Народное слово. 2017 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 8 июня 2017 г. * № 61 (10796) * 3 Фото Тамары Морозовой. Голубеводы района: фото на память. По старинному поверью на Русальную неделю… Нина Плахова, учитель Топовской школы. В воскресенье мы отпраздно - вали Троицу. С ней связано мно - го народных традиций, примет, обрядов. А я хочу вспомнить ещё об одном обычае наших предков – праздновании Русальной не - дели. Её финалом служит обряд проводов русалок. И хотя христианская церковь не признаёт этих древних сла - вянских празднеств, нельзя не согласиться, что это история на - шего народа, которую мы долж - ны знать. Тем более, что не так давно в некоторых сёлах района ещё жила традиция на 7-й день после Троицы провожать руса - лок, и я успела стать свидетелем этого всенародного гулянья, в ко - тором принимали участие дере - венские жители. Готовились к нему заранее: шили костюмы, чучела, масте - рили маски и головные уборы. В следующее за Троицей воскре - сенье, именуемое Русальным заговением, по деревне в сопро - вождении гармониста шла тол - па ряженых. На большой поляне устраивались гулянья с песнями и хороводами, игры и общие тра - пезы. Затем хороводы делились на две части, которые начинали между собой шуточную борьбу за обладание заранее изготов - ленным чучелом русалки. В кон - це концов чучело сжигали на ко - стре или рвали на части и раз - брасывали по полям. Внимательно изучив книги с описанием старинных обрядов и обычаев, я узнала, что празд - ник основывается на вере на - ших далёких предков в русалок, которые, по поверью, раз в году, на Русальной неделе, появляют - ся на земле и становятся види - мыми для людей. Поэтому в Ру - сальную неделю следовало быть осторожными, не купаться в во - доёмах, а в лес и поле не ходить в одиночку. Старики рассказыва - ли молодым байки, что когда-то видели, как русалки расчёсыва - ли свои длинные волосы на бе - регу пруда, или раскачивались на ветвях деревьев, или бегали во ржи и хлопали в ладоши, что они обладали неземной красо - той, перед которой не мог усто - ять ни один мужчина. Их магическая сила мог - ла проявляться как с положи - тельным, так и с отрицательным знаком. С одной стороны, они осмысливались, как хранитель - ницы урожая, от которых зависе - ло количество влаги, получаемое в течение лета полями. Считали, что «где русалки бегали и рез - вились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родит - ся обильнее». С другой сторо - ны, они могли наслать сокруши - тельные бури, проливные дожди с градом. Повсеместно бытова - ли поверья об опасности встреч русалок с человеком. Они могли защекотать, напугать, утопить. Встреча с русалкой могла закон - читься для человека продолжи - тельной болезнью, а познавший любовь русалки или хоть раз по - целованный ею вскоре умирал от тоски или заканчивал жизнь самоубийством. Наши далёкие предки верили, что почитание праздника русалок, хорошо про - ведённый обряд их проводов га - рантировали на весь год доброе отношение этого опасного и все - ляющего страх существа. В последний раз этот празд - ник устраивался на территории района лет сорок тому назад. ЧИТАТЕЛИ И ГАЗЕТА - Какие-то варвары всё рас - курочили, грибки сломаны, воз - можно, их хотели сдать на ме - талл, доски со стола исчезли. Как заниматься благоустрой - ством с такими людьми? Для кого мы это делаем? После звонка стало больно и обидно: и за тех, кто под промоз - глым ветром наводил там порядок, и за главу сельсовета Н. М. Мер - кулова, который старался для лю - дей, хлопотал насчёт краски, до - сок, транспорта, и за будущих от - дыхающих, которые так и не успе - ли порадоваться на результат это - го труда. А ещё сделалось против - но от того, что есть среди нас те, кому наплевать на других: они спо - собны лишь на то, чтобы красть, ломать и портить – трусливо, под - ло, под покровом ночи. Какую же психологию надо иметь, чтобы по - лучать удовлетворение от совер - шения гадких поступков? Кто вос - питывал этих людей? Чем дольше я размышляю над этим вопросом, тем страшнее ста - новится. Вы помните клумбу на по - вороте на Астапово? Недолго она радовала глаз проезжающих мимо людей. Потому что некоторые из них возвращались с наступлени - Для кого мы это делаем? Светлана Дроздова. Не успела, как говорится, просохнуть типографская краска га - зеты, в которой мы рассказывали о состоявшемся на Головинщин - ском пруду субботнике, как в редакцию позвонил взволнованный и возмущённый мужчина – один из организаторов мероприятия: ем темноты, чтобы «приватизиро - вать» понравившиеся цветы. Те - перь от красоты на клумбе не оста - лось и следа: беспорядочно раз - рослись лишь самые неприхот - ливые растения, не пользующие - ся особым спросом у «любителей прекрасного». А у тех, кто за ней ухаживал, опустились руки. Подобная ситуация повторяет - ся и с клумбой в окрестностях села Острый Камень. Хорошая задум - ка по обустройству на живописном холме места отдыха закончилась тем, что часть высаженной расса - ды цветов выкопали в первую же ночь. Как эти цветы могут радовать новоявленных хозяев, если явля - ются каждодневным напоминани - ем о совершённом воровстве? На - много ли разбогатели люди, урвав - шие «халявный» пучок рассады? По той же причине заброше - ны и зарастают бурьяном дачные участки: воровали и рассаду, и вы - ращенный урожай, и всё, что мож - но было унести из построек. Во всех муниципалитетах об - ласти взят курс на благоустрой - ство, проводятся смотры и объез - ды. К тому же наш район признан самым привлекательным для тури - стов. Значит, поток гостей к нам бу - дет только увеличиваться. Что мы им покажем? Опустошённые клум - бы? Раскуроченные скамейки? Мешки с мусором по посадкам? Когда же нам будет стыдно за са - мих себя? Возможно, такое постыдное поведение является одним из отго - лосков эпохи воинствующего ате - изма, когда с людей сняли нрав - ственную узду, отучив бояться гре - ха, а главные заповеди, в том чис - ле «не укради», превратили в пу - стой звук? Сколько ещё времени пожинать нам эти плоды? Изме - нится ли когда-нибудь сознание людей? Поверьте, мне и самой хоте - лось бы, чтобы поводов для напи - сания подобных материалов ста - новилось меньше. С наступлением весны от воров ме - талла не стало покоя. В одну из апрель - ских ночей на улице Ленина со всех ко - лодцев были украдены чугунные люки. У соседа сняли с сараев две металли - ческие двери. Ломают изгороди, чтобы с деревянных столбов снять накладки (ку - ски рельсов), воруют трубы. В бывшей школе №5 разворотили всё в поисках ме - талла. Мне, например, третий раз прихо - дится чинить изгородь из-за этих варва - ров. А ведь скупщики лома знают, что к ним привозят краденое. Считаем, что давно настало время запретить приём металлолома на дому, где не ведётся учёт клиентов, нет видео - камер, и часто расчёты ведутся не толь - ко наличными деньгами, но и бартером. Надеемся также, что на эту пробле - му обратят самое пристальное внимание правоохранительные органы и местная власть и защитят население от этой на - пасти. Жительница посёлка Т. Андреева. Что принимают в пункте приёма металла? БЛАГОУСТРОЙСТВО. Водоразборную колон - ку на ул. Л. Толстого водяники убрали, а порядок после себя не навели. Жители возмущены: неужели нужно до - ждаться беды, чтобы заделать яму? нам пишут Юрий Першин, председатель клуба. Голубеводство имеет тыся - челетнюю историю. В мире че - ловеком выведено огромное ко - личество пород голубей, разно - образных по цвету, формам, пе - рьевому украшению. На Руси издревле голубь счи - тался птицей Божьей, и отноше - ние к ней было соответствую - щим. В годы войны донесения, по - лученные при помощи голубей- связистов, спасли жизни тысячам солдат. Сейчас голубеводство - хобби дорогостоящее. Кроме помещений для голубей и оборудования заку - пается корм, лекарства, вакцины. Птиц для разведения зачастую по - купают далеко от дома и за боль - шие деньги. В посёлке много голубево - дов, от общения с этими красивы - ми птицами они получают эстети - ческое наслаждение, положитель - ные эмоции. Подавляющее боль - шинство не употребляют алкоголь – на это нет времени. Ведь за го - лубями нужен ежедневный кругло - годичный уход, постоянные трени - ровки к длительным полётам. А не - которые занимаются голубями всю жизнь (В. Абрамов, А. Тушов, А. Пронин, Ю. Архипкин) и, несмотря на преклонный возраст и состо - яние здоровья, продолжают дер - жать птиц. В районной газете неоднократ - но печатались статьи о голубях на разные темы. Мы часто производи - ли живой салют голубями на раз - личных празднествах. В 2010 году Мы тоже любим природу ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ. Членов районного клуба голубеводов взволновала газетная публикация «Котам объявлена война?» на День посёлка была организова - на показательная выставка деко - ративных голубей. Сейчас от разных проблем на - растает ожесточение в обществе. Ругают всех и всё: президента, правительство, начальников, сосе - дей. Теперь у каждого своя прав - да: размахивают ею, как шашкой, только головы летят вокруг. Вот и в газете № 56 от 27 мая в статье «Котам объявлена война?» выдви - нуты жёсткие обвинения в адрес «голубятников» (правильно, голу - беводов). Такое впечатление, что все пропавшие кошки преднаме - ренно убиты. А разве они не могут умереть от поедания отравленных грызунов? Или погибнуть под ко - лёсами машин? Или оказаться вы - везенными соседями в другое ме - сто для сохранения купленных цы - плят? Просто умереть вне дома от кошачьих болезней? А породистых могут и украсть. Кстати, все породистые кошки, даже метисы - не охотники на го - лубей, проверено десятками лет наблюдений. А вот выброшенные на произвол судьбы «сердоболь - ными» владельцами, бездомные и голодные, в большинстве случа - ев - да. Хозяин обрекает их на та - кое существование, подкидывая куда ни попадя котят и выбрасы - вая взрослых животных. Жилищем для них становятся сараи, подва - лы, чердаки, а столовой - мусор - ные баки. Но в статье обвиняют голу - беводов, которые якобы «реши - ли уничтожить всех до единого ко - тов и кошек». И ещё автор взыва - ет «к совести убийц, истребляю - щих домашних животных»… На комбикормовом заводе уже отрав - лены сотни голубей, грачей, воро - бьёв. Производится отлов (или от - стрел?) бездомных собак. Это счи - тается вынужденно-необходимой мерой (без комментариев). И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ Не вешайте всех собак в виде пропавших кошек на головы голу - беводов. Поверьте, мы тоже любим животных и природу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz