большие иконы: Моление о чаше и Василия Великого в 3 аршина вы- сотой - находились в алтаре. Здесь также был овальный престол со- снового дерева. Перед иконостасом была со- лея в одну ступень (напомним, со- лея - это возвышение, которое пе- ред Царскими вратами полукругом выдаётся вперёд). На концах со- леи традиционно располагались клиросы. За правым клиросом Зы- ковского храма находилась икона св. благоверного князя Александра Невского, за левым - Боголюбская икона Божией Матери. К строительству каменного хра- ма в Зыкове приступили на стыке 19 и 20 веков. До этого жители при- ходили молиться в деревянную церковь Покрова Пресвятой Бого- родицы, построенную в 1880 году. Неподалёку в зарослях некоше- ной травы мы нашли неровности и предположили, что именно на этом месте стоял деревянный Покров- ский храм. В 1908 году он сгорел, но на полученную приходом стра- ховку была построена и освящена новая деревянная церковь с 11 ок- нами, двумя дверями и подвешен- ными на столбах колоколами. Па- раллельно продолжалось строи- тельство каменного храма. Где-то здесь находилась церковная сто- рожка и два деревянных причто- вых дома (такие дома предназна- чались преимущественно для по- стоянного проживания священ- но- и церковнослужителей храма со своими семьями). Дружное со- вместное проживание нескольких семей в одном доме при храме и коллективное ведение ими хозяй- ства сплачивало всю церковную общину данного прихода и явля- ло прихожанам образ искреннего христианского единения, открыто- сти, доверия, взаимной поддерж- ки, бескорыстия и глубокого терпе- ния. Согласно архивным докумен- там, в двухстах метрах отсюда сто- яла крестьянская мельница. По данным клировой ведомо- сти, кладка стен и колокольни ка- менного храма была закончена в 1915 году. Старостой Зыковской церкви на тот момент был крестья- нин Василий Филиппов, а в прихо- де насчитывалось около 200 до- мов и более 1250 мужчин и жен- щин. Достраивать и заниматься от- делкой нового храма пришлось уже в послереволюционный пе- риод. По свидетельству жителей, это было самое неблагоприят- ное время для строительства: то шла страшная война, отвлекавшая массу рабочих рук, то началась всероссийская разруха, когда ни- чего и за деньги нельзя было до- стать. Но с Божией помощью дело было благополучно доведено до завершения. 8/21 мая 1919 года с утра по- раньше жизнерадостный коло- кольный звон возвестил о том, что в селе большой праздник. Благо- чинным села Загрядчино протои- ереем Александром Ольгиным в сослужении с зыковским священ- ником Александром Чучкиным, а также священниками из сёл Топ- ки, Пиково, Ломовое и Журавинки новый храм был освящён. Все на- ходившиеся тогда на торжествен- ном богослужении надеялись, что воцарившаяся в стране неразбе- риха - явление временное. Цер- ковнослужители не подозревали, что новая власть уже совсем ско- ро яростно направит свои копья на их сословие, и по выдуманным об- винениям все они будут сосланы, а некоторые приговорены к расстре- лу. Да и самых трудолюбивых зы- ковцев объявят врагами народа и прогонят с родной земли, которую с любовью возделывали многие поколения их предков. Страшные, не поддающиеся здравому осмыс- лению события тех лет стали пер- выми штрихами к картине, которую мы вынуждены созерцать сегодня - зарастающие бурьяном крестьян- ские наделы, завалившиеся набок домишки, остовы животноводче- ских ферм и осквернённые право- славные святыни, бывшие когда-то величественными архитектурными шедеврами. Зыковский храм был закрыт в конце 30-х годов. Запылал костёр из святых икон и богослужебных книг. С протяжным стоном ударил- ся оземь колокол весом почти 6 с половиной центнеров. По максиму- му удалив всю христианскую атри- бутику, здание стали использовать в качестве зернохранилища. О мо- гилах священнослужителей, нахо- дящихся у его стен, предпочли за- быть. Глядя с пригорка на окрест- ности, долгие годы храм являет- ся немым свидетелем медленно- го и неотвратимого вымирания ли- шённого православной души села. Судя по крепости его стен, возмож- но, когда-нибудь он останется по- следним строением в этих удалён- ных от цивилизации местах. - Я даже не подозревала, что солнце может так окрашивать кир- пичи: на закате храм становится кроваво-красным, - поделилась с нами одна из последних жителей села Нина Лапшонкова (Резвова). - Я уехала отсюда после школы, а с выходом на пенсию вернулась на- зад. Чувствую себя здесь настоль- ко умиротворённо и спокойно, словно меня кто-то надёжно охра- няет… От моего дома храм хорошо виден (как, наверно, и с любой точ- ки села). Вечерами он словно све- тится в лучах уходящего солнца. - Когда он использовался по своему назначению, я, конечно, не знаю, ведь меня тогда не было ещё на свете, - охотно отвечала женщина на наши расспросы. - Но когда я была маленькой, он выгля- дел по-другому. Ещё были на ме- сте ворота, а над ними - икона, ко- торую, видимо, не успели сбить. А может, кто-то взял её на хранение. Знаю, что некоторые из икон жи- телям удалось спасти. Например, одна из них - огромная, овальная - долгое время хранилась у моей бабушки. О дальнейшей судьбе святыни я ничего не знаю. А в на- шем родительском доме была кру- глая икона Николая Угодника. Ког- да дом опустел, я увезла её с со- бой в московскую квартиру. Воз- можно, ещё многие иконы нашего храма теперь разбросаны по раз- ным местам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz