Народное слово. 2017 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 6 июня 2017 г. * № 60 (10795) * 3 Фото Тамары Морозовой. МНЕНИЯ С 1 мая 2017 года комму - нальные отходы в сель - ских поселениях района собирает «Региональная многопрофильная компа - ния» (РМК) Большинство жителей восприняли это положитель - но, так как «мусорную» про - блему давно уже пора ре - шить. Татьяна Евтеева, глава сельского поселения Знамен - ский сельсовет: - В Знаменском люди до - вольны тем, что отходы соби - рают. Не важно, кто их вывозит, главное – проблема решена, и не нужно думать о том, куда деть мусор. Тем семьям, где пропи - саны, к примеру, четыре чело - века, а проживают три (один жи - вёт и работает в Москве), сель - совет выдаёт справку. Сергей Иванов, житель по - сёлка Лев Толстой: - Я считаю, что это очень даже удобно, когда в опреде - лённое время подъезжает спец - машина, забирает пакеты с му - сором, прессует их прямо в ку - зове, что увеличивает место, и продолжает путь по маршруту. Это правильно, и вообще, дав - но нужно было перейти к но - вому предложению по оказа - нию такого вида коммунальных услуг. Зоя Вольюн, жительни - ца посёлка совхоза имени Л. Толстого: - Мы стали ближе к цивили - зации, мусор собирают каждую неделю по субботам. И не надо волноваться о том, куда его де - вать. Всю зиму, к примеру, кто-то складировал отходы в посадке, что напротив нашего дома. Со - бирать его пришлось нам, пото - му что лес должен быть чистым, там гуляют наши дети. Думаю, каждый человек обязан платить за вывоз мусора, как платит за газ, свет и воду. За всё надо платить КРАЕВЕДЕНИЕ. Село относится к Октябрьскому сельскому поселению, располагается вдоль дороги на Чаплыгин Уголок России. Астапово Думайте о будущем Очень часто мы слышим призыв отказаться от получе - ния заработной платы «в кон - верте». Но почему же такой ме - тод борьбы с правонарушени - ями работает не столь эффек - тивно, как должен? Дело в том, что преиму - щественно «серую» или во - все «чёрную» зарплату полу - чают молодые люди, для кото - рых важно «здесь и сейчас». В 25 лет, после окончания учреж - дения профессионального об - разования, мало кто задумыва - ется, как жить в случае утраты заработка, какая сумма пенсии его ожидает через 30-40 лет. Так вот, пособия по времен - ной нетрудоспособности, мате - ринству и детству рассчитыва - ются из той самой официаль - ной части заработной платы. Соответственно, чем она мень - ше, тем скуднее будет посо - бие. Сегодня работник, соглаша - ясь на зарплату «в конверте», получает немало. Но как толь - ко такой сотрудник заболеет или уйдет в отпуск по уходу за ребёнком, он перестанет полу - чать большие выплаты от рабо - тодателя. Подумайте о своём буду - щем уже сегодня, скажите «се - рой» зарплате: «НЕТ!» ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Тамара Морозова. Покровское, Астапово или Остапово Астапово – старинное село при озере Остапово. Оно возникло не позднее 17 века и впервые упо - минается в окладной книге в 1676 году. В селе действовала деревян - ная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а село, где насчиты - валось 49 дворов, называлось По - кровским. Позже в документах его чаще называли Остапово (от русифи - цированного греческого имени Ев - стафий). Такая трактовка назва - ния распространена в современ - ных топонимических словарях. В конце 19 века село стали на - зывать Астапово: как произносили, так и писали. В журнале «Русский паломник» за август 1906 года зна - чится: «В трёх верстах от Алексан - дровского хутора большое село Астапово принадлежит двум уез - дам: Данковскому и Раненбург - скому. Здесь два храма, оба дере - вянные. Озеро, говорят, дна не до - стать». Первыми поселенцами были служилые люди, казаки, несшие го - судареву службу по защите южных рубежей России. В исторических хрониках упоминаются рейтарские дворы, драгунские жёны. С момен - та наступления мирного времени, в конце 17 – начале 18 веков, на - селение села стало увеличивать - ся. В 1782 году здесь уже насчиты - валось 110 приходских дворов. Покровскую церковь освяти - ли в 1640 году на праздник Покро - ва Пресвятой Богородицы. Свое - го священника не было, службы проходили по большим праздни - кам. Постоянный священник поя - вился лет через 15. Новую дере - вянную церковь построили в 1800 году, но к 1865 году она совершен - но обветшала. Её разобрали, а на том месте построили ещё одну - с колокольней. Во владении церкви было три десятины усадебной и 33 пахотной земли. В приходе числи - лось 210 дворов, в которых прожи - вали 1398 человек. В 1861 году была открыта пер - вая церковно-приходская школа. Благодаря уцелевшим докумен - там известны имена священнослу - жителей церкви Покрова Пресвя - той Богородицы. Первыми упоми - наются священники Харитон Лаза - рев, Иоанн Савельев, Кирилл Те - рентьев. Помимо ныне существующей версии происхождения назва - ния села, недавно в исторических материалах обнаружилась ещё одна. В третьем томе «Историко- статистического описания церквей и монастырей Рязанской епархии» священника Иоанна Добролюбо - ва за 1888 год говорится: «Оста - пово, выселившееся, по сохранив - шемуся местному преданию, в по - ловине прошлого столетия из села Остапово Епифанского уезда, на - ходится близ большой дороги, иду - щей из Данкова, и в виде дуги рас - положено по берегам Остаповско - го озера». Димитриевская церковь и первые школы Далее в книге идёт речь о стро - ительстве в 1767 году второй де - ревянной сельской церкви – Ди - митриевской (вмч. Димитрия Со - лунского). В 1842 году она была разобрана, а на её месте при со - действии генерала Иванова и всех прихожан построена новая. «Дли - на её не превышает 36, а ширина – 12 аршин». Храм вмч. Димитрия Солунского возвышался на берегу озера и был необыкновенно кра - сив. В состав Димитриевского при - хода, который затем стал отно - ситься к Раненбургскому уезду Троицкой волости, входила часть села Остапово с 97-ю дворами и «деревня Вишенки, Козловка тож с 45 дворами». В приходе в 1885 году «проживали 1094 человека, из них грамотных было 387 чело - век мужескаго и женскаго пола». В 1870 году при Димитриевском хра - ме псаломщиком Василием Ми - хайловичем Перехвальским в его доме открыта вторая школа. По - печителем школы с 1879 года был крестьянин Н. М. Миляев, законо- учителем – священник П. И. Перов. Учащихся было 31, из них 29 - кре - стьянские дети. По ходатайству сельской общи - ны в 1884 году в селе было откры - то училище, которое испытывало большие финансовые затрудне - ния: библиотека в ней отсутство - вала, пособия получали из епархи - ального училищного совета. Последний астаповский свя - щенник Александр Спешнев был зверски замучен в годы гонения на церковь. Об этом есть свиде - тельство в книге «Красная пасха», вышедшей в Москве. Оба храма были уничтожены в 30-е годы про - шлого столетия. В 2006 году на ме - сте Покровской церкви установлен Поклонный крест. В доме священ - ника в настоящее время находит - ся сельский клуб. Застава на южных границах Московского государства Местные жители делили село на три части: за озером – Миля - евщина, вдоль дороги по улице – Ильилищна и в конце села – Над - ворщина. В своей книге «История посёлка Лев Толстой и поселе - ний Лев-Толстовского района» А. Больных пишет, что «здесь через какое-то время появилась передо - вая сторожевая застава от Данков - ской крепости в составе 79 чело - век, которые несли службу по де - сять дней, а затем возвращались в Данков, где жили их семьи». Служба начиналась с ранней весны и продолжалась до поздней осени. Несение службы состояло в наблюдении за юго-западным и южным направлениями. Оттуда приходили разведывательные от - ряды крымских и ногайских татар. В случае необходимости об опас - ности сообщалось в войсковые гарнизоны. Место, определённое для расположения заставы, нахо - дилось на возвышенности, было окружено лесом, затруднявшим движение вражеской конницы. Принималось во внимание также наличие озера. Путь, по которому приходили и уходили казаки, был таким: в Дан - ков и обратно они перемещались через сёла М. Знаменка, Срезне - во, Воейково, Астапово. Дорога шла по балкам, лощинам, то есть специально прокладывалась по заниженным местам. Мимо заставы проходила до - рога, называвшаяся «Купеческий» или «Торговый» путь. Она шла с востока на север, по ней купцы везли хлеб, сало и другие товары в Москву. Со временем у астаповских служилых людей появились се - мьи, они расселились вблизи этой дороги. Их наблюдательные пун - кты находились примерно там, где ныне расположены зерносклады. Со временем границы русского государства расширялись. Жизнь в данной местности становилась безопасной. Знатные московские особы получали здесь вотчины и заселяли земли переселенцами из Ряжского, Рязанского и Калужского уездов. Землями владели помещи - ки Муромцев, Власов, Поповы. Крестьянская жизнь В селе жили несколько богатых земельных арендаторов, получив - ших крупные участки на продолжи - тельный период. Многие крестья - не работали у богачей в батраках. Жизнь астаповских поселенцев была нелёгкой. В 1692 году в знак протеста против богатых к бунту прибегли служилые люди. Причи - ной волнений была задержка или присвоение богачами хлебного и денежного жалования рядовых ка - заков, вытеснение их на неплодо - родные земли, запреты на рыбную ловлю в озере, а также пастьбу скота, рубку леса. Волнение было подавлено силой. После реформы 1861 года (от - мена крепостного права) 25 про - центов крестьян остались без зем - ли. Многие из них вынужденно оставляли родные места и уходи - ли на заработки в Москву, где ра - ботали дворниками, носильщика - ми, другие уходили на разработку торфа в Подмосковье. По архив - ным данным 1882 года, «из села выехали 136 человек, что состав - ляло 15 процентов населения». Накануне 1917 года в селе про - живали 1400 человек. Из 210 кре - стьянских дворов лошадей имели 160, коров – 175. В селе работали винная лавка, частный магазин и трактир. В Астапове было много масте - ров дела: вальщики, портные, са - пожники, по обжигу кирпича. Ког - да началось строительство желез - ной дороги, многие бедняки ушли туда работать. Сначала числились просто рабочими. Позже они стали железнодорожниками: работали путейцами, обходчиками, маши - нистами, кочегарами, кондуктора - ми, составителями поездов. Мно - гие становились слесарями, тока - рями, осваивали другие промыш - ленные профессии. Шёл 1898 год, зарождался новый железнодорож - ный посёлок. В застройке села можно выде - лить пять этапов: середина 18 века – строительство полуземлянок, ко - нец 18 века – избы из самана на фундаменте из брёвен, с деревян - ными полами и соломенными кры - шами. В начале 19 века дома ста - ли строить из брёвен на камен - ном фундаменте. Печи с дымохо - дом строились из камня. До сере - дины 20 века дома строились из красного кирпича с применением известкового раствора. В качестве кровельного материала исполь - зовалась солома, реже черепица, жесть. С середины 50-х годов про - шлого столетия дома стали стро - ить из силикатного кирпича. В 90-х годах село было газифицировано. На территории действует сельхоз - предприятие ООО «Хлебороб». На этом месте когда-то стояла смотровая вышка заставы, в настоящее время это территория ООО «Хлебороб». И ЕЩЁ В настоящее время здесь проживает 301 человек. Через село проходит благоустроенная дорога Лев Толстой – Чаплыгин, име - ются частный магазин, современная школа, медпункт, детский сад, клуб, библиотека и почтовое отделение связи. Сельский клуб – ранее дом, принадлежавший священнику. Поклонный крест – место, где когда-то находился Покровский храм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz