Народное слово. 2020 г. (п. Лев-Толстой)
ВАЖНО ЗНАТЬ Мы придём под эти своды исцелиться Божьим словом На днях я побывала в храме, чтобы поговорить с отцом Ан - дреем и узнать, как протекает жизнь его семьи в небольшом селе, вдали от шумной город - ской суеты. ДОСЛОВНО - К сожалению, сегодня зачастую преобладает культ любви к себе, а не к Богу, - подытожил разговор отец Андрей. - Ино - гда достижение земных благ нас отводит от церкви, и для того чтобы именно сейчас жить, «как сыр в масле», люди идут на сделку со своей совестью, забывают о духовных ценностях. Это печально. Светлана Дроздова Фото Светланы Дроздовой Матушка Елена ежедневно возносит молитвы Господу и зажигает свечи 5 марта исполнилось 3 года, как в Георгиевском храме села Кузовлево появился новый настоятель Молитва В этом храме старинном на истёртых камнях На коленях стоял очень старый монах. И молился он долго со слезами в глазах За людей на земле, что тонули в грехах. Улетало мгновенье, и век проплывал, Он стоял на коленях и молитвы шептал. Всё пытаясь ответить на извечный вопрос: Отчего же на свете столько горя и слёз? И не видно в ночи золотых куполов. Моё сердце кричит молчаливо, без слов. Помоги нам, Господь, веру вновь обрести, Слепоту побороть, свою душу спасти. В этом храме старинном на истёртых камнях На коленях стоял очень старый монах. Проживал он вдали от мирской суеты, Были мысли его высоки и чисты. Он молил небеса за сирот и за вдов. Дай голодному хлеб, дай бездомному кров. И чтоб дети росли и не ведали зла, Не жалейте для них ни любви, ни тепла. А на грешной земле кровь рекою течёт, Тонут храмы во мгле, брат на брата идёт. Ты прости нас, Господь, и грехи отпусти, Ты прости нас, Господь, ты прости. Валерия Стебловская ПОЭТИЧЕСКОЙ СТРОКОЙ Народное слово № 10 (11187) 12 марта 2020 г. Православная страница Свет лампады 12 - Горожанином я никогда и не был, - рассказал, отвечая на мои во- просы, настоятель церкви. - Ро- дом я из Бутурлиновки Воронеж- ской области. В церковь пришёл уже в сознательном возрасте. А по образованию мы с женой учи- теля черчения и рисования. Прав- да, был период, когда мне захо- телось стать военным. Я посту- пил в высшее военное авиацион- ное училище, но вскоре понял, что это не моё, поэтому бросил, не до- учившись. Прошло время, и в церкви я стал проводить все свои сво- бодные часы. 16 лет назад епи- скоп Липецкой и Елецкой Епар- хии Владыка Никон благословил меня быть священником. Первым моим приходом стал храм в селе Конь-Колодезь Хлевенского райо- на. Потом были и другие храмы, в том числе в городе Ельце. 8 лет я был священником в женском За- донском монастыре. - Эти 8 лет - самые счастливые в нашей жизни, - вступила в раз- говор матушка Елена. - В мона- стыре царит особая атмосфера - умиротворённости, сплочённости, размеренности. Всё время под- чинено монастырскому распоряд- ку, ежедневно проходят службы в храме. Но это было не в тягость, а, напротив, приносило невероят- ную радость и нам, и нашим де- тям. У нас их четверо, и 2 послед- них сына родились во время пре- бывания в монастыре. Помню, бе- ременность протекала тяжело, и все молились Тихону Задонскому, чтобы мне выносить и благопо- лучно родить здорового ребёнка. Естественно, я мечтала назвать сына в честь этого святого заступ- ника. Но ведь положено младен- цам давать имена по святцам. И так получилось, сын появился на свет на Благовещенье, 7 апреля. А в этот день - память святого Ти- хона, Патриарха всея Руси. Поэ- тому смело назвали малыша этим именем, а позже мы узнали, что Патриарх в 1891 году был постри- жен в монашество с именем Ти- хон в честь любимого им святите- ля Тихона Задонского. Второго сына, рождённого в Задонском монастыре, мы назва- ли в честь святого Серафима Са- ровского. Он появился на свет 30 июля, а 1 августа православная церковь отмечает день памяти преподобного - по случаю обрете- ния его святых мощей. Родилась бы у нас девочка, назвали бы Се- рафимой. Сейчас Тихон и Серафим учатся в Кузовлевской школе. В Бутурлиновке, на прежнем месте жительства, они посещали ещё и спортивную и музыкальную шко- лы, но здесь, в небольшом селе, такой возможности не стало. - Мы приехали сюда по благо- словению Владыки, - сказал отец Андрей. - Нам всё понравилось. Тишина и покой здешних мест даже напомнили нашу жизнь в мо- настыре. Разбили огородик, поса- дили сад… Церковная служба бывает по субботам и воскресеньям, а также по праздникам. Матушка поёт на клиросе. Певчие здесь хорошие. Но людей на богослужения прихо- дит не много, по большим празд- никам не больше 30 человек. Зато приход, я считаю, дружный. На мой вопрос, не сожалеет ли он о том, что приехал вместе с се- мьёй в Кузовлево, настоятель по- жал плечами: - Думаю, что подобные во- просы задавать священнику не совсем правильно. Я оказался здесь, потому что так угодно Го- споду. А значит, должен выпол- нять то, что от меня требуется, - присматривать за храмом, про- водить богослужения, выполнять требы прихожан и просто жить и благодарить Бога за каждый про- житый день. Пост – не обуза, а освобождение Если вы поститесь и каждый день озабоченным взглядом ос - матриваете полки супермаркета с мыслью: «Что же сегодня мне приготовить?», то ваш пост бессмыслен. Пост не является целью духовной жизни, а есть вспомогательное средство для освобождения души от страсти. Цель поста - не нау- чить христианина жить без мяса и молока, а указать исконное ме- сто этих продуктов в жизни человека. Грех заключается не в том, что человек не постится, а в том, что им управляет его желудок. Чтобы пост не был просто диетой, надо обязательно больше времени отдавать молитве. Богослужения Великопостного периода пронизаны призывами и размышлениями о покаянии, борьбе с гре- ховными страстями. Литургия Преждеосвященных Даров позволя- ет христианину почувствовать сердцем человеколюбие и великое милосердие Христа к человеку, измученному и истощённому греха- ми и суетой. Всё это неотъемлемая часть поста, без которой он ста- новится бессмысленной и неподъёмной ношей. Многие могут весьма справедливо отметить, что имеют боль- шой дефицит свободного времени. Они постоянно заняты на ра- боте, а оставшуюся часть времени отдают семье и отдыху. Данную проблему можно решить с помощью информационного поста. По статистике, средний житель нашего Отечества каждый день прово- дит в интернете около трёх часов. А если ещё прибавить просмотр телепередач и чтение прессы, то получится, что треть дня человек тратит на это. Если же на период Великого поста он хотя бы вдвое сократит своё пребывание в информационном потоке, то у него по- явится немало свободного времени, которое можно использовать для молитвы. И после работы он будет спешить не к экрану теле- визора, чтобы посмотреть очередную серию типового сериала или послушать бесконечные и бессмысленные споры и гадания поли- тологов и экспертов о завтрашнем дне, а пойдёт в храм, чтобы по- говорить с Богом о своих проблемах и своей душе. Священник Максим Малюта Бог учит нас прощать На слова «Прости меня» православные христиане искренне отвечают «Бог простит, и я прощаю», свидетельствуя, что и Господь простил причинённую обиду, и человек зла не держит. Слова «Бог простит» значат, что и я грешник, я тебе не судья. В этом суть христианского прощения. Прежде всего мы просим прощения у тех, против кого согрешили, кого огорчили. Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждо- го человека. Но нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Нужно постараться это прочувствовать и искренне раскаяться. Простить может любой человек. И это вовсе не означает забыть обиду. Оно означает дру- гое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия». Господь призывает нас простить даже врагов. Учась прощать, нужно помнить ещё и вот какой момент: часто люди, причиняющие нам боль, поступают так по попущению Госпо- да. Не то, что они не виноваты, а то, что эта обида пойдёт нам во благо. К примеру, если мы просим у Бога такое качество, как сми- рение, неверно будет ожидать, что оно само собой вдруг свалится на нас с неба. Скорее, Бог пошлёт человека, который нас обидит, заденет, может быть, даже несправедливо. Претерпев такую обиду, найдя в себе силы простить, мы и будем учиться смирению. Прощение - это не одномоментный процесс. Бывает, что мы вроде бы всё простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на обидчика. Дело в том, что непрощение - это страсть. А страсть может со временем плот- но укорениться в душе. Особенно часто так бывает, когда нанесён- ная обида была действительно крайне болезненной и серьёзной. А кому выгодно, чтоб эта рана кровоточила вновь и вновь? Конеч- но, лукавому! Он без устали, всеми силами пытается сбить челове- ка с пути. Есть обида - он будет её напоминать, освежать в нашей памяти неприятные поступки или слова, сказанные в наш адрес. Этот шрам зарубцовывается долго - нужно время, и самому при- кладывать усилия. Надо себе напоминать, что Христос, испытывая на Кресте муки, которые нам страшно и представить, простил Сво- их мучителей и нам даст силу простить наших обидчиков. Протоиерей Максим Первозванский На поприще покаяния ПРОПОВЕДЬ БАТЮШКИ «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любонача - лия и празднословия не даждь ми; дух же целомудрия, смиренному - дрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, да - руй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благосло - вен еси во веки веков. Аминь». Эту молитву, которую написал св. Еф- рем Сирин в IV веке по Рождестве Хри- стовом, святая Церковь ввела в бого- служение Великим постом, чтобы не- престанно напоминать нам, о чём именно надобно просить и молить Го- спода на поприще поста и покаяния. Мы просим об удалении от нас духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, ибо сей дух более, чем в другое время, обуревает иных во дни говения. Что же такое дух праздности? Это праздность ума в деле нашего исправ- ления. Ум должен упражняться в сло- ве Божием, вникать в чтение молитв, поощрять нас к подвигам поста и мо- литвы, рассматривать наше поведение в соответствии с заповедями Христо- выми, сознаваться в своей ограничен- ности в своих недостатках и заблуж- дениях и исполнять требования веры. Но когда он всего этого не делает, не есть ли он ум праздный, рассеянный и погружённый в чувственность? Жаль того человека, который постится, имея в себе дух праздности: себя изнурит, а пользы не получит. Что такое дух уныния? Это скорбь праздного духа. Он тоскует об удоволь- ствиях, коими наслаждался перед по- стом, скорбит, что не может нарушить устав Церкви без угрызений совести, и вздыхает, глядя на постную пищу. И этот дух уныния и тоски не тяготит ли человека более, нежели самый стро- гий пост? Что такое дух любоначалия? Это гордость житейская. Кто постится, имея её, тот постится наружно. А на- ружный пост угоден ли Богу? Фарисей постился, но пользы не получил, а мы- тарь не постился, но предпочтён постя- щемуся фарисею. Очевидно, потому, что один исполнен был гордости жи- тейской, другой имел сердце смирен- ное и дух сокрушен. Что такое дух празднословия? Это страсть к пусторечию, которая про- исходит частью от скудости ума, ча- стью от праздности, частью от зави- сти и злости. Эта страсть самая опас- нейшая. Не думайте, что слова, пу- щенные на воздух, исчезнут в воздухе. «За всякое слово праздное, какое ска- жут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36), - говорит сам Спаситель. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (Из книги «Чтение на каждый день Великого поста»)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz