Народное слово. 2019 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2019 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 14 ноября 2019 г. * № 130 (11157) * 3 актуально Фото из архива Нины Тушевой Накануне праздника, который отмечается 14 ноября, мы поговори- ли с профессионалом своего дела Ниной Тушевой, которая стала первым логопедом в районе и вот уже на протяжении 23 лет помога- ет лев-толстовским ребятишкам справляться с дефектами речи. С Международным днём логопеда! - Любовь к родному языку мне при- вивалась с детства, - отвечая на вопросы, призналась Нина Юрьев- на. – Во-первых, мама, несмотря на занятость, старалась находить время на то, чтобы почитать мне любимые стихи и сказки. Потом у меня родились сестрёнка и братик. И книжки им я читала уже сама. Поездка в Америку В школе мне повезло с учителями. Нина Алексеевна Иванникова уви- дела мою любовь к литературе и русскому языку и всячески способ- ствовала её развитию. Она учила нас писать сочинения без ошибок, вкладывать в них искренние чув- ства и переживания. Одно из них я отправила на радиоконкурс. И ка- кого же было моё удивление, ког- да я стала его победительницей. Награда была просто невероят- ная – поездка в Америку! Никто не мог поверить, что девочке из про- стой и небогатой семьи выпала та- кая удача. Я помню, как директор школы вызвала меня в кабинет и спросила, есть ли у меня хорошая одежда? Я простодушно ответи- ла, что резиновые сапожки и кур- точка у меня не новые, но ещё хо- рошие. «Какие резиновые сапо- ги, Нина? Ты понимаешь, куда ты едешь? Для американцев ты ста- нешь примером советского школь- ника. Здесь нельзя ударить в грязь лицом», - возмутилась директор. В Америку меня собирали всем ми- ром. Эта поездка оставила в моей памяти только хорошие воспоми- нания. Две счастливые недели я жила в американской семье. Язы- ковой барьер преодолела быстро, поэтому трудностей в общении не возникало. Американцы просили меня научить их русским словам, но они оказались для них слишком сложными в произношении. В иностранцах меня удивило то, как непринуждённо ведут они себя в отдельных ситуациях. Обыч- ным делом для них было сесть по- обедать прямо на газон. И ещё они никогда не переживали по поводу еды. Первые дни мы питались ли- стовым салатом или сэндвичами. Через какое-то время я призна- лась хозяевам, что соскучилась по домашней еде и вызвалась приго- товить ужин по-русски. Они очень удивились и отнеслись к идее не- доверчиво, но в итоге все необ- ходимые продукты по моему спи- ску купили. Мой борщ американцы уминали за обе щеки, а пельмени оказались для них настоящим ше- девром, чем-то из разряда высо- кой кухни. Мы ходили на разные экскур- сии, знакомились с достопримеча- тельностями. Самыми запоминаю- щимися стали посещение Капито- лия (здания Конгресса США в Ва- шингтоне) и поход в цирк, где я си- дела недалеко от Джорджа Буша и его супруги. Американцы оказа- лись очень простыми и доброже- лательными людьми. Логопед- первопроходец После окончания школы Нина пос- тупила в Елецкий педагогический институт на факультет педагоги- ки и психологии. В последние годы учёбы узнала о такой новой про- фессии, как логопед. В то время о ней мало кто слышал, и в родном посёлке таких специалистов ещё не было. Девушка решила стать первопроходцем. Сначала упорно изучала книги по логопедии, с каж- дым днём всё отчётливее пони- мая, что это именно то, чему хоте- лось бы посвятить свою жизнь. По- том, помимо института, она окон- чила специализированные курсы в городе Липецке, на которых усвои- ла практические навыки работы с детьми. В 1996 году молодой спе- циалист вернулась в родной по- сёлок и устроилась на работу в Чернобыльский центр социально- психологической помощи, кото- рый посещали не только дети, но и взрослые. Центр просущество- вал 10 лет. А последнее место ра- боты логопеда Тушевой – детский сад «Радуга». - С первого занятия я поняла, что работать со всеми детьми по одной и той же системе не полу- чится, нужно для каждого находить индивидуальный подход, - расска- зала женщина. – Поэтому при зна- комстве сразу стараюсь опреде- лить сильные и слабые стороны ребенка и подобрать необходимые упражнения. К нам приходят ребя- та с самыми разными нарушения- ми речи. Иногда родители уже те- ряют надежду, что ребёнок заго- ворит. Но в моей практике после курса занятий прогресс был всег- да. Мне нравится работать с нео- бычными случаями. И когда даже самый молчаливый ребёнок вдруг заговорит – это настоящее чудо! Я очень радуюсь, что смогла по- мочь. Главное – найти подход У детей встречаются нарушения чтения и письма: они путают схо- жие по произношению буквы «Б» и «П», «Д» и «Т» и другие. Ещё чаще встречаются случаи гортанного произношения звука «Р» и грубо- го «Г». Бывает такое, когда вместо «лампочка» произносится «вам- Если проблемы с произношеньем – Скорей к логопеду на излеченье почка». Для выправления этих де- фектов в логопедии существуют специальные приёмы и упражне- ния, выполнение которых гаранти- рует хороший результат. Были и очень сложные случаи, когда 3-4-летних ребятишек при- ходилось учить агукать. А как-то к нам обратилась семья из другого города. Мальчику шёл пятый год, а он не говорил ни слова. Родите- ли водили его к разным специали- стам, но прогресса не было. Я дол- го думала, как найти к нему под- ход, и обратила внимание, что он очень любит играть в мяч. Я кидаю ему мяч и говорю: «Татата». Он ловит, кидает обратно и повторяет: «Татата». Кидаю ещё раз и говорю что-то посложнее – он опять повто- ряет. Через такую несложную игру я и нашла к нему подход. Родители были просто в восторге. Нина Юрьевна, опираясь на свой опыт, сделала вывод, что раньше нарушений в развитии речи у детей было в разы мень- ше. В 1996 году в группе из 25 че- ловек с нарушениями было семе- ро. Сейчас трудности есть у 20 из 25 ребят, и у каждого ребёнка вме- сто одной проблемы - целый ком- плекс. По её мнению, это связано с тем, что раньше в рождении и раз- витии ребёнка не было серьёзных стрессов. Роды в большинстве слу- чаев были естественным, а корм- ление - грудным. А ещё она заме- тила такую статистику: нарушения- ми речи чаще всего страдают дети, родители которых курят. Ещё один фактор, влияющий на речь ребёнка, - генетика. На занятия к логопеду часто прихо- дят дети бывших учеников, и у них объединены речевые ошибки обо- их родителей. Правила развития речи Мы попросили Нину Юрьевну по- делиться с читателями основны- ми правилами, чтобы помочь пра- вильному развитию речи у ребен- ка. Вот, что она сказала: - Во-первых, с ребенком надо постоянно разговаривать. Не пони- маю мам, которые идут с коляска- ми и молчат. Считаю, что с детьми молчать можно, только когда они спят. У меня 3 сына, и я говорила с ними с пелёнок, читала книги Чу- ковского и Агнии Барто, пела пе- сенки. В итоге у них развитая и хо- рошо поставленная речь, они лю- бят читать, учить наизусть стихи и прозу. Во-вторых, если чувствуется, что малыш отстаёт в развитии, надо сразу обращаться к профес- сионалу. Не надо слушать сове- ты, что нужно дать малышу время. Иногда от этого зависит многое. Например, некоторые расстрой- ства речи можно вылечить только до трёх лет. Существует целый ряд норм, что должен уметь делать и говорить малыш в том или ином возрасте. Например, в три года ре- бёнок уже должен овладеть сви- стящими и шипящими звуками и произносить мягкое «Л», в 5 лет – выговаривать «Р» и т.д. Если дефект речи определил- ся, то нужно ответственно отне- стись к его коррекции, поощрять даже самые маленькие успехи ре- бёнка и постоянно мотивировать. Он должен верить, что всё обяза- тельно получится. НАПОСЛЕДОК Мы поздравляем Нину Юрьевну с Днём логопеда, желаем дальнейших успехов и развития на профессиональном по- прище. Больше разговаривайте с ребёнком Крик новорождённого играет важ- ную роль в подготовке речевого ап- парата к освоению произношения отдельных слов. После полутора лет дети учатся складывать слова в предложения. К двум годам фор- мируется фразовая речь. Если вы заметили, что ваш малыш предпо- читает не говорить, а только же- стами показывать, что ему нужно, или его словарь составляет все- го несколько слов, или он говорит много, но совершенно непонятно, не откладывайте визит к логопеду. В основном первые индивиду- альные занятия по постановке зву- ков в форме игры положены детям после 4-х лет, когда у них появля- ется мотивация к учёбе. Существуют методики, благо- даря которым малыша можно под- толкнуть к речи. К примеру, с ним нужно больше разговаривать, как можно меньше разрешая ему смо- треть мультфильмы, играть в раз- влечения на планшетах и в смарт- фонах, чтобы не было отвлекаю- щих факторов. Для развития рече- вого дыхания полезны такие дет- ские забавы, как пускание мыль- Мария Вишнякова, учитель-логопед детского сада «Теремок» Не только грамотно говорить, но и правильно произносить слова и звуки очень важно для любого человека. А начинать следить за этим нужно с детства. ных пузырей или игра на дудочке, звукоподражание (мычание, хрю- канье, карканье), пение, пальчи- ковые игры («Сорока-белобока»), лепка, рисование. А также звуко- вые игры на сообразительность (например, специально при чтении стихов путать или недоговаривать последнее слово в предложении, чтобы дать возможность ребён- ку сначала ритмично пролепетать, а затем и правильно подсказать), подкрепление чтения стихотворе- ний визуальными стимулами, на- пример игрушкой. Начинать занятия нужно с 3 - 5 минут в день, постепенно увели- чивая время. Длительность обуче- ния без перерыва не должна пре- вышать 15 - 20 минут. Если вы уви- дели, что взгляд ребёнка блужда- ет, и он уже не реагирует на речь, занятие необходимо прекратить или прервать. КСТАТИ К концу первого года жизни ребёнок должен произносить 10 - 12 слов. К концу второго - 100 - 300 слов, грамматически не связанных между собой. К концу третьего - около тысячи слов. К пяти годам - три тысячи слов, он пользуется просты- ми и сложными предложениями. К шести годам должен про- износить все звуки родного языка, говорить чисто и без тру- да составлять пересказ сказки. прокурорский надзор Два дня на объяснение Прокуратура района рассмот- рела обращение по вопросу соблюдения трудового зако- нодательства. Согласно ст. 22 ТК РФ работо- датель вправе привлекать ра- ботников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном на- стоящим Кодексом, иными фе- деральными законами. Может выносить следующие дисци- плинарные взыскания: замеча- ние, выговор, увольнение по со- ответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ). До применения дисципли- нарного взыскания (ст. 193 ТК РФ) необходимо затребовать от работника письменное объяс- нение. Если по истечении двух рабочих дней работник его не даёт, то составляется соответ- ствующий акт. Причём непредо- ставление работником объяс- нения не является препятстви- ем для применения дисципли- нарного взыскания. Проверка установила, что в день отсутствие на рабочем ме- сте в течение 30 минут заявите- ли отказались писать работода- телю объяснительные записки, на что был составлен соответ- ствующий акт, и они получили замечания. Однако трудовое законода- тельство и судебная практика показывает, что если работник сразу категорически отказался представить письменные объ- яснения, работодателю всё рав- но нужно соблюдать двухднев- ный срок ожидания и только по- сле этого составлять акт об от- казе, затем привлекать работ- ника к ответственности. Досрочное составление акта и вынесение наказания яв- ляется нарушением процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности и влечёт при- знание взыскания незаконным. В связи с выявленными на- рушениями прокуратура райо- на внесла представление, по результатам рассмотрения ко- торого приказ о привлечении к дисциплинарной ответственно- сти был отменён. Алексей Кириллов, прокурор района Родителям поможет «СемьЯ» В школе им. Л. Н. Толстого со- стоялась встреча специали- стов областного центра «Се- мьЯ» и ресурсного центра психолого-педагогической, методической и консульта- тивной помощи «ПроеКТОрия родительства» с родителями, педагогами, воспитателями, психологами района. Мероприятие прошло в рамках регионального проекта «Под- держка семей, имеющих де- тей». Левтолстовцы узнали о том, что в Липецке создана и функ- ционирует служба оказания услуг психолого-педагогической и методической помощи роди- телям и гражданам, желающим принять на воспитание ребен- ка, и каждый обратившийся мо- жет получить помощь, касаю- щуюся воспитания, обучения и развития детей, в форме очной выездной и дистанционной кон- сультации. Был показан видеоролик о проекте «Поддержка семей, имеющих детей», вручены па- мятки с адресами и телефона- ми консультационных пунктов, проведены беседы по всем ин- тересующим вопросам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz