Народное слово. 2018 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 22 декабря 2018 г. * № 144 (11024) * 3 █ В краеведческом музее прошла выставка зимних пейза- жей художников Н.А. Сысоева и Н.В. Скорубской. Перед пригла- шенными школьниками высту- пила методист картинной гале- реи Екатерина Полякова. После ознакомления с творчеством ху- дожников детям предложили са- мим нарисовать пейзажи. Ребя- та с радостью приняли предло- жение, рисунки получились яр- кими и веселыми, и гости вы- ставки унесли с собой частичку добра и хорошего настроения. Фото Светланы Дроздовой Юбилей хорошего человека – это прекрасный повод вспомнить, поговорить о нем, поделиться впечатлениями от творчества, встреч, общения. Неважно, что его уже нет с нами. Ведь у нас остались воспоминания 100-летию посвящалось Он как художник отличал- ся удивительной способ- ностью передавать пси- хологию человека, его на- строение. А изобразить психологию - редко кто может. √ Сегодня мы представляем вниманию читателей отрывок из мемуа- ров его жены - художника Н.В. Скорубской. Кто сможет рассказать о Николае Александровиче лучше женщины, прожившей с ним в счастливом браке 58 лет? художника-земляка Судьбоносная встреча В конце 1941 года все художе- ственные институты страны были эвакуированы в Самарканд. Здесь и произошла моя встреча с Нико- лаем Александровичем – на тот момент студентом IV курса Мо- сковского государственного худо- жественного института (ныне нося- щего имя В.И. Сурикова). До эва- куации Николай работал на трудо- вом фронте под Вязьмой, где вме- сте с другими студентами копал противотанковые рвы и окопы. Он был награжден медалью «За обо- рону Москвы». Самарканд - это город изуми- тельных памятников архитектуры X - XIV веков. Он производил по- трясающее впечатление. Здания были покрыты необыкновенными драгоценными голубыми глазуря- ми, в чудные орнаменты вписаны тексты из Корана. Жили в бывших семинариях мусульман, в мечетях, учились на территории Регистана. Все ребята относились с бережностью и ува- жением к святыням мусульман- ской культуры. Студенты любо- вались неповторимыми памятни- ками культуры и понимали, какая это ценность. Занятия были вели- колепно поставлены, у нас были очень хорошие педагоги. Вскоре после моего приезда в Самарканд нас направили в кол- хоз убирать на токах намолочен- ную пшеницу. Зрелище было по- трясающее, вокруг возвышались сияющие горы намолоченного зер- на. В соседней бригаде работал и Коля Сысоев. На нем была бело- снежная рубашка и замшевая кур- точка - приличный такой парень, но в буквальном смысле босой. За работу мы получили зарплату - по большому мешку пшеницы. Мно- гие ребята ее продали и купили обувь. Усердный студент Студенты много работали на пле- нэре, но, пожалуй, самым усерд- ным был Коля Сысоев. Его всегда можно было встретить с малень- ким этюдником в руке. Он неустан- но после занятий, в любое свобод- ное время писал и рисовал памят- ники Самарканда, сценки улич- ной жизни, чайханы, замечатель- ных стариков, веселых и озорных Он дарил мне букеты сирени В день памяти художника в картинной галерее была открыта выставка «Время над памятью не властно». Она состоит из картин Н.А. Сысоева, привезенных из Брянского музейно- выставочного центра. Выставка продлится до 19 марта В рамках реализации проекта «Прикоснемся к прекрасному» сотрудники районной газеты побывали на могилах Н.А. Сысоева и Н.В. Скорубской, очистили снег с захоронений, возложили цветы, почтили их память минутой молчания Фото Павлв Жабина «Он написал много моих портретов, хотя я этого избегала, специально не позировала» мальчишек, кузнецов, которые на глазах создавали предметы быта - кувшины, чайники и прочее, все то, что его поражало. Он даже частично выучил узбекский язык, что давало ему возможность уговорить позиро- вать того или иного человека, ко- торый ему нравился. В настоящее время почти вся коллекция работ Николая Александровича, создан- ных в Самарканде, находится в картинной галерее его имени в по- селке Лев Толстой. Трудные годы Весной 1943 года мы стали супру- гами. Осенью того же года возвра- тились в Москву. Это были труд- ные годы. Жили на маленькую сти- пендию. Заработок у нас был толь- ко такой - к 1 мая и 7 ноября нам давали заказы - мы писали портре- ты вождей и членов политбюро. Нам скромно платили, но это была заметная поддержка. В 1945 году я впервые приеха- ла на родину мужа в село Слан- ское. Николай Александрович на- чал собирать материал для дипло- ма. Написал много этюдов с одно- сельчан, попутно накапливая и ма- териал, который через много лет воплотил в задуманную еще тогда картину «Коллективизация». Наша полноценная творче- ская жизнь началась в 1948 году на Академической даче. Там мы оказались в кругу творческих лю- дей. У нас была одна мастерская на четверых. Николай Алексан- дрович писал свои работы. У него обычно сразу несколько замыслов осуществлялось. Он собирал ма- териал, все время трудился. По- том нам дали мастерскую на Мас- ловке, которая принадлежала уже только нам двоим. Открытый человек Со временем мы купили дом в Тверской области неподалеку от Дома творчества, пристроили ма- стерскую. Мы не были замкнутой семьей. У Николая Александрови- ча всегда были открыты двери для всех художников Академички. Коля показывал свои работы. Он был очень открытый человек. Советы давал. Разрешал во время рабо- ты постоять, посмотреть. Он пи- шет какую-то натуру, и другие ря- дом пишут. Он всегда был рад моим успе- хам и любил мою живопись. Лю- бил, как я пишу пейзажи. Принося с этюдов новую работу или закан- чивая большой холст, он требовал моей оценки. Я была главным кри- тиком. Он был проницательным и понимал людей. Но враждебно ни к кому не относился. Был доброже- лательным. Если у кого-то на вы- ставке появилась удачная вещь, он звонил и говорил: «Ты хорошо написал, мне очень нравится твоя работа». Он всегда работал усилен- но и стремился к тому, что заду- мал, всеми своими возможностя- ми, всей своей душой и понимани- ем, что и как должно быть изобра- жено. Он продумывал, какое на по- лотне должно быть время года, ка- кие люди, какой типаж. Искал лю- дей. Иногда ему удавалось упро- сить даже незнакомого человека позировать. Пейзажную среду для картин мы часто с ним вдвоем вы- бирали. Мы очень много гуляли в лесу, на природе и всегда присма- тривали какой-то мотив. Признание за рубежом В Италии, в частном собрании Марко Дотрино, хранятся многие работы Николая Александровича. Марко Дотрино - потомственный коллекционер. У него свой замок, свой выставочный зал, в его гале- рею привозили работы даже из на- шей оружейной палаты, для чего он специально сделал павильон. Есть каталог его коллекции с на- шими работами. По приглашению М. Дотрино мы ездили в Италию и вдвоем, и с небольшой группой ху- дожников. Старались посмотреть все места, насыщенные большим искусством, - Рим с Ватиканом, Флоренция, Турин… В одном му- зее для группы русских туристов Коля рассказал о художниках луч- ше экскурсоводов. К нам приезжали японцы, им очень нравились наши работы, они стремились их приобрести, но лучшие свои вещи мы оставляли в России. Николай Александрович говорил: «Это в поселок Лев Тол- стой». Он трепетно относился к родным местам. С 1987 года увле- ченно занимался комплектовани- ем картинной галереи на своей ро- дине. Это было его детище. В дет- скую изостудию при галерее мы привозили все необходимые мате- риалы - бумагу, краски, кисти… Счастливая жизнь Он был очень внимательный и за- ботливый. В мой день рождения, в мае (я его не любила отмечать) Коля paно утром приносил мне бу- кет сирени, еще в росе. Почти все мои натюрморты с сиренью тогда и написаны. А его дни рождения я всегда широко праздновала. К нам на дачу приезжали из Москвы его друзья по институту. И всегда ве- село, с танцами этот день прово- дили. Всегда было многолюдно, приходили все художники, которые жили в то время на Академичке. Вставал он рано, иногда писал и ночные этюды. На рассвете шел к реке, писал пейзажи. Я считаю, что у нас была счаст- ливая жизнь - очень много сдела- ли. В энциклопедии «Лучшие люди России» в разделе «России слав- ные сыны и дочери» помещены статьи о нас. Я очень благодарна за высокое признание родиной на- шего труда. █ 19 декабря в стенах картин- ной галереи прошло заседание круглого стола на тему «Жиз- ненная правда на холстах ху- дожника» с участием сотрудни- ков музеев Лебедянского и Лев- Толстовского районов, библио- течных работников. В ходе ме- роприятия состоялась презен- тация подготовленного сотруд- никами картинной галереи свод- ного библиографического ката- лога произведений Н.А. Сысо- ева, находящихся в различных музеях страны. █ В картинной галерее на- градили победителей районного конкурса сочинений по творче- ству художника. Почетную гра- моту за победу в возрастной ка- тегории 11-14 лет вручили На- сте Стругановой (1 место), Ксе- нии Леонтьевой (2 место), Поли- не Диановой (3 место). В возрастной категории 15- 18 лет награждены: за 1 место - Юля Павлова, за 2 - Настя Шкор- дова, за 3 - Влада Томилина. Благодарственными письма- ми были отмечены: Амин Гади- мов в номинации «Вдохновен- ность и эмоциональность речи», Захар Селифанов - «Изобрета- тельность и самобытность», Ан- дрей Торочкин - «Самый лучший сюжет», Матвей Гольба - «Са- мое искусное описание» и Алек- сандра Зайцева - «Незаурядные сочинительские способности». █ По многолетней тради- ции, ко Дню памяти Н.А. Сысо- ева был проведен конкурс дет- ских рисунков. В этом году в нем впервые участвовали и воспи- танники детских садов. Николай Александрович трепетно отно- сился к проявлению творчества и таланта у детей. Изостудия «Палитра», созданная в 1998 году, – еще одно детище худож- ника в нашем районе. Он с ин- тересом следил за занятиями юных левтолстовцев, в период дефицита привозил для них из Москвы холсты, кисти, краски. В этом году на конкурс в Дом творчества было представлено более сотни детских рисунков. В разных номинациях и возраст- ных категориях первые места заняли школьники Рита Морко- вина, Варя Александрова, Ар- тем Курцев, Саша Зайцева, Ирина Пикалова, Иван Подмар- ков, Алина Захарова, Наташа Докучаева, Арина Титова, Света Богомолова. Из воспитанников детского сада «Радуга» победи- ли Полина Холодкова, Сабрина Феоктистова, Даша Данкович. █ Хорошим подарком на па- мять для участников мероприя- тий к 100-летию художника стал набор открыток с его картинами, выпущенный специально к юби- лейной дате Липецким област- ным художественным музеем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz