Народное слово. 2016 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 5 марта 2016 г. * № 24 (10612) * 3 ЮБИЛЕЙ Анна Алабина – человек-эпоха Я СПРОСИЛ У ПАПЫ С МАМОЙ Вырасту настоящим мужчиной Бесспорно, женщина женственна настолько, насколько муже- ственен мужчина, находящийся рядом с ней. Совсем скоро – празд- ник Весны, а значит, наши мужья, братья, сыновья, любимые бу- дут поздравлять нас, дарить цветы, говорить слова признательно- сти и любви. Любовь, Измена и Колдун На днях жительница нашего поселка Анна Павловна Алаби- на отметила 95-летие. Она быв- ший учитель. За успехи, достиг- нутые в обучении и воспитании детей, в 1973 году ей было при- своено высокое звание «Отлич- ник народного просвещения». Анна Павловна – человек-эпоха, переживший времена сталин- ских репрессий, Великую Оте- чественную войну и многое дру- гое. О на родилась в далеком 1921 году в семье священника. Росла в большой и дружной семье, где воспитывалось четверо детей – два мальчика и две девочки. Был в семье и еще один ребенок, но так случилось, что девочка заболела и умерла. Отца – священника Павла Фо - мича Кузовлева, служившего в не - скольких храмах, дети любили. - Он был очень добрым челове - ком, - вспоминает Анна Павловна. – Когда был дома, уделял нам мно - го внимания: играл с нами, расска - зывал интересные притчи, учил грамоте и жизни. Но нашим воспи - танием занималась мама – Анто - нина Васильевна Кузовлева. Мама держала нас в строгости, приучала к труду, говорила о том, что надо уважать старших. Мы все были ве - рующими, носили крестики, счи - тая, что они охраняют нас от зла и бесчинств. Вера в Бога была зало - жена в нас с детства. Но наступило время разруше - ния храмов, веры в человеке. - Это были страшные годы, - го - ворит Анна Павловна. – Но отец говорил, что веру, которая живет в сердце, разрушить невозможно. И я всегда носила крестик. Даже бу - дучи взрослой и работая в школе. Это было опасно, потому что веру - ющих людей сразу начинали пре - следовать. Носила у сердца, мо - лилась каждый день и просила у Бога прощения за то, что скрываю это от людей. Отца арестовали в 1937 году как врага народа за «ак - тивную контрреволюционную аги - тацию». О том, что его дети выросли честными, справедливыми и любя - щими свою родину людьми, гово - рит многое. К примеру, брат Анны Павловны Николай ушел на фронт в 17 лет, никому не сказав, что он сын священника, и геройски погиб в бою с фашистами в 19 лет. П осле окончания школы Анна твердо решила, что будет учите - лем. Ее трудовая деятельность на - чалась в грозные военные годы. - Нелегко было работать в то время. Бумаги и чернил не хвата - ло, зимой здание не отапливалось, а чернила замерзали. - вспомина - ет Анна Павловна. – Но до сих пор помню, как тянулись дети к знани - ям. Их отцы или воевали на фрон - тах Великой Отечественной вой- ны, или водили на фронт соста - вы с военными грузами, а обрат - но доставляли раненых солдат и искореженную в боях технику. А дети, укутанные в платки и отцов - ские шапки-ушанки, старые ват - ники, подпоясанные веревочкой, жадно смотрели в глаза учитель - ницы и слушали, затаив дыхание. Не знаю такого педагога, которому в те годы были безразличны полу - голодные детские глаза. Свои уроки Анна Павловна ча - сто начинала с сообщения о поло - жении на фронте, где, возможно, находились их отцы и братья, о по - бедах Советской Армии, о герой - ских поступках солдат и простых советских людей. И в военные годы учителя ста - рались дать детям прочные зна - ния, применяли все известные им методики обучения. Тетрадей не было, и школьники писали каран - дашами между газетных строк и на старых книгах, которые приносили из дома. Порой, когда писать было не на чем и нечем, они просто слу - шали учителя, впитывая, как губка, каждое его слово. Нашу станцию бомбили очень редко, но Анна Павловна помнит, как однажды фашистский летчик сбросил бомбу на нефтебазу. - В этот день станция оста - лась без электричества, - вспоми - нает ветеран. – От сильного взры - ва стекла в школе высыпались из рам. Их забили фанерой, и хотя в классах стоял полумрак, занятия продолжались. С учащимися они писали пись - ма на фронт, в которых рассказы - вали бойцам о своей учебе, о жиз - ни станции. А потом дружно чита - ли письма с фронта. Бойцы и ко - мандиры советовали ребятам хо - рошо учиться и любить Родину. Школьники часто навещали ра - неных в госпитале, который нахо - дился в бывшей школе № 19 (зда - ние Свято-Троицкого храма). Пи - сали письма их родным и близким, читали им книги, выступали с кон - цертами. В военные годы отпусков у учи - телей не было. Летом вместе с ре - бятишками они собирали лекар - ственные травы, сушили их и сда - вали в аптеку. Приходилось тру - диться и в колхозах и совхозах. Здесь ребята выполняли любую работу, какую им поручали. И тон в работе задавали учителя, успевая при этом подтягивать отстающих и похвалить тех, кто шел впереди. - Мы знали, что дети приходят в школу голодными, - рассказыва - ет Анна Павловна. – Некоторые жили так бедно, что дома совсем ничего не было из еды. И в школе им ежедневно давали по 20 грам - мов черного хлеба, посыпанного сахаром. У чителям, как и большинству левтолстовцев, тоже жилось не - легко. И они иногда приходили на работу, даже не попив чая, потому что ничего не было. Случалось та - кое и с Анной Павловной. В 1944 году она вышла замуж. Ее супруг Евгений Александрович Алабин был председателем рай - исполкома, в послевоенные годы работал в газете «Путь Ильича», затем снова был направлен на ру - ководящую должность в райиспол - ком. Последние годы работал в районном управлении сельского хозяйства начальником отдела ка - дров. У Анны Павловны две дочери, которые живут в Подмосковье, две внучки и четыре правнука. …О на часто смотрит свой ста - ренький альбом, где есть фотогра - фии каждого ее выпуска и с любо - вью отзывается о тех, кто показы - вал пример и в учебе, и в труде, помнит даже тех, кого учили дру - гие учителя. - В параллельном классе учи - лась худенькая девочка Фаина. Она была очень талантливой, - го - ворит она. – Помню, как-то летом работали в Золотухе. Дети очень устали, но нужно было довести на - чатое дело до конца. И вдруг Фаи - на сначала тихо, а потом все гром - че и громче, запела. Ребята под - хватили песню и даже сами не за - метили, как хорошо и быстро вы - полнили работу. О б учителе часто говорят, что у него не должно быть любимых уче - ников. Наверное, это правильно. Но есть у каждого учителя учени - ки, которые были верными помощ - никами, проявляли активность в октябрятских и пионерских делах, вообще, были такими, что забыть их учитель просто не может. Они первыми откликались на подготов - ку к любому мероприятию, помога - ли отстающим ребятам. Многие из них нашли свое ме - сто в жизни и стали хорошими спе - циалистами. Это Нина Осетрова, Василий Чернавсков, Олег Вере - тенников, Зинаида Гостева, Юрий Андреев и другие. Судьба учителя тесно связана с судьбой школы, где ему довелось трудиться. В те годы школа относи - лась к Московско-Донбасской же - лезной дороге. О том, каких успе - хов добивались учителя началь - ных классов, какие давали знания своим ученикам, говорят многие факты. Вот один из примеров: как- то Анна Павловна была в Москве на курсах повышения квалифика - ции учителей начальных классов, где была признана одной из луч - ших. - Много лет не работала в шко - ле, - говорит ветеран, - но по- прежнему убеждена в том, что учи - тель должен быть мудрым и ответ - ственным, любить детей, быть за - интересованным в их правильном развитии и дальнейшей судьбе. С юбилеем Анну Павловну поздравили заместитель главы администрации района Игорь Архипкин и начальник отдела организационной работы, взаи- модействия с органами местно- го самоуправления и связям с общественностью администра- ции района Андрей Коротеев. Тамара МОРОЗОВА. Фото из семейного альбома Анны Алабиной. В горах, на скале, о беспутствах мечтая, Сидела Измена худая и злая. А рядом под вишней сидела Любовь, Рассветное золото в косы вплетая. С утра, собирая плоды и коренья, Они отдыхали у горных озер. И вечно вели нескончаемый спор - С улыбкой одна, а другая с презреньем. Одна говорила: - На свете нужны Верность, порядочность и чистота. Мы светлыми, добрыми быть должны: В этом и - красота! Другая кричала: - Пустые мечты! Да кто тебе скажет за это спасибо? Тут, право, от смеха порвут животы Даже безмозглые рыбы! Жить надо умело, хитро и с умом, Где - быть беззащитной, где - лезть напролом, А радость увидела - рви, не зевай! Бери! Разберемся потом! - А я не согласна бессовестно жить. Попробуй быть честной и честно любить! - Быть честной? Зеленая дичь! Чепуха! Да есть ли что выше, чем радость греха?! Однажды такой они подняли крик, Что в гневе проснулся косматый старик, Великий Колдун, раздражительный дед, Проспавший в пещере три тысячи лет. И рявкнул старик: - Это что за война?! Я вам покажу, как будить Колдуна! Так вот, чтобы кончить все ваши раздоры, Я сплавлю вас вместе на все времена! Схватил он Любовь колдовскою рукой, Схватил он Измену рукою другой И бросил в кувшин их, зеленый, как море, А следом туда же - и радость, и горе, И верность, и злость, доброту, и дурман, И чистую правду, и подлый обман. Едва он поставил кувшин на костер, Дым взвился над лесом, как черный шатер, - Все выше и выше, до горных вершин. Старик с любопытством глядит на кувшин: Когда переплавится все, перемучится, Какая же там чертовщина получится? Кувшин остывает. Опыт готов. По дну пробежала трещина, Затем он распался на сотню кусков, И... появилась женщина... Эдуард АСАДОВ. Улыбнитесь Разговор двух подружек: - Вчера весь день ходила по магазинам… - Шопинг? - С моей зарплатой - только зыринг! Не вызывает сомнений и тот факт, что мужчин воспитывают женщины: мамы, бабушки, сестры, подруги... Особенно важно, что - бы из мальчика вырос надежный, сильный, добрый и заботливый спутник, на которого можно опе - реться, который защитит в любой ситуации. Много хороших мальчишек вос - питываются сейчас в семьях лев - толстовцев. Один из них ученик 3 «Б» класса школы им. Л. Н. Тол - стого Федор Шумских. Он вместе с другими школьниками принял уча - стие в конкурсе сочинений «Я – мужчина», который был организо - ван отделом опеки и попечитель - ства администрации района. «Сейчас много говорят о том, что настоящих мужчин очень мало. Мне стало интересно, какой же он – настоящий мужчина, что надо делать, чтобы стать им. Я спросил об этом у папы, ведь он наша с мамой опора и защи - та. Он сказал, что мужчина дол - жен в первую очередь нести ответ - ственность за свои решения, быть умным, воспитанным, благород - ным, смелым. Он должен добить - ся того, чтобы его уважали и с его мнением считались. Кроме того, мужчина должен быть сильным, ловким, выносливым. Папа работает в полиции, служ - ба обязывает его быть строгим, справедливым, дисциплинирован - ным. Он и мне советует воспиты - вать в себе эти качества. Для это - го я посещаю спортивную секцию. Родители радуются моим успехам. А еще папа сказал о том, что настоящий мужчина должен ува - жать женщину, даже если это, на - пример, девочка, которая учится с тобой в одном классе или младше тебя. Девчонок обижать нельзя, им надо всегда помогать и за них за - ступаться. Дома я помогаю маме и бабушке, в школе – одноклассни - цам, значит я – мужчина! А что же думает мама о том, ка - ким должен быть настоящий муж - чина? Она подумала и сказала, что это наш папа. Он настоящий герой. Несколько раз папа ездил в коман - дировку в Чечню, где шла настоя - щая война. Но он не испугался, а с честью выполнил свой долг. Мама сказала о том, что мужчи - на всегда должен держать слово, выполнять обещания, как папа. Когда поговорил с родителями, понял, что мне надо очень старать - ся, чтобы вырасти похожим на сво - его папу, дедушку, который тоже был опорой для своей семьи. Быть настоящим мужчиной нелегко, но иначе нельзя, кто же тогда будет защитником Родины и мамы?»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz