Народное слово. 2018 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 16 января 2018 г. * № 4 (10884) * 3 В свое время были включены в список исторических памятников и поставлены под охрану государства церкви в се - лах Знаменское, Грязновка, Топки, Троицкое, но и это не спасло их от закрытия и разрушения. ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ. В начале прошлого века на территории района действовало 26 храмов, к концу 30-х годов не осталось ни одного О чем молчат разрушенные храмы По всей стране были закрыты и разрушены тысячи храмов. В моем понимании, не только сбросили оземь купола: обезглавили наши села, лишили их живой православ- ной души. Долго ли можно жить с убитой душой? Совершите поезд- ку в Круглое, Карповку, Племянни- ково, Сланское, Зыково или другое похожее село, встаньте возле по- руганных церквей (или там, где они стояли) и посмотрите вокруг себя. Когда-то здесь кипела жизнь… Сегодня я хочу рассказать вам о православных святынях, которые в начале прошлого столетия име- лись в каждом селе района. Боль- шинство из них впервые упомина- ются в архивных документах вто- рой половины 17-го века. В основ- ном это были деревянные церк- ви, которые со временем ветша- ли, погибали в пожарах, на их ме- сте на средства прихожан, земле- владельцев, благотворителей воз- водились новые. С середины 19-го века началось строительство ка- менных церквей. Сохранились из них единицы. От других остались одни стены, от третьих – лишь вос- поминания. В селе Астапово было 2 храма, один из которых относился к Раненбургскому, а другой к Дан- ковскому уезду (село находилось на границе этих уездов). Храм свя- того Димитрия Солунского был де- ревянным, с каменным фундамен- том. Из воспоминаний урожен- ки села Марии Депутатовой: «У нас был очень хороший батюшка – Александр Спешнев. Всю жизнь с нами прожил – крестил, венчал, отпевал. Полсела - его духовные дети, и мы его очень любили». При новой вла- сти «активисты» стали издевать- ся над священ- нослужителем, поджигали его сараи, амбар, пытались сжечь дом, запугивали. Ему пришлось покинуть Астапово. В 1937 году, будучи священником в селе Секирино Скопинского райо- на, отец Александр был арестован, а затем расстрелян на Бутовском полигоне в Москве. В 1929 году был арестован другой священник Димитриевского храма Павел Ку- зовлев – за антисоветскую агита- цию и противодействие попыткам закрыть церковь, а также за запу- гивание «концом света и страшным судом» местных комсомольцев. Димитриевская церковь была за- крыта в середине 1930-х гг. До на- чала 70-х здание, лишенное купо- лов и крестов, использовалось под зерносклад. Затем было разобра- но для отопления местной школы. Говорят, что церковные дубовые бревна не брала пила… В насто- ящее время на северо-восточном берегу озера в Астапове еще вид- ны следы кирпичного фундамента Димитриевского храма. Храм Покрова Пресвятой Бо- городицы в селе Астапово закры- ли в 1929 году, священника аресто- вали. В 1934 году Покровский храм был разобран, а из полученных материалов построен детский сад на ул. М.Горького. В 2006 году на месте храма установлен Поклон- ный крест. Храм Архистратига Михаила и Иверской иконы Божией Матери в Большой Карповке закрыли в конце 30-х годов. Из воспоминаний членов бюро райкома комсомо- ла 1929 года: «За нами закрепили один из самых трудных участков - территорию Карповского сельсо- вета. Крестьяне не хотели добро- вольно отдавать нажитое своим трудом имущество. Проведению коллективизации мешала церковь. Поэтому в первую очередь было решено ее закрыть. После прове- денной агитационной работы ком- сомольцам удалось убедить свя- щенника отречься от сана. Отре- чение произошло на сельском схо- де. Оказавшуюся без настояте- ля церковь закрыть уже не соста- вило труда». Для мощения дороги разрушили колокольню, а пиленые блоки известняка из цоколя выбра- ли для строительства клуба в рай- центре, в алтаре храма устроили мельницу. Карповка давно опусте- ла, а изуродованный храм, словно стойкий оловянный солдатик, до сих пор возвышается над селом. Однако время делает свое дело – с каждым годом он разрушается все сильнее. Здание каменной церкви свя- тителя Николая Чудотворца и Рож- дества Христова в селе Гага - рино в 1932 году верующие села были вынуждены, «учитывая на- стоятельные требования рабо- чих совхоза», передать «для куль- турных целей». Она долгое время использовалась местным хозяй- ством в качестве гаража для тех- ники. В 1993 году здание вернули верующим, предпринимаются по- пытки восстановить храм, но вряд ли это удастся – слишком обезо- бражен его внешний облик. Каменная церковь Спаса Неру- котворного Образа и Архистратига Михаила села Гагино была за- крыта в 1931 году, последним свя- щенником стал Алексий Грациан- ский. Незадолго до войны церковь решили взорвать, чтобы забрать кирпич для строительства Трое- куровской школы. От прекрасного архитектурно- го творения осталась гру- да обломков, разобрать ко- торые на кир- пичи так и не удалось – слишком крепким оказался раствор. Сей- час для проведения богослужений восстановлено здание церковно- приходской школы. Когда-то в селе Головин - щино имелись деревянные церк- ви – святителя Алексия, святых Космы и Дамиана и Казанской ико- ны Божией Матери. Несколько раз они погибали от пожаров, восста- навливались, перестраивались. В конце концов в 1864 году присту- пили к строительству нового ка- менного храма Преображения Го- сподня. Строительство затянулось до 1905 года. Были освящены при- делы – Алексиевский и Космода- мианский. Храм был закрыт в 1937 году. Последний священник Нико- лай Георгиевский был вынужден уехать в Лев Толстой и устроиться рабочим в стройпоезд, по некото- рым данным он был арестован. В 1810 году в селе Загряд - чино была достроена Казанская церковь с Архангельским приде- лом. В 1930-х годах она была за- крыта, а спустя годы полностью разрушена. Кирпич употребили для постройки фермы, амбара, от- сыпки дороги. В 2017 году на пре- стольный праздник села Михайлов день на месте церкви установлен Поклонный крест. В 1928 году часть храма св. Ни- колая Чудотворца в селе Дома - чи была приспособлена для хра- нения зерна, в 1932 году он был официально закрыт для перео- борудования под школу. В после- дующие годы использовался под склад, за годы безжалостной экс- плуатации зданию был нанесен огромный ущерб. Но, видимо, Богу было угодно возродить эту святы- ню, и в 1996 году началось вос- становление храма. В настоящее Лана Панова Можно долго спорить, доказывать, перечислять завоевания Октябрьской революции. Бесспорно, они имелись. Но невозможно объяснить решительность, с которой новая власть взялась за ис - требление традиционной, сложившейся веками веры людей – пра - вославия. время церковь св. Николая Чудот- ворца радует своей возрожденной красотой, в ней регулярно совер- шаются богослужения. В храме села Знаменско - го на первом этаже располага- лась церковь иконы Божией Мате- ри «Знамение» с приделом в честь св. Николая Чудотворца, на вто- ром – Вознесенская церковь. Ико- ностас, кроме икон, поступивших из фамильной образной графов Толстых, был написан в Петербур- ге художником М.И. Скотти. Ее за- крыли, разграбили и затем разру- шили, а кирпичный бой использо- вали на отсыпку дороги в сторону райцентра и Данкова. В 2010 году на месте церкви была поставлена небольшая часовня, а после по- стройки в ней алтаря она получила статус храма. Не осталось ни эскизов, ни фо- тографий уникальной Богоявлен- ской церкви в селе Топки. В конце 1930-х годов храм закрыли, а затем разобрали на строймате- риалы для постройки семилетней школы. В ноябре 2017 года на ме- сте, где стояла церковь, установ- лен Поклонный крест. Мало кому известно, что когда- то в селе Золотуха находил- ся монастырь - говоря современ- ными словами, филиал Задонско- го Свято-Троицкого Тихоновско- го мужского монастыря. Его появ- ление связано с тем, что местный землевладелец статский советник Василий Воейков в 1877 году пе- редал в вечную собственность За- донскому монастырю часть сво- их земель. В одном из усадеб- ных строений была устроена цер- ковь святителя Тихона Задонско- го, святой Марии Магдалины и святой Марфы. В 1920 году оби- татели монастыря были изгнаны, а монастырь и церковь прекрати- ли свое существование. В насто- ящее время о том периоде напо- минают лишь остатки двухэтажно- го здания, лишенного кровли, окон и дверей, с едва различимым де- кором на стенах и печурами в углу второго этажа. Уникальную архитектуру имела церковь Покрова Пресвятой Бого- родицы села Зыково – это вид- но даже сегодня. Старый деревян- ный храм, стоящий на этом месте, был оснащен местными землевла- дельцами богатым иконостасом, содержался в отличном состоянии, но в 1908 году сгорел. После пожа- ра зыковцы приступили к строи- тельству каменного храма. Окон- чание постройки и отделка церкви пришлась уже на послереволюци- онное время. В 1919 году произо- шло событие, редчайшее для того периода – ее освящение. В этот день в храме собралось огромное количество людей. Однако радо- ваться новому храму долго не при- шлось: в конце 1930-х гг. он был закрыт и стал использоваться как зернохранилище. В 1990-х в нем выломали полы и разобрали дере- вянную часть колокольни – на со- вхозные нужды. Села Сланское и Круглое – самые древние и, в прошлом, са- мые многочисленные в районе. Ка- менные церкви Спаса Нерукотвор- ного Образа с приделами в честь иконы Божией Матери «Всех скор- бящих Радость» и святого Васи- лия Великого (в Круглом) и святого Сергия Радонежского (в Сланском) строили большие мастера своего дела. Это видно невооруженным глазом по интересной архитек- туре зданий, по искусной кладке кирпи- чей. Прекрас- ные строе- ния вмещали большое ко- личество лю- дей, приходы были богаты- ми. В 1933 году арестовали и при- говорили к заключению на 5 лет священника Сергиевского храма Иоанна Федорова, в 1937 году при- говорили к расстрелу проживавше- го в Сланском другого священнос- лужителя – Николая Розанова. Та- кая же участь постигла, вероятнее всего, и священников села Кругло- го. Храмы долгое время использо- вались для колхозных нужд, пока не пришли в аварийное состоя- ние. Лет 20 назад стали предпри- ниматься попытки их восстано- вить, но они вряд ли завершатся успехом – слишком велико разру- шение, да и села уже относятся к разряду вымирающих. В 1929 году был арестован и осужден на 3 года концлагерей священник храма святого Георгия Победоносца в селе Кузовле - во Сергей Лебедев. Через 3 года, только сроком на 5 лет, осудили другого сельского батюшку - Васи- лия Погонина. Богослужения в Ку- зовлевском храме совершались до 1935 года приезжавшим из села Путятино отцом Иоанном. В совет- ское время здание использовалось для хозяйственных нужд и пришло в аварийное состояние. Восста- новление Георгиевского храма на- чалось в 1989 году. Сегодня храм полностью восстановлен и являет- ся одним из лучших в районе. До начала 19-го века село Митягино относилось к приходу Алексиевской церкви села Голо- винщино. В 1907 году, после мно- гочисленных ходатайств жителей, была достроена своя деревянная церковь из соснового леса, с при- ходами во имя Преображения Го- сподня, безсребреников Космы и Дамиана и святителя Алексия, Ми- трополита Московского. Закрытие Митягинского храма произошло в 1936 году после ареста священни- ка Иоанна Чиликина и псаломщика Павла Благовестова. После войны здание разобрали на дрова. Сле- дов от церкви не сохранилось, на ее месте теперь стоит газовая ко- тельная. На месте старой деревянной церкви в селе Свищевка в 2008 году построена часовня. Старая деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы про- стояла почти 2 века. В начале про- шлого столетия свищевцы присту- пили к постройке каменного хра- ма и довели его до сводов. Рево- люция помешала закончить строи- тельство, и в 1936 году, несмотря на отчаянное сопротивление жи- телей, здание разобрали, а кирпич вывезли на возведение больницы. Место, где должен был стоять ка- менный храм, в настоящее время отыскать уже невозможно. В Орловке закрытие храма св. Иакова Алферова произошло в 1930-х гг., а после войны здание было разобрано для строитель- ства клуба в селе Троекурово. Сей- час на месте храма возле старого кладбища на средства благотво- рителей воздвигнута каменная ча- совня. Ничего не осталось от кра- сивых церквей в Грязновке, Пле- мянникове, Старочемоданове, Ко- лычах. Вымерли и села. Каменная церковь святого Ге- оргия Победоносца села Перво - майского была закрыта в 1932 году после ареста священника Ми- рона Ледовских, приговоренного к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. Храм использовался под зернохрани- лище, под спорт- зал. В 1990 году верующие обра- тились с прось- бой вернуть им храм. Начались восстановитель- ные работы, первое богослужение после долгого перерыва состоя- лось в январе 1991 года. Троицкое. Прошение о раз- решении на строительство в сво- ей вотчине каменной церкви по- дал в 1775 году полковник Нико- лай Салтыков. В конце 18-го века церковь Святой Троицы с приде- лами свв. Космы и Дамиана и св. Марии Египетской была построе- на. В 1864 г. с южной стороны ко- локольни была сделана пристрой- ка для караулки, с северной – для кладовой. Через 10 лет священник Иоанн Сапфиров «с употреблени- ем собственных средств» открыл в караулке приходское училище. В 1907 году церковь была основа- тельно отремонтирована. Закры- ли храм в 1930–х гг. и здание ста- ли использовать для нужд колхо- за. Была разобрана колокольня, а к алтарю пристроено безобразное складское помещение. В середи- не 2000-х гг. храм начали восста- навливать, сейчас в нем регулярно проходят богослужения. Когда-то в селе Острый Камень находилась деревянная церковь, которая в 1887 году Им- ператорской археологической ко- миссией была поставлена под охрану как памятник деревянного зодчества. К строительству камен- ного храма, того, который мы ви- дим сегодня, приступили в самом конце 19 века и построили в 1903 году. Деревянный храм сохранял- ся до 1911 года, затем был от- дан крестьянам деревни Хрущев- ка Данковского уезда. Никольская же церковь перестала действовать в 1930-х годах. В 1945 году жите- ли села подали заявление об от- крытии храма. Учитывая то, что здание церкви на тот момент пу- стовало, а в районе не осталось ни одной действующей церкви, ис- полком Рязанского облсовета эту просьбу удовлетворил. Храм был открыт в апреле 1946 года и на долгие годы оставался единствен- ным действующим в районе. В 1922 году под предло - гом помощи голодающим Повол - жья произошло изъятие ценностей из всех православных храмов. За - тем были арестованы и осуждены на несколько лет ссылки или рас - стреляны большинство священни - ков нашего района. КСТАТИ В поселке Лев Толстой закрытие Троицкого храма произо- шло 20 марта 1924 года. Решение о закрытии церкви прини- мали якобы жители поселка, но было сделано все, чтобы при- хожане на это собрание попасть не смогли. В последующие годы в здании находилась школа. В 2000-м году оно было воз- вращено верующим. Разрушенный Карповский храм
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz