Народное слово. 2019 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 5 сентября 2019 г. * № 101 (11128) * 3 Корабельных дел мастер Первая модель Сегодня мы в гостях у жителя рай- центра Дмитрия Маторина. У него интересное и редкое хобби, он - моделист. «Чем же он занимает- ся?» - спросит большинство. Об этом – моё дальнейшее повество- вание. А началось всё в далёком дет- стве. Родители купили мальчику простейший конструктор, состо- ящий из деревянных брусочков. Сборка фигурок увлекла ребёнка. Поэтому следом ему был подарен конструктор посложнее - металли- ческий, который стал Диме инте- реснее всех остальных игрушек. Он мог часами сопеть над грудой мелких деталей, пока из них не по- лучался танк, трактор, самолёт или корабль. На смену примитив- ным конструкторам приходили бо- лее сложные, и азарт разгорался пуще прежнего: не терпелось уви- деть результат кропотливого тру- да. Шли годы. Детское увлечение во взрослой жизни отодвинулось на задний план – на него попросту не хватало времени. Но однажды отец напомнил о нём, вручив сыну первый номер «Бисмарка» - еже- недельного журнала, посвящён- ного легендарному немецкому ко- раблю. Журнал, помимо истории и фотографий корабля, содержал фрагменты модели-копии Бисмар- ка с инструкцией по сборке. Чтобы собрать модель полностью, при- шлось покупать все последующие номера журнала, так как к ним при- лагались нужные детали. В итоге трудиться пришлось не один год. Это очень кропотливая работа: склеить все детали специальным клеем, потом зачистить, зашпа- клевать, покрыть лаком, причём есть совсем микроскопические де- тальки, с которыми можно рабо- тать только при помощи пинцета или маленьких щипчиков. Зато ре- зультат впечатлил – модель с точ- ностью воспроизводит оригиналь- ный корабль в масштабе 1:200, её размер 1 м. 25 см в длину и 18 - в ширину. Корабль Джека Воробья А дальше были новые модели. Дмитрий признался, что иногда, увлекшись идеей, просиживал всю ночь до утра, собирая из сотен ми- кроскопических деталей очеред- ную конструкцию. Он бережно до- стаёт с застеклённых стеллажей, установленных по углам всех ком- нат, свои (без преувеличения!) про- изведения искусства, увлечённо рассказывая историю каждого из них. Бейфуты, нагеля, рымы, цап- фы, юферсы, топы, стеньги – о су- ществовании этих и многих дру- гих слов я даже и не подозрева- ла! Мужчина даёт мне подержать свои великолепные макеты. И вот у меня в руках судно с чёрными парусами - корабль Джека Воро- бья «Чёрная жемчужина» из се- рии фильмов «Пираты Карибского моря». Помните, как под командо- ванием капитана Джека Воробья «Чёрная жемчужина» неоднократ- но принимала участие в пиратских рейдах, сражалась с «Летучим Голландцем», дала отпор самому Кракену, побывала на краю света и выступила в качестве флагмана пиратского флота? Баунти Это слово у многих ассоциируется со вкусным шоколадным батончи- ком, начинённым мякотью кокоса. Но не все знают, что сладкое ла- комство позаимствовало название у одного из самых известных ко- раблей в истории морского флота. Рассматривая модель «Баунти», я узнала от Дмитрия, что судьба это- го корабля была очень драматич- ной. В 1787 году шхуна британско- го Королевского Флота была от- правлена на остров Таити, чтобы найти и доставить в Англию сажен- цы хлебного дерева. Его плодами британские рабовладельцы плани- ровали кормить чернокожих рабов, работающих на плантациях сахар- ного тростника: покупать и приво- зить для них зерно и хлебную муку с американского континента стало экономически не выгодно. Тогда- то и вспомнили, что побывавшие в Таити путешественники часто опи- сывали некий «хлебный фрукт». Он растёт на деревьях, имеет при- ятный сладкий вкус и восемь меся- цев в году является основной пи- щей местных жителей. Речь шла о растении из семейства туто- вых, дающем питательные и вкус- ные плоды величиной с кокосовый орех. Командиром «Баунти» был на- значен лейтенант Уильям Блай. К сожалению, кроме хорошего опыта в мореплавании, капитан обладал скверным характером и неурав- новешенностью. Поэтому на об- ратном пути на корабле вспыхнул бунт. Восставшие матросы посади- ли Блая и его сторонников в бар- кас и оставили недалеко от остро- ва Тофуа. А «Баунти» после не- долгого блуждания по океану вер- нулся на Таити. Но повстанцы по- нимали, что рано или поздно за ними явится карательная экспеди- ция и они попадут на виселицу, по- этому решили отправиться на пои- ски необитаемого острова, где Ко- ролевский флот не сможет их най- ти. Вскоре «Баунти» подошёл к бе- регам острова Питкэрн. Мятежни- ки стали первыми его жителями, а корабль сожгли, чтобы никто из них, не выдержав испытаний, не смог сбежать. Жаль. Судя по маке- ту, «Баунти» был очень красивым кораблём. Не менее великолепно суд- но «Виктория» – первый корабль, обошедший вокруг света в соста- ве экспедиции Фернана Магелла- на. До Магеллана никому из море- плавателей ещё не удавалось най- ти пролив, соединяющий Атлан- тический и Тихий океаны. Снаря- жал экспедицию испанский король Карл V. Парусник «Виктория» был назван Магелланом в честь церк- ви, где знаменитый капитан давал присягу испанскому королю. МИР УВЛЕЧЕНИЙ. «Людей неинтересных в мире нет» - так сказал поэт. И был, конечно, прав. Стоит лишь пообщаться поближе, присмотреться, вслушаться, разглядеть скрытое за условностями, и понимаешь, что каждый человек - это целый мир, со своим мыслями, чувствами, привычками и предпочтениями Лана Панова Интереснее всего общаться с людьми увлечёнными. Пройти мимо таких всегда сложно. Хочется расспросить, посмотреть, «потро - гать», и если уж не научиться делать так же, то хотя бы рассказать об этом читателям газеты. На выставке Несколько лет назад Дмитрий де- монстрировал свои великолепные корабли на областной выставке. Он взял с собой в Липецк красавца- копию «Сан Джованни Батиста», название которого переводится как «Святой Иоанн Креститель». Этот галеон (большое многопалуб- ное парусное судно) был создан на верфях в Италии, затем дол- го служил испанской короне, пока не оказался во Франции, где стал личным кораблём королевы Екате- рины Медичи. Основным толчком к созданию таких кораблей стала по- требность в перевозках между Ев- ропой и американскими колония- ми. В XVI веке галеон был самым совершенным типом судна. Он по- явился в ходе эволюции корабле- строения и предназначался для дальних океанских путешествий. От своих предшественников гале- он отличался тем, что был длин- нее, ниже и прямее, а значит, мо- реходнее и маневренней. Помимо этого, на выставке по- бывали модели кораблей Христо- фора Колумба, путешествуя на ко- торых великий первооткрыватель открыл Америку. Они носили названия «Санта- Мария», «Нинья» и «Пинта». Флаг- манский корабль Колумба «Санта- Мария» считается самым знамени- тым парусным судном эпохи Вели- ких географических открытий. Его часто называют каравеллой, хотя парусное вооружение судна состо- ит из прямого грота, прямого фока и трапециевидных марселей под ними, косого паруса на бизани и блинда на бушприте, и правильнее назвать её каракой (надеюсь, все поняли, о чём я говорю!) Плот Тура Хейердала К великому стыду, мои познания в области мореплавания оказались так себе. Дмитрий рассказывал о легендарных кораблях, а в моей памяти чаще всего лишь смутно отзывались их названия. Позже я провела несколько часов за изуче- нием истории морского флота. Это оказалось очень интересным заня- тием. К примеру, среди моделей, собранных Маториным, есть макет плота Тура Хейердала. На таком плавсредстве в 1947 году 5 отча- янных смельчаков и первооткрыва- телей за 101 день пересекли Тихий океан. Что мы знаем про эту экспе- дицию, которая стала настоящей мировой сенсацией? Плот назвали «Кон-Тики» - по имени популярно- го героя многих полинезийских ска- заний. Он состоял из 9 бальсовых брёвен длиной от 10 до 14 метров, сложенных так, что у конструкции был острый нос. Сверху положили ещё 9 бальсовых брёвен, но мень- шего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую застели- ли бамбуковыми циновками. Так- же из бамбука была построена не- большая хижина в центре палубы. Крыша хижины выполнена из ба- нановых листьев. Судно было со- брано без единого гвоздя, все ча- сти его были связаны верёвками. «Кон-Тики» был оснащён пря- моугольным парусом, кормовым веслом и двумя параллельными рядами швертов (досок, торчащих из дна плота вниз и исполняющих роль и киля, и руля), что полно- стью соответствовало конструкции плотов, на которых древние жите- ли этих мест инки совершали оке- анские путешествия большой про- тяжённости. К сожалению, формат газеты не позволяет рассказать подроб- ности захватывающего путеше- ствия и сделанные открытия, но у читателей есть возможность изу- чить эту историю самостоятельно. Добавлю только, что плот «Кон- Тики» хранится сейчас в однои- мённом музее в Осло. А его умень- И ЕЩЁ Самый маленький корабль в коллекции моделиста размером не превышает пяти сантиметров. Орудуя мизерными инстру - ментами, он умудрился собрать его внутри флакона. Фото Светланы Дроздовой Жена относится к увле - чению мужа с понимани - ем и симпатией: не у каж - дой спутник жизни – кора - бельных дел мастер. Да и застеклённые стеллажи с шедеврами, созданны - ми его руками, смотрят - ся очень красиво и прида - ют обстановке неповто - римый колорит. √ шенная копия украшает стеллажи Дмитрия Маторина. Златоглавый храм Пожалуй, лишь однажды Дмитрий изменил теме мореплавания – не смог устоять перед соблазном из- готовить макет великолепного хра- ма. Как-то ему довелось побывать на Онежском озере, на острове Кижи, и лицезреть прекрасный ан- самбль деревянных церквей, на- столько уникальных, что в 1990 году они были зарегистрированы ЮНЕСКО в качестве всемирного наследия. Преображенская цер- ковь сделана полностью из дере- ва, без единого гвоздя и имеет 22 купола, что придаёт ей характер- ный и сказочный вид. Сначала Ма- торин приобрёл и выполнил мо- дель храма из бумаги. Но спустя время решил повторить конструк- цию, но уже из дерева. Сняв раз- меры с бумажных деталей, при- нялся за работу. Основным мате- риалом послужили спички и шпон. Купола вырезал из дерева и по- крыл позолотой. От перепёлок отказался Пару лет назад было у Дмитрия ещё одно увлечение – разведе - ние перепёлок. Он создал для птичек настоящую мини-ферму, смастерив и домики, и поилки, и желоба для скатывания яиц. Но от этого занятия пришлось отказаться, несмотря на цен - ность получаемого диетического продукта. Хлопотное это дело, а главное, корм, которым их необходимо кормить, прихо - дилось привозить издалека – у нас он не продаётся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz