Народное слово. 2020 г. (п. Лев-Толстой)
Культура Народное слово № 37 (11214) 17 сентября 2020 г. 5 КСТАТИ В 2016 году Липецкому го- сударственному педагоги- ческому университету при- своено имя П.П. Семёнова- Тян-Шанского. Это раскры- ло перед вузом новые пер- спективы прямого научно- го сотрудничества с миро- выми центрами, связанны- ми с изысканиями Петра Петровича. го раз было на грани уничтоже- ния! Тяжёлые времена начались в 1917 году. До этого в усадьбе про- живала семья племянника Петра Петровича. После известных со- бытий она вынуждена была поки- нуть свой дом. Потеряв законного хозяина, усадьба много раз переходила из рук в руки. Сразу после револю- ции в ней была организована ком- муна «Заря социализма». После образования колхоза в доме раз- мещалось правление. Затем зда- ние было передано железнодо- рожникам, и вплоть до Великой Отечественной войны в нём от- дыхали их дети. В военное и по- слевоенное время оно исполь- зовалось как склад. В середине 50-х годов было передано Липец- кому облздравотделу под детский санаторий. После его закрытия в 1969 году многострадальный дом вновь был превращён в зернохра- нилище. Лишь в 1977 году накану- не 150-летия со дня рождения Семёнова-Тян-Шанского геогра- фическое общество СССР высту- пило с инициативой о восстанов- лении родового имения нашего ге- ниального земляка. К тому време- ни оно представляло собой жал- кое зрелище: от разграбленного дома остались лишь стены и кры- ша, большинство реликтовых де- ревьев знаменитого парка, спро- ектированного самим Петром Пе- тровичем, было безжалостно вы- рублено. После восстановления усадьба стала использоваться как база для прохождения практики студентов Липецкого педагогиче- ского института. Но с наступлени- ем тяжёлых перестроечных вре- мён в неё вновь почти на десять лет пришли разруха и запусте- ние. Наконец, в середине 1990-х, имение было передано дирекции по охране памятников, после про- ведения восстановительных ра- бот в 1997 году в нём был открыт мемориальный дом-музей П.П. Семёнова-Тян-Шанского. Но ещё необходимо восстановить дом для прислуги, находящийся в по- луразрушенном состоянии, лед- ник, каретный сарай, мельницу, расширить парк. Новая выставка В юбилейный год Великой Побе- ды в Музее-усадьбе состоялось открытие выставки «Война. Бло- када. Семёновы-Тян-Шанские». Экспозиция выставки повеству- ет о трёх поколениях семьи Семёновых-Тян-Шанских, в чьих судьбах отразилась война. Пяте- ро из них скончались в блокадном Ленинграде, трое защищали Ро- дину на фронтах, многие труди- лись в тылу. На открытие выставки из Санкт-Петербурга специально приезжал директор Фонда сохра- нения наследия П.П. Семёнова- Тян-Шанского праправнук Влади- мир Семёнов-Тян-Шанский, кото- рый передал для использования на выставке более двух десятков семейных реликвий, рассказыва- ющих о жизненном пути его близ- ких в годы Великой Отечествен- ной войны. Хранящие память 9 сентября 1892 года родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой Дарья Лапина Спустя 192 года после этого знаменательного дня левтолстовцы собрались в сквере имени признанно- го гения на митинг, чтобы почтить его память и воз- ложить к памятнику цветы. Одиннадцатиклассница Любовь Малюгина участвует в открытом микрофоне Фото Дарьи Лапиной Пейзаж Шишкина в технике офорта, 1892 г. Фото с сайта liveihterneb.ru Художник полудня Так называют великого русского художника-пейзажиста Ивана Шишкина, потому что он чаще всего писал свои картины в полдень, когда исчезают тени, солнце находится в зените, и это считалось высшим пилотажем среди художников МЕЖДУ ПРОЧИМ Открытие выставки началось музыкальным вступлением - пятиклассница Маргарита Морковина исполнила произве- дение Эдварда Грига. Далее с приветственным словом об- ратился к присутствующим глава района Эдуард Брагин, который пожелал всем приятного просмотра. КСТАТИ Самыми известными произведениями Толсто- го считаются романы «Война и мир», «Анна Ка- ренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хаджи- Мурат», цикл очерков «Севастопольские рас- сказы», драмы «Живой труп», «Плоды просве- щения» и «Власть тьмы», автобиографиче- ские религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и другие. Лев Толстой был самым издаваемым в СССР пи- сателем за 1918-1986 годы: общий тираж 3199 изданий составил 436,261 млн экземпляров. Выступившие на митинге глава района Эдуард Бра- гин и заведующая филиа- лом ГМТ «Мемориальный музей памяти Л.Н. Толсто- го «Астапово» Раиса Кры- лова напомнили, что Лев Николаевич - это величай- ший русский литературный деятель, гении, подобные Толстому, рождаются раз в несколько столетий. Без сомнения, нам повезло жить в месте, которое хра- нит память о нём. Интересной частью ми- тинга был «открытый ми- крофон», когда учащиеся 11-го класса выразительно и душевно прочитали от- рывки из известных произ- ведений творца, заставля- ющие задуматься о себе и своём месте в этой жизни. После возложения цве- тов все были приглашены в культурно-образователь- ный центр на интересную программу, посвящённую семье Толстых - Льву Ни- колаевичу и Софье Андре- евне, «48 лет рядом: вме- сте и врозь». Несмотря на то, что Толстого нет с нами вот уже без малого 110 лет, его произведения актуальны, востребованы, они живут в наших умах и сердцах. Мы в этом убедились, погово- рив с участниками меро- приятия об их самых лю- бимых произведениях пи- сателя. - Творчество Льва Тол- стого отпечаталось в моём сердце со школьной ска- мьи, - сообщил Эдуард Брагин. - Пожалуй, са- мым первым знакомством с ним был «Филиппок», и я помню этот простой дет- ский рассказ до сих пор. Но даже сейчас меня вос- хищает главная его мысль - стремление маленько- го мальчика учиться. Уже позже был прочитан роман «Война и мир». Он оста- вил очень много ярких впе- чатлений - восхищений, возмущений, сопережива- ний. У меня была очень строгая и замечательная учительница русского язы- ка и литературы Людмила Васильевна Мартынова, и именно благодаря ей я прочёл все четыре тома от корки до корки, о чём ни- сколько не жалею. Старший научный со- трудник музея Наталья Глебова призналась, что особенно любимого произ- ведения у неё нет - каждое из них великое и гениаль- ное, независимо от объё- ма, поэтому нравятся все. - Но я могу выде- лить несколько, - добави- ла она. - Это произведе- ния с православной те- матикой: «Благо любви», «Божеское или человече- ское», «Чем люди живы», «Два старика», «Бог прав- ду видит». В них интерес- но, просто и правдиво объ- яснено, как можно жить в мире, как поступать в отно- шении близких и посторон- них людей, как найти себя. Олеся Малюгина, со- трудник культурно-обра- зовательного центра, рас- сказала, что ей, как че- ловеку семейному, очень интересно произведение «Анна Каренина». Я очень хорошо понимаю все се- мейные драмы, пережива- ния главной героини, за- боту о детях, отношения с мужем. Пучина страстей, любовь и измена, рожде- ние и смерть, вечные пои- ски смысла жизни и нрав- ственного идеала - невоз- можно перечислить всё многообразие тем, подня- тых гениальным русским писателем в этом бес- смертном произведении. Это великий роман! - А я люблю детские произведения, которые чи- таю своим воспитанникам, - призналась Валентина Цымбалова, работник дет- ского сада. - Очень инте- ресно обсуждать их с ре- бятами. Малышам нравит- ся «Косточка», «Три вора», «Лев и собачка». Их забав- ляют поступки главных ге- роев, но в конце каждый из них понимает основную мысль: не жадничай и не воруй. Полина Матвеева, уче- ница 11 класса, сообщи- ла, что произведения Льва Николаевича заставляют влюбляться в жизнь снова и снова. Надолго отпечата- лось в памяти произведе- ние «Свеча» - эта притча учит тому, что невозможно победить зло злом. Иван Шишкин с детства известен многим из нас по таким карти- нам, как «Утро в сосновом бору», «Рожь», «Ручей в берёзовом лесу», «Рубка леса» и другим. Он родился в богатой купече- ской семье в Елабуге в 1832 году. Судьба молодого художника была счастливой: он не знал бедности. Отец всегда поддерживал начи- нания сына и не протестовал, ког- да тот, отучившись 4 года в гимна- зии, бросил её и пошёл обучать- ся в Императорскую Художествен- ную Академию. Его работы удо- стаивались серебряных и золо- тых наград. За успехи его напра- вили в поездку по Европе, но та- мошние художники не вдохновили его. Ему больше нравилась род- ная природа. Его картины имели шумный успех ещё при жизни ху- дожника и хорошо продавались и в России, и за границей. Почти во всех его пейзажах есть лес. «Нет ничего прекраснее лесов. Лес - это жизнь», - считал он. Художник писал каждый день, считая, что вдохновение приходит только по время работы. За свою жизнь он написал более 800 ра- бот. Занимался ещё и гравиров- кой: рисовал по металлу с помо- щью царской водки. За эти работы получил звание академика. Личная жизнь художника была весьма трагической. Он был хо- рош собой: высокого роста с длин- ными вьющимися волосами и ши- рокой бородой. Женщины любили его. Первый раз Шишкин женился в 37 лет, жена Евгения была моло- же его на 15 лет. Она родила ему дочь Лидию и двух сыновей, но мальчики не выжили. Через 6 лет жена умерла от чахотки. Шишкин бросил писать, уехал в деревню и запил. Но вскоре одумался и сно- ва начал работать. Через 3 года он вновь женился на своей учени- це Ольге Лагоде. Она родила ему дочь и умерла через полтора ме- сяца после родов. Воспитывала его дочерей сестра второй жены Виктория Лагода. Она всю жизнь прожила в семье художника, по- могала ему по хозяйству. Шишкин мечтал умереть бы- стро и безболезненно. Так и слу- чилось. Умер он за мольбертом, с кистью в руке, только начав новую картину. Ему было всего 66 лет. 9 сентября в галерее им. Н.А. Сысоева прошло открытие выставки картин художника, ознакомиться с которой левтолстовцы смогут до конца октября текущего года. В Елабуге есть музей худож- ника и памятник ему. А мы можем восхищаться его работами в Тре- тьяковской галерее. На выставке в картинной га- лерее имени Н.А. Сысоева пред- ставлено 19 картин Ивана Шишки- на. Все они выполнены в технике офорта. Методист Екатерина По- лякова во время экскурсии рас- сказала об этой технике и её слож- ностях. Этот метод рисования ос- нован на глубокой печати. Снача- ла Шишкин брал медную пласти- ну, покрывал лаком и царапал на ней своё будущее творение. За- тем опускал в кислоту, благодаря чему царапины становились глуб- же. Далее металлический пласт начиняли чернилами и отправ- ляли на станок, где на влажном специальном листе отпечатыва- ли картину. На всех работах чётко видны тонкие линии размером с шёлковую нить, из которых состо- ит картина. Самыми удивитель- ными картинами были те, где изо- бражена ночь или зима. Ведь, не- смотря на сложность выполнения, Шишкин сумел показать тени, лун- ный свет и снег.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz