Народное слово. 2021 г. (п. Лев-Толстой)
Народное слово № 28 (11257) 22 июля 2021 г. Где-то в этих окрестностях Карповки, близ каменного храма с приходами Архангела Михаила и Николая Чудотворца, Иларион Троекуровский несколько лет жил спокойно, подвизаясь по-прежнему в посте, молитве и трудах Фото Ирины Абросимовой По намоленным местам В 1805 году закончился период жизни Илариона Троекуровского, связанный с Воловьим оврагом близ села Головинщино: по оговору недоброжелателей он был арестован и помещён сначала в острог, а затем на шесть месяцев в Раненбургскую пустынь. За это время его пещеры в овраге были разрушены, и затворник был вынужден ис- кать себе новое место пребывания. 11 В ИТОГЕ В 1819 году смиренно и с молитвой за врагов своих Илари- он решил удалиться от притеснителей и принял предложе- ние соседних владельцев Сухановых перебраться к ним в имение при селе Грязновка, а затем переехал в соседнее село Колычёво. Тропою православия (Продолжение следует) (Продолжение. Начало в № 27) День Крещения Руси ПАМЯТНАЯ ДАТА 28 июля - государственная па- мятная дата РФ. Праздник уста- новлен в честь одной из глав- ных вех в истории Руси - про- возглашения христианства в качестве государственной ре- лигии в 988 году. В этот день отмечается память равноапостольного князя Влади- мира, известного также как Вла- димир Красное Солнышко. Он был внуком великой княгини Оль- ги, которая приняла крещение в Константинополе и старалась привить своему потомку любовь и уважение к христианской вере. Существует легенда о том, как Владимир выбирал для сво- его народа подходящую рели- гию. Согласно преданию, князь сделал выбор в пользу право- славия под впечатлением от рас- сказов своих посланников, кото- рых он отправил в Константино- поль и которые вернулись, пора- жённые великолепием церковной службы. Исторически Крещение Руси было обусловлено целым рядом причин. Во-первых, объединение земель требовало отказа от пле- менных богов и введения моно- теистической религии по принци- пу «одно государство, один князь, один Бог». Во-вторых, весь евро- пейский мир к тому времени при- нял христианство. И, в-третьих, приобщение к христианской куль- туре давало стране сильный сти- мул к развитию. Владимир спо- собствовал распространению христианства на Руси, строил новые города и возводил в них церкви. Массовое крещение киев- лян произошло у места впаде- ния в Днепр реки Почайны. Ле- тописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попа- ми царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на ме- сте…». Вслед за Киевом постепен- но христианство пришло в дру- гие города Киевской Руси: Чер- нигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Одна- ко Крещение Руси затянулось на несколько столетий - до тех пор, пока христианство окончатель- но не победило языческие веро- вания. Поэтому жизнь православно- го человека без храма и пред- ставить себе невозможно. В нём совершаются главные события жизненного пути, освящаются все вехи нашего бытия: креще- ние - духовное рождение, испо- ведь - врачевание совести через покаяние и прощение Господом грехов наших, венчание - христи- анский брак, отпевание - прово- ды в жизнь вечную усопшего. А главное - в храме Спаситель пи- тает нас, приглашая к Своей не- бесной трапезе, в которой под видом хлеба и вина мы соеди- няемся с Господом, освящаясь Его Пречистой Плотью и Кро- вью. И как младенец испытыва- ет постоянную потребность в ма- теринской груди, так и истинный христианин спешит с радостью и надеждой в храм Божий, где его ожидает неизменно любящий и милующий. Протоиерей Артемий Владимиров На Руси было принято считать, что единое «Го- споди, помилуй», произ- несённое в храме, - больше, нежели все 150 псалмов царя Давида, прочитанные дома. На два-три года этим местом ста- ла церковная караулка в селе Го- ловинщино. Мы побывали в этом селе, но выяснить, где именно она стояла, сегодня не представляет- ся возможным. В то время в Голо- винщине (кстати, тогда это было село Алексеевское) имелись две деревянные церкви - в честь свя- тых бессребреников Космы и Да- миана (на кладбище) и Казанской иконы Божией Матери с придела- ми Никольским и Алексиевским (в центре села). Но осмелимся пред- положить, что караулка находи- лась неподалёку от Казанского храма и в него же преподобный хо- дил из Воловьего оврага на бого- служения. Десятилетия спустя Сегодня на этом месте стоит по- луразрушенный каменный храм, построенный вместо сгорев- шей в 1840 году Казанской церк- ви и обветшавшей Космодамиан- ской (строительство было начато в 1864 году). Эту огромную и краси- вую церковь закрыли в 1937 году и много лет использовали, как склад. Снесли колокольню, а для того что- бы по зданию могли проезжать для погрузки-разгрузки трактора, в сте- нах напротив друг друга прорубили ворота. Ремонтом здания никто не занимался, из-за чего теперь при- шла в совершенную негодность крыша, зияют пустотой проёмы окон и дверей. Когда пошёл про- цесс восстановления православ- ных святынь, головинщинцы за- горелись надеждой, что их вели- колепный храм будет возрождён. Но эксперты вынесли неутеши- тельный вердикт: из-за длительно- го хранения химикатов (в том чис- ле дуста) находиться в этих стенах небезопасно для здоровья, поэто- му для богослужений здание ис- пользовать нельзя. Пару лет назад активисты села выразили намере- ние всё же отремонтировать храм, чтобы сохранить его для потомков, как архитектурный шедевр. За ра- боту взялись с энтузиазмом. Из здания было вывезено 15 КамА- Зов копившихся годами удобрений и прочего мусора. А при расчистке прилегающей территории произо- шло сенсационное событие: об- наружился склеп, под кирпичными сводами которого покоятся остан- ки одного из священнослужителей храма. Хорошо сохранился дере- вянный, обшитый материей гроб, одежды, Евангелие в руках. Старо- жилы засвидетельствовали, что на этом месте находится несколько захоронений церковных служите- лей, когда-то на их могилах были и кресты, и надгробные плиты. Но во времена гонений на православие про кладбище предпочли забыть. Здесь, на костях, проводились схо- ды жителей, ездила тяжёлая тех- ника и даже производилась вспаш- ка земли. Каким образом в те вре- мена склепу удалось уцелеть, не рухнуть под тяжестью тракторов, не быть развороченным плугом, словом, ничем себя не обозначить, остаётся загадкой. Склеп реши- ли снова «законсервировать» и не тревожить прах покойного. А тер- риторию старого кладбища благо- устроить в знак почтения людей, много лет назад молившихся о на- шем спасении. 13 июля 2017 года, в День памяти Илариона Троеку- ровского, возле склепа прошло первое за последние десятилетия заупокойное богослужение по по- гребенным. Но вопросы остались: сколько веков назад построен этот склеп, кем был священник, для которо- го он возводился? У сотрудников редакции на тот момент возникло предположение, что им мог быть отец Трофим - учитель и духовный наставник преподобного Илари- она. Но в этой версии не всё схо- дилось по датам. И мы стали с не- терпением ждать, к чему приве- дут запросы, разосланные по раз- ным направлениям благочинным района протоиереем Андреем Гу- севым. Большие надежды возла- гались, в первую очередь, на ар- хив Рязанской области, ведь тог- да территория относилась к Рязан- ской губернии. Но там сведений не оказалось. Метрическая книга хра- ма села Головинщино была обна- ружена в Государственном архиве Липецка. Выяснилось, что за алтарём Головинщинской церкви находят- ся захоронения двоих священно- служителей. Один из них - первый настоятель храма (имеется в виду трёхпрестольный каменный храм, который мы видим сегодня) свя- щенник Евфимий Назаретов, ко- торый служил с 1873 по 1882 год. Второе захоронение принадле- жит служившему с 1882 по 1911 год священнику Николаю Левито- ву. Кто из них покоится в склепе, а кто в обычной могиле, выяснить не удалось. Другие захоронения в ме- трической книге не упоминаются. В настоящее время над скле- пом установлен погребальный крест. Планы по дальнейшему бла- гоустройству этого места, высад- ке здесь декоративных деревьев и кустарников пока, как выяснилось, не воплотились в жизнь. Провали- лась и идея с ремонтом - здание запущено настолько, что на ре- монт требуются многие миллионы рублей. В карповской келии Прожив несколько лет в Головин- щине, Иларион переселился в Кар- повку. Этому предшествовал такой эпизод. Карповский помещик князь Михаил Александрович Долгору- ков, урожаю на полях которого гро- зила гибель из-за засухи, прислал Илариону записку с просьбой по- молиться Господу о ниспослании дождя. Тот ответным письмом по- обещал исполнить его просьбу, и в тот же день полил дождь, спас- ший погибавшие хлеба. Это убе- дило князя в том, что Иларион уго- ден Богу, и он стал настойчиво при- глашать его пожить в своё имение. Для угодника возле церкви князь поставил удобную келью, а в ус- лужение ему приставил мальчика для доставки всего необходимо- го. Всё семейство князя любило и уважало Илариона, а княгиня соб- ственноручно обила сукном его ке- лию. С той поры прошло более двух веков. Карповка за это время пе- режила и период своего расцве- та, и тяжёлые времена угасания. В настоящее время непосвящённо- му человеку не по силам отыскать даже следы построек, разрушен- ных в конце прошлого столетия. Тем более невозможно предста- вить, где именно находился в быт- ность Илариона Троекуровского великолепный и регулярно плодо- носящий фруктовый сад с оранже- реей из абрикосовых, персиковых и шпанских вишен деревьев, дома тайного советника князя Алек- сандра и камергера князя Михаи- ла Долгоруковых, где стояли кня- жеские дома и келия подвижника. Безмолвным свидетелем событий той поры был и остаётся каменный храм с приходами Архангела Миха- ила и Николая Чудотворца, постро- енный стараниями князя Михаила Александровича в 1808 году. Прав- да, храмовая часть и колоколь- ня были достроены позже, а глав- ный престол во имя Иверской ико- ны Божией Матери освящён лишь в 1842 году. Сегодня полуразру- шенная церковь печально глядит пустыми глазницами на опустев- шее село и, к сожалению, не может рассказать нам обо всём, что про- исходило здесь на протяжении её многолетней истории. Известно, что в Карповке Ила- рион несколько лет жил спокойно, подвизаясь по-прежнему в посте, молитве и трудах. Князь, подол- гу проживавший в своём имении, с большим удовольствием и интере- сом вёл беседы с богомудрым под- вижником. К этому же времени от- носится предсказание Илариона об исходе войны 1812 года. Мно- гие соседи-помещики приезжали к нему за советом, куда им уехать от надвигавшихся полчищ Наполе- она. «Не расстраивайте напрасно своих пожитков и много не беспо- койтесь, - отвечал им угодник Бо- жий, - а молитесь усерднее Госпо- ду в посте и слезах; читайте ака- фист Матери Божией, и мы поми- лованы будем, а супостат посра- мится. Пусть он взял Москву - на деревне остановится». Пророче- ские слова подвижника сбылись. К Илариону приезжало много людей, ищущих исцеления теле- сных хворей, мудрых советов или душеспасительных бесед. Здесь же, в Карповке, Илариона часто посещала Дарья Дмитриевна Кату- кова. Эта благочестивая девица из села Пиково Раненбургского уез- да, ставшая впоследствии основа- тельницей монастыря в с. Сезёно- во, несколькими годами ранее об- ращалась к нему с вопросом, как ей устроить свою жизнь. По совету подвижника она поступила в одну из женских обителей, где провела семь лет. На момент пребывания Илариона в Карповке Дарья уже вышла из монастыря и прожива- ла в построенной для неё родите- лями келии в с. Головинщино близ церкви, где занималась выпечкой просфор. В 1817 году она впервые привезла к Илариону из Задонска блаженного Иоанна, впоследствии прославившегося как Сезёновский затворник. Дарья намеревалась просить Илариона взять себе юро- дивого в услужение, но преподоб- ный, провидя духовную зрелость Иоанна, несмотря на его юный воз- раст, отказался от предложения Катуковой и со смиренным видом сказал: «Не Иоанн мне, а я Иоанну должен служить - он старее меня». По совету Илариона блаженно- го Иоанна принял к себе помещик села Сезёново князь Фёдор Нико- лаевич Несвицкий. Известно не- сколько случаев, когда Иларион духовно прозревал многочислен- ные и разнообразные искушения Иоанна и спешил прийти ему на помощь духовными советами или душеполезными поступками. К сожалению, во все времена были недостойные, подлые и злые люди. После смерти князя Миха- ила Александровича дворовые и управляющие имением, не пони- мавшие духовной силы Иларио- на, постарались сделать всё, что- бы изжить его из Карповки. Они пи- сали на него ложные доносы моло- дому князю в Москву и настроили того против подвижника. И когда князь приехал в Карповку с наме- рением отказать Илариону в келии, то, встретившись с ним, вскоре по- нял всю нелепость возводимых на Илариона напраслин и, прощаясь, просил у него его молитв и благо- словения. Уезжая из имения, князь наказывал своим людям оберегать Илариона ото всех неприятностей. Однако ненавистники старца стали ещё более досаждать ему, пытаясь выжить его из имения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz