Народное слово. 2016 г. (п. Лев-Толстой)
“Народное слово” 21 мая 2016 г. * № 54 (10642) * 3 ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Занимайся спортом, не ленись Свободное время восьмиклассник школы им. Л. Н. Толстого Ми - хаил Кузовлев посвящает занятиям в секции каратэ: ЮБИЛЕЙ Жизни долгой трудный путь 95-летие отметила недавно жительница нашего поселка Раиса Ивановна Осетрова. С юбилеем ее торжественно поздравили замес- титель главы администрации района Надежда Сергеева и началь - ник отдела организационной работы, взаимодействия с органами местного самоуправления и связям с общественностью админи - страции района Андрей Коротеев. - Спорт приносит мне радость и удовольствие. Пять лет я зани - маюсь в секции каратэ. Это вид восточных единоборств, который позволяет дать достойный отпор противнику. На тренировки хожу с большой охотой. Наш тренер – Александр Сер - геевич Федоров, мудрый и очень интересный человек. Вместе с ним мы постигаем основы восточной философии, закаляем силу воли, учимся ловкости и умению пра - вильно вести бой. За время посещения секции я научился многому и уже получил желтый пояс – это уровень утверж - дения. Недавно выполнил разряд кандидата в мастера спорта. Цвет пояса в каратэ указывает на соот - ветствующую степень мастерства в японском боевом искусстве. Са - мый низкий уровень каратэ – это белый пояс, самый высокий – чер - ный. В нашей группе занимаются 25 мальчиков и девочек. Мы ходим на тренировки пять раз в неделю. За - нятия делают нас не только силь - нее и выносливее, что подтверж - дается завоеванными на соревно - ваниях медалями, но и дружнее. В группе царит дух взаимовыручки, поддержки, товарищества. Тренировки помогли мне при - обрести хорошую физическую форму. Занимаясь каратэ, я понял, что главное – не лениться, тогда не будет возникать вопросов о том, как провести свободное время. Фото Александра БОНДАРЕНКО. В ДЕЖУРНОЙ ЧАСТИ Чтоб буренку не «угнали» Кражи крупного рогатого и другого скота имеют свою специфику и относятся к чис - лу трудно раскрываемых. От скотокрадов страдают те владельцы лошадей, коров, бычков, телят и овец, которые оставляют своих животных на пастбищах без присмотра. В настоящее время живот - ных на частных подворьях не так уж много. Общественного стада, как это было раньше, нет, и хозяева выводят скот на окра - ину сел или в луга, привязыва - ют, и животные пасутся весь день. Владельцы приглядывают за ними, приходят, чтобы напо - ить их или подоить коров. При этом сельчане не дума - ют о том, что создают условия для преступников, которые охо - тятся за легкой добычей. Как правило, воры отвязывают жи - вотное и увозят на машине в ближайший лесок или посадку. Там его забивают, а мясо про - дают перекупщикам. Преступления, связанные с кражами скота, совершаются не только «заезжими гастроле - рами». Крадут и местные жите - ли, как правило, неработающие и злоупотребляющие спиртны - ми напитками. Хозяева могут не рассчиты - вать на то, что увидят свою жив - ность невредимой даже в тех случаях, если преступники най - дены. Кража и сбыт скота про - исходят в течение нескольких часов. Искать улики в таких слу - чаях сотрудникам полиции зат- руднительно. Раскрыть такое преступле - ние по горячим следам сложно, потому что хозяин не знает вре - мени, когда пропало животное. Как обезопасить скот от пре - ступных посягательств? Что де - лать в случае обнаружения его пропажи? Во-первых, на теле животно - го должна быть какая-либо мет - ка. Во-вторых, за пасущимися животными следует пригляды - вать. Чтобы скотину не увели из сарая или загона, необходимо установить прочные запоры. При пропаже животных не - обходимо незамедлительно со - общить участковому уполно - моченному и в дежурную часть полиции. При кражах принять меры к сохранению веществен - ных доказательств и прочих следов преступления до при - езда следственно-оперативной группы. Лето является пиковым мо - ментом краж скота. Но усилий одних полицейских недоста - точно. Необходимо, чтобы вла - дельцы сами принимали меры к сохранности собственного иму - щества. Евгений САДЧИКОВ, начальник уголовного розыска Лев-Толстовсого отделения полиции. В молодом человеке горит огонь, в старом человеке све - тит свет. Надо уметь, пока горит огонь, гореть, но когда прошло время горения — суметь быть светом. Надо в какой-то момент жизни быть силой, а в какой-то момент быть тишиной. Антоний Сурожский, епископ Русской православной церкви, философ, проповедник (1914-2003 гг.) МУДРО Пока горит огонь Небольшой старенький домик бывшей учительницы окружен цве - тущей вишней и зеленью. В нем Раиса Ивановна давно уже живет одна. Дети, а их у нее трое, вырос - ли и разъехались, мужа, участника Великой Отечественной, похоро - нила еще в 1985 году. О нем ей на - поминают лишь старые фотогра - фии, да большой портрет, который носят ее внуки на День Победы в Бессмертном полку. Несмотря на возраст, она суме - ла сохранить в себе жизнелюбие, стойкость, способность и сегодня преодолевать трудности на своей жизненной дороге. Раиса Ивановна родилась в селе Яблоново Краснинского рай - она и была первым ребенком в семье Коростелевых. Отец тру - дился в колхозе, а мама вела до - машнее хозяйство и воспитывала детей. Когда Рае исполнилось во - семь лет, в семье уже были шести - летний Александр, четырехлетний Алексей, двухлетняя Клавдия и новорожденная Мария. Шел 1930 год, принесший в семью большую беду. Иван Ко - ростелев неожи - данно скончался, оставив свою 28- летнюю супругу с пятью ребятиш - ками, младшей из которых было все - го 18 дней… Помнит Раиса, как плакала мама, как ее слезы текли по щекам и па - дали на прижатую к груди млад - шую сестренку. Помнит, как приль - нув к матери, они гладили ее руки, обнимали… В тот год Рая пошла в первый класс. Учеба давалась легко, вот только ходить в школу было не в чем. - Первый класс я закончила хо - рошо, - вспоминает женщина, - а вот во второй не пошла. Еще в пер - вом классе, зимой, я стала учить - ся плести кружева на коклюшках. Работа эта мне нравилась, тем бо - лее, что за кружева давали день - ги, на которые можно было купить хлеб и обувь. Я очень старалась. Мои первые работы были отмече - ны скупщиком, как хорошие. На следующий год вместо уче - бы в школе девочка стала рабо - тать дома. Она научилась быстро и ловко плести красивые ажурные узоры. - Второй год обучения я про - пустила, - рассказывает Раиса Ивановна, - но на следующий год пришла в свой, тогда уже третий класс. Села на свободное место, а когда на урок пришла учитель - ница, я очень испугалась. Дума - ла, что сейчас она выгонит меня из класса или отправит учиться во второй. К счастью, этого не случи - лось. Учительница по-доброму со мной поговорила, похвалила за то, что хочу учиться. Потом помогала мне «догонять» одноклассников, а вскоре я уже была в числе лучших учеников. Вот тогда-то и решила, что когда вырасту, обязательно буду учительницей. Чтобы получить в сельсове - те документ, разрешающий вые - хать из колхоза, девочка изменила дату рождения и, став на год стар - ше, в 37-м году поступила в Лебе - дянское педучилище, где получи - ла специальность учителя началь - ных классов. Справку, а затем и паспорт она получила, потому что была будущей сельской учитель - ницей, чем очень гордилась. Годы учебы пролетели неза - метно. Девушка была активной, любила спорт, на отлично сдала нормы ГТО. Но так как учителей в сельских школах не хватало, после второго курса ее направили рабо - тать в начальную школу села Тро - ицкое Лев-Толстовского района. - Работая в шко - ле, я продолжа - ла учиться заоч - но, - говорит Раи - са Ивановна, - два раза в год ездила сдавать. экзамены. Все было бы хоро - шо, если бы не на - чалась Великая От - ечественная война. В 42-м году ей пришла повестка из военкомата о призыве на фронт, но по какой-то причине в группу связисток она не попала. Через полгода ей снова пришла повест - ка, в которой говорилось о том, что она призывается на фронт и должна взять с собой кружку, лож - ку и другие необходимые вещи. Об этом девушка решила сказать ди - ректору школы. - Ну вот, - говорила она седов - ласому Михаилу Михайловичу Буз - далину, - ухожу на фронт. Я, конеч - но, не ворошиловский стрелок, но стреляю метко. И она показала ему листок с печатью. Директор приподнял очки: - Какой фронт? Оставь мне по - вестку, иди учить детей. Я сам раз - берусь с твоим призывом. Какой и с кем у него состоялся разговор Раиса Ивановна не зна - ет. Но повестки из военкомата ей больше не приходили. В мае 1945 года в селе празд - новали победу над фашистами. Стали возвращаться с фронта сол - даты. В этом же году она познако - милась, а вскоре вышла замуж за бывшего минометчика Василия Осетрова. Но служба в армии для него тогда еще не закончилась. До - мой он возвратился в начале 1947 года. Молодая супруга встречала своего суженого с восьмимесяч - ной дочерью на руках. С первых дней работы в школе Раиса Ивановна зарекомендова - ла себя строгим, требовательным, дающим прочные знания детям пе - дагогом. Но однажды, когда в село приехал новый председатель кол - хоза с женой-учительницей, ее пригласили в районный отдел об - разования и предложили долж - ность заведующей начальной шко - лой в другом селе. - Мой муж тогда работал учи - телем физического воспитания и военной подготовки в школе № 42 имени Л.Н. Толстого, - вспоминает Раиса Ивановна. – А мне предло - жили работу заведующей школой в Воеково, которое находилось всего в нескольких километрах от поселка. И я согласилась. В 1952 году Р. И. Осетрову на - градили медалью «За отличие» и почетным знаком «Отличный ад - министратив - ный работник». В 1954 году школу закры - ли, Раисе Ива - новне предло - жили место во - жатой в школе, где работал ее муж. Они жили при школе с двумя детьми в ма - ленькой комнатке на первом эта - же. Когда появилось место учите - ля начальных классов, женщина снова занялась своим любимым делом. Она помнит то время, когда вся округа уже спала, а в их окне еще долго светился огонек: учительни - ца проверяла тетради, писала пла - ны уроков. С первых дней работы в шко - ле, еще до начала войны, она ста - ралась во всем быть похожей на свою первую учительницу, стать для своих учеников и мамой, и на - ставником, и человеком, который поможет в любую минуту. - Сколько лет прошло, но пер - вый урок помню до сих пор, - го - ворит учительница. – Доверчивые глазенки не отпускали меня ни на минуту на каждом уроке. На пере - мене, окружив меня возле стола, каждый старался незаметно при - коснуться ко мне. Дети любили свою учительни - цу. Встречали и провожали, помо - гали нести сумку с тетрадями, го - товы были всегда быть рядом с ней. 42 года отдала она школе, ста - ралась помочь своим малышам не потеряться в большом мире. Частица ее труда повсюду, где работают ее бывшие ученики: вра - чи и учителя, комбайнеры и по - леводы, фермеры и бизнесмены. Уходя из школы, они взяли с собой все то хорошее, что дала им школа и ее учителя. …Идут года. Вот уже девять с поло - виной десятков раз - меняла старенькая сельская учительни - ца. Каштановые во - лосы давно запоро - шила седина. Но по-прежнему она остается такой же доброй и ще - дрой душой, отзывчивой сердцем. А род Осетровых продолжили пять внуков и семь правнуков. Низкий поклон Вам, Раиса Ива - новна! Ваша дорога, длиною в жизнь, достойна восхищения. Текст и фото Тамары МОРОЗОВОЙ. Село и сегодня начи - нается со школы, а культу - ра села начинается с куль - туры сельского учителя, - считает Раиса Ивановна. - И главная воспитатель - ная сила в сельской школе – духовное богатство, зна - ния и кругозор педагога. …Серебрятся седины, Словно утренний иней. Сколько лет пролетело, Прозвенело струной! Перед Вами, Учитель, Встану я на колени, Перед именем Вашим, Перед Вашей судьбой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz