Народное слово. 2017 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 29 июня 2017 г. * № 69 (10804) * 3 КРАЕВЕДЕНИЕ. Это село имеет относительно непродолжительную историю. Прежде его основу составляли разрозненные помещичьи владения, жившие обособленно и объединённые лишь общим церковным приходом Уголок России. Красные Колычи Фото Петра Юрьева. Расцвет Красных Колычей пришёлся на первую половину прошлого века, советский пери - од. Но потом обозначился спад, который так и не был останов - лен и привёл к повторению су - деб многих российских сёл и де - ревень. Вот как описывается село в книге А. Н. Больных «История по - сёлка Лев Толстой и поселений Лев-Толстовского района»: - Впервые сельцо Красное, давшее первую часть названия бу - дущему селу, упоминается в пере - писных книгах 1710 года. На дру - гом берегу реки Сквирни распо - лагалось село Колычёво, назван - ное по фамилии её владельца. Его ещё называли Нововведен - ским, так как именно здесь в 1737 году была построена первая де - ревянная церковь в честь Введе - ния во храм Пресвятой Богороди - цы. Позднее два населённых пун - кта объединились в один – Крас - ное Колычёво. В 1802 году во владении поме - щицы камер-юнкерши Марфы На - умовой насчитывалось 549 душ, в её поместье стоял дом господский каменный о двух этажах с садом, на реке – пруд, где выращивали карася. У майора Николая Менши - кова был дом деревянный, тоже с прудом и садом, а кроме этого ещё винокуренный заводик и ветряная мельница. Крестьян в его владе - нии было 419 человек. Селения постепенно раз - растались. Там действовала церковно-приходская школа, а за - тем – начальное земское учили - ще. В годы установления Совет - ской власти в объединённом селе Красное Колычёво был организо - ван колхоз имени Крупской. Поз - же его преобразовали в Красно- Колычёвское отделение совхоза имени Л. Толстого. Название села изменилось на привычные слуху жителей Красные Колычи. В настоящее время в селе мало что напоминает о челове - ческой деятельности в прошлом. Вокруг – заросли бурьяна, места - ми растут деревья, иногда видны останки домов. Цивилизация обо - шла село стороной. К нему из рай - центра ведёт труднопроходимая в дожди грунтовая дорога, о природ - ном газе и речи не ведётся. Да и для кого налаживать инфраструк - туру, ведь село почти опустело. Единственная жилая усадьба находится невдалеке от так называемого барского пруда. Её хозяин – Анатолий Овсянников, мужчина предпенсионного возрас - та. Коренной сельский житель, он всю жизнь прожил в родительском доме. Многие годы работал скот - ником по обслуживанию молодня - ка КРС на местной животноводче - ской ферме. Тогда там ещё содер - жали дойное стадо, лошадей, сви - ней, овец. Отдельно паслись част - ные бурёнки, которых держала почти каждая семья. Действовала и совхозная пасека. - Это было полноценное село со всем, что требуется для жизни людей, - рассказывает Анатолий Алексеевич. – Имелись магазин, библиотека, клуб, медпункт, шко - ла, почтовое отделение. Все жи - тели были заняты в сельскохозяй - ственном производстве. Активно работали полеводческая бригада, ремонтная мастерская. В распоря - жении земледельцев было много разной техники. Колычёвцы жили друж - но, обеспеченно, вместе труди - лись, справляли праздники. Орга - низовывали массовые мероприя - тия на дни молодёжи, животново - да, на выборы депутатов. Чтили участников Великой Отечествен - ной войны, торжественно отмеча - ли наградами передовиков произ - водства, играли свадьбы, прово - жали парней в армию. Практиче - Пётр Юрьев. ски все имели обширные подсоб - ные хозяйства, продукцией кото - рых обеспечивали себя, а излишки сдавали в заготконтору райпо. Во многих дворах имелись колодцы. Говорят, что, уходя из дому, сель - чане не имели привычки запирать двери. Пруд с чистейшей водой был любимым местом купания не только для сельчан, но и жителей райцентра. В памяти Анатолия Овсян - никова хорошо сохранились имена соседей. Это бывшая учительница Евдокия Есакова, Софья Овсян - никова, семьи Авдониных, Ершо - вых. Помнит директора школы Ма - рию Ртищеву, фельдшера медпун - кта Марию Мачневу, продавцов продуктового магазина райпо Веру Кремнёву и Веру Мачневу, заве - дующего клубом Анатолия Бело - ножкина, бригадиров животновод - ства Николая Аношина и Анатолия Бадулина, бригадира тракторной бригады Лукьяна Мачнева, управ - ляющего отделением Николая Бе - лоножкина. Много было людей, но сейчас нет никого: одни уехали, другие отошли в мир иной. Настоящее бегство сельчан, по словам Овсянникова, произошло после того, как в 1976 году в селе закрыли школу. Семьи-то были многодетными, и ученикам в рай - онную среднюю школу приходи - лось добираться за 10 километров когда пешком, а когда на санях или с попутным грузовиком и жить там на съёмной квартире, платя по 10 рублей в месяц. Такая перспекти - ва никого не устраивала. Сами ро - дители стали отправлять детей в города, не видя для них будущего в родном селе. А вот Анатолий Алексеевич ни - куда не уехал. Он ведёт спартан - ский образ жизни, который ему по душе. У него есть лошадь и мото - цикл «Урал» с коляской – незаме - нимый транспорт для села. Рабо - тает зимой оператором газовой ко - тельной детсада посёлка совхоза имени Л. Толстого, а всё лето за - нимается домашним хозяйством. Держит птицу, поросят, обрабаты - вает огород. Воду для полива ово - щей во флягах привозит из пру - да. В ближайших водоёмах ловит рыбу, в основном, карася и ротана. Отопление – печное, дров в окру - ге хватает. Хорошим помощником является взрослый сын, а дочь за - канчивает школу. Невдалеке от дома Овсян - никова находится полуразрушен - ное здание водокачки. По его сло - вам, оборудование исправно, но вода в систему не подаётся, так как отключено электричество. Хо - зяину дома ничего больше не оста - ётся, как добывать питьевую воду из снега и из пруда в зависимости от времени года. Среди оставшихся постро - ек села обращает на себя внима - ние часть бывшей каменной церк - ви округлой формы. Историче - ские данные говорят о том, что она была построена в 1805 году по оригинальному проекту помещи - ка Наумова. Длина и ширина её не превышала 20 саженей. Имелось отопление. Колокольней служила звонница, колокола помещались на четырёх кирпичных столбах над стеною церкви. Интересно, что не - обычная архитектура храма поро - дила слухи местных жителей, что он будто бы переделан из барского конного манежа. Новый храм заме - нил деревянный, который был ра - зобран и продан в село Домачи. Церковь посещали не толь - ко жители Красных Колычей, но и соседней деревни Грязновки. При ней была организована церковно- приходская школа, где в конце 18 столетия обучались 24 человека. Храм, очевидно, был красивым. Вот как он описывается в справке страховой оценки 1910 года: «Вве - денская церковь каменная, крыта железом, окрашенная медянкою, внутри и снаружи оштукатурена, имеет одну главку, восемь боль - ших окон и 16 меньших, створча - тые наружные двери и стеклян - ные внутренние, деревянный пол. Оценка вместе с иконостасом 5000 рублей». Упоминается о погосте, кото - рый был при храме. Сейчас захо - ронения не сразу отыщешь - так заросли бурьяном и деревьями. Печально, что в 1933 году Введен - скую церковь закрыли, а потом ра - зорили до такой степени, что от неё остался один круглый остов. Ещё одна уроженка Крас - ных Колычей пенсионерка Любовь Новикова проживает ныне в по - сёлке Лев Толстой. Она вспоми - нает, что её семья была многодет - ной, гостеприимной. Если кто-то из приезжих нуждался во временном жилье, то их направляли к Нови - ковым. Мама Анастасия Ивановна была известной стряпухой, готови - ла на дому обеды для рабочих со - вхоза. Папа, ветеран войны Семён Дмитриевич, обслуживал мехдой - ку и водокачку, был ответственным за электрогенератор, снабжавший производственные объекты элек - тричеством до тех пор, пока в 60-х годах не построили электросети. Любовь Семёновна отучилась в сельской школе четыре класса, потом её вместе с другими учени - ками возили в Кругловскую школу, а годы спустя определили в Лев- Толстовскую среднюю. Окончив восьмилетку, устроилась на рабо - ту в дом инвалидов, что в подмо - сковном городе Видное. Позже пе - решла на керамико-плиточный за - вод, где отработала 28 лет и, вый - дя на пенсию, в 1984 году пересе - лилась в посёлок Лев Толстой. Своё родное село помнит многолюдным, красивым, утопаю - щим в садах и многочисленных ку - стах сирени. В памяти крепко от - ложились мычания коров и телят, возвращающихся вечером с паст - бища, бодрые петушиные голо - са, жужжание шмелей, густой за - пах цветущих трав. Дом её родите - лей находился в последнем ряду по направлению к деревне Малин - ки, у лощины, наполненной чистой водой. Очень ей жаль потерянного села. Новикова даже была бы рада вновь поселиться там, если бы увидела, что заброшенные участ - ки обживаются другими людьми. Однако реальность, к сожалению, говорит об обратном. Даже так на - зываемые дачники всё реже при - езжают в село на лето, не говоря уже о постоянном жительстве.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz