Народное слово. 2019 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2019 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 16 ноября 2019 г. * № 131 (11158) * 3 Фото Антонины Тарасенко Есть также предположения, что название пошло от болотистой, топ- кой местности близ поселения или оно связано с печами - топками, в которых в селе с незапамятных времён обжигали кирпич для соб- ственных нужд и на продажу. Уголок России. Топки КСТАТИ В центре села несколько десятилетий назад висел колокол. В него звонили при пожаре, и этот звон был слышен за мно- го километров. Но потом колокол украли, и селяне придумали ему замену в виде куска рельса. Сейчас ни колокол, ни рель- сы в селе не нужны: от пожаров село охраняет специальный пункт ППС. В начале 1990-х гг. по ини- циативе председателя сельсоветаВасилияКрем- нёва и директора совхоза Николая Николаева был благоустроен Киселев- ский родник. Он освящён протоиереем Николаем Садаковым в день Святой Троицы в 1993 году √ В этом красивом селе, раскинувшемся вдоль зе- лёной речной долины, прошли самые счастли- вые годы моего детства и юности, в которых были игры в прятки, лап- ту и «казаки-разбойники», купание в пруду, пастьба деревенского стада, ро- мантика ночных костров и футбол, которому без остатка отдавали себя наши мальчишки. Думаю, что для всех, кто здесь родился и вырос, здешние места всегда будут са- мыми любимыми, а род- никовая вода - самой вкус- ной на свете. √ В официальных документах самое раннее упоминание о селе Топком (или Топком буераке) содержится в Межевых книгах Данковского уезда 1677 . Среди фамилий первых по- селенцев в книге можно найти та- кие, как Пестрецов, Духанин, Же- гульский, Карих, Петаков, Никонов, Осипов, Болмасов, Кремнёв, Кар- манов, Кононов, Ефремов, Ива- нов, Сафонов и другие. Интерес- но, что спустя столетия многие эти фамилии ещё сохранились в селе. Здесь шумела дубовая роща Сначала для строительства до- мов люди выбирали самые вы- сокие берега реки. Ведь по вес- не Ягодная Ряса широко разлива- лась, затапливая огромные терри- тории. От этого почва на обшир- ных заливных лугах становилась ещё плодороднее, что способство- вало развитию здесь сельского хо- зяйства. Со временем Топки стали размещаться по обоим берегам. В реке и сейчас круглый год держит- ся вода, а раньше она была судо- ходной вплоть до Раненбурга. Согласно данным «Списка на- селённых мест Рязанской губер- нии 1866 года» село располага- лось на тракте из г. Ряжск в г. Дан- ков и входило в состав Раненбург- ского уезда Рязанской губернии. В 1866 году в нём уже насчитыва- лось 112 дворов, а общее количе- ство жителей составляло 1117 че- ловек. Большинство коренных топов- ских родов вышли из казаков. В 1770 годах на территории суще- ствовали поместья И.И. Ртищева, Д.С. Киреева и Т.А. Ильина. А в до- кументах 1840 года упоминается помещица Елена Николаевна Чер- кудинова. Старожилы могут ука- зать место, где располагалась её усадьба. Жители до сих пор натал- киваются на старые фундаменты, ямы от погребов и предметы, сви- детельствующие о том, что здесь когда-то был скотный двор. В этих местах селяне находили перстни, золотую миниатюрную шкатулку и монетки, самая ранняя из которых датирована 1735 годом. Согласно карте 1790 года, река близ барско- го дома была перегорожена плоти- ной, а недалеко стояла ветряная мельница. Люди занимались земледели- ем, животноводством, извозом или уезжали под Москву на торфораз- работки. Были и ремесленники: печники, каменщики, вальщики, колодезники и другие. Часть насе- ления была батраками, некоторые «ходили в пеньки», то есть корче- вать пни под распашку. В архивных данных об исто- рии села часто встречается ин- формация о «богатых дубовых ле- сах». Но где они теперь? Объясне- ние этому я нашла в одном исто- рическом документе: «В 1773 году помещик села Знаменское граф По одной из версий, село получило своё название от реки Топкой, которая проходила через Загрядчино и впадала в Ягодную Рясу недалеко от Киселёвского родника Антонина Тарасенко Ф.И. Толстой прислал в Топки сво- их дворовых людей и крестьян, ко- торые вырубили в селе дубовую рощу. Всего было вывезено более 1500 дубовых деревьев. Крестья- не села подали жалобу на проти- воправные действия графа Ф.И. Толстого. Консистория дала ответ, что дубовый лес был надобен для строительства церкви». В начале 20-го века населён- ный пункт состоял из улиц Круг- лянка, Киселёвка, Низовка, Буг- ровка, Дёшины, Шишковка, Заря- сы и Концовка. Круглянка, по всей видимо- сти, получила название из-за воз- вышенной местности, окружён- ной со всех сторон водой. Скорее всего, именно здесь обосновались первые поселенцы, ведь на высо- кой точке удобнее всего было рас- положить смотровые вышки. По- мимо географического преимуще- ства, было и ещё одно – здесь рос- ли раскидистые дубы. Поселение, расположенное на другом берегу Ягодной Рясы, по- лучило справедливое название – Зарясье или Заречье, которое позднее превратилось в Зарясы. Дома двумя ровными рядами про- тянулись вдоль русла реки поч- ти на километр. Чуть дальше за оврагом селение продолжалось. Здесь ещё несколько лет назад была улица Концовка. Сейчас все дома разрушены, а грунтовая до- рога поросла ивами. Название улицы Шишков- ки идёт, возможно, от помещиков Шишковых, которые здесь жили, или из-за того, что она расположе- на на высоком берегу, в простона- родье - на шишаке. Через Шишковку проходила до- рога на деревню Булавки, жители которой были тесно связаны с Топ- ками: сюда они ходили в церковь, в школу. Улицы Дёшины, Киселёвка по- лучили свои названия от фамилий жителей. Теперь не слышен голос храма Постройка в Топках деревянного храма Богоявления Господня отно- сится, по всей видимости, к концу 17 века. Он был окружён оградой. На церковной усадьбе располага- лись деревянные дома священни- ка и псаломщика, сторожка. В 1861 году в доме священника было открыто училище. В нём бес- платно обучалось 28 мальчиков. В церковной библиотеке насчитыва- лось 150 томов – по тем временам, огромное богатство. В состав прихода входили Топ- ки, Булавки и Ильинские выселки. В 1901 г. деревянный храм Бого- явления Господня был включён в список исторических памятников и поставлен под охрану государства. Но когда пришли времена богобор- чества, этот факт не спас его от осквернения и разрушения. В на- чале мая 1922 года под предлогом борьбы с голодом из храма были изъяты все ценности, а чуть позже его закрыли. - Я родилась в 1929 году на улице Киселёвке, наш дом сто- ял неподалёку от храма, - подели- лась воспоминаниями жительни- ца села Нина Пятакова. - Помню, что первое время после закрытия его стали использовать как зерно- хранилище. В летние дни женщи- ны сутки напролёт веяли там зер- но. Я слышала, как они плакали во весь голос, когда узнали, что цер- ковь со всеми иконами хотят уни- чтожить. Было очень страшно и жутко. И селяне устроили «дивер- сию». Несколько человек пробра- лись внутрь, чтобы вынести и спа- сти святыни. Потом сторонники но- вой жизни усердно искали этих лю- дей и иконы, но безрезультатно. Го- ворят, что одни закапывали иконы в огороде, другие прятали в под- вале под картошкой. Только через несколько лет, когда власти стали лояльнее относиться к церкви, их стали доставать из укромных угол- ков. Одну из них – Икону Божьей Матери «Скоропослушница» - пе- редали в Никольскую церковь села Острый Камень. Местные жители говорят, что когда икона «уехала» из села, природа взбунтовалась и обрушилась на землю проливным дождём. Он лил несколько недель, не переставая. С полей бурным по- током текла вода, затапливая до- роги и низины. - В один из тех дней мы пере- гоняли стадо из Киселёвки на Кру- глянку, - рассказывает Нина Волко- ва. - В лощине оказалось так мно- го воды, что овцы и коровы, чтобы добраться до другого берега, пу- скались вплавь. Маленькие телята тонули, а женщины бросались на их спасение. Было очень страшно. Люди говорили, что это наша Бого- родица плачет. Из стройматериалов церкви на том же месте была построена се- милетняя школа. В неё ходили то- повцы и дети из соседних дере- вень. Рядом было кирпичное зда- ние начальной школы, которое сохранилось до сих пор. Поблизо- сти находилась школьная мастер- ская и дом, в котором квартирова- ли приезжие учителя. Нина Пятакова указала и ме- сто, где когда-то жил последний священнослужитель церкви. В годы коллективизации его дом был изъ- ят и отдан под детский сад и ясли. От усадьбы священника здесь не осталось и следа. Теперь на её ме- сте растёт раскидистый куст сире- ни. А там, где когда-то стояла цер- ковь, пару лет назад на пожертво- вания жителей был установлен По- клонный крест. Единственное наследие, кото- рое оставил после себя Богояв- ленский храм, - это престольный праздник. В селе его отмечают 19 января на Крещение Господне, ко- торый также зовётся Богоявлени- ем. В ночь с 18 на 19 января веру- ющие по традиции приходят к Ки- селёвскому источнику, чтобы ис- купаться и набрать святой воды. А когда-то в этот день в селе устраи- вались массовые гуляния. В гости к топовцам на санях со всей округи приезжали друзья и родственники. Есть в селе и ещё один праздник, который селяне всегда праздно- вали с большим размахом, – День Святой Троицы. Село росло и процветало В годы коллективизации на тер- ритории села были созданы кол- хозы. Один из них - «Красный Ко- лос» - возглавлял председатель М.П. Карих. В предвоенные годы центром Топок были Зарясы, где находи- лись сельсовет, магазин, почто- вое отделение, правление колхо- за, медпункт. Во второй половине прошло- го века село процветало. В со- став сельсовета входили населён- ные пункты: Безводная, Хрипунов- ка, Советский, Алексеевка, Кордю- ки, Загрядчино, Гагино и Денисье- во. Многих из них сегодня уже нет на карте. Интересно было прочитать га- зетную статью тех лет В. Варенова «Свет над Ягодной Рясой»: - К сороковой годовщине Ве- ликого Октября жители села по- лучили замечательный подарок - свою электростанцию. Вечерами и утрами в домах рабочих и служа- щих ярко горят лампочки Ильича. В 1954 году население услышало голос Москвы - в селе построен ра- диоузел. В прошлом году вступил в строй типовой коровник на 2000 го- лов, заканчивается строительство конюшни, построены мельница и шерстобитка. В центре села рас- положен клуб - очаг культуры, где рабочие весело, культурно отдыха- ют, занимаются в кружках, читают газеты, журналы. В клубе имеется постоянная кинопередвижка. Сельский Совет, выполняя на- казы избирателей, отремонтиро- вал все колодцы, а где требова- лось - построил новые, решив пол- ностью вопрос с водоснабжением населения. Большая работа про- делана депутатами сельского Со- вета по озеленению населённых пунктов. В традиционный месяч- ник сада Совет организовал при- воз саженцев яблонь, груш и дру- гих плодово-ягодных и декоратив- ных растений. Теперь 95 процен- тов усадеб имеют от 15 до 25 кор- ней посаженных яблонь. По иници- ативе Совета были созданы фут- больная, волейбольная и другие спортивные команды. Этот сель- ский Совет славится своими спор- тсменами. Недаром физкультур- ный коллектив его получил пре- мию в размере 3000 рублей. До 1964 г. территория Топовско- го совета входила в состав Трое- куровского района. В 1969 году на территории сельсовета был создан совхоз «Пламя», который более 30 лет возглавлял Николай Игнатович Ни- колаев. В этот период село проц- ветало. В совхозе-миллионере были построены фермы на 2000 голов скота, сданы в эксплуатацию 129 квартир. Вновь образовавшей- ся семье давали корову, ковёр и квартиру, а юношам, ушедшим в армию, совхоз выплачивал через сберкассу 700 руб. в год. В хозяйстве было 59 тракто- ров, 29 зернокомбайнов и 20 гру- зовых автомашин. Общая пло- щадь земли составляла 9625 га. Велась переработка маслосемян, было налажено производство ма- карон и различных круп, осущест- влялась ежедневная выпечка хле- ба. На территории села функцио- нировали пекарня, столовая, пи- лорама, коровники, телятники, ко- нюшни и большая пасека. На улице Бугровке функциони- ровал молочный завод. Здесь де- лали творог, сметану из молока с совхозных ферм и личных под- собных хозяйств селян. На заво- де был глубокий погреб, в котором находился лёд, необходимый для сохранения свежести молока. Те- перь всё это, к сожалению, кану- ло в Лету. Здание молзавода со време- нем было переоборудовано. Одну его часть отвели под медпункт, а вторую - под библиотеку. А когда в 60-е годы для них были построены новые здания, это помещение ста- ло складом ветлечебницы. Здесь хранили лекарства и различное ветеринарное оборудование. В 1970 году построена новая школа, а в здании старой была устроена совхозная столовая. Чем живёт село сегодня Сегодня Топки - административный центр Топовского сельского посе- ления. Население сельского сове- та - 784 человека, 370 из которых проживают в Топках, 247 - в За- грядчине, 103 - в Гагине, 44 - в Де- нисьеве и 20 - в Кордюках. Шестой год главой сельской администра- ции является Руслан Керимов. Основным производственным предприятием, на котором заня- та значительная часть работаю- щих граждан села, является ООО «ЛАПК» филиала «ЛТ-Агро», руко- водитель - Алексей Текутьев. В селе функционируют школа, библиотека, Дом культуры, детский сад, медпункт, почта, пункт ППС, отделение «Сбербанка» и два ма- газина. Большинство жителей села ведут здоровый образ жизни: зани- маются спортом и проводят груп- повые пешие прогулки на даль- ние расстояния. Группа активистов оборудовала в заброшенном по- мещении спортивный зал.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz