Народное слово. 2016 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 24 сентября 2016 г. * № 107 (10695) * 3 Уголок России. Деревня Таранино КРАЕВЕДЕНИЕ. Деревни, как и люди, имеют свою судьбу. Они появляются, переживают свои истории, умирают, оставаясь в памяти людей, рожденных и проживших в них лучшие годы своей жизни Приходите писать диктант Всероссийская акция Всероссийская просве- тительская акция «Большой этнографический диктант» пройдет в каждом субъек- те Российской Федерации 4 октября 2016 года. Участниками диктанта могут стать жители России и зарубеж - ных стран, владеющие русским языком, независимо от образо - вания, социальной принадлеж - ности, вероисповедания и граж - данства в возрасте от 15 лет. Диктант позволит оценить уровень этнографической гра - мотности населения, знаний о народах, проживающих в Рос - сии, и привлечет внимание к эт - нографии, как науке, занимаю - щей важное место в гармониза - ции межэтнических отношений. Задания диктанта будут со - стоять из 30 вопросов. Участ - никам выдадут одинаковые по уровню сложности тестовые за - дания, которые будут состоять из двух частей: федеральных и региональных вопросов. Вы - полнить их нужно будет за опре - деленное время. Общая сум - ма баллов, которые можно на - брать за выполнение всех зада - ний – 100. В России масштабная акция проводится впервые. Организа - торы - Федеральное агентство по делам национальностей со - вместно с Министерством наци - ональной политики Удмуртской Республики, автономная неком - мерческая организация «Ассам - блея народов Удмуртии» при поддержке Общероссийской об - щественной организации «Ассо - циация антропологов и этноло - гов», управление образования и науки Липецкой области, го - сударственное автономное об - разовательное учреждение до - полнительного профессиональ - ного образования Липецкой об - ласти «Институт развития обра - зования». Стать участником диктанта можно, обратившись на любую Региональную площадку его на - писания, независимо от места жительства. Адрес ближайшей Региональной площадки можно найти на сайте www.miretno.r u и в группах «Большой этнографи - ческий диктант» в социальных сетях https://vk.com/miretno48 Площадка в Липецкой об - ласти, ближайшая к Лев- Толстовскому району: Лебедянский район, г. Ле - бедянь, ул. Мира, д. 1 Государ - ственное областное бюджетное профессиональное образова - тельное учреждение «Лебедян - ский педагогический колледж», аудитория 232 (www.lebpedcol. r u ) Подзимний посев советы огородника Под зиму высевают только холодостойкие, скороспелые и хорошо переносящие низкие температуры под пленкой со- рта овощных культур. Морковь – Нантская, Кон - сервная, Витаминная, Олимпия, Несравненная, НИИОХ 336. Петрушка листовая – Обыч - ная, Фестивальная, Карнавал, Кудрявая. Петрушка корневая – Сахар - ная, Альба, Урожайная. Салат листовой – Москов - ский парниковый, Лоло Росса, Берлинский желтый. Укроп – Грибовский. Лук – Стригуновский, Бессо - новский. Свекла столовая – Север - ный шар, Подзимняя плоская (другие сорта идут в стрелку). Три с половиной века тому назад кто-то построил первый дом в деревне Таранино, кото- рая исчезла с карты района поч- ти полвека тому назад. О ней на- поминают лишь всем известный Таранинский лес, затянувшийся зеленой тиной пруд да урожен- цы, расселившиеся по разным сельским поселениям района. Жила-была деревня Совсем мало говорится о Тара - нино в книге А. Н. Больных «Исто - рия поселка Лев Толстой и поселе - ний Лев-Толстовского района». «В 1771 году на месте деревни существовал хутор. Он был распо - ложен на пустоши у Таранина буе - рака. Название буерака и в даль - нейшем деревни пошло от фами - лии проживавшего здесь владель - ца земель. На север от местополо - жения деревни расположены Та - ранинские леса. По территории деревни проходил овраг Бараний, который тянется до Малой Карпов - ки. Южнее деревни Таранино на - ходятся овраги Христов рог и Фо - кин, тянувшиеся от Малой Карпов - ки до реки Ягодная Ряса». Старожилы говорят, что это не совсем верно. Овраги в основном разрезают поля от Карповки до Та - ранина. Нет материалов о деревне и в Интернете. Лишь в одном месте упоминается, что «бывшая дерев - ня Таранино или Булыгины хутора относилась к Домачевскому сель - совету». И тогда мы стали искать тех, кто родом из деревни, чтобы хоть немного узнать о том, как жила она в период своего существования. Одной из бывших жительниц Таранино является Мария Петров - на Мухортых 1940 года рождения, которая в настоящее время живет в селе Домачи. - В конце 50-х годов прошло - го века в деревне насчитывалось чуть более 70 домов, - вспомина - ет женщина. - Храма не было, но имелись небольшой магазин, на - чальная школа, где работала учи - тельницей Елизавета Максимовна Ключенко. На территории деревни был колхоз «Память Ленина». Кол - хоз был бедным, а, следователь - но, и колхозники, в нем работав - шие, жили бедно. Уехать из села в город было трудно. Исход крестьян из деревни был ускорен решением правительства о ликвидации неперспективных деревень. Пожилые люди, меч - тавшие на малой родине закон - чить жизненный путь, уезжали со слезами на глазах. Молодежь же - с радостью и надеждой, мечтая о красивой городской жизни, где не надо трудиться от зари до зари на колхозной ферме. Таранинские бунтари В первые годы своего суще - ствования деревня входила в со - став Троицкого уезда Рязанской гу - бернии. По данным государствен - ного архива в Таранино, которое относилось к Троицкому сельсове - ту, было 26 дворов. Таранино располагалось в не - скольких километрах от Большой и Малой Карповки Раненбургско - го уезда, где жил помещик Нови - ков. Летом 1862 года временно - обязанные таранинские крестья - не отказались платить ему оброк, предусмотренный уставной грамо - той, потому что ни у кого не было на это денег. Два крестьянина хо - дили ночью по дворам и говори - ли односельчанам, чтобы те про - давали свой скарб, но оброк по - мещику не платили, за что неко - торых из них, в том числе и пове - ренных, привлекли к судебной от - ветственности. Дважды оказыва - ли сопротивление и отказывались выдавать властям и помещику сво - их поверенных (в обязанности по - веренных крестьян входило дове - сти до сведения жителей деревни и совершить от имени помещика определенные поручения). Старожилы Семья, в которой жила Мария Петровна Мухортых (девичья фа - милия Илюшина), была большой. Родители – Петр Иванович и Вера Селиверстовна Илюшины работа - ли в колхозе. Были еще дед и ба - бушка, оба 1888 года рождения. Дед умер в 1933 году от огневицы. Петр Иванович был мастером на все руки, но главным его заня - тием было строительство домов. Мать работала телятницей, сви - наркой. В 1946 году семья уехала по вербовке в Калининградскую область, где нужно было подни - мать сельское хозяйство. Отец на - писал заявление, получил пересе - ленческий билет, в который были вписаны все члены семьи, и вме - сте с домашним скотом и скарбом, погрузившись в товарный вагон поезда, они уехали на новое место жительства. В Калининградской области Петр Илюшин пять лет работал в колхозе кузнецом, а Вера Сели - верстовна трудилась в животно - водстве. Но ей не подошел климат, обострилась болезнь щитовидной железы, и семья вынуждена была вернуться в родные места. К этому времени деревня уже относилась к Домачевскому сель - совету и была Карповским отделе - нием совхоза «Домачевский». Се - мья, где было пятеро детей, посе - лилась в своем старом доме. Стар - шие дети Илюшиных учились в Карповской школе, куда ежеднев - но ходили пешком вместе с други - ми деревенскими ребятишками. Между деревней и селом было много оврагов. В половодье в них было полно воды, но школу дети старались не пропускать. Петр Иванович по-прежнему плотничал, занимался строитель - ством, в уборочную трудился на сложных по тому времени маши - нах. Окончив семь классов, Мария стала работать в колхозе «Память Ленина» разнорабочей. Здание, в котором располага - лась Таранинская начальная шко - ла, до революции принадлежало двум богатым братьям. Дом был большой, добротный. Семьи бра - тьев жили через сенцы. В 30-х го - дах кто-то написал на братьев до - нос, их раскулачили, половину дома отдали под школу, в другой жила учительница. Жители Таранина относились к Карповскому приходу. Там крести - ли детей, на карповском кладбище хоронили умерших. - После войны по окрестным селам, в том числе и по Тарани - но, ходили батюшки, - вспомина - ет Мария Петровна. - И хотя роди - тели были на работе, они собира - ли всех детишек и крестили: опры - скивали святой водой, давали кре - стики. В конце 70-х в деревне оста - лось всего два крытых соломой дома, в которых жили престаре - лые бабушки. Остальные жители переселились в Троекурово, Топ - ки, Карповку, молодежь уезжала учиться и работать в Москву, там и оставалась жить. Родная как хлеб деревенька моя Посреди деревни был пруд, по обеим его сторонам – улицы. За околицей выкопали колодец, куда ходили за питьевой водой. Были попытки сделать колодец для удобства жителей в центре, но воды не нашли. Медпункт находился в Карпов - ке, где работала хороший фель - дшер Раиса Григорьевна. До обе - да она вела прием, а после обеда посещала на дому больных и де - тей в Карповке и в Таранино. Клуба в деревне не было. Де - ревенская молодежь собиралась на пятачке, где весело играла гар - монь, под которую танцевали, пели песни и озорные частушки, знако - мились, влюблялись. Летом ходили отдыхать в То - повский поселок, который нахо - дился недалеко. Таранинский лес, земля, кон - тора, конюшни, барский колодец – всем этим владел барин. А где жил он сам, никто не мог вспомнить, да и его самого, похоже, в дерев - не не видели. Говорят, приезжали от него посыльные или поверен - ные люди, привозили приказы или распоряжения. Но зачастую спо - ры между крестьянами заканчива - лись, как в некрасовском стихотво - рении: «Вот приедет барин, барин нас рассудит...» Со временем в деревне ста - ли появляться кирпичные дома, потому что многие крестьяне на - учились делать кирпич. Часть до - мов самых бедных были из глины с добавлением соломы. У многих по вечерам горели лучины, у тех, кто был побогаче, были керосино - вые лампы. В 1966 году Мария Петров - на Илюшина вышла замуж, взяла мужнину фамилию Мухортых и пе - реехала жить в Домачи. У нее трое детей, один внук и две внучки. - После войны многие семьи возвратились в Таранино, - рас - сказывает бывший житель дерев - ни Виктор Евдокимов. - В середине 60-х школу закрыли, деревенские ребятишки, которых тогда насчи - тывалось человек пять или шесть, ходили учиться в Карповку к Ели - завете Максимовне Ключенко. Моя мать Федосья Дмитриевна работа - ла в Карповском отделении совхо - за разнорабочей, отец Петр Евдо - кимов был слесарем. Когда Виктору исполнилось 13 лет, он, как и его родители, стал работать в колхозе, восьмилетку заканчивал в вечерней школе. По - сле службы в армии трудился ком - байнером, трактористом, в настоя - щее время живет с семьей в селе Топки, где 43 года назад получил квартиру в совхозе «Пламя», ког - да директором хозяйства был Ни - колай Игнатович Николаев. Послесловие Место, где была деревня, мы нашли с большим трудом – уже ни - что не напоминает о том, что здесь жили люди – со своим радостями и горестями, счастливыми поворота - ми в судьбе и печальными. Обва - лился и исчез с лица земли глубо - кий в прошлом колодец со студе - ной, хрустальной водой. Затянулся и обмелел когда-то огромный пруд, где, по рассказам, можно было ло - вить рыбу кошелками, и на всех ее хватало. …Шумит на ветру Таранин - ский лес, колышутся травы, вырос - шие на месте бывших крестьян - ских усадеб. Много тайн хранят о деревне вековые деревья. Но ни - кому они не расскажут о том, что было – все в прошлом. Заросший тиной старый пруд в Таранино. Семья Евдокимовых из села Топки. Фото Светланы Дроздовой. Тамара Морозова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz