Народное слово. 2017 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 20 июля 2017 г. * № 78 (10813) * 3 С лев-толстовской землей свя- зано много лет жизни преподобно- го. Из родительского дома в селе Зенкино Добринского уезда Рязан- ской губернии (сегодня село от- носится к Чаплыгинскому району) Иларион ходил учиться грамоте в село Головинщино к благочести- вому священнику отцу Трофиму. С ним затем долгие годы он был связан великой духовной дружбой. Когда в 20-летнем возрасте юноша окончательно решил оставить ро- дительский дом и посвятить свою жизнь Богу, он укрылся именно у отца Трофима. Спустя время Ила- рион поселился в Воловом овраге, где прожил шесть лет. Здесь, в дре- мучем лесу, он по примеру древ- них насельников Киево-Печерской Лавры, выкопал себе несколько пещер, соединенных узкими про- ходами, где молился. По утрам он посещал храм села Головинщино. После того как недруги разру- шили пещеры в Воловом овраге, Иларион некоторое время жил в церковной караулке села Головин- щино. В этот период его жизни по- мещик села Карповка князь Миха- ил Долгоруков, полям которого гро- зила засуха, прислал Илариону за- писку с просьбой помолиться Го- споду о ниспослании дождя. Тот ответным письмом обещал испол- нить его просьбу, и в тот же день полил дождь, воскресивший поги- бавшие хлеба. Это уверило князя в том, что Иларион угоден Господу, и он вознамерился дать ему покой в своем имении. Возле церкви во имя Иверской иконы Божией Мате- ри князь поставил удобную келью и поселил в ней угодника. Все се мейство князя любило и уважало Илариона, а княгиня собственно ручно обила сукном его келию. По смерти князя дворовые и управляющие имением постара лись сделать невозможным для Илариона дальнейшее пребыва ние в Карповке. В 1819 г. смирен но и с молитвой за врагов своих Иларион решил удалиться из села и принял предложение соседних владельцев Сухановых перебрать ся к ним в имение. Он переехал в село Колычево и подвизался там пять лет, не имея постоянного при юта. В последнее время пребыва- ния в селе Колычево Иларион жил в уединенной келии, устроенной для него данковским помещиком Меньшиковым в глубоком овра ге. К тому времени здоровье по движника было сильно расшата но, поэтому Иларион стал думать о постоянном пристанище. Он при- нял приглашение Ивана Раевско го, владельца села Троекурово Ле бедянского уезда, жить у него. 3 ноября 1824 года Иларион выехал из Колычева в Троекурово, где про- жил оставшиеся 39 лет жизни. 13 июля, в день празднования Православной церковью обрете- ния мощей преподобного старца Илариона, затворника Троекуров- ского, возле его источника в Во- ловом овраге состоялся молебен. На него приехало множество при- хожан: они полностью заполнили два микроавтобуса, выделенные для поездки администрацией рай- Почтили духовный подвиг Илариона Затворника 13 июля в селе Головинщино отслужили молебен, почтив память преподобного Илариона Троекуровского Мария Захарова. Восемнадцать лет назад в этот день состоялось обретение мо - щей преподобного старца Илариона. А в минувший четверг рядом со святым источником в селе Головинщино левтолстовцы смогли приложиться к его мощам, которые привезли в район в небольшом ларце. она. Многие прибыли с семьями на личных автомобилях. Перед началом богослужения верующие набрали целебной воды из святого источника, зашли в ча- совню, чтобы поставить свечи и поклониться мощам преподобно- го Илариона. Благочинный Лев-Толстовского церковного округа протоиерей Ан- дрей Гусев, настоятель Никольско- го храма села Домачи иерей Евге- ний Ефремов, настоятель Троиц- кого храма села Троицкое иерей Александр Цыганов, настоятель Георгиевского храма села Кузовле- во иерей Андрей Сидоренко и кли- рик Троицкого храма поселка Лев Толстой диакон Александр Бонда- ренко отслужили молебен. Глава района Владимир Осе- тров, который приложил немало сил для организации данной по- ездки, также присутствовал на бо- гослужении. Он поздравил всех с праздником и сказал, что нашему району очень повезло обладать та- ким прекрасным и удивительным местом, где преподобный Илари- он жил и совершал свой молит- венный подвиг. Здесь Господь ука- зал ему место, где следует искать родник. Глава отметил, что источ- ник должен стать доступнее для людей, поэтому дорогу, ведущую к нему, необходимо отсыпать. По окончании богослужения прихожанам подарили небольшие иконы с образом преподобного Илариона Троекуровского. И ЕЩЕ После молебна все направились к Головинщинской церкви Пре - ображения Господня, где при расчистке прилегающей террито - рии недавно было обретено кладбище священнослужителей храма и обнаружился склеп, в котором покоятся останки одно - го из них. Рядом с местом захоронений была совершена заупо - койная молитва. О преподобном я узнал лет 15 тому назад и, почитав его жи- тие, настолько проникся любовью и уважением к святому, что начал молиться ему, а став священни- ком, на каждой литургии поминать его имя с просьбой молитв о нас, грешных. Нил Столобенский родился в конце XV столетия недалеко от Великого Новгорода. После смер- ти родителей он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, где принял постриг. В 1515 году покинул монастырь и срубил в лесу в Ржевском уезде у реки Серемхи небольшую келью. Жил уединенно, питался травами и дубовыми желудями, все время проводил в молитвах. Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди ста- ли приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая известность тяготила преподобного, и через 13 лет он перебрался на новое место – остров Столобный на озере Се- лигер. Первый год жил в землян- ке, потом построил себе келью и часовню для молитв. Он дал Богу обет никогда не ложиться, и до конца дней своей земной жизни от- дыхал от великих трудов, подвесив себя за подмышки на крючья, вби- тые в стену кельи. Преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом ме- сте монастырь. Погребен он был здесь же, на острове Столобном. А в 1594 г. с разрешения патриар- ха Иова на острове была откры- та монашеская обитель. В начале XX века число постоянно живущих насельников достигало 1000 чело- век. По количеству паломников пу- стынь являлась самой посещае- мой в Российской империи и вто- рой в мире после Гроба Господня. Церковные архивы свидетельству- ют, что за год обитель посещали до 100 тысяч паломников, а в день об- ретения мощей прп. Нила 9 июня (н.ст.) стекалось до 35 тысяч чело- Благодать Божия Год назад мне довелось побывать в Нило-Столобенской Пустыни, расположенной на одном из островов Селигера – Столобном Иерей Евгений Ефремов. Пустынь построена на месте молитвенных трудов и подвигов и по завещанию преподобного Нила Столобенского. век. После революции монастырь разграбили, мощи преподобно- го выставили в музее в г. Осташ- ков. В 1927 – 1939 гг. на террито- рии Нило-Столобенской Пустыни располагалась трудовая коммуна, колония для малолетних преступ- ников, в 1939–1940 лагерь для польских военнопленных. Во вре- мя войны здесь был госпиталь, а в 1945 – 1960 снова колония. С 1960 по 1971 год в монасты- ре находился дом престарелых, а в 1971 – 1990 гг. – турбаза. В 1990 году комплекс Нило-Столобенской Пустыни передали Русской Право- славной Церкви. В 1995 году в мо- настырь были возвращены мощи преподобного Нила. Год назад мне позвонили из Липецка и неожиданно предложи- ли совершить поездку на Сели- гер в качестве сопровождающе- го священника. Чудесным обра- зом, по заступничеству преподоб- ного Нила, мне посчастливилось побывать в этом намоленном свя- том месте и сослужить наместнику монастыря и братии обители. Мы попали на праздник всех Тверских святых. И каково было мое удив- ление, когда на каноне я услышал при перечислении Тверских святых родное имя – свт. Тихон Задонский. Еще более удивительное событие: после 4-часовой службы полуноч- ный крестный ход вокруг собора – в ночной тьме и тишине, освящае- мый только свещеносцем да мер- цающими звездами в ночном небе. Рано утром молебен перед моща- ми, литургия во главе с намест- ником монастыря архимандритом Аркадием. Финал этой поездки - воистину Божий подарок – частица мощей преподобного Нила, пода- ренная мне наместником. Я был в таком расположении духа, что сле- зы брызнули из глаз! Еще бы, бук- вально накануне, стоя у раки пре- подобного, мне подумалось: «Как было бы хорошо иметь заступника Нила и часть его мощей». Но тут же, чувствуя свое недостоинство, я отогнал эту мысль. Иеродиакон, давший мне частицу мощей, с лю- бовью сказал: «Это, батюшка, Бо- жья благодать!» Теперь преподобный Нил Сто- лобенский почивает мощами в ико- не в Никольском храме с. Домачи в приделе Покрова Пресвятой Бо- городицы, скромно, в углу, как и при жизни. Вот такая наша единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь, торжествующая на не- бесах и воинствующая против ду- хов злобных на земле, во главе со Спасителем нашим Иисусом Хри- стом. Ни одна искренняя молит- ва, ни одна слезинка у Бога не про- падет и не останется незамечен- ной. А уж по предстательству на- ших святых тем более прошения исполнятся. скажите, батюшка - Можно ли носить икону в кошельке или в сумочке? Алла Иванова. Отвечает благочинный Лев- Толстовского церковного окру - га протоиерей Андрей Гусев: - Икона – это святыня, кото- рая требует особого к себе отно- шения. Если ее носить в кошель- ке или сумочке, то она не получа- ет должного поклонения, а ведь собор постановляет чествовать иконы и лобызанием, и поклоне- нием. Стоит ли говорить о том, что перед иконой, носимой в ко- шельке или сумочке, очень ред- ко, или вообще никогда, не со- вершают молитв. Покупая кре- стики, иконки, ладанки и т.п., люди убеждены, что священные предметы смогут отгородить их от зла. Но мы знаем, что сохра- няет не нательный крест, на ко- тором написано «спаси и сохра- ни», а Бог, который был распят за нас на этом Кресте. Бог дает че- рез святыни благодать, а не сама святыня обладает автономной благодатью. Думать, что святой, чью икону вы носите в сумочке, просто обязан за вас молиться и везде оберегать, неверно. Если у нас не будет христианской жиз- ни, то хоть святые мощи на груди носите, толку от этого не будет, скорее, будет только осуждение за приближение к святыне без страха Божьего. Икона не должна соприкасаться с мирскими пред- метами. Ведь мы не знаем, где и в каком месте побывали деньги, которые находятся рядом со свя- тыней. Они могли быть и на доро- ге, и в луже, и в нечистоте. Если у вас в кошельке или сумочке свя- тыня, то они будут требовать к себе особого отношения: на ко- шелек уже не сядешь или в за- дний карман не засунешь, сумоч- ку тоже небрежно не бросишь и т.п. Если вы все же хотите посто- янно иметь с собой святыню, то сделайте для нее особый карма- шек, лучше всего на груди, и но- сите. Тогда это по крайней мере будет с благоговением и страхом Божиим, а как следствие вы чаще будете помнить об изображенном на иконе святом и чаще молит- венно к нему прибегать. В сумке – не место Фото Марии Захаровой . Бог спросит… А Бог не спросит на суде, Каких размеров был твой дом, Он спросит, много ли людей Ты приютить готов был в нем. Он не задаст тебе вопрос О том, какой машина марки. Он спросит, скольких в ней подвез Ты в зимний день и летом жарким. Не спросит Бог, какого цвета Твои глаза и кожа были. Он спросит, сколько людям света Ты дал, когда они грустили. Не спросит Он, где ты работал, Какую должность занимал. Он спросит, скольких ты заботой И честностью своей объял. Ему не нужно ни богатство, Ни наши «горы» за плечом. Ведь Он для нас готовит Царство, В котором нет нужды ни в чем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz