Народное слово. 2017 г. (п. Лев-Толстой)

Народное слово. 2017 г. (п. Лев-Толстой)

Ирина Абросимова “Народное слово” 10 октября 2017 г. * № 113 (10848) * 3 В основном в селе Свищевка проживали семьи Мерзликиных и Дорошиных. Уголок России. Свищевка КРАЕВЕДЕНИЕ. Это село в первое время называли Новопоселенное, Ягодная Ряса, Введенское. Возникло оно в конце 60-х – начале 70-х годов XVII века и существует до сих пор И с севера, и с юга… Село расположено на возвы- шенном месте на северном берегу реки Ягодной Рясы, в глубоких за- водях которой водятся щуки, плот- ва, сазан, карась, ондатры и бо- бры. С трех сторон его окружают овраги и урочища, только со сторо- ны Домачей – ровная местность. Так, на западе проходит овраг – Крутой Лог. С севера к селу под- ходит Крестовый овраг, а с северо- востока на несколько километров тянется Караульный овраг. Бегу- щий по нему ручей впадает в Ягод- ную Рясу. Через урочище Липняк Свищевка граничит с Карповкой. С юга, со стороны Барятино, к селу подходят лощины: Китовая, Мок- ренькая и Мазина. Еще в одной лощине, на северо-западе от села, имеется пруд. Между Домачами и Свищевкой находится Свищевский лес. Первые сельчане Самые ранние упоминания о Свищевке есть в окладных книгах Рязанской митрополии за 1676 год. Там «новоселебное» село обозна- чается как Ягодная Ряса, види- мо, названная так по одноимен- ной речке. Также отмечается, что на тот момент при уже существу- ющей в селе церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы были дворы попа Алексия, дьячка и про- свирниц. В приходе пятнадцать дворов детей боярских. Первыми жителями поселения (крепости) были служилые люди, переехавшие сюда из Данкова в соответствии с указом царя. Они несли сторожевую службу. В книге «Историко-статис- тическое описание церквей и мо- настырей Рязанской епархии…» (том 3, 1888 г.) указано, что в 1716 году при Введенской церкви пока- зан один двор попов, а в селе 17 дворов рейтаров, 5 дворов солдат- ских, оскудалых и вдовьих. В 1802 году в селе Введенском насчитывалось 46 дворов, в кото- рых проживали 207 мужчин и 202 женщины. А в 1805 году – уже 50 приходских дворов. Главным занятием жителей села было хлебопашество. И толь- ко немногие из них уходили на за- работок. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы В 1781 - 1783 годах в Свищевке была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаимено- вания с такой же колокольней. В 1808 году в церкви заново на- писали иконы в иконостасе. По штату 1873 года Введен- ская церковь оставлена припиской к селу Знаменскому без особого причта. Но после того как в селе Домачи в 1876 году сгорела дере- вянная церковь, «священнослужи- телям для отправления Богослу- жения назначена приписная к с. Знаменскому церковь в с. Свищев- ке, при которой наличного священ- ника нет и быть не положено» (из документов Российского государ- ственного исторического архива). Лишь к 1886 году в храме вновь был учрежден самостоятельный штат священно- и церковнослужи- телей. В конце XIX века под храмом и кладбищем было 400 сажень зем- ли, из которых 33 десятины пахот- ной и 2 десятины усадебной. Капи- тал церкви тогда составлял 600 ру- блей. В 1896 году в селе учредили од- ноклассную церковно-приходскую школу, которая помещалась в кир- пичном, крытом железом здании. Согласно документам Государ- ственного архива Рязанской обла- сти, в 1902 году в ней под руковод- ством законоучителя и одного пе- дагога обучались 46 мальчиков и 19 девочек. По описанию из страховой оценки 1910 года, «Введенская церковь деревянная на кирпичном цоколе. Снаружи обшита тесом и окрашена масляной краской. Вну- три обита холстом. Крыша желез- ная, окрашена зеленой краской. Длина церкви с колокольней 8 ½ сажени, наибольшая ширина 6 са- жень, высота 3 сажени. На церкви одна глава. Больших окон 7, ма- лых 2. Дверей 3. Иконостас длиной 8 аршин, высотой 10 аршин, оце- нен в 500 рублей. Колокольня в 3 яруса высотой до верха карниза 5 сажень. Церковь ветхая, построе- на в 1781 году. Оценена в 3000 ру- блей» (из документов Российско- го государственного историческо- го архива). Постройка каменной церкви В 1906 году с разрешения епархиального начальства по про- екту рязанского архитектора И. С. Цеханского была начата построй- ка каменной церкви, так как дере- вянная стала ветхой и не устраи- вала сельчан небольшим разме- ром. Но поскольку прихожане не располагали достаточными сред- ствами, выборным жителям Сви- щевки каждый год из Консистории выдавали просительную книгу для сбора пожертвований. Поэтому по- стройка каменного храма продви- галась медленно, и деревянный храм еще много лет собирал под свой кров прихожан. 30 января 1913 года в Свищев- ке состоялся сход, на котором жи- тели села постановили ходатай- ствовать перед им- ператором о по- мощи на дострой- ку церкви. В пись- ме, объяснив си- туацию и указав просьбу, свищевские крестьяне также обещали молиться за госу- даря и весь царствующий дом. Получив прошение, государь император Николай Александро- вич поручил Св. Синоду его рас- смотреть. Рязанская духовная кон- систория, которой было поруче- но подготовить сведения по этому делу, 18 июля 1913 года доложила в Синод о том, что новый храм в с. Свищевка «доведен до сводов. Средств от 15 дес., отведенных крестьянам, и сбор по снопу с каж- дой копны и сбор с души 50 коп., всего в год 1500 – 2000 руб.» не достаточно. Употреблено на стро- ительство 13 тыс., а по смете необ- ходимо 35 тыс. руб. Чтобы завер- шить строительство, необходимо еще 15 лет, а богослужение в ста- ром храме становится невозмож- ным. В заключение Консистория выразила мнение, что прошение «о пособии на достройку храма в означенном селе должно бы под- лежать удовлетворению». В июне 1914 года император пожаловал 1500 рублей в Рязанскую духов- ную консисторию для использова- ния по назначению. В 1914 году… По данным клировской ведо- мости, за тот же 1914 год причт де- ревянного Введенского храма со- стоял из священника и псаломщи- ка, которые получали жалование из государственного казначейства 300 руб. и 100 руб. соответствен- но. Кружечный сбор в этом году со- ставил 208 руб. Других источни- ков содержания причта не было. Земли при храме было: усадебной вместе с погостом 2 дес., пахотной в двух участках 39 дес., которые члены причта обрабатывали сами. В каменном здании при храме рас- полагалась церковная сторож- ка, приходской школы в это вре- мя не было. В должности старосты с 1914 года состоял крестьянин Александр Иванович Мерзликин. В приходе Введенского храма в селе Свищевка – 122 двора (486 мужчин и 473 женщины), в д. Вшивка – 19 дворов (61 мужчина и 85 женщин), в д. Мокрина – 9 домов (36 мужчин и 31 женщина). Всего же было 150 дворов, в них 583 мужчины и 589 женщин. Многие из крестьян были зажиточными. Участь Введенского храма Деревянная церковь, несмо- тря на почтенный почти двухве- ковой возраст, просуществова- ла до 1980-х гг. После разборки в послевоенное время второго яру- са и колокольни она длительное время использовалась, как складское помеще- ние, а с 1970-х гг. пу- стовала. В 1990-е годы крестовидный в плане храм, имевший пятигранную в три окна апсиду, рубленую в лапу, разобра- ли ввиду его ветхости. На его фун- даменте в 2008 году была постро- ена деревянная часовня. К так и не достроенному камен- ному храму судьба была менее благосклонна. В книге А. Н. Боль- ных «История поселка Лев Толстой и поселений Лев-Толстовского рай- она» написано, что «в 1936 году Свищевскому сельсовету было предложено разобрать недостро- енную церковь, а весь кирпич до- ставить на возведение больни- цы. Женщины избили председа- теля совета, связали и сильно из- били уполномоченную из района К. В. Шубину. Но кирпич все равно был вывезен…» При этом здание каменной церкви разобрали так, что в настоящее время не удалось отыскать даже место, где она сто- яла. Из воспоминаний старейшего жителя села Мария Ишутина – одна из ста- рейших жителей села. В этом году она отметила девяностотрехле- тие. По ее воспоминаниям, Сви- щевка была большим селом и де- лилась на несколько микрорайо- нов, каждый из которых имел свое название. До замужества она жила в одном из домов за первым сви- щевским мостом (если ехать из по- селка Лев Толстой) – эта террито- рия именовалась Конец. За вто- рым мостом в сторону Карповки Проект фасада каменной Введенской церкви, которая так и не была достроена Мария Ишутина возле своего дома, которому около 150 лет Небольшое поселение в четыре улицы известно многим левтол- стовцам. Ведь именно через него лежит путь в грибные и рыболов- ные места района. Проезжая по двум ничем не приметным мости- кам и мимо обыкновенных сельских домиков, никто даже и не дога- дывается о богатом прошлом Свищевки длинной почти в три с по- ловиной века. был Заколодок, место вокруг шко- лы – Таракановка. Если при въез- де в село повернуть налево, то сразу попадешь в микрорайон Си- повка (где Мария Дмитриевна жи- вет до сих пор после того, как вы- шла замуж), за ним ближе к Зна- менскому – Устиновка. - В Свищевке было много бога- тых семей, - говорит Мария Ишу- тина. – Мы нанимались к ним на работу: вязать, убирать или мо- лотить. В конце села ближе к Кар- повке с левой стороны улицы была усадьба помещика, которую тща- тельно охраняли. Поэтому яблоки из его сада никак не удавалось по- пробовать. В годы коллективиза- ции многие из зажиточных сбежа- ли, а кого и забрали… Нашу много- детную семью особо не тормоши- ли: тогда отобрали лошадь и теле- гу, только корову оставили. По словам Марии Дмитриевны, фермы в селе были немаленькие. В них содержали крупный рогатый скот, овец. При въезде в Свищев- ку на бугре стоял птичник. Были и мельница, и рушалка, и баня, и на- чальная школа. В годы Великой Отечественной войны многие сельчане ушли на фронт. Семнадцатилетнюю Марию вместе с другими девочками отпра- вили копать окопы в город Данков. Но через несколько месяцев вер- нули назад. В соседнем Знамен- ском их научили управлять колес- ным трактором, после чего в тече- ние войны они работали на ХТЗ в Свищевке, Карповке, Барятине. После войны Мария Дмитриев- на вышла замуж, родила четверых детей. 20 лет она отработала до- яркой. Была передовым работни- ком, имеет множество наград. – Во времена колхоза много на- рода работало в селе: и на ферме, и в полях, - рассказывает Мария Ишутина. - Жизнь кипела. В настоящее время Сейчас Свищевка уже не вы- глядит оживленным и перспектив- Часовня, установленная в 2008 году на фундаменте деревянной церкви ным селом. В ней зарегистрирова- ны всего лишь 147 человек. Три больших коровника были закрыты еще в девяностые годы. Колхоз развалился. Перестали существовать и баня, и школа, и даже магазин. Количество жителей с каждым годом сокращается. Сейчас в селе есть только клуб, библиотека и почта, которые на- ходятся в одном здании. Дважды в неделю индивидуальный пред- приниматель из Данкова приво- зит сельчанам продукты. Медпункт тоже существует, но там работа- ет одна санитарка. Периодически проводятся службы в часовне. К сожалению, время жестоко. От многих деревень нашего райо- на уже не найдешь и следа. Но бу- дем надеяться, что этого не прои- зойдет со Свищевкой. И местные жители смогут возродить село. ( При подготовке использованы материалы книг «История посел- ка Лев Толстой и поселений Лев- Толстовского района» А. Н. Боль- ных, «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии» А. Ю. Клокова, А. А. Найденова).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz