Народное слово. 2017 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2017 г. (п. Лев-Толстой)

“Народное слово” 2 ноября 2017 г. * № 123 (10858) * 3 Праздник Казанской иконы Богородицы После сильного пожара в Казани в 1579 году, уничтожив- шего большинство домов в рус- ской части города, десятилет- ней девочке Матроне явилась во сне Богородица и повелела раскопать землю под сгорев- шим домом и взять находившу- юся там икону. Девочка расска- зала родителям о чу́дном явле- нии Богородицы, но взрослые не обратили на нее внимание. Явление повторилось вновь, и Матрона вместе с матерью пошли на то место, где стоял их дом, и там, на глубине около метра, нашли икону. Ткань, в ко- торую был обернут образ, поч- ти истлела, а икона выглядела так, будто иконописец только закончил свою работу. Радост- ная весть облетела город, ико- ну отнесли в ближайший храм при большом стечении народа. Сразу были явлены чудеса от образа, несколько слепых лю- дей вновь обрели зрение. Свидетелем чудесного яв- ления иконы Богородицы и со- вершавшихся исцелений был священник Ермолай, будущий патриарх Ермоген. Сначала праздник Казан- ской иконы Богородицы был местным, праздновался лишь в Казани, но постепенно его по- читание распространилось по Русской земле. Праздник, по- священный обретению иконы Пресвятой Богородицы во гра- де Казани, отмечается 21 июля. Часто церковный празд- ник является воспоминанием того или иного события отече- ственной истории. Церковно- государственным праздник в честь Казанской иконы Богоро- дицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайло- вич повелел отмечать не толь- ко день ее явления, 8 июля, но и 22 октября (по старому сти- лю), в память избавления Мо- сквы и России от поляков. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобожде- ние Москвы прервалась. Но вот, наконец, многовековой празд- ник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался и День народного единства, и известная всем православным «осенняя Казанская». И Цер- ковь, и государство вспомина- ют в этот день одно событие: освобождение Москвы от поля- ков в 1612 году, конец Смутно- го времени. Храни, Господь, село родное 15 октября на въездах в село Первомайское были установлены и освящены два Поклонных креста. Чин освящения крестов провел иерей Геннадий Феофанов Анастасия Михалева Православные поклонные кре- сты чаще всего встречаются дере- вянные, реже каменные четырех- конечные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнамента- ми. Неизменным остается их пра- вославное содержание и ориен- тация на восток. В подножье кре- ста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое воз- вышение, которое символизиру- ет гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Поклонные кресты, означая собой какие-то па- мятные и знаменательные места, служат напоминанием всем про- ходящим и проезжающим о необ- ходимости покаяния, нравственно- го очищения, жития по законам до- бра и любви к ближним. Обычно поклонные кресты устанавливались при въезде- выезде в города, села и деревни, на возвышенностях, на дорогах и развилках, на месте разрушенных храмов, на месте слияния и исто- ка рек, родников. Поклонный крест - это духовный щит от всех вра- гов, видимых и невидимых. Все по- клонные кресты, имея различные памятные и знаменательные зна- чения, прежде всего служат веру- ющим местом для молитвы. В Первомайском кресты были установлены при содействии ин- дивидуального предпринимателя Виктора Терешкина. О необходи- мости этого говорили давно, и Вик- тор Николаевич выделил необхо- димые денежные средства, опла- тил установку. Совместно с жите- лями села Сергеем Кабановым и Сергеем Ауловым были подготов- лены площадки к установке духов- ных щитов. При освящении крестов при- сутствовали члены церковно- приходского совета и местные жи- тели - Мария Минакова, Любовь Репкина, Александра Потапова, Валентина Селиванова, Галина Иноземцева, Юлия Плотникова, Галина и Владислав Труновы, Та- тьяна Беляева, староста Смолен- ского храма села Первомайского Людмила Борисова. Считается, что первый Поклонный крест был установлен на Руси княгиней Ольгой более тысячи лет тому назад на Киевских горах. Фото Анастасии Михалевой ДОСЛОВНО - Сам смысл установки крестов означает нашу надежду и упо- вание на то, чтобы Господь хранил наш поселок, район и всех жителей от всяких бедствий, катастроф, от всех видимых и невидимых врагов. Ведь крест — это хранитель, и поэтому не зря на нем написано: «Спаси и сохрани». И каждый, кто про- езжает мимо этого креста, невольно видит и прочитывает про себя эту надпись, эту краткую молитву к Богу, - сказал иерей Геннадий Феофанов. Эгоизм перечеркивает добродетели БЕСЕДУЕМ С БАТЮШКОЙ. На наши вопросы ответил иерей Геннадий Феофанов - Возможно ли достичь та - кого духовного состояния, чтобы, совершая благие дела, не думать о себе с одобрени - ем? - Совершая добрые дела, че- ловек исполняет заповедь о люб- ви к Богу и ближнему. Господь по- казывает, что есть нуждающиеся в нашей помощи, указывая на ал- чущих, жаждущих, обездоленных, находящихся в трудной жизнен- ной ситуации. Он не наказывает, а дает им крест, чтобы те спаслись. У человека, который испытывает нужду или болезнь, перенесение этой скорби развивает терпение и навык благодарить Бога. В серд- цах же окружающих должна разви- ваться любовь. Но нельзя выставлять напоказ свои добрые дела. Более того, ле- вая рука, по заповеди Христа, не должна знать, что делает правая, то есть надо не обращать внима- ния на свои благодеяния. Для до- стижения такого состояния необхо- дима большая работа над собой. Современный человек, в том числе и верующий, сверх меры са- молюбив, эгоистичен. К сожале- нию, забота о собственном ком- форте – основное, на что он тра- тит все силы, средства и время. - Почему такое происхо - дит? - Изменили сознание людей утрата веры и православной тра- диции. Уже не Христос и ближ- ний стали в центре всех устрем- лений и дел человека, а собствен- ное эго. Наслаждение земной жиз- нью стало главной ценностью бы- тия. До революции для большин- ства определяющей была вера, и она берегла их от пороков, в том числе от гордыни и эгоизма. Рос- сия больше жила общинной жиз- нью. На селе вопросы решали всем миром. Отец был старшим в семье и нес ответственность за всех ее членов. У каждого, от мала до велика, были свои обязанности, все трудились на общее благо. За- бота друг о друге, сопереживание, молитва объединяли людей. Никто не считал, что его эксплуатируют. Тратить свои силы, чувства на бла- го других, поделиться куском хле- ба было нормой. Отцы не уклоня- лись от воспитания детей. Теперь же главенствующее положение за- нимают материальное благополу- чие, бытовые условия, потреби- тельская корзина. Исказилась и семейная иерар- хия: все труды и внимание членов семьи обращены в первую оче- редь к детям, к их запросам и зача- стую капризам. Раньше в семьях было по семь - десять детей, се- мейный уклад был направлен на воспитание в них самоограниче- ния, жертвенности, сострадания, взаимопомощи. В советское вре- мя семья сократилась до одного- двух детей, и ребенок стал куми- ром «ячейки общества». Дедушка, бабушка, родители и даже гости - все обращены к нему и удовлетво- ряют любое его желание. Машин- ку? - на тебе машинку, айфон? - на тебе айфон, планшет? – и план- шет купим, ты же наше сокровище. Принес из школы двойку - учитель плохой! И растет такой избалован- ный божок, умеючи только требо- вать и получать. - Возникает замкнутый круг: хочешь угодить ребенку, а ему все мало, и ты лезешь из кожи… - Как-то один многодетный свя- щенник мне сказал: «Если я вижу неправильно припаркованный ав- томобиль, который брошен пря- мо на дороге и мешает всем прое- хать, то с достаточно большой уве- ренностью могу сказать, что хозя- ин этой машины был единствен- ным ребенком у своих родителей». В многодетной семье дети и вос- питаны по-другому. Им приходит- ся постоянно считаться с мнени- ем и желаниями своих братьев и сестер, и с юности они усваивают, что надо уважать других. Эгоизм перечеркивает добро- детели. Если человек привык те- шить свое «я», то, даже делая добро другим, он будет хвалить себя, испытывать радость от мыс- ли, что поступает хорошо, «по- христиански». Творение добрых дел без любви к ближнему и без смирения приводит к гордыне, от которой и рождается одобрение самого себя. И если такое прояви- лось, значит, мы еще не научились по-настоящему любить. - Так, может, если это не удается, стоит воздерживать - ся от доброделания, чтобы не разжигать в себе самомнение и гордыню? - Повторюсь: непременное условие спасения человека - это любовь к ближнему, а она должна иметь внешнее проявление - до- брые дела. Помощь другим спо- собствует внутреннему развитию человека. Христос заповедал де- литься избытком и даже отдавать последнее, если об этом просит ближний. Казалось бы, проще про- стого: имеешь две рубашки, так отдай одну тому, кто нуждается в одежде. Но чаще, когда видим по- требность ближнего, нам стано- вится жалко расстаться даже с не- нужной вещью. А где же любовь к ближнему - к тому, у которого и са- мого необходимого нет? Апостол Иаков говорит, что вера без дел мертва. Без добрых дел душа становится «трупоноси- цей». - Но как все же быть, если, совершая доброе дело, даже против воли начинаешь ду - мать о себе? - Советую чаще читать Еванге- лие. Оно способно научить бороть- ся со своими страстями. Важно помнить, как много грешим сами. Осознание своей греховности в со- четании с верой в то, что, совер- шая маленькое доброе дело, мы можем сделать его без греха гор- дыни и самомнения, без внутрен- него самолюбования, уже стано- вится началом борьбы с гордостью и тщеславием. - Можно ли считать, что эгоистичный человек, делая добро другим, так выполняет обе заповеди Христа - о любви к себе и к ближнему своему? - Спаситель заповедал любить ближнего, как самого себя. Но это не призыв Христа, что надо лю- бить именно себя. В этой запове- ди говорится, что надо поступать с ближним так, как желает каждый, чтобы поступали с ним. Простое и глубокое правило христианского поведения: поставить себя на ме- сто другого. Из этого, между про- чим, следует, что мы должны по- мочь любому человеку, которому трудно, даже если он стесняется попросить о помощи, но мы знаем о его тяжелом положении. - Что Вы скажете людям в заключение разговора? - Хочу напомнить слова заме- чательного подвижника XX столе- тия игумена Никона (Воробьева): «Умоляй Господа о милости и пом- ни закон духовный: какою мерою меришь - такою и возмерится тебе, всем прости - и тебе простится, ко всем будь милостива - и к тебе бу- дет милостив Господь. Как мы от- носимся к ближним, так и Господь к нам отнесется в день лют».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz