Народное слово. 2021 г. (п. Лев-Толстой)
ПОЭТИЧЕСКОЙ СТРОКОЙ Народное слово № 13 (11242) 8 апреля 2021 г. 11 Тропою православия Икона Силуана Афонского Икона Петра и Февронии Муромских Икона «Неупиваемая Чаша» Икона Иоанна Кронштадтского Святые лики сих икон – от предков, живших испокон Во время поездки в село Первомайское настоятель церкви Смоленской иконы Божией Матери иерей Геннадий Феофа- нов подробно рассказал нам о представленных там иконах Многие из них заказаны для храма прихожанами и приобретены на их пожертвования. Светлана Дроздова КСТАТИ Коллектив редакции принял решение при возможности посе - тить это святое место и подробнее рассказать о нём читате - лям «Народного слова». По тому, какие именно иконы захо- тели видеть в своей церкви жите- ли, можно догадаться, что на се- годняшний день больше всего вол- нует и тревожит людей, о чём бы они хотели помолиться Богу. Например, икона «Неупивае - мая Чаша». На ней Мария изобра- жена в молитвенной позе с возде- тыми руками, Младенец Христос - стоящим в чаше и благословляю- щим обеими руками. К этой иконе всегда обращались с мольбами об излечении пьющих родственников. Для многих семей сегодня пьян- ство близких является настоящей бедой и проблемой, и прихожанам Первомайского храма тоже есть о ком помолиться. Но святыня спа- сает не только от пьянства – она может исцелить зависимость от наркотиков, курения, азартных игр. Благодать Божией Матери укре- пляет в вере и дарует силу воли, помогает противостоять грехов- ным соблазнам, защищает от зла и могущественной дьявольской вла- сти, толкающей человека к само- разрушению и гибели. Кроме того, акафист «Неупиваемой Чаше» чи- тают родители, отпускающие своих детей во взрослую жизнь. Он по- могает избежать искажения нрав- ственных ориентиров, оберегает от опасностей и неприятных пре- вратностей самостоятельности, наставляет на праведный путь. Ещё одна икона, которую захо- тели приобрести прихожане Пер- вомайского храма, - святых Пе - тра и Февронии Муромских . Пе- ред ней молятся о крепком супру- жеском союзе, о решении семей- ных проблем и неурядиц. Всем из- вестно, что разводы – бич совре- менного общества. Молодым тяже- ло ужиться друг с другом. Девуш- ки мечтают, чтобы супруг угадывал и сразу исполнял желания жены. Парни же мечтают о красивой мол- чаливой женщине с функциями домработницы. Они не понимают (и родители им не объяснили), что надо ежедневно стараться строить отношения с близким человеком, поддерживать друг друга в слож- ные времена, смирять собствен- ный нрав, терпеть слабости друго- го. Ведь идеальных людей не бы- вает. Святые Пётр и Феврония пе- режили в молодости немало ис- пытаний, но смогли через все не- взгоды пронести преданность в су- пружестве, не потеряв веры друг в друга и в Господа. И сегодня пра- вославные обращаются к ним с просьбами о помощи в делах се- мейных. Достойное место в Первомай- ском храме занимает икона Иоан - на Кронштадтского. Молитва пе- ред этой иконой предохраняет от потери нравственных ориентиров и от пагубных искушений, помога- ет сохранить душевное здоровье и крепость брака. Иоанн Кронштадт- ский при жизни всегда молился за тех, кто был подвержен пьянству, и сегодня с молитвой об избавле- нии от этого порока к нему обраща- ются и сами раскаивающиеся пья- ницы, и их родные и близкие. Мо- лятся перед иконой Иоанна Крон- штадтского и о духовной гармонии в семье, об исцелении от телесных и душевных недугов. Молодые мо- лятся об успешной учёбе, старики - о поддержании духовного и теле- сного здоровья. Наше внимание привлекла икона Силуана Афонского , при- везённая с Афона. Она была зака- зана и пожертвована храму Михаи- лом Черноусовым. Что мы знаем о Силуане Афон- ском? Он родился недалеко от нас, в селе Шовском Лебедянского уез- да, в многодетной и бедной кре- стьянской семье, где ему дали имя Симеон. Осенью 1892 года он приехал в паломничество на Святую Гору Афон, где и остался, поступив в Русский Свято-Пантелеимонов мо- настырь. В 1911 году был постри- жен в схиму с именем Силуан. За свои молитвенные подвиги был удостоен явления Господа. Скон- чался 11 (24) сентября 1938 года. После себя Силуан Афонский оставил свои записки, опублико- ванные в 1952 году его духовным сыном архимандритом Софрони- ем (Сахаровым). Многие монаше- ствующие называют их «Новым Добротолюбием». Вся жизнь его была в покаянии и молитвах. Мно- гие священнослужители отмечают его, как сильного духом человека, добродушного, с кротким, весёлым и добрым характером. Православные христиане во всём мире называют старца Силу- ана «апостолом любви двадцатого века» за своеобразие монашеско- го подвига: за то, что «от смирен- ной молитвы он возрос до молит- вы за весь мир». Настоятель Первомайского храма о. Геннадий рассказал, что перед иконой Силуана Афонско- го молятся об исцелении для сво- их близких, просят примирения с врагами. Он помогает при голов- ных болях, мигренях, при гордыне и смирении, при несчастной люб- ви, при принятии решения, в скор- би и отчаянии. В настоящее время на малой родине святого, в Шовском, соз- дан настоящий исторический ком- плекс. Среди объектов, связанных с его жизнью, Христорождествен- ская церковь, в которой крестили будущего святого, родительский дом, памятник и часовня на месте его землянки, а также святой ис- точник в окрестностях села. Фото с сайта svyftmatrona.ru Фото Светланы Дроздовой Прямым следствием чрезмерной суетности и страстности челове- ка, с которыми он никак не борет- ся, есть постоянная нехватка вре- мени. Не это ли один из призна- ков конца света, о котором говорят многие отцы и учителя Церкви. Это запечатлено в церковных песно- пениях. А в XVII веке прп. Нил Ми- роточивый предупреждал, что пе- ред концом света «день будет вра- щаться как час, неделя как день, месяц как неделя, и год как месяц. Ибо лукавство человеческое сде- лало то, что и стихии стали напря- жёнными, начали ещё более спе- шить и напрягаться…». И действи- тельно, несмотря на быстрое раз- витие научно-технического про- гресса в ХХI веке, люди мало что успевают сделать за свою жизнь. Незаметно пролетают дни, годы. Ещё в начале ХХ века знаме- нитый богослов и философ Лосев А.Ф. делился следующими свои- ми наблюдениями: «С 1914 года время как-то уплотнилось и стало протекать скорее. Апокалипсиче- ские ожидания объясняются имен- но сгущением времени…». Так- же подобное в начале нашего ХХІ века переживал известный старец архимандрит Иоанн (Крестьян- кин): «Мы, очень многие, помним, как существовали лет шестьде- сят тому назад границы во време- ни: было утро, полдень, день, ве- чер. Всему было своё время, будто кто-то медленно, тихо, благоговей- но вращал стрелку времени по ци- Поспешай медленно! Есть такое латинское крылатое выражение: festinаlente – «поспешай медленно». В наше время, когда все куда-то торопятся и мало что успевают сделать, смысл этой фразы большинству людей непро - сто понять. Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ ферблату часов. Где это всё ныне? Теперь этого нет!». Когда христианин начинает ак- тивно подвизаться: молиться, по- ститься, совершать добрые дела, бороться со своими злыми при- вычками и страстями, то у него возникает желание быстро до- стичь в духовной жизни ощути- мых результатов. Например, побе- дить гнев, похоть, гордыню. Если человек неопытный и поддаётся на это искушение, то он начинает резко осуждать окружающих, кото- рые, как ему кажется, мешают ему в его подвигах. Особенно достаёт- ся домашним и близкому кругу об- щения. Человек становится злым и раздражительным, в душе возни- кает пустота, её он пытается чем- то заполнить. Многие при этом ув- лекаются политическими страстя- ми, которые сейчас особенно про- цветают, кто-то попадает в раскол или секту, обещающие быстрый успех, а кто-то совсем перестаёт ходить в храм и подвизаться. В со- стоянии гнева христианин не спо- собен на покаяние и молитву, да и никакая другая добродетель у него не ладится. От гнева рождают- ся памятозлобие и многие другие страсти – клевета, многословие, ложь. Кто трудами молитвы и по- ста побеждает гнев, тот побежда- ет все восемь основных страстей. А самое главное, христианин ста- новится кротким, то есть уподобля- ется Самому Христу, Который всех призывает: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен серд- цем» (Мф. 11:19). (С православного сайта) Молитва, пост и возникающие от них смиренномудрие и рассудительность должны возрастить в христиани- не союз трёх добродетелей: веру, надежду и любовь. А для этого и нужно придерживаться основного принципа духовной жизни – постепенности. И всё-таки церковь над тихой деревней Покой навевает блаженный и древний! Иль небо за нею, иль чистые звоны В душе растворяют бесследно препоны. И золото купола не вредоносно! Оно бескорыстно! Оно венценосно! Частичка Руси, уголок тот родимый, Он церковью будто веками хранимый! Святая защита живого пространства! И с горькими мыслями можно расстаться, Отбросивши торги, расчёты и меры, Почуявши силу ниспосланной веры… Видна отовсюду в деревне церковка. Пред нею за многое, братцы, неловко! Леонид Зельцер * * * Иду вдоль этих древних стен. Года вмурованы в столетья… О нет, не всё на свете тлен – Есть в мире место для бессмертья. Взмывают в небо купола – И слева слышен звон, и справа… Не говорите - Русь была И что её вся в прошлом слава. Средь канувших эпох и драм Людская жизнь сродни мгновенью. Но нашей веры светлый храм Стоит в веках назло забвенью. Народы разные, пыля, Шагают по своим дорогам… А Русь, пока стоит земля, За всех заступница пред Богом. Александр Бывшев Деревенская церковь Фото с сайта mbudotsdyut.ru Доброта Стираются лица и даты, Но всё ж до последнего дня Мне помнить о тех, что когда-то Хоть чем-то согрели меня. Согрели своей плащ-палаткой, Иль тихим шутливым словцом, Иль чаем на столике шатком, Иль попросту добрым лицом. Как праздник, как счастье, как чудо Идёт Доброта по земле. И я про неё не забуду, Хотя забываю о Зле. Юлия Друнина По весне По зелёному – узор чёрный… Скоро белым зацветут тёрны. Все печали унося в небыль, Землю радостью обдаст небо. По весне унынья грех вянет. По весне куда-то вдаль манит, И с молитвами легки дороги, Потому что пост идёт строгий. В покаянных вековых строчках Радость теплится, как жизнь в почках, Что проклюнутся в свою пору… Сердце Пасхой расцветёт скоро! Татьяна Шорохова * * * * * *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz