Народное слово. 2016 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 21 июля 2016 г. * № 79 (10667) * 3 21 июля – праздник Казанской иконы Богородицы Служба в храме святого Сергия Радонежского И здавна на Руси славится об - раз Богоматери, а празднества, связанные с ним, не случайно име - ют особое значение для всего пра - вославного люда. Одним из самых любимых и почитаемых в народе считается праздник Казанской ико - ны Божией Матери. Обычно имен - но этой иконой благословляют мо - лодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смо - трел на юных христиан. Она ука - зывает верный путь (или правиль - ное решение) всем сомневающим - ся. Эта удивительная икона также обладает многими целительными свойствами, но наиболее она из - вестна многочисленными случая - ми исцеления верующих от слепо - ты и других проблем со зрением. В ереница удивительных со - бытий началась после ужасного пожара, произошедшего в Казани летом 1579 года, который оставил без крова многих казанцев. Сре - ди погорельцев оказалась и дочь местного стрельца девятилетняя (по некоторым источникам – один - надцатилетняя) Матрена (или Ма - трона) Онучина, которой вдруг явилась во сне Богоматерь, ука - завшая девочке место, где нахо - дится под землей Ее икона. На пе - пелище в указанном во сне месте и была выкопана Матреной ико - на, завернутая в ветхий рукав муж - ской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что на - писана. К ак попала она в землю – тайна Казанской иконы. Крестным ходом перенесли чудесную икону (через расположенную вблизи цер - ковь свт. Николая) в первый право - славный храм Казани – Благове - щенский собор. И вот тут-то (бук - вально по дороге) Казанская Бо - городица начала проявлять чуде - са исцеления, первые из которых коснулись местных слепцов Иоси - фа и Никиты. Образ торжествен - но перенесли в приходскую цер - ковь Николы Тульского, настояте - лем которой был тогда благочести - вый иерей, будущий патриарх Гер - моген, погибший от рук поляков за свою верность православию и при - численный к лику святых. Будущий святитель и составил первое опи - сание явления Казанской иконы к царю в Москву вместе с точным списком обретенной иконы. Ц арь повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отро - ковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в но - вой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен для хране - ния Казанской обширный собор, в обитель делались обильные вкла - ды утварью, образами, ризами; чу - дотворная была обложена царски - ми дарами – золотом, драгоцен - ными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой ста - ла бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. И кона Божией Матери Казан - ская вдохновляла русских ратни - ков в период Смутного времени при освобождении Москвы от по - ляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Петр I молился о даровании победы русскому вой - ску (этот список в настоящее вре - мя находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга). В 1812 году на - кануне отъезда в действующую ар - мию перед чудотворной иконой Бо - жией Матери молился князь Миха - ил Кутузов. Д о сих пор историки и обыва - тели спорят, был или нет воздуш - ный крестный ход, который чудес - ным образом остановил наступле - ние немцев, стоявших на ближ - них подступах к Москве. Будто бы по тайному приказу Сталина над городом, окруженным фаши - стами, поднялся самолет, на бор - ту которого находилась икона Бо - городицы. В дальнейшем различ - ные варианты легенды присваива - ют честь спасения Москвы разным образам. Настойчиво упоминается также и Владимирская икона. Су - ществует также вариант, соглас - но которому с Тихвинской иконой совершался воздушный крестный ход, а Казанский образ был проне - сен по оборонительным позициям. Н и свидетельств летчика, ко - торый мог выполнить этот полет, ни воспоминаний священников, совершавших молебен, не сохра - нилось. Остается лишь предпола - гать, что документы, которые мог - ли относиться к событиям декабрь - ских дней 1941 г., были либо засе - кречены, либо вовсе отсутствова - ли как факт. Спустя год опублико - ваны, однако, воспоминания одно - го из охранников столичного пра - вительства: «Когда я стоял однаж - ды на посту у Боровицких ворот, мимо проехала машина с тремя священниками с бородами и кре - стами, и лишь позже выяснилось зачем. Через несколько дней са - молет «Дуглас» поднялся в воздух с иконой Казанской Божьей Мате - ри и трижды облетел Москву. За - тем состоялся крестный ход вдоль оборонительных сооружений. То ли по случайному изменению в по - годе, то ли действительно по веле - нию высших сил, но тут же нача - лось резкое похолодание и пова - лил густой снег». В продолжение чудесных со - бытий Казанская икона посетила Сталинград, где перед ней шла не - престанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Го - ворят, что лик Богородицы был об - ращен к нашим войскам на пра - вом берегу Волги и немцы не смог - ли перейти реку, сколько ни пыта - лись. Сталинградская битва нача - лась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сиг - нал к наступлению. Аналогичные события предшествовали побед - ной Курской танковой битве. О дин из офицеров, принимав - ших участие в штурме Кенигсбер - га в 1944 г., вспоминал: «наши вой - ска уже совсем выдохлись, потери были огромны. Вдруг видим: при - ехал командующий фронтом, и с ним священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот попов привез - ли, сейчас они нам помогут!..» Но командующий быстро прекратил эти шуточки, приказал построиться и снять головные уборы. Священ - ники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы в недоу - мении смотрели: куда это они идут во весь рост-то? Их же всех пере - бьют. Со стороны немцев была та - кая стрельба – огненная стена! Но они спокойно шли на огонь. И вдруг стрельба оборвалась, как по приказу. Тогда был дан сигнал – и наши войска с суши и с моря нача - ли общий штурм Кенигсберга. Про - изошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен». Как потом в один голос рас - сказывали пленные, перед самым штурмом в небе появилась Мадон - на (так они называют Богородицу). К азанская икона – незыбле - мое напоминание о милости Бого - родицы к русской земле, о заступ - ничестве Ее за нашу страну в тя - желейшие для России годы и ис - пытания. Как в старые добрые времена, на протяжении последних не - скольких лет 18 июля, в день обретения честных мощей преподоб - ного Сергия, в храме села Сланское совершаются праздничные бо - гослужения. Словно несколько веков назад, в престольный празд - ник здесь снова мерцают свечи, с клироса раздаются голоса пев - чих, а в воздухе витает запах ладана. И не важно, что количество при - хожан теперь можно пересчитать по пальцам, стены утратили свою великолепную роспись, нет колоко - лов, да и богослужение здесь про - водится лишь дважды в году – на Сергия летнего и Сергия осеннего. Главное, что один из самых древ - них храмов в районе снова живет и функционирует. Кто знает, может быть, настанут времена, когда он будет полностью отреставриро - ван. Есть основания считать, что деревянная церковь появилась в Сланском до 1657 г., потому что в архивных документах, датирован - ных этим годом, населенный пункт именуется уже селом, а не дерев - ней, как было раньше. Село Сланское с деревянной церковью «отца нашего Сергия Радонежскаго Чудотворца» упо - минается и в окладных книгах Ря - занской митрополии 1676 г. «У тое церкви двор попа Иосифа… Цер - ковной земли, сенных покосов и рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви пятьдесеть дворов де - тей боярских». Во второй половине июля 1839 г. в Сланском у родителей своего товарища Павла Покровского по - бывал преподаватель Липецкого духовного училища Александр Ми - хайлович Гренков — будущий пре - подобный Амвросий Оптинский. Отец Павла священник Сергиев - ского храма Стефан Феодотович принял Александра с тою же ро - дительскою любовью и радостью, как и родного своего сына. Имен - но здесь у молодых людей роди - лась идея сходить в с. Троекуро - во к уже широко известному в то время затворнику Илариону, где будущий оптинский старец полу - чил от подвижника определивший всю его последующую жизнь со - вет: «Иди прямо в Оптину, ты там нужен». Любопытно, что дядя Пав - ла Степановича Покровского Ан - дрей Феодотович Сланский, сам являвшийся сыном священника с. Сланское, впоследствии стал ино - ком Оптиной пустыни и пользовал - ся уважением со стороны братии. В 1867 г. вместо пришедшей в ветхость деревянной церкви в Сланском на средства прихожан и усердием местного помещика Ни - колая Александрова построена ка - менная церковь прежнего храмо - наименования. В приходе Серги - евского храма в это время насчи - тывалось 282 двора, в которых проживали 1 129 мужчин и 1 199 женщин. К 15 мая 1922 г. в рам - ках кампании по изъятию церков - ных ценностей «для борьбы с го - лодом» из Сергиевской церкви изъято 3 ф. 39 золот. серебра. В 1931 г. часть храма с. Слан - ское была отобрана у верующих под зернохранилище. В 1933 г. свя - щенник Сергиевского храма Иоанн Егорович Фёдоров был арестован за антисоветскую агитацию против колхозного строя и осуждён на 5 лет заключения в исправительно- трудовом лагере. При служившем после него священнике Николае Васильевиче Розанове в 1935 г. церковь св. Сергия Радонежского была окончательно закрыта и в по - следующее время использовалась местным хозяйством для своих нужд. Проживавший в Сланском о. Николай Розанов в 1937 г. был аре - стован за антисоветскую агитацию и приговорён к расстрелу. Восстановление храма нача - лось в 1996 г. по инициативе жи - тельницы Москвы Р. А. Вилковой. Был вновь создан приход. За последующие годы храм был отремонтирован снаружи, по - крыт железом. В 2008 г. выполне - ны работы по благоустройству тер - ритории вокруг церкви, ремонту ступенек и бетонированию отмост - ки. Но регулярные богослужения в Сергиевском храме до сих пор не совершаются, поэтому прихожан окормляет настоятель Никольско - го храма села Острый Камень про - тоиерей Роман Курлыкин. Светлана ДРОЗДОВА. (При подготовке использованы материалы из книги А. Ю. Клокова и А. А. Найденова «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии»). Крупицы духовной мудрости Фото Светланы ДРОЗДОВОЙ. ♦ Кто имеет живую веру, тот имеет Божие благословение. ♦ Пусть никто в храме не забо - тится о делах домашних. Напро - тив, надо и дома размышлять о церковном учении. ♦ Приходи в храм не с тем, чтобы укорять других, а чтобы за - тем обратить и торжище в цер - ковь. Приди за духовным оружи - ем, чтобы защищаться и не полу - чить смертельной раны от невиди - мых врагов. ♦ Храм есть жилище Бога. Здесь обитают любовь и мир, вера и целомудрие. ♦ В отвращении сердца от мира сего состоит почти вся сила хри - стианского благочестия. ♦ Если сердце не согрето лю - бовью, то христианину нет никакой пользы от его благочестия. ♦ Не утрать нелицемерного благоговения, которое состоит в том, чтобы удерживаться «от вся - кого рода зла». ♦ Если ты избрал для себя бла - гоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благого - вения не внушил тебе чуждого по - мысла, а именно: тщеславия и гор - дыни. ♦ Не думай о множестве твоих грехов, но вспомни о безконечной благости Божией. Болезни велики, но Врач больше; буря сильна, но Кормчий мудр; души доведены до отчаяния, но есть средство и от от - чаяния. Нет ничего, что могло бы победить Его милосердие. ♦ Дверь Божия всегда открыва - ется стучащему в нее, милосердие радуется обращенному, благодать простирает к нему руки свои. ♦ На примере разбойника вижу, оМилосердный, великующедрость помилования. Глядя на этого зло - дея, никогда не теряю надежды на спасение. ♦ Зачем, спросишь, блудницу принял Христос? Чтобы освобо - дить от порока, показать челове - колюбие, чтобы ты познал, что нет недуга, побеждающего Его бла - гость. Фото с сайта www.prihod.ru.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz