Народное слово. 2019 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 7 мая 2019 г. * №№ 49-50 (11076-11077) * 2 Их подвиг равен фронтовому Фото из архива редакции ВДОБАВОК - Ты не пиши особо, - просит он, прощаясь. - Ниче - го такого я не делал. - Как не делал? – восклицаю я. - Низкий поклон Вам, Михаил Иванович. Спасибо Вам за нашу жизнь. Будьте здоровы. А самое главное - живите! Как мало вас осталось на земле, Былой войны седые ветераны! Время всё дальше уносит от нас страшные годы кровопролитной войны. Но подвиг людей, сломавших хребет фашизму и при - несших народам Европы долгожданный мир, вне времени. Многие не вернулись назад. Мало осталось из тех, кто вернулся. Сегодня в нашем районе живут лишь 5 доблестных защитников Отечества, отстоявших для будущих поколений свободную страну, прошедших тяжкий путь трудными фронтовыми вёрстами сквозь огонь пожарищ, под пулями и снарядами, через поте - ри боевых друзей, кровь, ранения и страдания! Они не щадили своих жизней, молодости, здоровья ради того, чтобы мы с вами могли жить под мирным небом и радоваться каждому наступившему дню. Сегодня, на пороге главного праздника года – 74-й годовщины со Дня Победы, мы вспоминаем каждого из них поименно и обра - щаемся со словами огромной признательности. Дорогие наши ветераны! Благодарим вас, помним, любим и ценим. И склоняем головы перед вашими заслугами! Ваш подвиг ни - когда не померкнет в памяти благодарных потомков! Валентина Фёдоровна Ярных Георгий Ильич Перевалов Иван Дмитриевич Елатонцев Дмитрий Васильевич Терехов Лидия Ивановна Терехова Получила повестку о призыве на войну 6 января 1943 года и через несколько месяцев, пройдя специ- альную подготовку, стала зенитчи- цей. В составе 291-го отдельного зе- нитного дивизиона она участвова- ла в военных действиях, прибли- жая долгожданный День Победы, три долгих года. Освобождала от немецко-фашистских захватчиков русские, белорусские и украинские города и сёла, в том числе Рязань, Смоленск, Минск, Мозырь, Киев, Коростень, Дзялдово. Закончила войну в Кёнигсберге. Награждена орденом Отече- ственной войны II степени, знаком «Фронтовик 1941-1945», медаля- ми «За боевые заслуги», «За побе- ду над Германией в Великой Оте- чественной войне 1941-1945 гг.» и другими. Домой, в родное село До- мачи, вернулась 20 сентября 1945 года. Георгий Ильич Перевалов был призван на фронт 22 ноября 1943- го, когда ему исполнилось 17 лет. Девять месяцев он пробыл в учеб- ной части в отдельном полку свя- зи, затем был направлен в Монго- лию, где строил подземные линии связи. 9 августа 1945 года была объ- явлена война с Японией. 12-й от- дельный полк связи, в котором служил Георгий Перевалов, нахо- дился в горах. Ему довелось фор- сировать реку Халкин-Гол, чтобы добраться до Маньчжурии. По за- данию командования бойцы про- должали продвигаться далее, ведь был приказ 7 сентября прибыть в Порт-Артур. Здесь они узнали, что война закончилась. Георгий Перевалов награж- дён орденом Отечественной вой- ны ������������������������������ II � степени, медалями «За побе- ду над Японией», «За победу над Германией». Иван Елатонцев был призван на воинскую службу в армию в октя- бре 1942 года. Около года изучал устройство и овладевал умениями пользо- ваться противотанковым ружьём, 82-миллиметровым миномётом и снайперскими винтовками. По окончании курсов принимал уча- стие в боевых действиях на Бело- русском фронте в составе отдель- ного взвода автоматчиков первого батальона 164 дивизии 742 стрел- кового полка 33 армии. Вместе с боевыми товарищами освобождал города Витебск и Оршу. В декабре 1943 года был тяжело ранен в ногу и после 5 месяцев лечения в го- спитале демобилизован из армии. Награждён орденом Отече- ственной войны ��� ��������� ����� II� ��������� ���� степени, меда- лями «За отвагу», за победу над Германией и Японией, а в после- военное время - «За трудовую до- блесть». В сентябре 43-го, за два месяца до семнадцатилетия, Дмитрий Те- рехов отправился защищать Ро- дину. После «учёбки» в Марий- ской АССР был доставлен в часть, расположенную близ Смоленска. Затем почти 90 километров ноча- ми шли они в сторону Витебска к линии фронта. Под Витебском их часть влилась в 3-й Белорусский фронт. Пулемётчиком в составе мото- десантной танковой дивизии про- шёл через всю Белоруссию, При- балтику, Восточную Пруссию, уча- ствовал в освобождении Орши, Минска, Бреста. День Победы встретил в Кёниг- сберге. После этого участвовал в войне с Японией. Домой, в дерев- ню Кордюки, вернулся в декабре 47-го года. Награждён орденом Славы, ор- деном Отечественной войны, мно- гими медалями. Лидия Терехова получила повест- ку на фронт в 1944 году, когда ей исполнилось 17 лет. Её направили в Тушино, где располагался учебный полк свя- зи. Несколько месяцев Лидию и её подруг обучали на радистов, после чего распределили по авиацион- ным подразделениям. Терехова попала в 4-й гвардей- ский Гомельский корпус авиации дальнего действия. Сообщения, с которыми приходилось работать, всегда были зашифрованными. Их передавали в специальный отдел. Во время службы Терехова по- лучила звание ефрейтора. Ког- да война закончилась, часть, в ко- торой она служила, находилась в Польше. Среди военных наград участ- ницы войны орден Отечественной войны ���������������������������� II степени, медаль «За побе- ду над Германией». Уже после войны знаменитые полководцы Великой Отечественной напишут в своих мемуарах: «Неоцени- мый вклад в разгром фашистской Германии внесли ко- лонны особого резерва, а также все военные железно- дорожники. Одержать победу в переломных битвах без действенной помощи стальных магистралей было бы просто невозможно». Среди тех, кто обеспечивал бесперебойную работу же- лезнодорожного транспорта, житель нашего района Ми- хаил Дорошин. Незадолго до Дня Побе- ды мы побеседовали с Ми- хаилом Ивановичем в его небольшом, уютном домике в селе Острый Камень, где ветеран, немного смущаясь, рассказал мне о своих «го- рячих» фронтовых дорогах. На вид ему не дашь 92 года. Только теперь мёрз- нет даже тогда, когда в доме и на улице жара, да очень плохо слышит. – Ну, хватит, наверное, - время от времени, преры- вая рассказ, повторял Миха- ил Иванович, но тут же его и продолжал. Одно воспоми- нание рождало другое, вол- нение нарастало. Ведь это так нелегко – даже мыслен- но возвращаться во време- на войны, страха, голода и холода. Михаил Иванович был призван на фронт весной 1944 года. Их, восемнадца- тилетних парней, направили в Ярославль, где в это вре- мя создавались паровозные колонны особого резерва. - А после того как было сформировано шесть рот особого назначения, нашу роту отправили в Латвию, - рассказал он. - Состав дви- гался через Оршу, Минск на латвийские земли, уже осво- бождённые от фашистов. Перед нами стояли очень важные и ответственные за- дачи: обеспечить высокую маневренность, оператив- ность перевозок боеприпа- сов, техники, военных и ра- неных. В состав каждой колон- ны входил мобильный ре- зерв локомотивов, который состоял из 20-ти паровозов только одной (для упроще- ния ремонтов) серии. Ми- хаил Иванович был назна- чен помощником машиниста паровоза. Каждую колонну возглавляли начальник и ко- миссар. - За каждым паровозом, - рассказывает ветеран, - за- креплялись две поездные бригады. Она состояла из машиниста, помощника ма- шиниста, кочегара, кондук- торской бригады и одного поездного вагонного масте- ра. Для жилья была выделе- на теплушка (четырёхосный вагон), которая входила в состав поезда. Спали на на- рах, продукты получали в виде сухого пайка, а обед варили на чугунных печках. Всякое случалось в па- ровозной колонне. Особен- но тяжело было под Кёниг- сбергом, когда приходилось водить грузовые поезда к линии фронта, а оттуда вы- возить разбитую технику и раненых. Немцами были созданы специальные авиа- отряды, которые круглосу- точно следили за железны- ми и шоссейными дорогами. И поэтому железнодорожни- ки работали в основном но- чью. Никаких сигнальных ог- ней, был запрещён любой свет, топки паровозов за- вешивались брезентом. Но атаки продолжались и в ноч- ное время, ведь при движе- нии паровоз выдавал себя искрами из трубы. Был слу- чай, когда немецкие бом- бардировщики заметили по- езд и сбросили несколько бомб на состав. Один сна- ряд угодил в последние ва- гоны. Пришлось принимать срочные меры, чтобы от- цепить их, иначе загорел- ся бы весь состав, который вёз горючее, снаряды и дру- гой военный груз. От горя- щих вагонов шёл нестерпи- мый жар, дымилась одежда. Каждую секунду мог прои- зойти взрыв. Многое пришлось испы- тать ветерану, в каждый рейс отправлялся, словно в ата- ку. На каждом шагу подсте- регала опасность: составы подвергались налётам вра- жеской авиации, враг мини- ровал пути, мосты, станции. Но эти поездки придавали только уверенность в себе. В колоннах особое внима- ние уделяли внедрению эф- фективных приёмов и мето- дов работы. Всё передовое, что появлялось в одной бри- гаде, становилось достоя- нием всех. «Люди из стали» или «железные люди», так называли железнодорожни- ков – машинистов, путейцев, диспетчеров в годы войны. День Победы Михаил Иванович встретил в Кёниг- сберге, где ещё два года по- сле войны работал в паро- возном депо. Домой вернул- ся летом 1947 года. Сейчас, несмотря на воз- раст, Михаил Иванович один раз в неделю ходит в мага- зин за необходимыми про- дуктами, убирается на сво- ём приусадебном участке. А в свободное время любит слушать радиоприёмник. – Я только два года не сажаю огород, - делится ве- теран. - А каждое утро обя- зательно начинаю с заряд- ки, потому что движение - это жизнь!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz