Народное слово. 2017 г. (п. Лев-Толстой)
(Окончание. Начало на 1 стр.) “Народное слово” 17 июня 2017 г. * № 64 (10799) * 3 Семья Смирновых. ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ. Для начала предлагаем читателям совершить небольшую экскурсию в дореволюционные времена и узнать, как протекала жизнь в нашем посёлке до 1917 года Накануне больших перемен Лев-Толстовского района ещё не было – были Ранен - бургский и Данковский уезды Рязанской губернии. На станции Астапово Станция Астапово осно - вана в 1890 году на пересе - чении железнодорожных на - правлений Козлов - Волово и Москва - Елец. В том же году началось строительство же - лезной дороги Богоявленск - Данков, Богоявленск - Ле - бедянь через Троекурово. Подрядчиком строительных работ выступал Василий Смычников – богатый чело - век из села Астапово. Когда началось строительство, он переехал поближе к месту работы – на улицу Левашов - ка, где построил дом, ригу, имел наёмных рабочих, дер - жал лошадей. С 1900 года он владел ещё одним до - мом, который сдавал в арен - ду под почту (он стоял до 1970 года на месте нынеш - него современного здания), держал при ней ямскую кон - тору с пятью ямщиками. Они перевозили почту, гру - зы, пассажиров. Подрядчик Смычников со своей строи - тельной бригадой возводил здания старого и нового вок - залов (маленькое деревян - ное помещение старого вок - зала стало затем пристрой - кой к новому: в нём разме - щался буфет), круглого ре - зервуара водокачки, дере - вянные дома на улице При - вокзальной и кирпичные - на Центральной, депо, церковь, здания магазинов ОРСа, пе - карню, столовую. Местное купечество С появлением железной дороги открылась дополни - тельная возможность вы - воза хлеба из нашей местно - сти в сторону Волова и Ель - ца, Москвы и Прибалтики. В связи с этим до революции в посёлке были построены складские помещения (на - против узла связи). Они при - надлежали купцу Славину, который был самым богатым человеком в посёлке. Он за - купал хлеб по низкой цене, а продавал в города по более высокой. Один из астаповских куп - цов – Смирнов, жил в двух - этажном доме (он стоял на углу улиц Льва Толстого и Коммунистической на месте магазина, принадлежащего В. И. Башлыкову). На пер - вом этаже дома была его пе - карня, на втором проживал он с семьёй. Смирнов имел свою лавку, трактир. Купец Шишкин владел лавкой. Купцы Древлевы имели две паровые маши - ны, крупорушку, открыли пе - карню, мясную лавку, мага - зин смешанного типа. У куп - ца Стрель - никова была мануфактур - ная лавка. В посёлке жил и купец Мазин. Его дом стоял до послед - них лет на - против элек - тростанции (с образова - нием Лев- Толстовского района в этом доме размещал - ся райиспол - ком). Неда - леко от по - сёлка, в двух верстах в сторону Острого Кам - ня, распола - гались три его пруда, в которых раз - водились бо - бры. За се - лом Острый Камень на - ходилось его имение. Предпринимательской деятельностью занимался купец Григоров. Его хозяй - ство размещалось у пруда (нынешний пруд на улице 9 Мая). На территории рай - больницы находился Ар - сентихин пруд с родниками, из которого вытекала река Ряса. Большое хозяйство имел Кузнецов, он жил у пру - да, который стал носить на - звание Кузнецовский. Лана Панова. На улице Центральной В конце 19 века началось строительство депо и жилых кирпичных домов, которые и сегодня стоят на улице Цен - тральной. Красный кирпич, бутовой камень и другие стройматериалы разгружа - ли в тупике (за бывшим ма - газином ОРСа), а затем на вагонетках по узкоколейной дороге (вдоль Центральной) доставляли до стройки. Все работы ве - лись вруч - ную, поэто - му только в 1904 году были сда - ны первые два дома – первый и третий. Эти дома пред - назначались для работ - ников депо. Здание кон - торы было п о с т р ое н о в 1896 году. На первом этаже раз - м еща л и с ь конторские р а б о т н и - ки, а на вто - ром жила семья начальни - ка депо. После революции в этом здании размещался клуб им. Парижской Комму - ны. Нынешнее здание кон - торы депо построено в один этаж в 1911 году (второй этаж достроили перед войной). В 1904 году была построе - на Свято-Троицкая церковь, здесь открылась церковно- приходская школа. До революции наш край славился искусными масте - рами - каменщиками, шту - катурами, печниками, плот - никами, которых было мно - го в Топках, Карповке, Слан - ском. Жители сёл Круглое, Острый Камень были из - вестны на всю округу как не - превзойдённые мастера по изготовлению жерновов и точильных камней. Посёлок железнодорожников Накануне 1917 года в по - сёлке проживали около 900 человек, почти 300 из них были работниками желез - нодорожного узла. Все име - ли земельные участки, дер - жали скот. Огороды находи - лись в пределах улиц Воло - дарского и 8 Марта, а паст - бища располагались там, где сейчас находятся улицы Гагарина и Комарова. Об - щая площадь станции и по - сёлка до 1917 года не пре - вышала 200 га (сейчас эта площадь составляет 1700 га). Если в конце 19 – в са - мом начале 20 века через нашу станцию проходило в сутки 2-3 поезда, то к 1917 году - уже 12-15. Вначале воду для паро - возов добывали из скважи - ны, расположенной на тер - ритории депо, но воды не хватало, поэтому её возили цистернами из Данкова (из реки Дон) и сливали в во - доёмное хранилище (позже оно служило котельной вок - зала). С ростом движения поездов потребность в воде росла. Поэтому в селе Пле - мянниково была построе - на водокачка, а в посёлке в 1906 году - башня-резервуар круглой формы (башню овальной формы построили в 1927 году). Из Племянни - кова вода подавалась в ре - зервуар по трубам, а из него шла по водоразборным ко - лонкам, откуда и заправля - лись паровозы (жёсткость воды для паровозных котлов снижали специальной очист - кой). В 1895 году на станции было построено депо на 5 паровозных стойл. Позднее открылись и механические мастерские, в которых ста - ли проводить ремонт паро - возов и вагонов. В 1911 году в депо сделали пристройку ещё на 5 стойл. Слесарей и токарей гото - вили в индивидуальном по - рядке. Из учеников отбирали наиболее «хватких» и опре - деляли их на самостоятель - ную работу – ставили к стан - ку. Машинистов и их помощ - ников готовили на отдельных курсах, по окончании кото - рых они сдавали экзамены: на машиниста – в Управле - нии дороги в Саратове, а на помощника машиниста – в городе Козлове. Перед 1917 годом такие экзамены стали принимать в Елецком желез - нодорожном училище. В 1915 году в связи с вой- ной было построено здание под барак для беженцев, позднее преобразованное в железнодорожный клуб. За этим зданием размещал - ся сад мастера дистанции пути. Летом у клуба два раза в неделю играл духовой ор - кестр. До 1917 года в посёл - ке на территории депо были построены баня и душ на 30- 35 человек. В ноябре 1910 года в доме начальника станции И. И. Озолина скончался Лев Толстой. С ноября 1918 года станция и посёлок стали но - сить имя писателя. Дом купца Смирнова. Спешить туда, где ждут помощи Все звонки от жителей посту - пают по «03» и единому номеру ЧС «112». В нашем пункте скорой помощи нет диспетчера, поэтому фельдшеры сами принимают вы - зовы, записывают адрес, данные пациента и симптомы заболева - ния. Если обе машины находятся на выезде, медсестра из приёмно - го покоя связывается с бригадой по мобильной связи. По возмож - ности медики стараются быстрее приехать к каждому, кто обратился за помощью. Скорая спешит на помощь Елена Тюрина отметила, что в последние годы количество вызо - вов значительно увеличилось. Это связано как с развитием и доступ - ностью мобильной связи, так и с тем, что люди стали чаще болеть, при этом болезни постоянно «мо - лодеют». В среднем в день поступает 20-22 вызова. В выходные и празд - ничные дни их количество возрас - тает, как и в период эпидемии грип - па и ОРВИ. Фельдшеры рассказа - ли, что некоторые начинают «от - мечать» праздники заранее, по - этому бригада всегда с напряже - нием ждёт Нового года, 8 Марта, Дня защитника Отечества. В эти дни в районе бывает много приез - жих, а значит, число потенциаль - ных больных увеличивается. На один выезд обычно ухо - дит около получаса, он может за - тянуться и на час - всё зависит от погоды, состояния дороги и других факторов. Ложный вызов Причин долгого ожидания бри - гады много, одна из них – большое число необоснованных вызовов. - Бывает, звонит сосед, говорит: «Человеку плохо», но при этом не даёт никаких данных пациента кро - ме адреса, - говорит Елена Сима - кина. – Приедешь на место, в доме нет никого, замок висит. - Недавно был случай, причи - на вызова «травма». Приехали в село. На указанном месте никого нет, а неподалёку стоят ребятиш - ки и смеются. Пошутили над нами. И не только дети так поступают, - рассказывает Елена Тюрина. Полный комплект Работа службы скорой помощи зависит от транспорта и медицин - ского оборудования. С этим в рай - больнице ситуация достаточно хо - рошая: четыре года назад брига - да получила новенькие «УАЗики», около двух лет назад – новую ма - шину, полностью укомплектован - ную современной медицинской аппаратурой: дефибриллятором, электрокардиографом, аппаратом искусственной вентиляции легких и другими приборами, необходи - мыми при неотложных состояни - ях. - Эта машина более комфорт - ная, что очень важно для транс - портировки больных, - отметили медики. - Благодаря оснащению мы можем оказать экстренную по - мощь пациентам уже в пути. Самое главное – пациент — На работе я забываю все свои заботы, стараюсь думать только о проблемах пациента, о том, как оказать эффективную по - мощь, - закончила свой рассказ Елена Симакина. Елена Симакина, Елена Тюрина, Юрий Плотников, Владимир Колобовников. Фото Марии Захаровой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz